Как вырастить ребёнка устойчивым к стрессу
консультация на тему
Мы живем в эпоху серьезных достижений в области биологии и медицины. В различных странах удалось справиться с болезнями, которые в прошлом уносили десятки тысяч жизней. Практически прекратились эпидемии таких смертельно опасных инфекций, как чума, черная оспа, холера, сыпной тиф; значительно снизилась смертность от многих других инфекционных заболеваний и туберкулеза, снижается процент детской смертности, побежден полиомиелит, возросла техника оперативных вмешательств при серьезных хирургических заболеваниях, появилась возможность для успешной пересадки жизненно важных органов, включая сердце.
Но в целом заболеваемость не уменьшилась. Существенно изменилась структура заболеваемости. Место тяжелых инфекций заняли болезни, которые в обиходе нередко называют "болезнями цивилизации". Большинство этих заболеваний относят к категории так называемых психосоматических (сома - по-гречески "тело"). Этот термин означает, что изменения, которые происходят при этих заболеваниях во внутренних органах и системах организма (сердечно-сосудистой, желудочно-кишечной, дыхательной), врачи связывают с более или менее длительным эмоциональным напряжением (в виде страха, тоски, ненависти, обиды, отчаяния), возникающим в ответ на жизненные трудности и конфликты - как межличностные (т. е. между людьми), так и внутренние. Именно внутренним конфликтам приписывают основную роль в возникновении неврозов и психосоматических заболеваний.
Об этом необходимо знать родителям и учителям, поскольку многие психосоматические заболевания "помолодели" и их причины коренятся в неправильном взаимодействии старших и младших, последствия которого для последних могут стать необратимыми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_vyrastit_rebenka_ustoychivym_k_stressu.doc | 73 КБ |
Предварительный просмотр:
КАК ВЫРАСТИТЬ РЕБЕНКА УСТОЙЧИВЫМ К СТРЕССУ?
С.М. Бондаренко и В.С. Ротенберг
В Японии одним из основных принципов обучения и воспитания является внушение ребенку идеи, что он всегда должен сравнивать себя с самим собой, а не с другими и стремиться стать лучше, чем был вчера, а не лучше, чем его сосед. Этот принцип воспитания ориентирует ребенка на вполне достижимую цель собственного совершенствования, уменьшает число внутренних и внешних конфликтов и способствует укреплению здоровья.
Мы живем в эпоху серьезных достижений в области биологии и медицины. В различных странах удалось справиться с болезнями, которые в прошлом уносили десятки тысяч жизней. Практически прекратились эпидемии таких смертельно опасных инфекций, как чума, черная оспа, холера, сыпной тиф; значительно снизилась смертность от многих других инфекционных заболеваний и туберкулеза, снижается процент детской смертности, побежден полиомиелит, возросла техника оперативных вмешательств при серьезных хирургических заболеваниях, появилась возможность для успешной пересадки жизненно важных органов, включая сердце.
Но в целом заболеваемость не уменьшилась. Из года в год в разных странах растет количество клиник, больниц и поликлиник, и все же их постоянно не хватает. Существенно изменилась структура заболеваемости. Место тяжелых инфекций заняли болезни, которые в обиходе нередко называют "болезнями цивилизации". Сюда относятся гипертоническая болезнь со всеми ее грозными осложнениями, вплоть до инсульта и инфаркта, стенокардия, опухоли, язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки, бронхиальная астма и другие заболевания аллергической природы, экземы и нейродермиты, а также алкоголизм и наркомания. Большинство этих заболеваний относят к категории так называемых психосоматических (сома - по-гречески "тело"). Этот термин означает, что изменения, которые происходят при этих заболеваниях во внутренних органах и системах организма (сердечно-сосудистой, желудочно-кишечной, дыхательной), врачи связывают с более или менее длительным эмоциональным напряжением (в виде страха, тоски, ненависти, обиды, отчаяния), возникающим в ответ на жизненные трудности и конфликты - как межличностные (т. е. между людьми), так и внутренние. Именно внутренним конфликтам приписывают основную роль в возникновении неврозов и психосоматических заболеваний.
Об этом необходимо знать родителям и учителям, поскольку многие психосоматические заболевания "помолодели" и их причины коренятся в неправильном взаимодействии старших и младших, последствия которого для последних могут стать необратимыми.
