Голубинка (Крым)
занимательные факты на тему

Науменко Светлана Васильевна

Ученые предполагают, что впервые поселение на месте нынешнего села было основано скифами, оставившими надгробия с рельефами[1].

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл golubinka.docx30.68 КБ

Предварительный просмотр:

        Голубинка (Крым)        

Голуби́нка (до 1945 года Фоти́-Сала́укр. Голубинкакрымскотат. Foti Sala, Фоти Сала) — село в Бахчисарайском районе Республики Крым, центр Голубинского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым (согласно административно-территориальному делению Украины — Голубинского сельского совета Бахчисарайского района Автономной Республики Крым). Площадь, занимаемая селом, 87,2 гектара, на которой в 453 дворах, по данным сельсовета на 2009 год, числилось 1392 жителя[8]

География

Голубинка расположена в юго-западном Крыму, на берегу реки Бельбек, в 25 км от Бахчисарая, на шоссе Т-0117 Бахчисарай — Ялта. У села Голубинка русло Бельбека, пересекая продольную долину между Главной и Внутренней горными грядами Крымских гор, значительно расширяется, образуя Фотисальскую котловину. Высота центра села над уровнем моря — 201 м[20]

Название

Историческое название села Фоти-Сала (зафиксировано в исторических документах в формах Фоти-СалаФод-СалаФота сала (осман.), ФоциалаФот-СалаФеттах-СалаFoczolaFecciala (итал.)). Точная этимология названия (как и схожих топонимов региона с компонентом «-Сала») неизвестна. Высказывались предположения, что оно могло быть связано с именем святого Фотия (греч. Φώτιος), в честь которого в селе был построен храм.

История

Ученые предполагают, что впервые поселение на месте нынешнего села было основано скифами, оставившими надгробия с рельефами[1].

В дальнейшем село было заселено «крымскими греками» (так тогда называли христиан греческого закона, то есть православных) — урумами, готами, аланами, куманами (половцы, кыпчаки) и черкесами. В поздневизантийский период село было частью владений княжества Феодоро и Готской епархии.

В 1475 году княжество Феодоро было завоёвано османскими войсками и включено в состав Османской империи. На его территории был образован Мангупский кадылык (округ). Во время вторжения храм Св. Фотия в селе был разрушен, после чего данная территория перешла в подчинение Османской империи. Село получило название Фота-Сала («сала» — село). Жители Фота-Салы были прихожанами храмов в близлежащих крупных населенных пунктах, в частности в Керменчике или Богатыре.

После захвата османами генуэзских колоний в Крыму некоторые из жителей Каффы и северокавказских владений Генуи (Матрега)нашли приют в Крымском ханстве. Им было предоставлено право поселиться в селении Сююр-Таш, в низине к югу от Бахчисарая. Ханы пользовались услугами генуэзцев для сношений с христианскими государями. Эту группу итальянцев сделали «тарханами», включив в привилегированную прослойку, освобожденную от уплаты налогов и несущую единственную обязанность: сопровождать хана в походах. Примерно в 1604 году их переселили в Фоти-Салу (Fecciale) на расстоянии полдня пути от резиденции хана. И на новом месте они продолжали пользоваться прежними привилегиями и льготами. В этническом отношении значительную часть общины сосавляли черкесы — потомки «туземных» жён и родственников генуэзских колонистов, прибывших в Крым с Северного Кавказа.

По свидетельству побывавшего в Крыму в начале XVII века доминиканского монаха Эмиддио Портелли д’Асколи (префект Каффы и Татарии, итальянский миссионер из доминиканского ордена), оставалось в его время только 12 домов, удержавших католическое вероисповедание. Родной язык они уже забыли и говорили по-турецки, по-татарски, и по-черкесски. «Отче наш» и «богородицу» знали по латыни, но исповедовать их, как и держать им проповедь приходилось по-турецки. Женились они на черкешенках или местных «гречанках» и в своих нравах сблизились с черкесами. Папский миссионер прилагал все усилия к тому, чтобы «исправить нравы своих одичавших соплеменников» и, по его словам, имел успех.

Список глав христианских семей в 1652 году отражен в «Османских налоговых ведомостях» («Джизье дефтера Лива-и Кефе», 1652 году), которые представляют собой список отдельных христианских жителей Крыма, с которых взимался налог в казну. Христианские жители в 1652 г. Фота-сала («перакенде ках райа падишаха сакин Бахчесарай»)[2]: Параскеве Афендул, Афендул Бабуган, Джан Бек Параскеве, Тулуки Афендул, Харадж Йорги, Йорги Харадж, Йани Йу[…]джи.

