Что значит игрушка в жизни ребенка?
консультация на тему

Пушкина Марина Игоревна

В данном материале рассуждается о значении игрушки в жизни ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_znachit_igrushka_v_zhizni_rebenka.docx18.71 КБ

Предварительный просмотр:

Что значит игрушка в жизни ребенка?

   Означает ли она то же самое, что и для взрослого, который ее купил или смастерил? Как постигает ребенок суть того, что мы считаем игрушками? Давайте задумаемся, как мы, взрослые воспринимаем игрушки: как правило, мы оцениваем цену игрушки (“эта дорогая, а эта – дешевая”), назначение игрушки (“это – веселый крокодил, а это – мозаика”), можем оценить ее по внешним данным (“эта – красивая, а эта – непривлекательная”) или даже по престижности (“Барби – это круче, чем кукла Маша”). 

   Но все эти критерии абсолютно ничего не значат для малыша – по крайней мере, до определенной поры, пока мы не внедрим в его голову готовые шаблоны. Но чистое, неиспорченное воспитанием “правильного” использования игрушки, сознание ребенка открыто к творческому взаимодействию с любым объектом (не секрет, что для малыша игрушкой является не только погремушка, мячик и резиновая уточка, но и всё то, что заинтересовало его в окружающем мире: коробка от печенья, тюбик зубной пасты, мамины бусы, папина шляпа… То, что в сознании “правильного” взрослого, конечно же, игрушкой не является. А потому: с этим играть нельзя. С другой стороны, взрослый может ожидать того, что любая игрушка из магазина должна быть, во-первых, интересна ребенку, а во-вторых, что ребенок будет играть с ней “как положено” (погремушкой – греметь, мячик – катать, за куклой – ухаживать и т.д.).

   Но давайте вспомним, в чем же основная цель: для чего мы покупаем (или мастерим) ребенку игрушки? По большому счету, таких целей две: развлечение и развитие (впрочем, зачастую они очень тесно между собою переплетены). Так если игрушка нужна для того, чтобы ребенок развивался, почему нас так пугает использование игрушки не по назначению, а тем паче – стремление разобрать, сломать, бросить? Срабатывают наши взрослые критерии оценки, а говоря прямее – наш эгоизм (“я столько за нее заплатил”, “я лучше знаю, как этим пользоваться”). А ведь если мы откажемся от эгоизма и посмотрим на ситуацию через призму целей ребенка – эта ситуация заиграет перед нами совсем другими красками…

   Игрушка в жизни ребенка – вот ключевое для осознания. Не в жизни взрослого, не в жизни ее продавца или создателя. В жизни ребенка! Маленького, любознательного, познающего с интересом и открытостью, с полным энтузиазмом и безграничной изобретательностью…

А теперь – для большей образности поднятой темы предлагаем вам притчу Шалвы Амонашвили “Игрушка”:

Игрушка

Я не ломаю игрушку, правда, не ломаю! Дайте мне ее обратно!
Это вам кажется, что ломаю ее, ибо не знаете меня.
Но я разбираю ее, чтобы заглянуть вовнутрь, узнать, как она устроена.
Я исследую игрушку и хочу использовать ее по-своему.
Это свое я принес с собой, в нем нечто новое, что вам не известно.
Мне нужно набраться опыта, чтобы спустя годы проявить себя, утвердить свое.
Меня не интересует игрушка, и не хочу знать, сколько она стоит.
Но то, к чему влечет меня мое будущее, будет стоить во много раз дороже, и в нем будет мой дар для всех вас.
Цените во мне, что я «ломаю» игрушку, а не играю по ее правилам.
У меня свои правила, и не дам игрушке управлять мною.
Если я подчинюсь всем правилам всех игрушек, которые вы для меня покупаете, скоро сам стану игрушкой, – разве вам это непонятно?
Сегодня «ломаю», а завтра на этом опыте жизнь буду строить.
Не злись, мама!
Не ругай, папа!
Верните мне игрушку, пока она может сослужить мне!
А вам лучше будет наблюдать, куда устремляет меня Природа!

http://vmeste-rastem.ru/

Шалва Александрович Амонашви́ли (род. 8 марта 1931, Тбилиси) — советский, грузинский и российский педагог и психолог.

Разработчик оригинальной концепции гуманной педагогики. Гуманная педагогика ориентирована на личность ребёнка, абсолютное отрицание авторитарной, императивной (повелительной, приказной) педагогики.

Основные установки:

  • Законы учителя: любить ребёнка, понимать ребёнка, восполняться оптимизмом к ребенку.
  • Принципы: очеловечивания среды вокруг ребёнка, уважение личности ребёнка, терпение в процессе становления ребёнка.
  • Заповеди: верить в безграничность ребёнка, в свои педагогические способности, в силу гуманного подхода к ребенку.
  • Опоры в ребенке: стремление к развитию, к взрослению, к свободе.
  • Личностные качества учителя: доброта, откровенность и искренность, преданность. Ш. А. Амонашвили выдвигает следующую установку в воспитании: принятие любого ученика таким, каков он есть: «мы должны быть людьми доброй души и любить детей такими, какие они есть». «Понимать детей — значит стать на их позиции»

Основные методические подходы:

  • Технология обучения детей с шестилетнего возраста.
  • Все обучение стимулирует активность и самодеятельность детей.
  • Обучение с включением типичных ошибок, что приучает детей постоянно думать самостоятельно, слушать, проверять, критически воспринимать всю поступающую информацию.
  • Формирование у детей способностей к оценке и самооценке при безотметочном обучении. Вся воспитательная система построена не по принципу подготовки ребёнка к жизни, а на основе понимания детства как важнейшего жизненного этапа, со своими сложными проблемами и переживаниями, которые должны пониматься и приниматься педагогом.

Материал из Википедии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игрушка в жизни ребенка

. Игрушек много, но какие выбрать?  Эта консультация поможет родителям сделать правильный выбор ....

Консультация для родителей "Игрушки в жизни ребенка"

Игрушка для ребенка – это первая «примерка» мира.  Игры так же важны для развития ребенка, как сбалансированное питание или здоровый сон. Более того, правильно организованная игра способствует ул...

"Роль игрушки в жизни ребенка. Какие игрушки нужны детям" консультация для родителей

В консультации описываютя виды игрушек, даются советы по подбору игрушек, раскрывается значение игрушки в развитии ребенка....

«ЧТО ЗНАЧИТ «ИЗОТЕРАПИЯ В ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Многие дети, которые приходят в детский сад, имеют особенности в развитии, соматической, сенсорной, речевой и психологической сферах. К сожалению, статистика показывает, что таких детей с каждым годом...

«Игрушка в жизни ребенка. Виды игрушек. Требования к современной игрушке».

laquo;Игрушка в жизни ребенка. Виды игрушек. Требования к современной игрушке»....

«Что значит книга в жизни ребенка»

консультация для родителей...