Адаптация ребенка к детскому саду
консультация (младшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Адаптация ребенка к детскому саду
Здравствуй, детский сад!
С поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение нескольких часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение. Это требует от ребенка перестройки ранее сложившегося стереотипа поведения, что является очень трудной задачей для несмышленого малыша. Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский сад, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Часто родители спрашивают: сколько времени длится адаптационный период?
Различают три степени тяжести прохождения адаптационного периода:
Легкая адаптация – поведение нормализуется в течение 10-15 дней, ребенок прибавляет в весе соответственно возрастной норме, адекватно ведет себя в коллективе.
Адаптация средней тяжести – сдвиги нормализуются в течение месяца, ребенок на короткое время теряет в весе, может наступить однократное заболевание длительностью 5-10 дней без осложнений, есть признаки психического стресса.
Тяжелая адаптация – длится от 2 до 6 месяцев; ребенок часто болеет, теряет уже полученные навыки, может наступить как физическое, так и психическое истощение организма, могут проявиться стойкие нарушения поведения (старается спрятаться, уйти куда-то, сидит в приемной, зовет маму и т.д.)
В период адаптации родителям стоит обратить внимание на такие проявления как: эмоциональная нестабильность, перепады настроения, плаксивость, агрессивность, потеря интереса к любимым игрушкам и занятиям, речь и поведение могут «вернуться» на несколько месяцев назад. Не стоит проявлять особого беспокойства по этому поводу, а тем более ругать ребёнка. В состоянии тревоги нам всем временами хочется побыть детьми, как бы спрятаться от проблем и уйти туда, где было безопасно и комфортно. Повышается восприимчивость к инфекционным заболеваниям, так как эмоциональные нагрузки ослабляют иммунитет ребёнка. Такие симптомы, несомненно, тревожат родителей и создают дискомфорт ребёнку. Но, взрослые должны понимать, все вышеперечисленные признаки являются типичными при адаптации малыша к ДОУ. Их появление свидетельствует скорее о норме, чем о патологии. Так как психика при нормативном функционировании должна реагировать на изменение условий жизни. И то, что эти реакции проявятся в поведении ребёнка вне зависимости от его и нашего в с Вами желания, совершенно естественно. Но следует учитывать то, что нет абсолютно одинаковых детей, особенности нервной системы различны у каждого отдельного ребёнка и есть признаки, на которые необходимо обратить особое внимание.
Если вы заметили признаки невротических реакций в период адаптации: рвота, пристрастие к личным вещам, наличие страхов, неуправляемое поведение, стремление спрятаться от взрослых, истерические реакции, дрожание подбородка или пальчиков, сосание пальца, подёргивания части лица или тела, недержание мочи или кала, как днем, так и ночью, выщипывание волос, бровей, ресниц, расчёсывание отдельных участков тела до крови - немедленно обратитесь к детскому неврологу!
Подготовка ребенка к поступлению в дошкольное учреждение начинается задолго до фактического его оформления в детский сад.
Прежде всего, необходимо обратить внимание на правильную организацию режима дня – сна, кормления и бодрствования. Если имеются какие-либо отклонения от нормального режима дня, то их обязательно надо исправить. Не позднее, чем за месяц до поступления ребенка в детский сад режим дня должен быть максимально приближен к детсадовскому.
До поступления в ДОУ отучите ребенка от таких привычек, как засыпание с укачиванием, кормление с отвлечением книжкой, игрушками и т.п. И, напротив, приучите засыпать самостоятельно, есть ложкой, пить из чашки, играть с игрушками. Старайтесь как можно меньше брать его на руки.
Как же помочь ребенку легко и быстро адаптироваться в детском саду?
Уважаемые родители, каждый день оставляйте время на беседы с ребенком о том, что такое детский сад, зачем он нужен и почему мама хочет его туда повести (там интересно, там другие дети играют и гуляют, маме надо пойти на работу). Постарайтесь, как можно больше рассказывать, как вы сами ходили в детский сад, что было там интересно, занимательно.
