Консультация для родителей будущих первоклассников
консультация (подготовительная группа) на тему
Готовность ребенка к школе. Как понять готов ли ребенок стать учеником в школе?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podgotovka_k_shkole.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
будущих первоклассников
подготовила воспитатель Николи О. В.
2015-2016 уч. год
Консультация для родителей
«Родителям будущего первоклассника»
Прежде всего, необходимо успокоиться, проанализировать ситуацию и определить тактику дальнейших действий.
Определите ваши цели и (что еще более важно) порядок их достижения.
Во-первых, не забывайте, что ваше озабоченное лицо, постоянное одергивание ребенка, резкая смена жизненного ритма (еще вчера малыш мог гулять хоть весь день напролет, а сегодня ему назначают строгий режим) может озадачить ребенка и выработать у него стойкое отвращение к школьному процессу еще до начала собственно обучения.
Ни в коем случае нельзя этого допустить, ведь вам еще десять лет учиться!
Следовательно, цель номер один может быть сформулирована под общим заголовком - "не навредить"!
Во-вторых, определите "сильные" и "слабые" стороны вашего ребенка. Что в него лучше развито, а что хуже: логическое мышление, фантазия, память, слуховое восприятие, и т.д.
Цель номер два: найти "слабые стороны и подтянуть их".
В-третьих, необходимо сформировать у вашего ребенка общий положительный настрой на будущую учебу.
Итак, что вам необходимо делать, чтобы поступление в школу и дальнейшая учеба были успешными?
- Не отдавайте ребенка в школу, если на момент поступления вы чувствуете, что он еще "не готов".
- Проще всего, не отдавать его в школу до семилетнего возраста.
- За год до школы (но не раньше) обязательно определите малыша на подготовительные курсы.
- Занимайтесь со своим ребенком дома всегда и, особенно, за год до школы.
Часто бывает такая ситуация. Родители с умилением на лице заявляют, что их шестилетний ребенок такой умница, что уже абсолютно готов к школе: и читает, и пишет, и рисует, и стихи рассказывает, и вообще, зачем ему слоняться еще целый год в детском саду, ему ведь будет просто скучно!
Не забывайте, ребенку редко когда бывает скучно. Особенно подвижному, гипердинамическому малышу, для которого само движение - жизнь.
Если вы считаете, что ваш ребенок уже перерос детский садик, можете дополнительно определить его в кружок или секцию "по интересам".
Шестилетний ребенок может сколь угодно хорошо быть подготовленным к школе в плане общего образования и развитого интеллекта, но не стоит упускать из виду его психофизического состояния.
Ведь школа - это дисциплина, сидение за партой продолжительное время, строгий режим уроков, общение с учителями, учениками. Готов ли к этому ваш малыш? В школе он не сможет делать только что, что ему нравится и столько, сколько ему хочется.
Это психологическая готовность к школе более важна на первом году учебы, чем все остальное.
Что вы можете сделать - так это определить своего ребенка на подготовительные курсы (если они не входят в программу вашего детского садика).
Однако никакие подготовительные курсы не исчерпают проблему формирования школьной зрелости ребенка. Вашему малышу нужен индивидуальный подход, который найдут только сами родители.
С ребенком нужно заниматься дома. Не важно кому: маме, папе, бабушкам, всем вместе. Главное, это системность таких занятий и общая направленность. И не надо отнекиваться фразами "ребенка не тянет к занятиям", "он не слушается родных", "постоянно отвлекается на посторонние дела" и т.д. Все в ваших руках. Вы вполне сможете самостоятельно подготовить своего ребенка к школе или, по крайней мере, настроить его на нужный лад.
Правило первое.
Определите период наибольшей работоспособности ребенка.
Вы наверняка знаете, что у вашего малыша (как, впрочем, и у всех детей) бывают "плохие" дни и даже часы. Насильно заставить его что-либо делать в это время (например, писать или читать) трудно, а порой и вообще не возможно. Настаивать - значит понапрасну губить и его, и свои нервные клетки.
Иногда периоды наибольшей работоспособности можно вычислять. Некоторые дети, особенно успешно занимаются по утрам, перед садиком. Значит, их не стоит мучить вечерами. Другие, наоборот, встают с трудом, зато вечером активны и допоздна вполне могут писать, читать, решать примеры и т.д. Такие периоды активности можно вычислить только методом проб и ошибок. И лучше это сделать именно в предшкольный период, исходя из особенностей малыша, а не из собственных представлений о том, что лучше, а что нет.
Правило второе.
Четкий ритуал проведения занятия.
