Книжки в вашем доме
консультация на тему
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Книжки в вашем доме»
Советы по оформлению детской домашней библиотеки
Казалось бы, что может быть проще, чем организовать дома детскую библиотечку: купил книги, поставил на полку и дело сделано. Но не всё так просто, как нам того хотелось бы, ведь формирование круга детского чтения зависит от многих факторов: возрастные особенности ребёнка, его интерес к литературе, а также те задачи, которые мы преследуем, создавая домашнюю детскую библиотечку. Можно было бы вообще опустить разговор об этом , если бы мы, взрослые, на этапе дошкольного детства в полной мере выполняли основную задачу развития интереса и бережного отношения к книге. Но такое, к сожалению, случается редко, ведь у книг в нашем доме появились мощные соперники: телевизор, компьютер.
Задумывались ли вы когда-нибудь над вопросом:
«Что может дать ребёнку книга?» А ведь дети черпают из книг множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой и предметным миром, что способствует расширению детского кругозора. Через литературные произведения малыши впервые испытывают на себе храбрость и стойкость, добро и зло, познают такие общечеловеческие ценности как честность, справедливость, дружба, сочувствие, т.е. книги очищают и раскрывают душу, воспитывают добрые чувства. К тому же книги являются неиссякаемым источником для развития интеллекта и творчества и не только детей, но и нас, взрослых.
В связи с этим мы советуем весьма внимательно и разборчиво отнестись к организации и подбору книг дома. Взрослые должны помнить, что книга привлекает маленького ребёнка, прежде всего, оформлением. Её внешний вид должен быть привлекательным: разные формы обложек, красивые, яркие иллюстрации. О том, что это приоритетно для ребёнка, хорошо сказал современный поэт:
Мы читаем книги вместе
С папой каждый выходной.
У меня картинок двести,
А у папы – ни одной.
У меня слоны, жирафы-
Звери все до одного,-
И бизоны, и удавы,
А у папы – никого!
У меня – в пустыне дикой
Нарисован львиный след.
Папу жаль. Ну что за книга,
Если в ней картинок нет!
В домашней библиотеке должны быть разные типы книг.
Первый тип – книжка – игрушка, книжка – картинка, которая даётся в руки ребёнку с самого раннего возраста (до года). Это ещё не литература. Здесь зрительный образ преобладает над словесным, рисунки имеют главное значение.
К.И.Чуковским было замечено, что этот период является важным в овладении речью, и книга, дающая богатые зрительные впечатления, будет хорошим помощником в этом деле.
К.Д.Ушинский писал: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребёнка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними, но свяжите с картинками двадцать таких слов – и ребёнок усвоит их все на лету…»
Кроме того, есть надежда, что ребёнок в раннем возрасте, взявший книгу в руки и получивший наслаждение от общения с ней, и в дальнейшем будет тянуться к книге, и станет страстным читателем.
Второй тип – это книжка – вырубка. Её обложка вырезана по контуру того предмета, о котором идёт речь в тексте, и её игровое внешнее оформление тоже способствует привлечению ребёнка к знакомству с содержанием.
Третий тип – книжка – панорама. Она не только ярко иллюстрирована, но и снабжена движущимися фигурками. Действие с помощью этих фигурок в ней как бы оживает. Манипулируя ими, ребёнок не только включается в ритм текста, но и проживает происходящее вместе с героями.
Также надо помнить о том, чтобы в библиотеке малыша были книги разного типа отражения действительности: не только сказки, но и реалистическая литература, не только проза, но и поэзия.
До 3-4-х лет детей должны окружать книжки – картинки типа раскладушек и книжки-игрушки с преобладанием иллюстраций и короткого текста: «Курочка –Ряба», «Сорока- ворона» и др.
После 3-х лет важно придерживаться одного из основных правил - в поле зрения ребёнка должно находиться от 3 до 5 книжек с яркими иллюстрациями и доступным для этого возраста сюжетом. Это, конечно, «Игрушки» А. Барто, «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Теремок», «Три медведя» и др.