О природе стресса
Что представляет собой внутренний конфликт? Это конфликт между двумя одинаково сильными, но не совместимыми друг с другом потребностями, между двумя разнонаправленными тенденциями поведения. Так, если человек ради удовлетворения каких-то своих эгоистических потребностей (честолюбия, корыстолюбия, страха за свое благополучие, стремления к власти или чувственным удовольствиям) должен совершить поступки, противоречащие его представлениям о самом себе как о благородном и сильном человеке, поступки, которые могут ущемить его чувство чести и справедливости, - он оказывается в ситуации раздвоенности, конфликта с самим собой. Потребность, само существование которой противоречит основным воспитанным установкам поведения, не может быть удовлетворена непосредственно в поведении и вызывает хроническое эмоциональное напряжение.
Другой причиной эмоционального напряжения становятся, как мы уже писали, столкновения с внешними препятствиями, мешающими удовлетворить потребность, вполне приемлемую для личности, или удары судьбы, такие как смерть близких, войны, конфликты. Независимо от того, по каким причинам - внешним или внутренним - не удается удовлетворить актуальную потребность, у человека возникает состояние стресса.
Слово "стресс" используется, по-видимому, чаще любого другого научного термина и в популярной литературе, и в быту. Однако многие из тех, кто широко пользуется этим термином для характеристики своего состояния или состояния своих близких, не всегда представляют точное его значение и весь сложный комплекс проблем, связанных с этим понятием.
С 1936 г. концепция стресса разрабатывается выдающимся канадским физиологом Гансом Селье и его последователями во всех странах мира. Он определял стресс как специфический ответ организма человека или животного на любое предъявленное ему требование; этот ответ представляет собой напряжение (русский перевод английского слова "стресс") всех защитных сил организма, мобилизацию его ресурсов, и прежде всего вегетативной, нервной и гормональной систем, для приспособления к изменившейся ситуации и решения возникших жизненных задач.
Фазы стресса:
Г. Селье выделяет три фазы такого реагирования организма:
1) реакцию тревоги, отражающую процесс мобилизации резервов;
2) фазу сопротивления, когда удается успешно преодолевать возникшие трудности без какого-либо видимого ущерба для здоровья. На этой фазе организм оказывается даже более устойчивым к разнообразным вредным воздействиям (интоксикации, кровопотере, лишению пищи, болевым ощущениям и т. п.), чем в обычном, исходном состоянии;
3) фазу истощения, когда вследствие чрезмерно длительного или избыточно интенсивного напряжения истощаются приспособительные возможности организма, снижается его устойчивость к заболеваниям и появляются разнообразные признаки физического неблагополучия: снижение аппетита, нарушение сна, расстройства стула, потеря веса, повышение артериального давления, нарушение сердечного ритма и т. п.
Стрессы "хорошие" и "плохие"
Г. Селье отмечал, что стресс - не всегда нечто только отрицательное, что это обязательный компонент жизни, сопровождающий эмоции любого знака, в том числе любовный экстаз и творческий подъем. Эти эмоции приносят удовлетворение и защищают от ударов жизни. Стресс может не только снизить, но и повысить устойчивость организма к вредным болезнетворным факторам, и в этом случае он называется эустрессом. В противоположность ему тот стресс, который может привести к болезни и гибели, называется дистрессом.
Где же пролегает водораздел между этими двумя видами стресса? На первый взгляд, может сложиться впечатление, что эустрессу соответствует фаза сопротивления, а дистрессу - фаза истощения. Отсюда как бы сам собой следует вывод, что эта смена фаз закономерно происходит при длительном и интенсивном действии неблагоприятных факторов, что и подтверждено в экспериментах на животных, которых подвергают длительному лишению пищи, ограничению подвижности или наказанию электрическим током. Однако не все так просто.
Вопреки бедам
У человека все обстоит значительно сложнее. Трагический опыт таких катастроф, как Вторая мировая война, свидетельствует о том, что длительность и интенсивность стресса - не обязательное условие нарушения адаптационных механизмов. Действительно, широко известно, что у лиц, активно вовлеченных в многолетнюю и тяжелую ратную и трудовую деятельность, число психосоматических заболеваний не только не возросло, но даже значительно уменьшилось: зарубцовывались язвы желудка и кишечника, прекращались приступы стенокардии и бронхиальной астмы. У людей, часами и сутками лежавших в сырых и холодных окопах, очень редко возникали простудные и инфекционные заболевания и радикулиты. У жителей осажденного Ленинграда не выявлялась гипертоническая болезнь, впервые повышенное артериальное давление было зарегистрировано у многих жителей города только после прорыва блокады. Более того, психосоматические заболевания временно исчезали даже у лиц, переживших нечеловеческие условия концентрационных лагерей.
