Адаптация детей к детскому саду
консультация (младшая группа) на тему
Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский сад несомненно является новым, еще неизвестным пространством. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении.
В предлагаемой консультации даны критерии адаптации ребенка в ДОУ. Материал может быть полезен как педагогам-психологам, воспитателям и родителям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Адаптация к условия ДОУ | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Адаптация к условиям ДОУ
Ранний возраст - особый период становления организма и систем, формирования их функций. Поэтому для этого возраста характерен ряд особенностей.
Во- первых – это чрезвычайно быстрый темп развития, который имеет скачкообразный характер. Периоды медленного накопления чередуются с критическими периодами: кризис одного года связан с овладением ходьбой, кризис двух лет – с переломным моментом в развитии речи, началом развития речемыслительной деятельности, а также с развитием наглядно-действенного мышления. В три года начинается развитие самосознания ребенка. В критические периоды может наблюдаться снижение в работоспособности, эмоциональные расстройства.
Во- вторых, особенностью развития в раннем возрасте является неустойчивость и незавершенность формирующихся навыков и умений. Под влиянием неблагоприятных факторов (стресс, перенесенное заболевание) может произойти утеря навыков, наблюдается явление ретардации («застревание» на более ранней ступени развития).
В-третьих, особенностью развития является взаимосвязь и взаимозависимость состояния здоровья, физического и нервно-психического развития детей.
Наконец, ребенка раннего возраста характеризует повышенная эмоциональность.
Поэтому так необходимо проявить максимум усилий, чтобы процесс адаптации у ребенка к условиям ДОУ прошел как можно мягче.
Необходимо внимательно наблюдать за процессом адаптации детей, внося данные своих наблюдений в специальный протокол (См. Адаптационная карта). Также психологу в значительной степени может помочь оценочный лист, который заполняется родителями (См. Оценочный лист для родителей). После этого психолог делает вывод о результате адаптации каждого ребенка.
Успешность адаптации проявляется в поведенческих реакциях и в продолжительности адаптационного периода.
Можно выделить четыре основных фактора поведенческой адаптации:
- эмоциональное состояние;
- коммуникабельность;
- послеполуденный сон;
- аппетит.
Продолжительность процесса адаптации может ограничиваться одним днем, когда ребенок в первый день социализируется в ДОУ, или может быть сколь угодно долгой.
Первые признаки того, что ребенок адаптировался:
- хороший аппетит;
- спокойный сон;
- охотное общение с другими детьми;
- адекватная реакция на предложение воспитателя, логопеда, психолога;
- нормальное эмоциональное состояние.
Как упоминалось выше, можно выделить четыре основных фактора поведенческой адаптации. Каждый из факторов может оцениваться от +3 до –3, т.е. от отличной адаптации до полной дезадаптации. Для удобства обработки данных и во избежание неправильной интерпретации приводим ниже краткие характеристики разных оценок (+1 , +2, +3, 0, -1, -2, -3). Суммарно по всем четырем факторам можно получить +12 или –12.
Уровень, т.е. успешность адаптации, выводится из взаимосвязи продолжительности адаптационного периода (А) и поведенческих реакций (П).
Таблица по определению уровня адаптации
Определение поведенческой реакции
в соответствии с оценкой факторов адаптации
1. Эмоциональное состояние ребенка
+3 Весел, жизнерадостен, подвижен, активен.
+2 Улыбается, настроение хорошее, спокоен.
+1 Иногда задумчив, замкнут.
-1 Легкая плаксивость, хныканье.
-2 Плачет за компанию, плач приступообразный.
-3 Сильный плач, подавленное настроение.
2. Социальные контакты ребенка
+3 Много друзей, охотно играет с детьми.
+2 Сдержан, неохотно играет с детьми.
+1 Безразличен к играм, отстранен, замкнут.
-1 Невесел, с детьми не контактирует.
-2 Проявляет тревогу, бросает начатые игры.
-3 Недружелюбен, агрессивен, мешает детям играть.
3. Сон ребенка
+3 Сон спокойный, глубокий, засыпает быстро.
+2 Сон спокойный.
+1 Засыпает не скоро, спит спокойно, но не долго.
-1 Засыпает с хныканьем, тревожен во сне.
-2 Засыпает с плачем, долго, беспокоен во сне.
-3 Отсутствие сна, плач.
4. Аппетит ребенка
+3 Очень хороший аппетит, съедает все с удовольствием.
+2 Нормальный аппетит, ест до насыщения.
+1 Аппетит выборочный.
-1 Отвергает некоторое блюда, капризничает.
-2 Ест долго, неохотно.
-3 Отвращение к еде.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Период адаптации детей в детском саду и помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада.
Период адаптации детей в детском саду и помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада. 7.12.2016 Матвеева Л.В....
Консультация для педагогов "Адаптация детей к детскому саду", "Правильное заполнение листа адаптации".
При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети проходят через адаптационный период. Адаптация детей к ДОУ – пространство, с которого все начинается. Родители и ДОУ мечтают о то...
Памятка «Подготовка детей к поступлению в детский сад. Адаптация детей к детскому саду».
Цель: Расширить знания родителей о подготовке ребёнка к поступлении в детский сад. Предупредить возможные негативные ситуации в период адаптации....
Конспект родительского собрания в младшей группе на тему :"Как живём мы в детском саду.Адаптация детей в детском саду".
Создать условия для знакомства родителей друг с другом.Познакомить родителей с программой развития детей,задачами развития и воспитания детей....
"Адаптация детей к детскому саду. Рекомендации по созданию благоприятных условий для адаптации"
Консультация для родителей...
Адаптация детей к детскому саду. Степени адаптации. Правила успешной адаптации.
Адаптация к детскому саду. Степени адаптации. Правила успешной адаптации....
Консультация для родителей детского сада.Адаптация детей к детскому саду.
Консултация для родитейлей....