Воспитывать играя
консультация (младшая группа) на тему

Кутепова Наталия Валериевна

            Игра – традиционный, признанный метод обучения и воспитания дошкольников. Это уникальное средство!

В игре дети могут делать то, чего они еще не умеют в реальной жизни: придумывают увлекательные сюжеты, делятся друг с другом игрушками, выполняют правила, ждут своей очереди, могут быть терпеливыми и настойчивыми. И главное, все это происходит свободно и добровольно, без нажима и принуждения со стороны взрослого.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospityvat_igraya.doc27 КБ

Предварительный просмотр:

       «Воспитывать  играя»

            Игра – традиционный, признанный метод обучения и воспитания дошкольников. Это уникальное средство!

В игре дети могут делать то, чего они еще не умеют в реальной жизни: придумывают увлекательные сюжеты, делятся друг с другом игрушками, выполняют правила, ждут своей очереди, могут быть терпеливыми и настойчивыми. И главное, все это происходит свободно и добровольно, без нажима и принуждения со стороны взрослого.

           Однако, это вовсе не означает, что взрослым совсем не следует вмешиваться в детскую игру. Далеко не всегда сам ребенок способен придумать такую игру, которая отвечает его возможностям и развивает его способности. Нередко взрослые оставляют ребенка наедине с игрушками и считают, что ребенок сам знает, чем себя занять. Здесь мы действуем по известной логике: «Чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало». Но даже самые полезные игрушки сами по себе не могут сказать и показать, как с ними играть. Ребенок может без конца повторять одни и те же примитивные действия, что вряд ли будет иметь развивающий эффект. В  конце концов, такая игра наскучивает ему самому.

          Особенно важна роль игры в младшем дошкольном возрасте, когда серьезные внеситуативно – личностные разговоры еще не доступны детям и когда они еще не могут сами ставить перед собой цели и сознательно достигать их. Если правила поведения, которые постоянно декларируют взрослые, обычно плохо усваиваются детьми, то правила игры становятся необходимым условием интересной самостоятельной деятельности, просто и естественно входит в жизнь малыша, становятся регулятором их поведения.

          Игры содержат ряд условий, облегчающих детям выполнение игровых правил.

           Во первых, игры имеют подвижный характер. Это способствует тому, что необходимость выполнения правил и сам факт их выполнения или невыполнения становиться для ребенка очевидным, наглядным. Наглядность этих правил и их простота (бежать по сигналу, не переступить нарисованной на земле черты и т.п.) делают возможным даже для трехлетнего малыша, контроль за их выполнением – сначала в поведении других, а потом и в своем собственном. Постепенно ребенок сам начинает предъявлять к себе определенные требования, причем добровольно, без нажима.

          Во-вторых, естественному усвоению правил способствует то, что игровые действия осуществляются совместно. Подражание другим детям или взрослому помогает ребенку относительно быстро освоить требования игры.

          Третьим условием, облегчающим ребенку управление своим поведением, является то, что многие игры имеют сюжетно-образный характер, является ролевым. Активность воображения дошкольников обеспечивает принятие игровой роли и выполнение связанных с ней требований.