Те узники лагерей смерти, которые оказывались духовно сломленными, воспринимали ситуацию как безнадежную и прекращали всякие попытки к сопротивлению, быстро погибали от истощения и болезней. Другие же люди, продолжавшие повседневную борьбу за существование и сохранение человеческого достоинства, не только выживали, вопреки голоду, недоброкачественной пище, изнуряющему труду и постоянной угрозе уничтожения, но и нередко к моменту освобождения у них не обнаруживалось признаков тех заболеваний, которыми они страдали до заключения в лагерь. В лагерных лазаретах ("ревирах"), где было особенно сильно влияние подпольных организаций Сопротивления, поддерживавших дух борьбы и моральной взаимопомощи, больные часто выздоравливали вопреки всем условиям и при полном отсутствии медикаментов. Хотя здоровье и жизнь сохранились у лиц, связанных лагерным братством, проявлявших стойкое мужество и готовность к сопротивлению, было бы большой натяжкой считать, что они переживали положительные эмоции. На долю борцов приходилось столько испытаний и страданий, сколько другие не узнают за всю долгую жизнь.
Поэтому с точки зрения классической концепции стресса выглядит парадоксом то, что у многих из этих людей после освобождения, когда все муки были уже в прошлом и эмоциональное состояние было несравнимо лучше, появлялись признаки новых психосоматических заболеваний или возобновлялись ранее перенесенные (подобно тому, как у ветеранов спустя многие годы вдруг открываются старые раны).
Болезни достижения
В то же время известно, что в мирное время порой достаточно кратковременного стресса, даже не представляющего непосредственной угрозы для жизни и во всяком случае не сопоставимого с фронтовым или лагерным стрессом, чтобы вызвать стойкое повышение артериального давления, обострение язвенной болезни, инфаркт или инсульт. Иногда для этого достаточно острого разговора с начальством или конфликта в общественном транспорте.
Еще более удивительны заболевания, которые получили название болезней достижения, возникающие уже после того, как человек преодолеет серьезные трудности и добивается значительных успехов, т. е. когда состояние стресса уже должно было бы оставаться в прошлом. Врачам знаком так называемый постдиссертационный синдром, который развивается у научных работников после благополучного завершения большой и ответственной работы, особенно если они позволяют себе длительную передышку, расслабляются и не ставят новых задач. Казалось бы, люди в этих условиях должны испытывать только положительные эмоции, и с позиций классической концепции стресса возникновение при этом заболеваний остается совершенно необъяснимым. В то же время, если завершение работы по каким-либо причинам отодвигается (например, оказываются необходимыми серьезные исправления), заболевания, как правило, не возникают, хотя сама такая отсрочка сопряжена обычно с волнениями и напряженной работой в условиях цейтнота.
Таким образом, ни длительность, ни интенсивность стресса, ни характер эмоционального состояния в период стресса не определяют его влияния на здоровье. Что же в таком случае является решающим?
На этот вопрос позволяют ответить некоторые эксперименты на животных (крысах). Сначала у них искусственно провоцировали развитие некоторых заболеваний. После чего у этих животных вызывали различные эмоциональные состояния (положительные и отрицательные эмоции) с помощью раздражения электрическим током определенных зон мозга.
Во многих исследованиях было показано, что при положительных эмоциях все проявления искусственно вызванных заболеваний уменьшаются, а при насильственном раздражении зон отрицательного подкрепления, наоборот, усиливаются так, что в конце концов могут привести к гибели животного. Казалось бы, полностью подтверждается древняя, как мир, идея о пользе положительных и вреде отрицательных эмоций - идея, скомпрометированная всеми перечисленными выше фактами о здоровье человека в условиях длительного стресса и после его завершения. Может быть, влияние эмоций на здоровье у человека и животных подчинено разным законам?..
Однако более тщательный анализ получаемых результатов показал, что противоречий нет и биологические закономерности сходны, надо только уметь их выявить. Было обнаружено, что раздражение зон отрицательного подкрепления приводит отнюдь не к однозначным результатам. Во многих случаях здоровье испытуемых животных действительно ухудшается, но не так уж редки случаи, когда оно улучшается, причем улучшение бывает почти столь же выраженным, как и при стимуляции зон положительного подкрепления. И определяющим фактором является поведение животного в процессе переживания отрицательных эмоций.
А поведение это может быть двух видов. В одних случаях животные забиваются в угол клетки, дрожат и замирают, обнаруживая все признаки страха (у них учащается моче- и каловыделение, шерсть встает дыбом, пульс частит), но при этом не предпринимают никаких попыток спастись или же совершенно безвольно распластываются на дне клетки, как бы примирившись со своей участью. Такое поведение получило название пассивно-оборонительного. Термин не слишком удачный, потому что подлинно оборонительного компонента в этом поведении нет. Противоположным ему является активно-оборонительное поведение.