Десятилетиями лишенная священников католического вероисповедания, группа постепенно ассимилировалась в религиозном и культурном отношении с окружающими народами. Первой сменила конфессиональную принадлежность верхушка общины, перейдя в ислам и влившись тем самым в ряды местной мусульманской знати. Тот же процесс (с преобладанием перехода в православие) шел и в остальной части общины, завершившись к концу XVII века: наиболее поздний надгробный памятник с латинской эпиграфикой, зафиксированный на кладбище Френк-Мезарлык («Кладбище Франков») в урочище Аян-Су близ Фоти-Салы, относился к 1685 году. Это, очевидно, знаменовало полную ассимиляцию потомков генуэзских колонистов-католиков в иноконфессиональной среде. При выселении христиан из Крыма в 1778 году христиан римско-католического вероисповедания в Фоти-Сале зафиксировано уже не было. Православная часть населения Фоти-Салы организованно покинула село, их кладбища прекратили свое функционирование.Предания крымских татар Бельбекской долины вплоть до начала XX века сохраняли память о генуэзском («ceneviz») происхождении фоти-салинцев.

XIX век

26 ноября 1855 года Байдарская долина была занята французами. После оставления российскими войсками Южной стороны Севастополя союзники намеревались двинуться дальше, в центральный Крым. Численность вражеских войск все возрастала. В октябре на перевале и соседних вершинах стояли три неприятельские дивизии, в долине еще одна. Дорога через перевал была уже построена и, казалось, ничто не мешало наступлению в Бельбекскую долину.

Но в горах началось похолодание. Непривычные к такой погоде, вспомнив, сколько пришлось натерпеться от крымских морозов минувшей зимой, французы сняли войска с высот и отвели часть их ближе к Балаклаве. В районе Байдарской долины остались две дивизии, стоявшие отдельными лагерями у деревни Биюк-Мускомия (Широкое), а передовые части были выдвинуты к селам Бага (Новобобровское) и Уркуста (Передовое).

Долину окутала тишина. Французы были уверены, что до заключения мира или, по крайней мере, до следующей весны ничего не произойдет. Они ошиблись: русские разведчики следили за каждым шагом противника.

Огни большого французского лагеря под аулом Уркустою горели теперь уже прямо перед русскими солдатами, не более как в полуверсте расстояния.

С наступлением темноты 26 ноября в русском лагере, находившемся у деревни Яны-Сала (Новополье), началось сдержанное движение. Одна за другой бесшумно выступили три колонны и направились к заваленному снегом перевалу. Впереди рассыпалась цепь стрелков, но, как и сообщила накануне разведка, французские позиции на перевале оказались покинутыми.Две колонны, разделившись, пошли вперед, третья осталась на перевале в качестве резерва. Всей операцией руководил полковник Иван Дмитриевич Оклобжио.

На рассвете ничего не подозревавшие французы увидели на улицах Уркусты и Баги русскую пехоту; колонны соединились и атаковали отступающего врага. Завязался штыковой бой: артиллерию русские не взяли, ее невозможно было перетащить через перевал, а 20 французских пушек у Уркусты были брошены их прислугой при внезапном нападении. В ожесточенной схватке шесть русских рот опрокинули три французских батальона, которые были окружены ложементами (окопами) и превосходили нападающих по численности. Преследуемые французы отошли к берегу реки Черной, а отряд Оклобжио в порядке и без потерь поднялся на перевал, уводя за собой 18 пленных.

9 декабря И. Д. Оклобжио решил проверить, какое впечатление па неприятеля произвел предыдущий бой. Но как только русские спустились с перевала, тревога поднялась по всей долине. Оклобжио, довольный успехом, отошел, убедившись, что неприятель окончательно лишился покоя.

Даже английские историки признали, что «моральный эффект этой попытки был на стороне врага. Она подбодрила русские войска демонстрацией активности, которая отсутствовала у союзников».

XX век

На холме Кильсе-Баир (Церковный холм) в 1914 году историк и археолог Р. Х. Лепер обнаружил фундаменты христианского средневекового храма и кладбище с надмогильными плитами, установленными, судя по тексту, в конце XIII—XVI веках. Судя по тексту эпитафии на христианском надгробии одной из них, здесь в 1362 году была погребена «Раба Божия Куманиса, дочь святого Феодорита Хадим». Под другой плитой, установленной в 1271 году, покоился прах «раба Божия Михали, сына Садыка». Имя погребенной (безусловно, христианки) заставляет вспомнить об этнониме «куманы»: это кипчаки, половцы русских летописей. Кипчаки были тюркоязычны; вероятно, половцем был и отец христианина Михали, похороненного возле храма. Вытесненные из степи татарами, куманы-кипчаки переселились в горные районы. Их потомки приняли христианство греческого обряда.

В селе Фоти-Сала в 1924 году находился 3-й Коккозский участок Бахчисарайской районной милиции.

В 30-е годы XX века археолог Н. И. Репников описал, что на возвышенности Кильсе-Баир (Церковный холм) находятся остатки фундаментов часовни, разобранной на стройматериал. Здесь же исследователь зафиксировал две разрушенные каменные гробницы (Н. И. Репников. Материлы к археологической карте юго-западного Крыма. Копия рукописи из архива ЛОИА ф. 10, № 10. С. 256—257).

Не обнаружено археологических следов почитания мусульманами холма Кильсе-Баир в конце XVIII — начале ХХ века, поскольку во время раскопок не было найдено следов ритуальных традиционных жертвоприношений (остатков костей жертвенных животных, посуды этого времени и т. д.). Обнаруженный на территории прилегающей к селу фундамент древнего православного храма имеет ориентацию восток-запад, все захоронения вокруг него христианские.