Чтобы занятия проходили успешно, чтобы у вашего ребенка в голове существовало хоть какое-то внимание и хоть какая-то внутренняя дисциплина, ему, прежде всего, необходима дисциплина внешняя.
Не относитесь к домашним занятиям как к баловству, иначе такое же отношение будет у ребенка и к обучению в школе. Никаких занятий на кухонном столе, пока мама стоит у плиты, никаких включенных телевизоров, магнитофонов, радио и т.д.
Ребенку, готовящемуся к школе необходимо постоянное место проведения ежедневных занятий. Это место должно быть организовано правильно, можно даже сказать, хрестоматийно. Стол и стул нужной высоты, свет слева (если ребенок левша, то свет справа), на столе ничего лишнего, сидя за столом, ребенок не должен смотреть в окно и желательно не стену.
Ритуал - ключевое слово при проведении занятия.
Как правило, сами занятия - рисование палочек-крючочков - не вызывают у ребенка видимых трудностей. Главная задача родителей - не давать малышу отвлекаться. Причем делать это нужно без видимого нажима, без окриков и вообще повышения голоса. Все должно быть спокойно, тактично, уверенно.
Правило третье.
Отработка правильной последовательности выполнения заданий.
Многие педагоги рекомендуют начинать работу с самого сложного задания, постепенно переходя к более простым. Но такой ритм подходит далеко не всем детям, столкнувшись сразу со сложностями в самом начале работы, ребенок, образно говоря, "опустит руки" и полностью потеряет и без того невысокую сосредоточенность интерес и готовность к работе. Дети (особенно гипердинамические) любят делать то, что у них получается и слышать слова одобрения. Трудности способны стимулировать только взрослых, сформировавшихся личностей. Поэтому начинать выполнение заданий нужно с самого легкого (с точки зрения именно вашего ребенка), с такого, которое обязательно получится. Дальше нужно переходить к более трудным заданиям, достигая максимального уровня сложности приблизительно в середине занятия. Заканчивать урок, в этом случае, вы будете также достаточно легким заданием. А в конце можно вообще повторить что-нибудь из уже пройденного материала. Таким образом, у ребенка останется ощущение успешности всего занятия в целом.
Правило четвертое.
При любых обстоятельствах исходите только из особенностей именно вашего ребенка.
Дети всегда готовы к сотрудничеству. Подготовить ребенка с нормальным интеллектом к среднестатистической общеобразовательной школе можно практически всегда, но иногда приходится весьма причудливым образом учитывать индивидуальные особенности малыша. Никогда не навешивайте ярлыков на своего ребенка. Не ломайте его психику. У него все получится.
Готовность номер один.
Учитывая все вышеперечисленные советы, не стремитесь однако напичкать малыша кучей знаний обо всем - важен не столько объем, сколько их качество. То есть родители должны не только учить ребенка читать и писать, но и развивать речь, способность различать звуки, создавать условия для развития моторики, особенно движений руки и пальцев.
Иными словами, родителям нужно:
- развивать в ребенке способность слушать;
- учить пониманию прочитанного;
- развивать умение пересказывать; проводить зрительное сопоставление;
- решать с ним простые задачи;
- вместе с ребенком анализировать, сравнивать слова.
Все это необходимо для того, чтобы будущий школьник на момент поступления в первый класс умел:
- слушать взрослого и воспринимать его указания, руководствуясь ими во время занятий;
- осознавать необходимость спрашивать, если задание ему не понятно;
- оценивать свою работу;
- владеть понятиями "больше", "меньше", "одинаково", "столько же", "короткий", "длинный", "старше", "младше";
- сравнивать самые простые предметы.
При поступлении в школу вашему ребенку обязательно устроят проверку.
В одних школах ограничиваются просто беседой на общие темы, в других этот "экзамен" превращается в многоступенчатые тесты. Но и в том и в другом случае готовить ребенка к общению с будущим учителем нужно заранее. Во-первых, помните, что вы привели ребенка в школу для того, чтобы его там учили, то есть он вовсе не обязан знать ответы на все вопросы, уметь читать, писать, и т.д. Главное, это психологическая готовность, чтобы ребенок не смущался, отвечал на вопросы, ответы на которые ему известны, проявил общую осведомленность о том как его зовут, где он живет, чем занимаются родители.
Готовить ребенка к предстоящему собеседованию нужно обязательно. Дома это удобнее всего сделать в форме игры.
Для проверки словесно-логического мышления придумайте некую тему и попросите ребенка рассказать все, что он думает по этому поводу, вы можете его спросить, например, какие виды спорта он знает, зачем людям транспорт, какого человека называют добрым, и т.д.
