«Оградим от опасности»
консультация (старшая группа) на тему

Агафонова Ольга Геннадьевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_4.docx16.08 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Тема: «Оградим от опасности»

Проанализировав 573  дорожно-транспортных происшествий в Татарстане, в которых пострадали дети, мы установили, что 80% происшествий произошли в радиусе до одного километра от их дома. То есть в местах, где ребята должны были бы хорошо знать условия движения транспорта, места пешеходных переходов, установки светофоров, заведомо опасные участки. И хотя в дошкольных учреждениях педагоги проводят занятия с детьми по правилам дорожного движения, привлекая сотрудников ГАИ, на радио и телевидении выходят специальные тематические передачи, в различных издательствах готовятся то ситуация к лучшему не меняется. Более того, из года в год детский травматизм растет, дети гибнут и получают увечья по-прежнему большей частью в непосредственной близости от дома.

Этой связи , думаю, читателям будет интересен рассказ об опыте одной матери, научившей своего ребенка соблюдению правил дорожного движения. Она не хотела дожидаться , когда ее ребенка будут обучать ПДД сначала в детском саду, а затем в школе справедливо полагая, что эпизодические занятия большей частью чисто формальные, даже если приглашены сотрудники Госавтоинспекции. Людмила Ивановна была глубоко убеждена, что ответственность за безопасность детей на улицах лежит, прежде всего, на родителях.

Анализ поведения мальчика на улице и дома привел мать к тому, что малыш не осознает опасности. В решении поставленной задачи – помочь детям осознать опасность транспортной среды – есть только два пути. Первый путь – накопление опыта путем проб и ошибок. Выпустить ребенка на улицу с надеждой , что он, в конце концов, наберется опыта, и для очистки совести бросит вдогонку: «Смотри, будь аккуратней, не выходи на проезжую часть» и т.д. – значит предоставить дело случаю. Большинство родителей обеспокоены за своих детей, прибегают к брани, многословным предупреждениям и даже к наказаниям.

Второй путь – обучение. Людмила Ивановна была уверена, что ребенка можно научить выполнять все требования безопасности, не прибегая к запугиванию. Прежде всего, считала она , ребенку необходим внушить , что проезжая часть предназначена исключительно для транспортных средств, а не для игр. Людмила Ивановна верила, что сможет научить сына еще до того, как он пойдет в школу, умению ориентироваться в транспортной среде, прогнозировать развитие ситуаций, правильно определять место, где можно переходить дорогу, а перед переходом быть достаточно терпеливым и всегда оглядываться по сторонам, прежде чем сойти с тротуара.

Алеша рос независимым, живым, смелым мальчиком. И мать с радостью сознавала, что позже когда он повзрослел, эти качества по-прежнему составляли часть его существа. Не ломая его характер, она сумела научить его рассматривать проезжую часть как запрещенное для игр место, когда ему было три года. К тому времени , когда он пошел в школу, соблюдение требований безопасности дорожного движения было доведено у него до автоматизма.

Я попросила Людмилу Ивановну рассказать о своем методе подробно, чтобы читатели смогли им воспользоваться. Вот ее рассказ:

- Метод сравнительно прост, его можно применять и когда ребенок мал и ему еще не разрешают самостоятельно играть за пределами закрытой площадки. Гораздо труднее переучить малыша, если привычка играть или просто выбегать на проезжую часть улицы уже сформировалась. Я начала обучать Алешу еще тогда, когда он сам был не в состоянии отличить улицу от тротуара. Я соблюдала преувеличенную осторожность при переходе улицы, когда рядом со мной был сын. Я всегда останавливалась, чтобы оглядеться, хотя часто беглого взгляда было достаточно для того чтобы убедиться, что улица пуста. Я не пыталась объяснить ему, почему я так делаю. Я старалась выработать бессознательную привычку. Как и все молодые матери, я часто торопилась, но заставляла себя обязательно совершить ритуал «Остановись и оглядись» всякий раз, когда переходили улицу. Я никогда не перебегала вместе с сыном дорогу перед  приближающимся  транспортом, никогда не переходила улицу на красный свет. Алеша играл во дворе на огороженной площадке, пока ему не исполнилось три года. Затем мы приступили к следующему этапу обучения сына правилам безопасности дорожного движения.

