Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики рук у детей"
консультация на тему

Рахманец Екатерина Романовна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_melkoy_motoriki.docx24.66 КБ

Предварительный просмотр:

       Развитие тонкой моторики рук имеет огромное значение для развития речи детей. Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. У детей с задержкой речевого развития наблюдается плохая координация мелкой моторики пальцев рук. И как следствие - может развиться нарушение письма. Развитие движения пальцев как бы подготовит платформу для дальнейшего развития как устной, так и письменной речи.

       В связи с этим пальчиковая гимнастика должна занять прочное место в ваших занятиях с ребенком.

       Пальчиковые игры очень разнообразны.

Их можно разделить на 4 вида:

  • первый – это работа с пальчиками;
  • второй – это работа со счётными палочками, спичками, крупами (рис, горох, пшено …);
  • третий – работа с разрезными картинками;
  • четвёртый – работа с карандашом (штриховки, раскраски).

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ


ПАУЧОК 

Паучок ходил по ветке, 
А за ним ходили детки.
Руки скрещены; пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки

Дождик с неба вдруг полил, 
Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение

Паучков на землю смыл.
Хлопок ладонями по коленям.

Солнце стало пригревать,

Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены(солнышко)

Паучок ползёт опять,
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке.

Действия аналогичны первоначальным








ЧЕРВЯЧКИ 

Раз, два, три, четыре, пять,
Червячки пошли гулять.
Ладони лежат на коленях или на столе. Пальцы, сгибаясь, подтягивают к себе ладонь (движение ползущей гусеницы),


Раз, два, три, четыре, пять,
Червячки пошли гулять.
Идем по столу указательным и средним пальцами (остальные пальцы поджаты к ладони). 

Вдруг ворона подбегает,
Головой она кивает,
Складываем пальцы щепоткой, качаем ими вверх и вниз. 

Каркает: "Вот и обед!"
Раскрываем ладонь,


Глядь - а червячков уж нет!

Сжимаем кулачки, прижимая их к груди








ВЕТЕР 

Ветер дует, задувает,
Пальму в стороны качает.
Ветер дует, задувает,
Пальму в стороны качает.
Руки стоят на столе, опираясь на локти. Кисти прижаты друг к другу основаниями, пальцы растопырены (крона пальмы).

Раскачиваем руками в разные стороны, стараясь не поднимать локти. 


А под пальмой краб сидит
И клешнями шевелит.
А под пальмой краб сидит
И клешнями шевелит.
Ладони лежат на столе, прижаты друг к другу боковыми частями. Пальцы рук согнуты, растопырены (клешни). Шевелим ими.


Чайка над водой летает
И за рыбками ныряет.
Чайка над водой летает
И за рыбками ныряет.
Ладони соединены большими пальцами, остальные пальцы сжаты, разведены в стороны (крылья); "машем" ими в воздухе.
Ладони сомкнуты и чуть округлены; выполняем волнообразные движения.

Под водой на глубине
Крокодил лежит на дне.
Под водой на глубине
Крокодил лежит на дне.
Ладони основаниями прижаты друг к другу; пальцы согнуты (зубы).
Лёжа на тыльной стороне одной из рук, "открываем и закрываем рот" крокодила.
Перевернув руки на другую сторону, повторяем движения.


















РЫБКИ 

Пять маленьких рыбок
Играли в реке,

Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем волнообразные движения в воздухе. 

Лежало большое
Бревно на песке,
Руки прижаты друг к другу; переворачиваем их с боку на бок.

И рыбка сказала:
“Нырять здесь легко!”
Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем ими "ныряющее" движение.

Вторая сказала:
“Ведь здесь глубоко”.
Качаем сомкнутыми ладонями (отрицательный жест).

А третья сказала:
“Мне хочется спать!”
Ладони поворачиваем на тыльную сторону одной из рук (рыбка спит).

Четвёртая стала
Чуть-чуть замерзать.
Быстро качаем ладонями (дрожь).

А пятая крикнула:
“Здесь крокодил!
Запястья соединены; ладони раскрываются и соединяются (рот). 


Плывите скорей,
Чтобы не проглотил!”

Быстрые волнообразные движения сомкнутыми ладонями (рыбки уплывают).















ЖУЧОК



Этот маленький жучок 
По земле гуляет,

 Перебираем пальцами по ступням.

Листик сладенький найдёт 
И его кусает.

Щипаем ступни. 

Чтоб ещё листочек съесть, 
Хочет он повыше влезть.

Перебираем пальчиками по ногам (со ступней до коленей).

Этот маленький жучок   
По траве гуляет...

Перебираем пальцами по коленям.

Этот маленький жучок 
По кустам гуляет...
                                     

Перебираем пальцами по животу.

Этот маленький жучок 
Выше залезает,                                                

Перебираем пальцами по груди.

Вот он ямочку нашёл,                                  

 "Жучок заползает" в ямочку на плече у шеи.

Лёг и отдыхает.                                                

Пальчики сжимаем в кулаки. 

Он не будет вас кусать,
Хочет он чуть-чуть поспать.

Опускаем голову вниз, глаза закрываем. 

ГВОЗДИ


Одна рука - "молоток" (сжимаем пальцы в кулак). Вторая рука (или рука партнёра по игре) - гвозди. Стоит на столе или коленях, опираясь на локоть, пальцы растопырены. "Молоток" стучит по "гвоздям" - по очереди по каждому пальцу. 

Бом, бом, бом, бом,
По гвоздям бьём молотком.
Гвозди не вбиваются,
Только загибаются.