Чтобы развить внимательность и остроту восприятия на слух, произнесите некое предложение и попросите ребенка повторить его. Посмотрите, насколько точно это ему удастся, предложения могут быть самые разные, например такое: "С утра шел дождь, но после обеда выглянуло солнышко и стало тепло".
Проверить словарный запас ребенка можно так. Спрашивайте по очереди о каком-нибудь слове (тематика должна быть самой разной) и посмотрите, насколько полным и обстоятельным будет ответ ребенка. Важно, чтобы он не только смог объяснить значение слова, но и делал это не только с помощью практических действий, жестов, рисования, но и словесно описывая как можно более полно.
Это напоминает любимую многими игру "корова" или "крокодил" с той лишь разницей, что здесь слова можно и нужно объяснять с помощью других слов.
Проверьте, насколько хорошо ваш малыш "чувствует" слова, пусть он объяснит какое из приведенных слов длиннее, какое короче и почему. Слова могут быть самые разные: мяч и мячик, земля и червячок, кит и кот.
Еще одна очень полезная игра. Взрослый начинает ее произнеся: "Мы собираемся в гости к бабушке и берем с собой яблоки". Ребенок повторяет сказанное и добавляет еще что-нибудь: "Мы собираемся в гости к бабушке и берем с собой яблоки и бананы". И так далее. На каком-то этапе вы можете специально допустить ошибку в перечислении и посмотреть, заметит ли это ваш малыш.
В школе придется воспринимать информацию на слух. Произнесите не спеша десять разноплановых слов, например: трава, пять, рука, солнце, платье, карандаш, телефон, нос, чашка, дом. Пусть ребенок повторит слова, которые запомнил, норма - 6 слов.
Не забывайте о зрительной памяти. На листке бумаги начертите двенадцать квадратов размером 3x3 и в каждом из них нарисуйте что-нибудь, например, солнышко, букву, дом, машину. Рисунки не повторяйте. Пусть ребенок внимательно рассмотрит рисунки в течение 30 секунд. Затем переверните листок и попросите малыша перечислить картинки, которые он запомнил (нормальный уровень - 8 картинок).
Определите самооценку будущего школьника. Это важный фактор успешной учебы, ведь знания вашего ребенка каждый день будут оценивать и нужно, чтобы он правильно реагировал как на похвалу, так и на нарекания со стороны учителя.
Пусть на каждое из десяти предложенных слов-характеристик о себе ребенок даст положительный или отрицательный ответ, например: хороший, добрый, умный, вежливый, трудолюбивый, и т.д. средний уровень самооценки 4-7 баллов.
Не спешите расстраиваться, если показатели вашего ребенка не очень высоки. Главное помните, что и подготовительные курсы, и предстоящее собеседование в школе, и домашняя репетиция - это всего лишь сбор необходимой информации, которая поможет разобраться в слабых и сильных сторонах будущего ученика, который даст пищу для размышлений родителям и учителям.
До первого сентября у вас будет время подтянуться!
Желаем успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей будущих первоклассников «Портрет будущего первоклассника».
Школа – это совершенно новая жизнь для ребёнка. Она создаёт такие формы регламентации жизни ребёнка, с которыми он ещё не сталкивался. Готовить ребёнка к школе необходимо, поскольку избежать приспособ...
Информационно-просветительский журнал для родителей "Правовые консультации для родителей будущих первоклассников"
Главная цель информационно-просветительского журнала для родителей "Правовые консультации для родителей будущих первоклассников" повысить правовую ...
Консультация для родителей будущих первоклассников «Речевая готовность к школе. Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении чтению и письму».
привлечь внимание родителей к недостаткам речи детей, раскрыть их влияние на успеваемость в дальнейшем в школе...
Консультация для родителей будущих первоклассников «Какой должна быть речь будущего первоклассника?»
Консультация для родителей будущих первоклассников «Какой должна быть речь будущего первоклассника?»КАКОЙ ДОЛЖНА БЫТЬ РЕЧЬ БУДУЩЕГО ПЕРВОКЛАССНИКА?...
Консультация для родителей "Будущий первоклассник" Памятка для родителей будущего первоклассника
Принято считать, что дошкольника не учат, а развивают. Учебный процесс – основной вид деятельности только школьника. А ребенок 6-7 лет новые сведения о мире и людях получает через игровую деятел...
Консультация для родителей будущих первоклассников «Как психологически подготовить будущего первоклассника к школе»
Цель: повысить психологическую культуру родителей будущих первоклассников по проблеме адаптации ребенка к школьному обучению, формировать навыки позитивного общения с детьми для сохранения психологиче...
Консультация для родителей будущих первоклассников "Страхи родителей перед школой"
для родителей будущих первоклассников...