консультации для родителей
консультация (подготовительная группа) на тему

Безуглова Оксана Николаевна

консультации

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как определить уровень развития

 мелкой моторики рук у детей: диагностика.

 Три простых теста.

Для этого не потребуется никаких сложных пособий или предметов. И потребуется совсем немного времени. Я хочу рассказать о трех простых тестах для диагностики уровня развития мелкой моторики, которые можно провести с детьми старшего дошкольного возраста и дома, и в детском саду, и в детском центре (авторы тестов – Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе – Владос, 2001).

Тест 1.

Ребенок сидит за столом. Возьмите большой лист бумаги и попросите ребенка положить руки так, чтобы на листе бумаги поместились обе ладошки с разведенными пальчиками. Обведите ладошки на бумаге карандашом. Посмотрите вместе, что у Вас получилось. И попросите ребенка снова положить ладошки на бумагу так, чтобы все линии совпали.

Объясните задание. Предложите малышу поиграть с пальчиками. Скажите: «Я буду показывать тебе пальчики на твоей руке, а ты будешь поднимать только тот пальчик, который я покажу. Другие пальчики поднимать не надо». Попробуйте – попросите малыша поднять пальчик: «Вот этот подними». Убедитесь, что он правильно понял задание.

Теперь начинаем тест. Начните с правой руки: «Подними этот пальчик. А теперь вот этот». Последовательность движений: 5-1-2-4-3 (где 1 это большой пальчик, а 5 это мизинчик). Затем в той же последовательности сделайте задание на левой руке. Затем повторите на правой. И снова на левой. Таким образом, каждая рука выполнит задание два раза!

А теперь главное – за чем надо следить при выполнении этого задания. Когда малыш будет стараться поднимать один пальчик, то непроизвольно будут подниматься и другие. Он этого не хочет, но у него так получается! Эти лишние движения называются синкинезиями. Такие лишние движения возникают, когда движения пальчиков недостаточно дифференцированы, и поэтому включаются ненужные для этого движения мышцы.

Когда Вы видите синкинезии, то рисуйте каждую из них стрелочкой на бумаге, проводя линию от нужного пальчика к «ненужному, лишнему» для этого движения. В результате на бумаге у Вас будут к концу задания контуры ладошек и нарисованные линии лишних движений. Одно лишнее движение – это одна стрелочка.

Как узнать результаты теста:

1)    Считаем среднее количество стрелочек для каждой руки, т.е. среднее количество лишних движений. Например, на правой ладошке у нас нарисовано 6 стрелочек, а задание мы проводили два раза. Поэтому 6:2 = 3. Т.е. среднее количество  лишних движений пальчиками на правой руке равно 3.  Аналогично подсчитываем лишние движения пальчиками на левой  руке – например, у нас нарисовано 8 стрелочек. 8: 2=4. Среднее количество лишних движений – 4.

2)   Складываем получившиеся цифры. 3 ( на правой руке) + 4 (на левой руке) = 7.

Что нам скажут эти результаты:

  • Какая ведущая рука у ребенка. Ведущая рука – это та рука, где лучше развита дифференциация движений пальчиков, и где меньше лишних движений пальчиками. В нашем примере – это правая рука.
  • Каков уровень развития тонких движений и их дифференциации у ребенка. Примерные возрастные нормы (общего среднего количества лишних движений): в 6 лет – 9, в 7 лет -  6, в 8 лет – 5, в 9 лет – 3. Для нашего примера: у нас получилась цифра 7. Для шестилетнего ребенка это хороший результат. А вот если бы ребенку уже было бы 7 лет, то результат слишком низкий, т.е. у данного ребенка движения пальчиков развиты недостаточно.

Теперь, наверное, понятно, почему дети, которые учатся играть на фортепиано и других музыкальных инструментах, часто намного более развиты, чем сверстники? Ведь они упражняются постоянно и фактически постоянно делают пальчиковую гимнастику :)и развивают  этим не только свои музыкальные способности, но и мелкую моторику, и сенсомоторную координацию, и мышление!

Тест 2.

Нарисуйте от руки карандашом на листе бумаги ровный круг диаметром 3-3,5 см. Покажите свой образец ребенку. Попросите ребенка нарисовать такой же круг одним движением руки (т.е. без отрыва).

Если у малыша плохо развита мелкая моторика, то он не может выполнить задание. Типичные ошибки:

  • Рисует овал.
  • Рисует круг, но намного меньшего размера чем в образце. Это показатель скованности кисти.
  • Рисует с отрывом руки, передвигая ее. 

Тест 3.

Наблюдение за рисованием и закрашиванием раскрасок. Считается, что раскрашивание картинок является очень хорошим упражнением для пальчиков. Но это не всегда так. Чтобы раскрашивание развивало мелкую моторику, надо чтобы ребенок действовал правильно. Обратите внимание на типичные ошибки, которые свидетельствуют о недостаточном уровне развития мелкой моторики и о том, что малышу нужны специальная пальчиковая гимнастика и упражнения для пальчиков.

