Учимся читать и писать
материал на тему

Заякина Ольга Александровна

Консультация для родителей по проблеме обучения чтению и письму старших дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchimsya_chitat_i_pisat_2.docx129.3 КБ

Предварительный просмотр:

Учимся читать и писать!

http://s1.maminuklubs.lv/cache/f1/ad/f1ade7c9380b8769286937a5a363bd42.jpg

Учим буквы.

«Как хорошо уметь читать!...» Об этом уже очень давно написал стихотворение детский писатель Валентин Берестов. Но умение читать начинается с изучения букв и звуков.

Предъявляя ребенку буквы, необходимо их правильно называть, ЗАПОМНИТЕ, что основой обучения чтению является не буква, а ЗВУК. Поэтому и звуки, и соответствующие им буквы следует называть ОДИНАКОВО – то есть так, как звучит ЗВУК.

Возьмем, к примеру, звук [м]. Мы произносим его отрывисто, так, как он звучит в словах ком, дом, сом. И букву М необходимо называть так же! Ни в коем случае не ЭМ!  Говоря ЭМ, мы произносим два звука – [э] и [м]. Данное обстоятельство весьма дезориентирует детей. Если не учитывать данное правило, то у ребенка возникнут серьезные трудности, при чтении он будет произносить названия букв, а не звуков, например, вместо слова МА-МА ребенок прочтет ЭМа-ЭМа.

Как помочь ребенку запомнить буквы?

Чтобы ребенку было легче запоминать буквы, рекомендуются следующие приемы:

  • Взрослый пишет «трудную» букву большого размера (5 – 6 см), ребенок должен ее раскрасить. Под буквой ребенок рисует (или это делает взрослый, а ребенок САМОСТОЯТЕЛЬНО раскрашивает) предметы, в названиях которых трудная для него буква – в начале слова.
  • Лепка ребенком буквы из пластилина.
  • Вырезание ребенком буквы по контуру, нарисованному взрослым.
  • «Написание» широкими жестами всех изучаемых букв в воздухе.
  • Сравнение буквы и ее элементов со знакомыми предметами, другими буквами. И пусть такие сравнения придумывает сам ребенок! Например, буква а – эта буква с животиком и хвостиком и т.п. Это запоминается лучше, нежели «готовые» сравнения, сочиненные взрослыми, да еще в стихотворной форме!
  • Обводка ребенком букв, написанных взрослым.
  • Письмо буквы по контуру, нарисованному взрослым.
  • Письмо буквы по опорным точкам, поставленным взрослым.
  • Выкладывание буквы с помощью палочек, пуговиц, камешков, ниточек, фасоли и т.д.

Учимся читать!

Когда ребенок освоил несколько букв, приступают к обучению чтению.  

Правильное чтение – это чтение СЛОГАМИ. Грубая ошибка заключается в обучении побуквенному чтению, т.е. ребенок сначала называет буквы слога: М! А! – и только после этого читает сам слог: МА. Этот навык неправильного чтения очень стойкий и исправляется с большим трудом. Поэтому уже на начальных этапах необходимо обучать детей чтению слогами. И пусть в начале обучения ребенок сколько угодно долго читает (тянет) первую букву слога, пока не сообразит, какая буква следующая: МММА. При этом ребенок должен следить пальцем, пусть он одновременно с чтением переводит палец с буквы на букву. Главное, чтобы он не останавливался после первой буквы, чтобы он слитно прочел буквы слога!

Учимся писать!

Параллельно с чтением дети учатся и писать. Письмо — сложный процесс, который требует совместной работы мышц кисти, всей руки, координации движений всего тела. В ходе обучения письму ребёнок испытывает огромные трудности. В том числе и потому, что у него не развиты мелкие мышцы рук. В воспитании и обучении дошкольников важнейшую роль играет развитие мелкой моторики.

Для подготовки руки к письму полезны все виды занятий, связанные, с тренировкой мускулатуры пальцев рук: пальчиковая гимнастика, лепка, вырезание ножницами, игры с конструктором и мозаикой, игры с мелкими предметами (бусинки, камешки, пуговицы, можно использовать и природный материал – фасоль, горох), рисование, штриховка, раскрашивание, оригами. При систематическом выполнении заданий и упражнений вашему ребенку будет намного легче освоить все технические навыки процесса письма. Кроме того, данные упражнения полезны вдвойне, так как, развивая мускулатуру пальцев, мы стимулируем и развитие речи ребенка.http://www.copypast.ru/foto6/2416/6.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учимся грамотно читать и писать.

Даны приемы для запоминнания образа буквы ....

ФГОС не будет учить ребенка читать и писать, он научит его учиться

Работа логопеда удивительна и уникальна... корректируя речь, логопед возвращает ребенку роскошь человеческого общения, дает ему возможность активно жить в обществе, успешно учиться в ш...

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ «ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РЕЧЕВЫХ ЕДИНИЦАХ У ДЕТЕЙ», РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ «Я УЧУСЬ ЧИТАТЬ И ПИСАТЬ» ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Демонстрационный дидактический материал содержит комплект таблиц для  фронтальных и индивидуальных занятий по обучению грамоте детей дошкольного и младшего школьного возраста.Серия наглядно-практ...

Консультация для родителей " Готов ли ваш ребенок учиться читать и писать"

В чем заключается готовность к обучению чтению и письму? Чему же необходимо научить ребенка в процессе подготовки к овладению чтением и письмом? На этот вопрос вы найдете правильный ответ в данной кон...

Статья "Семейная игра поможет ребенку учиться читать и писать"

Статья для родителей детей младшего школьного возраста. Из нее можно узнать, как с помощью игры всей семьей помогать ребенку учиться читать и писать. Также можно рекомендовать родителям детей старшего...

Рабочая программа по обучению грамоте "Учусь читать и писать"

Программа работы по развитию навыков чтения и письма...

Нужно ли учить читать, считать, писать в детском саду

Нужно ли учить читать, считать, писать в детском саду ......