Заранее спланируйте прогулки на территорию выбранного учреждения. Обращайте внимание малыша на красоту территории детского сада. Акцентируйте внимание ребенка на том, что скоро он сможет здесь гулять и играть вместе со всеми детьми и воспитателем.
С гордостью рассказывайте своим знакомым в присутствии малыша, что он уже подрос и готовится ходить в детский сад.
Еще до первого посещения расскажите малышу о режиме дня в детском саду, что там делают дети и кто такие воспитатели. Это поможет малышу легче принять новизну в свою жизнь.
Расскажите ему, что в детском саду он сможет приобрести новых друзей. Научите его примерным фразам, словам, какими он сможет обращаться к новым своим друзьям. Почитайте стихи или детские истории о детском саде, покажите картинки.
Обязательно поговорите с ним о роли воспитателя. Многие дети ошибочно считают, что мама их бросила и отдала чужой тете. Научите ребенка, как обращаться к воспитателю, как правильно заявлять о своих потребностях.
Предупреждайте малыша, что могут быть и трудности из-за того, что там деток много, а воспитатель один. Обучайте его терпению. Но всегда заверяйте, что мама или папа обязательно придут за ним.
Важное средство общения в дошкольном учреждении – это детские игрушки. Чтобы часть семейной атмосферы была с малышом, позвольте ему брать с собой любимые игрушки, книжки или предметы, с которыми он не расставался дома. Научите его делиться ими с другими детьми. Это поможет ребенку легче и безболезненнее привыкнуть к дошкольному учреждению, и скоро малыш с удовольствием будет посещать детский сад, ждать встречи с новыми друзьями, игрушками.
Не опаздывайте, особенно в первые дни забирайте ребенка вовремя.
Поддерживайте отношения с воспитателем и другими родителями. Интересуйтесь, с кем ваш малыш дружит, приветствуйте и поощряйте дружбу сына или дочери. Участвуйте в жизни малыша, радуйтесь его успехам и творчеству. Это хороший фундамент прочных детскородирительских взаимоотношений.
Старайтесь не нервничать, не показывать свою тревогу накануне посещения ДОУ.
Не критикуйте детский сад, не возмущайтесь недостатками работы дошкольного учреждения при ребенке.
Помните, что с началом посещения детского сада ребенок на время лишается физического контакта с матерью. Маленьким детям важно, чтобы их продолжали брать на руки, обнимали, укладывали спать. Поэтому старайтесь уделять больше внимания ребенку дома.
Если родителям удалось сформировать у ребёнка навыки самообслуживания, научить играть, общаться со сверстниками, если домашний режим дня малыша совпадает с детсадовским и наметился эмоциональный контакт ребёнка с воспитателем, то адаптационный период будет безболезненным и коротким.
Объективными показателями окончания периода адаптации у детей является глубокий сон, хороший аппетит, бодрое эмоциональное состояние, восстановление имеющихся привычек и навыков, активное поведение, соответствующая возрасту прибавка в весе.
Желаем Вам и Вашим малышам прекрасного настроения и хорошего здоровья!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»
Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с требов...
Собрание для родителей будущих воспитанников детского сада на тему "Адаптация ребенка к детскому саду"
Собрание для родителей будущих воспитанников детского садана тему «Адаптация ребенка к детскому саду» Поступление ребенка в детский сад кардинально меняет привычные условия его жизни и важ...
Консультация для родителей. Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду
Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду...
« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»
Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с т...
« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»
Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с т...
Консультация для родителей. Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду»
Адаптация детей раннего возраста Закончился доясельный патронаж. И вот малыш переступает порог детского сада. В жизни ребенка наступает самый сложный период за все его пребывание в детском саду – пер...
Консультация для родителей «Адаптация ребенка в детском саду» в ясельной группе Первый раз в детский сад: золотые правила адаптации
1. Когда ложь - совсем не "во спасение"!Ребенок идет не «на экскурсию» и не «на работу к маме». Малыш четко и яснодолжен понимать, куда он идет, зачем и на какое врем...