Мастер – класс для родителей «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ»
методическая разработка на тему
Нетрадиционное рисование – это рисование, с использованием нетрадиционных материалов (крупа, свеча, пластилин), или нетрадиционного оборудования (палочки, печатки, пробки и т.п.). Нетрадиционных способов рисования известно очень много, они разные по технике выполнения (рисование пальчиками, набрызг), по уровню сложности (граттаж, фотокопия).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_-_klass_po_risovaniyu.doc | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 27»
Мастер – класс для родителей
Тема:
«Нетрадиционные техники рисования в ДОУ»
Бийск 2015 г.
В настоящее время на страницах дошкольных изданий появляется много статей рассказывающих о нетрадиционных техниках рисования и влиянии их на развитие творческих способностей дошкольников.
Нетрадиционное рисование – это рисование, с использованием нетрадиционных материалов (крупа, свеча, пластилин), или нетрадиционного оборудования (палочки, печатки, пробки и т.п.). Нетрадиционных способов рисования известно очень много, они разные по технике выполнения (рисование пальчиками, набрызг), по уровню сложности (граттаж, фотокопия).
Занятия с использованием нетрадиционных техник очень интересны как для детей, так и для педагогов. Детям доставляет удовольствие процесс работы, много радости, например, вызывает рисование руками (ладошками, пальчиками, ребром ладони), а сколько разных животных можно изобразить таким способом. Педагогу такие занятия помогают сделать обучения увлекательной игрой, помогают отойти от «шаблонных» занятий.
Самое главное в работе с нетрадиционными техниками, правильно выбрать способ рисования, чтобы он был не слишком прост, или наоборот – труден для ребенка. Начинать работу следует с более простых техник, затем, когда дети овладеют простыми техниками, включать более сложные, причем простые техники также используются на занятиях, дополняя художественные образы, выполненные более сложными.
Освоив способ работы в нетрадиционной технике, ребенок начинает применять ее самостоятельно, т.е. он сам придумывает свой рисунок, в работу включается воображение, фантазия, происходит развитие творчества.
Таким образом, развивать творческие способности детей необходимо с дошкольного возраста, чтобы во взрослой жизни человек умел смело и нестандартно мыслить, мог отойти от шаблонных решений задач. Эффективным средством развития творческих способностей детей являются занятия нетрадиционным рисованием.
Виды нетрадиционного рисования
1. Рисование пальчиками
Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.
Материалы: мисочка с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
2. Рисование ладошкой
Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.
Материалы: широкое блюдечко с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5 лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисует и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
3. Рисование ребром ладони
Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.
Материалы: широкое блюдечко с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ребро ладони, сжатой в кулак или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5 лет) и делает отпечаток на бумаге. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
4. Тычок жесткой полусухой кистью
Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.
Материалы: жесткая кисть, гуашь. Бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
5. Оттиск печатками из картофеля
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материлы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля.
Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняется и мисочка и печатка.
6. Восковые мелки + акварель
Средства выразительности: цвет, линяя, пятно, фактура.
Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным.
7. Свеча + акварель
Средства выразительности: цвет, линяя, пятно, фактура.
Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.
8. Печать по трафарету
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролон, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета, тампон из поролона (в середину квадрата кладут шарик из ткани или пороло на и завязывают углы квадрата ниткой), трафареты из проолифленного полукартона либо прозрачной пленки.
Способ получения изображения: ребенок прижимает поролоновый тампон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, берутся другие тампон и трафарет.
9. Набрызг
Средства выразительности: точка, фактура.
Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5х5 см).
Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.
10. Оттиск пенопластом
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки пенопласта.
Способ получения изображения: ребенок прижимает пенопласт к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняется и мисочка и печатка.
11. Оттиск печатками из ластика
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из ластика.
Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняется и мисочка и печатка.
12. Отпечатки листьев
Средства выразительности: фактура, цвет.
Материалы: бумага, листья разных деревьев (желательно опавшие), гуашь, кисти.
Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.
13. Оттиск поролоном
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.
Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.
14. Скатывание бумаги
Средства выразительности: фактура, объем.
Материалы: салфетки либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы.
Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой, затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.
15. Тычкование
Средства выразительности: фактура, объем.
Материмы: квадраты из цветной двухсторонней бумаги размером (2х2 см), журнальная и газетная бумага (например, для иголок ежа), карандаш, клей ПВА в мисочке, плотная бумага или цветной картон для основы.
Способ получения изображения: ребенок ставит тупой конец карандаша в середину квадратика из бумаги и заворачивает вращательным движением края квадрата на карандаш. Придерживая пальцем, край квадрата, чтобы тот не соскользнул с карандаша, ребенок опускает его в клей. Затем приклеивает квадрат на основу, прижимая его карандашом. Т олько после этого вытаскивает карандаш, а свернутый квадрат остается на бумаге. Процедура повторяется многократно, пока свернутыми квадратиками не заполнится желаемый объем пространства листа.
