Из опыта работы Консультация для родителей: «Математические знания и познавательная активность детей»
консультация (старшая группа) на тему

Левшина Надежда Петровна

            Дошкольное детство - длительный период, закладывающий фундамент будущей личности и во многом ее определяющий. Как отмечает Е.А. Аркин, это период, когда «...и семья, и общество создает для ребенка все необходимые и возможные условия..." для их развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon iz_opyta_raboty_levshina_n.p.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы

Консультация для родителей: «Математические знания и познавательная активность детей»

(воспитатель Левшина Н. П. МБДОУ детский сад комбинированного вида №40 города Белгорода)

            Дошкольное детство - длительный период, закладывающий фундамент будущей личности и во многом ее определяющий. Как отмечает Е.А. Аркин, это период, когда «...и семья, и общество создает для ребенка все необходимые и возможные условия..." для их развития.

           Под познавательной активностью детей дошкольного возраста следует понимать активность, проявляемую в процессе познания. Она выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применять его на другом материале.

          Этому, как нельзя лучше способствует обучение детей математическим представлениям, требующим развития у детей способности к мыслительным операциям.

Для успешной подготовки детей к обучению в школе важны не столько определённые знания, сколько умение последовательно и логически мыслить, догадываться, умственно напрягаться.

          Обучению дошкольников начальным математическим знаниям и представлениям отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин: обилием информации, получаемой ребёнком, повышением внимания к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребёнка узнавать цифры, считать, решать задачи. Взрослые радуются, когда ребёнок считает до пятидесяти, до ста, до тысячи, складывают  и вычитают числа в пределах двадцати и так далее.

          Однако практика показывает, что дошкольник чаще всего просто запоминает различные варианты примеров на сложение и вычитание. Знания, приобретённые подобным способом, представляют для ребёнка такой же набор слов, как любая детская считалочка. Часто такие  дети не могут определить численность даже небольшой группы предметов (то есть не соотносят числительные с реальными предметами), не могут решить задачу, если надо действовать с конкретными предметами (например, сложить две и три палочки, находящиеся в левой и правой руках). Такие знания можно сравнить со зданием, построенным над ямой, вырытой для фундамента, но ничем не залитой.

          Счёт – это только одна из сторон математического развития. Современная техника помогает человеку проводить счетные операции, а вот мыслить логически,  рассуждать, вскрывать, скрытые для непосредственного восприятию математические взаимосвязи и взаимозависимости, не сможет ни одна машина.

          Обучение отвлечённому счёту и натаскивание в счётных операциях никак не может быть выдвинуто на первый план в математическом развитии человека, тем более дошкольника.

          Очень часто мы, взрослые, спешим что-то сделать за ребёнка, ответить на любой вопрос. Но всегда ли это оправдано? Набор готовых знаний не формирует потребности в процессе познания стремления к преодолению трудностей, к самостоятельному поиску решений и достижений целей. На многие вопросы ребёнок сам может найти ответ и неважно, что только путём проб и ошибок.

          Задания на смекалку, головоломки, занимательные игры вызывают у детей большой интерес. Они могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки по заданному образцу, по собственному замыслу. Я их часто использую в своей работе с детьми.

Например:1. Составить домик из 6 палочек, а затем переложи 2 палочки так, чтобы получился флажок.

                  2. В фигуре, состоящей из 5 квадратов убрать 3 палочки так, чтобы осталось 3 таких же квадрата и другие.

          Дети 6-7 лет могут сами придумывать элементарные задачи на смекалку. Это формирует у них самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность.

          Для развития мышления используются логические задачи и упражнения. Это задачи на нахождение пропущенной фигуры, продолжение ряда фигур, знаков, на поиск чисел.

Например: 1. Найди и покажи на чертеже 5 треугольников и 1 четырёхугольник.

                     2. Какая фигура здесь лишняя?

                     3. Вместо знака вопроса поместить нужную фигуру.

          Для решения задач, действий над числами, при формировании представлений о времени необходимо использовать загадки, задачи-шутки.

Например: 1. Отгадайте-ка, ребятки,

                       Что за цифра – акробатка?

                        Если на голову встанет,

                        Ровно на три меньше станет.

                    2. Братьев этих ровно 7.

                        Вам  они известны всем.

                        Каждую неделю кругом

                       Ходят братцы друг за другом.

                       Попрощается последний-

                       Появляется передний.

                   3. Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас?

                   4. Росло 4  берёзы. На каждой  берёзе по 4 большие ветки. На каждой большой ветке по 4 маленькие. На каждой маленькой ветке по 4 яблока. Сколько всего яблок?

                   5. У какой фигуры нет ни конца ни начала?

                   6.Сколько концов у палки? У двух палок, у двух с половиной?.

          Загадки, задачи-шутки, занимательные вопросы приобщают детей к активной умственной деятельности, выработке умения выделять главные свойства, математические отношения, замаскированные внешними несущественными данными, Они могут быть использованы взрослыми в процессе разговоров, бесед, наблюдений с детьми за каким-либо явлением.

         Занимательный материал способствует развитию логического мышления, наблюдательности, быстроты реакции, интереса к математическим знаниям, формированию поисковых подходов к решению любой задачи.

         С детьми можно играть в игры с математическим содержанием: «Домино фигур», «Арифметическое домино», «Лото», «Найди пару», игры в шашки и шахматы и другие. Эти игры помогают развитию у детей познавательных способностей. Формированию интереса к действиям с числами, геометрическими фигурами, величинами, решению задач.

         Загадки, задачи-шутки, головоломки, игры с математическим содержанием не только вызывают интерес у детей своим содержанием, занимательной формой, но и побуждают мыслить, рассуждать, находить правильный ответ.

         Таким образом, интересные и развивающие задания позволяют развить у детей умения выбирать, придумывать, отгадывать, объяснять, группировать, видоизменять, устанавливать соответствие, моделировать. Одним словом развитие математических способностей детей – важная составляющая развития познавательной активности.                      

                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к выступлению из опыта работы Значение практического применения математических знаний в различных видах деятельности

Презентация  к выступлению из опыта работы. "Значение практического применения математических знаний в различных видах деятельности"...

Выступление из опыта работы по теме: «Мотивация - как эффективный прием познавательной активности детей в структуре коррекционной деятельности.

Я постоянно   веду поиск  как же  создать   познавательную мотивацию и   ситуацию  успеха  для  дошкольников, речь  которых  нуждается...

обобщение опыта работы Тема:«Проектная деятельность как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в условиях ФГОС ДОУ»

Обобщила опыт работы по теме" Проектная деятельность как средство развития активности у детей старшего дошкольного возраста"...