В те годы дубовый лес в этих местах был вырублен местными жителями, а надгробия сдвинуты со своих мест. На территории самого села на левом берегу реки Бельбек у здания школы Н. И. Репников во время разведок застал следы заброшенного мусульманского кладбища. К тому времени надгробия были повреждены, а некоторые из них вмонтированы как стройматериал в кладбищенскую ограду. По характеру погребальных постаментов и арабских надписей исследователь отнес их к концу XVIII века. Другое (действующее) мусульманское кладбище, отмеченное на военных топографических картах конца XIX века, находилось на правом берегу реки в 0,7 км к юго-востоку от предместья Куртлер.

В начале 30-х годов XX века в селе Фоти-Сала начался голод из-за изъятия властями продовольствия на нужды развития военной промышленности. Зимой 1933-го в селе Фоти-Сала Бахчисарайского района группа турецких подданных «вела антисоветскую агитацию», утверждая, что все колхозники умрут от голода, а вот у них есть что поменять в «Торгсине» (синдикат по торговле с иностранцами). Они были арестованы и осуждены к высылке из СССР.

В годы второй мировой войны, согласно докладу шефа полиции безопасности, в селе Фоти-Сала результаты добровольной вербовки на военную службу в вермахт были неплохие.[3]. Подобные случаи в дальнейшем послужили причиной выселению татар из Крыма.

В ноябре 1941 года в эти места снова пришла война. Части Приморской армии пробивались в Севастополь. Только по старой французской дороге могли они попасть из Бельбекской долины в Байдарскую. Но фашисты успели занять деревни Фоти-Сала (Голубинка) и Яны-Сала (Новополье), блокировав шоссе. Три дня продолжались ожесточенные бои за эти населенные пункты. Наконец 4 ноября советские войска заняли деревни. Путь к перевалу был открыт. В тот же день передовые части Приморской армии вступили в Уркусту (Передовое).

На рубеже 1943—1944 годов нарастает размах карательных действий гитлеровских национал-социалистов, в селе Фоти-Сала многие жители были расстреляны и сожжены в своих глинобитных домах, причем теперь нацисты не делают исключений для крымских татар.

В 1944-45 годах, в связи с выселением крымских татар и других народов, ряд районов и населенных пунктов Крыма были переименованы. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР «О переименовании сельских Советов и населенных пунктов Крымской области» переименованы Фоти-Сальский сельсовет — в Голубинский и селение Фоти-Сала в Голубинку.

С 25 июня 1946 года Голубинка в составе Крымской области РСФСР[59], а 26 апреля 1954 года Крымская область была передана из состава РСФСР в состав УССР[60]. Указом Президиума Верховного Совета УССР «Об укрупнении сельских районов Крымской области», от 30 декабря 1962 года, Куйбышевский район упразднили и Голубинку отнесли к Бахчисарайскому[61]. С 21 марта 2014 года — в составе Республики Крым России[62].


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект с детьми старшей группы «Крым – это горы, Крым – это море».

Ознакомление детей с городом, в котором они живут, вызов чувства гордости за свою "малую Родину". Формирование у детей знаний о родном крае, достопримечательностях, его истории....

Мини-блокнот о Крыме «Высказывания великих людей о величии КРЫМА»

Крымская земля обладает удивительным свойством притягивать творческих людей. С Крымом, так или иначе, связаны судьбы многих известных писателей и поэтов. Да и сам Крым всегда занимал особое мес...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ воспитателя МБДОУ «Солнышко» с.Голубинка Науменко Светланы Васильевны по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой народов населяющих КРЫМ »

Актуальность темы. Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из важных задач дошкольного образовательного учреждения. К концу дошкольного периода ребенок должен усвоить следующее: наш...

Сценарий тематического развлечения "Крым и Россия едины", посвященного Дню воссоединения Крыма с Россией,для старшего дошкольного возраста.

Уважаемые коллеги! Предлагаю еще один сценарий тематического развлечения "Крым и Россия едины", посвященного Дню воссоединения Крыма с Россией,для старшего дошкольного возраста. Материал исп...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Белоснежка» за первое полугодие Овсянникова С.П., воспитатель МБДОУ «ДС № 2 «Золотой ключик» города Евпатории Республики Крым», 2018 г. Тема: «Путешествие по Крыму»

Конспектинтегрированного занятия в старшей группе «Белоснежка»за первое полугодиеОвсянникова С.П.,воспитатель МБДОУ«ДС № 2 «Золотой ключик»города Евпатории Республики Кры...

Положение о конкурсе «Мини Мисс Осень 2023»в МБДОУ «Солнышко» с.Голубинка Бахчисарайского района Республика Крым

2. Цели и задачи конкурсаВоспитание гармоничной личности как основы будущего цивилизованного общества.Утверждение единства красоты духовной и физической, как предмета гордости и богатства.Выявление юн...