Типичные ошибки в раскрашивании:

  • Ребенок постоянно поворачивает лист бумаги или книжку при раскрашивании картинки.
  • Ребенок не может менять направление линий .
  • Движения ребенка скованные, кисть фиксирована и часто зажата.
  • Рука и пальчики слишком вялые или слишком напряженные.


Read more:
http://rodnaya-tropinka.ru/palchikovaya-gimnastika/#ixzz3o3mMBdCj



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Как подготовить руку ребенка к письму».

Этот вопрос начинает волновать родителей задолго до поступления ребенка в школу. Одним из основных направлений подготовки руки к письму является развитие руки.

У этого направления три задачи:

1. Сформировать правильный захват орудия письма.

2. Упражнять в правильном распределении мышечной нагрузки руки.

3. Развивать мелкую моторику руки.

Упражнения в правильном распределении мышечной нагрузки руки

Правильное распределение мышечной нагрузки подразумевает: напряжение (для удержания орудия письма в руке) и быстрое чередование силового напряжения и расслабления. Такая последовательность смены тонуса мускулатуры рук осуществляется при правильном письме.

Обрывание листа бумаги прекрасно упражняет детей в чередовании напряжения мелкой мускулатуры руки и расслабления. Обрывание листа бумаги показывает содружество обоих рук в работе. Для развития рук желательно давать детям не только произвольное обрывание, но и обрывание по контуру.

Сюжеты детских работ могут быть самыми разнообразными.

Работы детей подготовительной к школе группы «Осеннее дерево».

http://ped-kopilka.ru/images/1%28159%29.jpg

Развитие мелкой моторики руки

Для развития мелкой моторики руки можно использовать работу с бумажными шариками из салфеток или крепированной бумаги.

Сначала следует научить ребенка отрывать от салфетки кусочки. Салфетку ребенок держит в левой руке, а правой от верхнего края отрывает кусочек. Готовые кусочки ребенок катает в бумажные шарики. В идеале он  должен это делать тремя пальцами (большим, указательным и средним), делая круговые движения. Этим  у ребенка развивается мелкая моторика пальцев . которые участвуют в процессе письма. Затем ребенок клеит заготовленные шарики на картинки, стараясь плотно прижимать их друг к другу. При этом тренируются мышцы руки, мелкая моторика, развивается координация и точность движений.

http://ped-kopilka.ru/images/photos/07b376f1814092c1bf341976cd901fe3.jpg

Пластилинография - новый вид декоративно-прикладного искусства. Представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полу объемных объектов на горизонтальной поверхности. По сути своей, это редко встречающийся, очень выразительный вид "живописи". Вы практически "рисуете" пластилином. Изготовление пластилиновых картин ярких расцветок с применением различных изобразительных приёмов - увлекательное занятие, дающее радостное и эстетическое удовлетворение от подобного творчества, делая его оригинальным и декоративным. Рисование пластилином или пластилинография также прекрасно помогает развивать мелкую моторику рук.

http://ped-kopilka.ru/images/6%28130%29.jpg

 Для развития мелкой моторики руки  можно использовать технику квилинг.

Квиллинг, бумагокручение, бумажная филигрань — искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции.

 

http://ped-kopilka.ru/images/photos/5d2c1b5c5d0115dc0195a200db38b38d.jpg

Список используемой и рекомендуемой литературы

1. Гризик Т.И. Подготовка ребенка к обучению письму. М. Просвещение.2007.

2. Гризик Т.И. Развитие речи детей 6-7 лет. М. Просвещение. 2007.

3. Давыдова Г.Н. Пластилинография. Цветочные мотивы. М. Скрипторий-2003. 2008.

4. Давыдова Г.Н. Пластилинография. М. Скрипторий 2003. 2006.

5. Давыдова Г.Н. Детский дизайн. Пластилинография. М. Скрипторий 2003. 2006.

6. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа. Карапуз-дидактика. 2007.



Предварительный просмотр:

Ребенок Левша 
http://2.bp.blogspot.com/-ARgEWy2rG1s/T8SbeivouhI/AAAAAAAANVQ/_o_DFzVG1iI/s200/%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D1%88%D0%B0-%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D1%88%D0%B0.jpg