Пальцы - гвозди - согнуты. Пальцы другой руки - клещи. Смыкаются в кольцо (первый-второй, 1-3, 1-4, 1-5, на усмотрение играющих) и "вырывают гвозди" - поочерёдно тянем пальцы другой руки, выпрямляя их.

Значит, клещи надо взять,
Будем гвозди вырывать.
Я тянул, тянул, тянул,
Все я гвозди разогнул. 

ДРУЖНЫЕ ПАЛЬЧИКИ



Эти пальчики щипают,
Большим и указательным пальцем щипаем ладонь другой руки (или мамину ладонь).

Эти пальчики гуляют,
Указательный и средний "идут" по другой руке.

Эти - любят поболтать,
Средний и безымянный шевелятся, трутся друг об друга (шурша).

Эти - тихо подремать,
Безымянный и мизинец прижимаем к ладони.

А большой с мизинцем братцем
Могут чисто умываться.

Крутим большим пальцем вокруг мизинца. 

ДОМ



Я хочу построить дом,
Руки над головой "домиком".

Чтоб окошко было в нём,
Руки перед глазами. Концы пальцев рук сомкнуты в "окошко".

Чтоб у дома дверь была,
Ладони повёрнуты к себе, сомкнуты боковыми частями. 

Рядом чтоб сосна росла
Пальцы растопырены. Руки тянем вверх.

Чтоб вокруг забор стоял,
Руки перед собой кольцом, пальцы соединены.

Пёс ворота охранял.
Одна рука "пёс", мизинец отсоединить от других пальцев.

Солнце было, 
Скрестить кисти рук, пальцы растопырены.

Дождик шёл,
"Стряхивающие" движения

И тюльпан в саду расцвёл
Предплечья прижаты. Пальцы-лепестки смотрят вверх. 

КРОЛИК



Маленький кролик с большими ушами,
Кисти прижать к голове, как ушки.

Розовым носом, 
Указательными пальцами дотронуться до носа.

Смешными усами
Указательные пальцы прижаты к губам.

Норку глубокую роет себе
Сильными лапками в мягкой земле.

Роем норку (колени).

Чистит он шёрстку себе
"Чистим шёрстку". 

Или спит.
Руки складываем, кладём под щёку.

Кролик ушами всегда шевелит.
Шевелим "ушами".

Слышит шаги и лисиц, и волкОв,
Прячется в норку свою от врагов
Сжаться в комочек или спрятаться в мамины коленки. 

ЧЕРЕПАШКА



Рука сжата в кулак. Большой палец сверху.

Моя черепашка в коробке живёт,
Рука лежит на другой ладони (или на ладони партнёра по игре).

Купается в ванне, 
Волнообразные движение кулаком в воздухе.

По полу ползёт.
"Черепашка" ползёт по другой руке (своей или партнёра по игре).

Её на ладошке я буду носить,
Руки возвращаются в исходное положение.

Она не захочет меня укусить
Отрицательный жест головой. 

РАДУГА



Гляньте: радуга над нами, 
Нарисовать рукой над головой полукруг (маховое движение).

Над деревьями, 
Руки поднять вверх, пальцы разомкнуты.

Домами,
Руки сложены над головой крышей.

И над морем, над волной,
Нарисовать волну рукой.

И немножко надо мной.
Дотронуться до головы.

МОИ ВЕЩИ



Вот это - мой зонтик,
Я в дождь хожу с ним

Поднимаем правую руку над головой, сгибаем её (зонтик).

Пусть дождь барабанит -
Останусь сухим.

"Барабаним" пальцами левой руки по правой (зонтику).

А вот моя книжка,
Прижимаем ладони друг к другу, локти согнуты.

Могу почитать,
Раскрываем ладони "книжечкой".

Могу вам картиночки
В ней показать.

Руки вытягиваем, ладони открыты. 

Вот это - мой мяч,
Очень ловкий, смешной
Сжимаем кулачок, вращаем кистью руки.

Его я бросаю
Над головой.
"Мячик прыгает" над головой, ударяясь о ладонь другой руки (или о ладонь партнёра по игре).

А вот мой котёнок,
Я глажу его,
Мурлычет он так
Для меня одного.

Поочерёдно гладим одну руку другой.

      Помимо предложенных пальчиковых игр на занятиях и вне их для развития мелкой моторики рук необходимо предлагать детям следующие упражнения:

  • Сгибание и разгибание бумаги, выравнивание по линии;
  • Пользование карандашом, ластиком;
  • Лепка из пластилина;
  • Составление картонки из её частей;
  • Составление узоров по образцу;
  • Составление узоров из мозаики, пазлов, бросового и строительного материала;
  • Штриховки, раскраски, обводки шаблонов, трафаретов.

Игры:

  • «Застегни – расстегни»;
  • «Заверни – разверни»;
  • «Зашнуруй – расшнуруй»;
  • «Узнай на ощупь»; «Волшебный мешочек»;
  • «Собери в коробку по порядку»;
  • «Сложи по величине»;
  • «Заштрихуй»;
  • «Дорисуй».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей:"Мелкая моторика рук у детей дошкольного возраста "

Моторика – совокупность двигательных реакций (общая моторика,мелкая моторика кистей и пальцев рук, артикуляторная моторика).Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всейпло...

Консультация для родителейРазвитие мелкой моторики пальцев рук у детей младшей группы

Развитие мелкой моторики пальцев руку детей младшей группыКонсультация для родителей...

Консультация "Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи"

В консультации описываается комплекс упражнений с малыми формами (кольца, мячи, мешочки) для развития мелкой моторики рук и ловкости движений у детей с нарушениями речи....