Играем вместе с ребенком
консультация по теме
Предварительный просмотр:
Играем вместе с ребенком
Дети – цветы нашей жизни. И от того, как мы их будем воспитывать и сколько любви в них вкладывать, зависит будущее чада. Важную роль в воспитании играют игры.
Игра для дошкольников — способ познания окружающего. В игре ребенок развивается физически, у него воспитывается сообразительность, трудолюбие, инициатива. В детском саду с помощью игр воспитатель осуществляет сенсорное воспитание детей, развивает познавательные процессы (любознательность, понимание взаимосвязи простейших явлений и т. д.). Он использует игру как средство развития мышления, речи, воображения, памяти, расширения и закрепления представлений об окружающей жизни. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения социального опыта.
Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
Младшие дошкольники 2-4 лет не только не умеют играть вместе, они не умеют играть самостоятельно. Малыш обычно бесцельно возит взад-вперёд машину, не находя ей большего применения, он её быстро бросает, требует новую игрушку. Самостоятельность в игре формируется постепенно, в процессе игрового общения со взрослыми, со старшими детьми, с ровесниками.
Одним из важных педагогических условий, способствующих развитию игры маленького ребёнка, является подбор игрушек по возрасту.
В игровом хозяйстве ребёнка должны быть разные игрушки: сюжетно-образные (изображающие людей, животных, предметы труда, быта, транспорт и др.), двигательные (различные каталки, коляски, мячи, скакалки, спортивные игрушки), строительные наборы, дидактические (разнообразные башенки, матрёшки, настольные игры), игрушки – заместители: иногда простая коробка из-под обуви ценнее любой заводной игрушки, она может быть прицепом для машины, в которой можно перевозить кубики, солдат, кирпичики, или устроить в коробке коляску для кукол.
Часто девочки играют только с куклами, поэтому они лишены радости играть в такие игры, в которых формируется смекалка, находчивость, творческие способности. Мальчики же обычно играют с машинами, с детским оружием. Такие игрушки ограничивают круг общения с девочками. Лучше, когда мы – взрослые, не будем делить игрушки на «девчоночьи» и на «мальчишечьи». Если мальчик не играет с куклой, ему можно приобрести мишку, куклу в образе мальчика, малыша, Буратино и т.п. Важно, чтобы малыш получил возможность заботиться о ком-то. Мягкие игрушки, изображающие людей и животных, радуют детей своим привлекательным видом, вызывают положительные эмоции. Эти игрушки оказываются первыми помощниками детей в приобретении опыта общения с окружающими детьми и взрослыми.
Игры со строительным материалом развивают у детей чувство формы, пространства, цвета, воображение, конструктивные способности.
Игры настольные: лото, домино, парные картинки и др. открывают перед детьми возможность получать удовольствие от игры, развивают память, внимание, наблюдательность, глазомер, мелкие мышцы рук; дети учатся выдержке, терпению.
Учитывая, что игра является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста, то в детском саду игру используют в образовательной деятельности, в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей. А как использовать игры в домашних условиях?
Игра «Холодно - горячо»
Взрослый прячет условный предмет, а затем с помощью команд типа «шаг направо, два шага вперёд, три налево» ведёт ребёнка к цели, помогая ему словами «тепло», «горячо», «холодно».
Игра «Летает - не летает»
Взрослый называет предметы. Если предмет летает - ребёнок поднимает руки. Если не летает - руки у ребёнка опущены.
Игра «Пожалуйста»
Задание: подними правую руку вверх, пожалуйста; подними левую и присядь, пожалуйста; похлопай в ладоши, пожалуйста, и т.д.
Игра «Зеркало»
Взрослый, стоя перед ребёнком, показывает различные упражнения. Ребёнок должен повторить верно (т.е. взрослый поднимает правую руку, ребёнок левую).
Игра «Какого цвета не стало?»
Перед ребёнком разложены цветные карандаши, его просят внимательно посмотреть на них и запомнить цвета. Затем ребёнок закрывает глаза, взрослый убрав один карандаш, просит ребёнка открыть глаза и сказать, карандаша какого цвета не стало.
Играть можно на кухне
Используя игру при организации повседневных домашних дел можно научить малыша полезному и интересному. Например, при приготовлении обеда можно поиграть с ребенком в следующие игры:
Игра «Цвет, форма, размер»
Цель: развитие памяти, мышления, внимательности, логики.