Сколько времени потребуется для овладения ребенком дорожной азбуки? Зависит это от двух факторов: как легко ваш ребенок поддается обучению и частично от того, насколько настойчиво вы сами будете добиваться осуществления своего замысла. Если большинство соседских детей, с которыми дружит ваш сын, выбегают на проезжую часть, ваша задача будет действительно непростой. В обучении Алеши этот второй этап занял около недели.

Когда Алеша в первый день самостоятельно играл за пределами огороженной площадки, я отметила территорию, на которой ему разрешалось играть и гулять. Он мог дойти до жилого здания в одном направлении и до переулка в другом. Обочина проезжей части  с низкой интенсивностью движения была его третьей воображаемой оградой. Размеры площадки были определены таким образом, чтобы Алеша все время был в поле видимости, я наблюдала за ним из окна первого этажа. Всякий раз, когда он выходил из дома, я еще и еще раз объясняла ему, что проезжая часть предназначена для автомобилей, а мальчики и девочки могут играть только на газонах и тротуарах. После такого напутствия я бросала все дела и устанавливала постоянное наблюдение. Если Алеша заходил за пределы дозволенной территории, я его тут же забирала домой, где он оставался в течении часа. Час – долгий срок для трехлетнего ребенка. Через час я отпускала его на улицу и все повторялось снова. Я никогда не наказывала сына, никогда не ругала. Простые, но неотвратимые действия стоят больше, чем пустые потоки слов.

Скоро Алеша понял, что если он переступит дозволенную границу, немедленно наступит нежелательный для него результат. Через неделю мы приступили к завершению обучения сына ПДД. Когда мы с Алешей куда-то  шли, я разрешала ему вести себя через дорогу, при этом не забывала сжимать его ладошку. Теперь уже он должен был соблюдать обязательный  ритуал «Найти пешеходный переход или место, где разрешается переход, остановиться и оглядеться» при переходе улицы. Даже не сознавая, Алеша выполнял все правильно по привычке. Через некоторое время я заметила, что сын останавливается в нужном месте и пристально разглядывает улицу, подражая мне, прежде чем ступить на проезжую часть. Так мы превратили бессознательную привычку в осознанную.

По мере того как, умение Алеши правильно переходить улицу совершенствовалось, площадь для прогулки и игр также увеличивалась. Но в силе оставалось правило: ни в коем случае не играть на проезжей части улицы и не выбегать на нее.

Другие родители, которые применили мой метод, говорят, что он достаточно эффективный. И хотя этот домашний план обучения не может гарантировать полной безопасности вашим детям, ведь малыш существенно импульсивное, но верно, что ребенок, испытавший в самом раннем возрасте настойчивое обучение такого рода, имеет как бы выработанную внутри себя защиту. Кратковременный каприз не может разрушить хорошо заложенную привычку.

Меня поразил рассказ этой женщины. Я долгое время занималась проблемой безопасности детей на дороге и по существу мать Алеши не рассказала для меня ничего нового, хотя терпение и настойчивость, с которой эта женщина шла к намеченной цели, и являются тем новым эффективным средством, обеспечившим успех дела. Терпение и настойчивость – то, чего нам так не хватает в повседневной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «ОГРАДИТЕ МАЛЫША ОТ ТОКСИНОВ В БЫТУ»

Консультация для родителей«ОГРАДИТЕ МАЛЫША ОТ ТОКСИНОВ В БЫТУ»...

КАК ОГРАДИТЬ ДЕТЕЙ ОТ БЕДЫ?

В статье даны рекомендации родителям о предупреждении травм и несчастных случаев детей ....

"Как оградить маленького ребёнка от беды"

Задача взрослых состоит не только в том, чтобы оберегать, защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с разными, порой опасными жизненными ситуациями...

Консультация «Как оградить своего ребёнка от вредного влияния современных электронных устройств»

Современным молодым родителям в наш век "космических" скоростей жизни приходится успевать везде. Многие папы работают с утра до ночи, мамы иногда не могут полностью посвятить себя ребёнку, да и домашн...

консультация для родителей «Как оградить детей от зависимости компьютерных игр»

Данная статья разъяснит родителям насколько полезен и вреден компьютер для ребёнка, поможет определить нормы общения с ним....

Консультация "Оградим от опасностей"

Как оградить ребенка от опасностей в быту...

Как оградить ребенка от опасных жизненных ситуаций

В наше активное и не всегда безопасное время необходимо правильно объяснять детям правила безопасного поведения  в быту, в общественных местах . Для этого существует несколько алгоритмов для роди...