Хорошо бы через 2-3 недели обновлять книжный репертуар, вводя по одной новой книжке, причём с сюрпризом или поощрением, например:
-Сегодня тебе кошка принесла очень интересную книжку «Кошкин дом».
-Мы с бабушкой решили подарить тебе новую сказку –ведь ты очень любишь и бережёшь книжки.
В 4 года и старше очень важно сказать ребёнку, что дома есть детская библиотека. И вместе с ребёнком необходимо правильно её организовать, т.е. систематизировать по типу взрослой: сказки, книги одного автора; по временам года; рассказы о животных, книжки зарубежных авторов, загадки, стихи, энциклопедии и т.д. Каждое подразделение важно обособить картонной перегородкой с рисунком – символом, обозначающим тот или иной раздел. Очень хорошо дать название своей библиотеке (например « Книжкин дом») и постепенно её накапливать.
Не следует забывать, что книги время от времени требуют нашей заботы. Поэтому неподалёку от библиотеки можно разместить уголок «Книжкина больница», где будут храниться материалы и инструменты для ремонта книг.
Рекомендуем проводить такую работу совместно с детьми.
Это будет способствовать воспитанию бережного отношения и любви к книгам.
Советуем также приобрести, а лучше совместно с детьми изготовить игры по сюжетам литературных произведений, которые будут способствовать поддержанию интереса к книге:
- разные виды театров (настольный, «рукавичка», театр ложек, теневой);
- игры – путешествия по сказкам с фишками и кубиком;
- лото или домино «Герои любимых сказок»;
- пазлы или разрезные картинки по сюжетам любимых произведений;
- отгадай загадку – найди отгадку;
- диски с аудиозаписями различных детских произведений;
- сундучок с «волшебными» предметами: клубочек, волшебная палочка;
- материал для творчества: краски, фломастеры, бумага, пластилин, клей;
- чудесный мешочек с мелкими игрушками- зверюшками, для сочинения своих историй и т.п.
Отметим, что у каждого ребёнка есть полюбившая только ему книжку ,а поэтому он просит много раз перечитывать её заново .Не волнуйтесь- это естественный и положительный процесс. Удовлетворяйте его желания: ребёнок дошкольного возраста сживается с героями сказок или рассказов, все они его близкие друзья и советчики Но постоянно старайтесь расширить поле его книжного зрения, ориентируя малыша на всё полезное, художественно и нравственно-ценное. Обращайте внимание на полиграфию, оформление иллюстраций и ,конечно, на содержание .
Ребёнку очень важно быть знакомым, наряду со сказками, с сокровищницей детской литературы - классикой: произведениями Л.Толстого, К.Чуковского, С.Маршака, Е.Чарушина, Н.Носова, В.Осеевой, В.Драгунского и многих других авторов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Книжки в Вашем доме» Консультация для родителей. Советы по оформлению детской домашней библиотеки.
Формирование круга детского чтения зависит от многих факторов: возрастные особенности ребенка, его интерес к литературе, а также те задачи, которые мы преследуем, создавая домашнюю детскую библи...
консультация для родителей. "Книжки в вашем доме"
«Книжки в Вашем доме»Консультация для родителей.Советы по оформлению детской домашней библиотеки. ...
Консультация для родителей: Советы по оформлению детской домашней библиотеки- "Книжки в вашем доме"
Советы по оформлению детской домашней библиотеки для детей старшего дошкольного возраста....
Советы по оформлению детской домашней библиотеки "Книжки в Вашем доме"
Что такое книга для ребенка? - радость, интерес, яркая картинка, увлекательная история, тайна и многое-многое другое. Новая книга - это всегда праздник. Не стоит лишать ребенка книги, заменять ее на п...
Советы по оформлению детской домашней библиотеки "Книжки в вашем доме"
Рекомендации для родителей по оформлению детской домашней библилтеки....
консультация для родителей "Книжки в вашем доме".
Консультация на тему: "Книжки в вашем доме"....
Консультация «Книжки в Вашем доме»
Консультация для родителей...