Мы живем в мире правшей и долгое время главной причиной давления на левшей была тревога за их социальную адаптацию в мире, где все технические средства рассчитаны на праворуких людей. Многие родители переучивали детей, так как боялись, что в дальнейшем это помешает приобретению профессии. Доставалось левшам и от учителей, которые строго следовали установке - всем писать только правой рукой, а леворуких детей переучивать. Читаем далее подробнее о левше...
Тем не менее, несколько лет назад ученые отметили:
"Число леворуких детей увеличивается в последние годы. Это связано с тем, что родители, педагоги перестали переучивать детей с левой руки на правую"
Теперь большинство людей понимает, что никакой патологии тут нет, так уж распорядилась природа. Чем отличается мозг человека-левши от мозга правши? Мозг взрослого человека состоит из правого и левого полушарий. Каждое из которых - не зеркальное отображение другого, а необходимое дополнение к другому. В одном и в другом полушарии сосредоточены совершенно различные центры жизнедеятельности человека. Например, левое – отвечает за речь и абстрактное мышление, правое – за музыкальное и художественное творчество, образное мышление. При доминировании левого полушария испытывается счастье и наслаждение, при доминировании правого – страх и печаль.Как праворукость, так и леворукость объясняются тем, что существует перекрест нервных путей, протянувшихся от конечностей к полушариям мозга. При доминировании левого полушария, ведущей, как правило, является правая рука, при доминировании правого полушария - левая. У третьей части людей ни одно из полушарий не доминирует.

Левое полушарие

1. Конкретное мышление
2. Математические вычисления
3. Сознательное
4. Правая рука
5. Речь
6. Правый глаз
7. Чтение и письмо
8. Двигательная сфера

Правое полушарие

1. Абстрактное мышление
2. Образная память
3. Бессознательное
4. Левая рука
5. Ритм, восприятие музыки, интонации
6. Левый глаз
7.Ориентировка в пространстве
8. Чувственная сфера

Интересные факты о левом и правом полушарии мозга

  • Было замечено, что более взрослые дети намного эффективней воспроизводят услышанное ранее слово, если его анализ выполнялся непосредственно левым полушарием.
  • Звуковые образы названий предметов хранятся в левом полушарии, а сами названия в правом
  • Есть предположение, что левое полушарие совсем не интересуют запахи, и вся информация, касающаяся обоняния обрабатывается правым полушарием.
  • При достаточном темпе развития речи у ребёнка левое полушарие обязательно начинает пресекать всякие попытки помощи правого собрата в лингвистических проблемах.
  • За наличие чувства юмора, в большей степени отвечает именно левое полушарие нашего мозга.
  • Работа правого полушария осуществляется автоматически, по заранее заданным программам, а левое произвольно управляет психическими процессами, принимает решение по любым вопросам, а правое ему подчиняется.
  • Левому полушарию нужно всего 2 года на усвоение грамматики языка. Правое трудится над освоением иностранного языка всю жизнь.
  • Правое полушарие главным образом отвечает за прошлое, а левое за будущее, и больше того – занято планированием текущей и намеченной на будущее деятельности. (источник)


Как же определить левша или правша мой ребенок? В последнее время выявлено достаточное количество способов, с помощью которых легко и просто любой желающий может определить к какому типу человека относится их ребенок. Итак попробуйте следующие способы:

  • Если ребенок совсем маленький, то тестом для определения ведущей руки у младенца будет наблюдение за тем какой рукой он тянется к погремушкам, весящим перед ним, берет игрушку.
  • Попросите ребенка скрестить руки на груди в "позе Наполеона". Какая рука от локтя до запястья окажется сверху, та и является ведущей. Если ребенок попробует поменяете позиции рук, то испытает неудобство, так как он либо левша, либо правша.
  • Ребенок переплетает несколько раз подряд пальцы рук. Большой палец какой руки окажется сверху, та и является ведущей при выполнении мелких движений.
  • Посмотрите, какая рука сверху у ребенка, когда он аплодирует.
  • Обратите внимание на величину луночки ногтя большого пальца и мизинца, а также на венозную систему на руках. У ведущей руки луночка больше, а вены - крупнее.
  • Ведущей ногой является та, которой ребенок отталкиваетесь при прыжке.
  • Дайте ребенку карандаш или фломастер посмотрите какой рукой он будет писать или рисовать.

Часто у многих детей эти тесты не совпадают. Это говорит о том, что у них оба полушария речевые и что они парциальные (частичные) левши. Бывает и так, что у человека абсолютно одинаковые тесты для обеих рук. Это довольно редкое явление. Таких людей называют амбидекстрами и они мастера на все руки. Амбидекстром был Леонардо да Винчи. Его пример подтверждает гипотезу: умение владеть левой рукой точно так же, как правой, способствует гармоничному развитию обоих полушарий мозга.

Какие выводы сделали ученые о леворуких детях. В настоящее время физиологи, психологи, педагоги единодушно утверждают: переучивание ребёнка калечит его нервную систему, губительно сказывается на здоровье и адаптации в современном мире. Если насильно  переучивать левшей (другими словами –  принудительно изменять сложившуюся систему работы головного мозга), то это, как правило, приведет к серьёзным негативным последствиям:

-у ребенка появится раздражительность, капризность, плаксивость.
-нарушения сна,
-потеря аппетита,
-регулярные головные боли,
-жалобы на усталость в правой руке,
-повышенная утомляемость
-снижение работоспособности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...