Правила игры: Родитель предлагает ребенку назвать продукты (предметы на кухне) определенного цвета, формы, размера.
Игра «Кто больше»
Цель: развитие внимания, памяти, расширение словарного запаса.
Правила игры: Совместно с ребенком, выберите тему игру (например: «Посуда») и по очереди называете посуду. Кто больше назвал, тот и выиграл!
Игра «Назови ласково»
Цель: формирование навыков словообразования.
Правила игры: Родитель называет любое слово, а ребенок должен назвать его ласково, например: морковь-морковочка, тарелка-тарелочка и т.д.
Игра «Съедобное-несъедобное»
Цель: развитие внимания, памяти, расширение словарного запаса.
Правила игры: Взрослый называет разные предметы (например: картошка, нож, вилка, торт, кастрюля и т. п.) ребенок в свою очередь должен отвечать «съедобное» или «несъедобное». Потом можно поменяться ролями.
Рисование на «экране с манкой»
Возьмите яркий поднос для посуды, насыпьте манки слоем 1 см. Попросите ребенка нарисовать знакомую ему букву, цифру, фигуру. Посредством развития мелкой моторики – стимулируем речевое развитие.
Задания «на развитие мелкой моторики»:
1. рассортировать белую и красную фасоль;
2. выложить из фасоли какую-нибудь фигуру, цифру, букву;
3. в мешочек положить крупу (рис/гречка/горох) и мелкие игрушки из киндер-сюрприза; угадать на ощупь найденный в мешочке предмет.
Отгадываем «Съедобные» загадки
В поле родился, На заводе варился, На столе растворился. Ответ: Сахар | Сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает, Тот слезы проливает. Ответ: Лук |
Сам алый, сахарный, Кафтан зеленый, бархатный. Ответ: Арбуз | На грядке зелёные, А в банке солёные. Ответ: Огурцы |
Черненько, горяченько, А все любят. Ответ: Чай | Сто одежек и все без застежек. Ответ: Капуста |
Что копали из земли, жарили, варили? Что в духовке испекли, Ели да хвалили? Ответ: Картошка | В шкурке жёлтой, кислый он Называется … (лимон) |
Играть можно в ванной
Проводите игры в ванной комнате во время купания ребенка:
- пускайте мыльные пузыри;
- черпайте воду ситом;
- устраивайте «бурное море» кораблику;
- организуйте игру «Сколько воды в губке?»
Дорогие родители, не жалейте времени на игру с ребенком! Ребёнок очень рад минутам, подаренным ему родителями в игре. Общение в игре не бывает бесплодно для малыша. Чем больше выпадает дорогих минут в обществе близких ему людей, тем «выше» взаимоотношения, больше общих интересов и любви между вами в дальнейшем.
Удачи Вам!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей. «Играем, вместе с ребенком».
Консультацыя для родителей. Игра как способ социализации ребенка....
Консультация для родителей "Играйте вместе с ребенком"
Консультация для родителей...
Консультация для родителей: "Играем вместе с ребенком и учим его играть"
Чтобы научить ребенка самостоятельной игре, родителю важно играть вместе с ребенком, принимая на себя главную ведущую роль, постепенно переходя на позицию равных партнеров по игре, и выполнять игровые...
Консультация "Роль игры в жизни ребенка - играем вместе с ребенком"
Консультация для родителей "Роль игры в жизни ребенка - играем вместе с ребенком"...
Советы родителям «Играйте вместе с ребенком. Игры и упражнения по развитию речи»
Доказано, что речь ребенка и его сенсорный («трогательный») опыт взаимосвязаны. Поэтому, если Вы хотите, чтобы ребенок хорошо говорил, развивайте его ручки!...
Родительское собрание: «Значение игры в познавательном развитии ребенка. Учимся играть вместе с ребенком».
Сценарий родительского собрания: «Значение игры в познавательном развитии ребенка. Учимся играть вместе с ребенком»....
«Играем вместе с ребенком» или как родителям взаимодействовать с ребенком в игре, чтобы он стал самостоятельным и инициативным
В статье представлены рекомендации для родителей как играть с ребенком в сюжетные игры и избегать при этом распространенных ловушек, в которые попадают взрослые...