16. Оттиск смятой бумагой
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.
Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце и смятая бумага.
17. Обрывание бумаги
Средства выразительности: фактура, объем.
Материалы: салфетки или цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, кисть, плотная бумага или цветной картон для основы.
Способ получения изображения: ребенок отрывает от листа бумаги кусочки небольшого размера или длинные полоски. Затем рисует клеем то, что хочет изобразить, накладывает кусочки бумаги на клей. В результате изображение получается объемным. Путем обрывания можно также изготовить крупные части изображения, например туловище, голову и лапки паука. У них не ровные края, поэтому паук выглядит мохнатым. В данном случае части изображения намазываются клеем и наклеиваются на основу. Этот вид работы используется на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста.
18. «Знакомая форма - новый образ»
Средства выразительности: изменчивость знакомой формы.
Материалы: простой карандаш, бумага, различные предметы, которые можно обводить (ножницы, подносы, стаканчики, ложки, кукольная одежда). Можно обводить также ладошки, ступни, кулачки, фигуру.
Способ получения изображения: ребенок обводит карандашом выбранный предмет. Затем превращает его во что-то другое путем дорисовывания и раскрашивания любыми подходящими материалами. Если обводится фигура, к стене крепится ватман, ребенок прислоняется к нему, взрослый обводит контур.
19. Кляксография обычная
Средства выразительности: пятно.
Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, ложечка.
Способ получения изображения: ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист бумаги накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже недостающие детали дорисовываются.
20. Кляксография с ниточкой
Средства выразительности: пятно.
Материалы: бумага, тушь или жидко разведенная гуашь в мисочке ложечка, нитка средней толщины.
Способ получения изображения: ребенок опускает нитку в краску, отжимает ее. Затем на листе бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один конец свободным. После этого сверху накладывает другой лист. Прижимает, придерживая рукой, и
вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются.
21. Кляксография с трубочкой
Средства выразительности: пятно.
Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, ложечка, трубочка (соломинка для напитков).
Способ получения изображения: ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу, делая небольшое пятно (капельку ).затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется, недостающие детали дорисовываются.
22. Черно-белый граттаж
Средства выразительности: линия, штрих, контраст.
Материалы: картон или плотная бумага белого цвета, свеча, широкая кисть, черная тушь. Жидкое мыло (примерно 1 капля на столовую ложку туши), мисочка для туши, палочка с заточенными концами.
Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок.
23. Цветной граттаж
Средства выразительности: линия, штрих, цвет.
Материалы: цветной картон или плотная бумага, предварительно закрашенная акварелью либо фломастерами, свеча, широкая кисть, мисочка для гуаши, палочка с заточенными концами.
Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем лист закрашивается гуашью, смешанной с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Далее возможно дорисовывание недостающих деталей гуашью.
24. Монотипия пейзажная
Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия. Изображение пространства в композиции.
Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.
Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисует пейзаж. На другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро. Чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками. Чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской. Затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.
25. Монотипия предметная
Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.
Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь либо акварель.
Способ получения изображения: ребенок складывает лист вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить. Также складывая лист после нескольких украшений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект по образовательной области «Художественное творчество» мастер – класса для родителей «Нетрадиционные техники рисования» День открытых дверей
в конспекте представлено пояснение работы с нетрадиционными материалами. рассказаны приемы работы в нетрадиционной технике рисования: 1....
Мастер – класс для родителей «Нетрадиционные техники рисования с детьми младшего дошкольного возраста»
вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми....
Презентация мастер - класса для родителей "Нетрадиционные техники рисования в детском саду" (Рисование крупами)
Рисование крупами...
Мастер - класс для родителей «Нетрадиционные техники рисования с детьми младшего дошкольного возраста»
Нетрадиционные техники рисования с детьми младшего дошкольного возраста...
Презентация мастер-класса для родителей "Нетрадиционные техники рисования"
Презентация знакомит родителей с нетрадиционными техниками рисования, повышает педагогическую культуру родителей, способствует обагащению родительского опыта в рисовании....
Мастер класс для родителей «Нетрадиционные техники рисования с родителями детей младшего дошкольного возраста»
Цель: вовлечение родителей в совместную деятельность.Задачи:1. Формировать у родителей умение организовывать совместную творческую деятельность с детьми младшего дошкольного в...
Мастер – класс для родителей «Нетрадиционные техники рисования с родителями детей младшего дошкольного возраста»
Мастер – класс для родителей «Нетрадиционные техники рисования с родите...