Это поведение также может иметь различные проявления: животное может пытаться бежать из клетки, обнаруживая все признаки страха, но только не парализующего, а толкающего на поиск спасительного выхода; или крыса приходит в ярость, кусает и царапает клетку, может вцепиться в экспериментатора, пытается выдернуть из головы электроды. Во всех случаях такое оборонительное поведение носит активный характер. И систематические наблюдения позволили установить, что именно при активно-оборонительном поведении, так же как и при положительных эмоциях, уменьшается тяжесть болезненных процессов. Напротив, при пассивно-оборонительном поведении все формы патологии расцветают пышным цветом и нередко завершаются гибелью животного.
М. М. Козловская изучала влияние эмоционального состояния и поведения животного на артериальное давление. В эксперименте к коту приближалась собака. У котов, которые давали при этом активно-оборонительную реакцию и были готовы вступить в драку, учащался пульс и повышалось артериальное давление - но только на тот период, пока собака была в пределах досягаемости и драка была возможна. Как только собаку уводили, все показатели эмоционального напряжения, включая артериальное давление, быстро возвращались к исходному уровню. Таким образом, повышение давления в этом случае было только естественным компонентом вегетативной реакции, обеспечивающей активное поведение. Если же кот, почувствовав приближение собаки, вжимался в пол в дальнем углу камеры, обнаруживая признаки беспомощности и страха, то давление у него тоже повышалось, хотя и не до таких высоких цифр. Зато оно сохранялось на повышенном уровне длительное время после того, как собаку уводили. В этом случае повышение давления не выполняло никакой приспособительной функции и отражало только нарушение механизмов регуляции артериального давления в условиях пассивно-оборонительного поведения.
Есть основания полагать, что таков же механизм возникновения тяжелого психосоматического заболевания - гипертонической болезни - у некоторых людей, которые в силу ряда обстоятельств не могут реализовать своей глубокой, настоятельной потребности в контроле над ситуацией и над поведением окружающих. В результате они вынуждены отказаться от попыток такого контроля и от стремления навязать другим людям свою волю и необходимость смириться с этим переживают, часто неосознанно, как поражение.
Поисковая активность
Основным компонентом поведения, определяющим устойчивость организма к разнообразным вредным воздействием, является поисковая активность.
Поисковой активностью называется деятельность, направленная или на изменение неприемлемой ситуации, или на изменение своего отношения к ней, или на сохранение благоприятной ситуации вопреки действию угрожающих ей факторов и обстоятельств, при отсутствии определенного прогноза результатов такой активности, но при постоянном учете промежуточных результатов в процессе самой деятельности.
Поясним это определение и проиллюстрируем его примерами. Неопределенный (по крайней мере не вполне определенный) прогноз конечных результатов делает активность поисковой. Если бы прогноз был 100%-ный, деятельность была бы автоматизированной и не содержала бы никаких элементов поиска. У животных такая полностью автоматизированная деятельность наблюдается при осуществлении хорошо отработанных условных рефлексов, даже очень сложных. У человека многие поведенческие акты и в быту, и на производстве также автоматизированы, и в обычных условиях он часто может быть абсолютно уверен в результатах своей деятельности. Человек утром встает с постели, совершает стандартные гигиенические процедуры, одевается, завтракает, едет на работу привычной дорогой, пересаживаясь с одного вида транспорта на другой, на работе выполняет стандартные, хорошо освоенные манипуляции у конвейера, в одно и то же время обедает в одной и той же столовой, нередко с одним и тем же меню, и прежней дорогой возвращается домой. Никакой поисковой активности для осуществления всего этого, по видимости, достаточно сложного и разнообразного поведения не нужно.
Но если утром оказывается, что выключена вода и необходимо изыскать нестандартные способы, чтобы умыться и позавтракать, если по каким-либо причинам перестал ходить нужный автобус, если на работе изменили технологию выработки продукции и надо осваивать новые приемы, если внезапно осложнились привычные отношения с женой или начальником - тут уже без поисковой активности не обойтись, ибо прошлого опыта недостаточно, чтобы во всех деталях прогнозировать результаты изменившегося поведения.
В определение поисковой активности входит оговорка, что это может быть и деятельность, направленная на изменение отношения к ситуации. Это очень важное обстоятельство, особенно когда анализируется поведение человека.
Антиподом поисковой активности является отказ от поиска.
Отказ от поиска
У животных отказ от поиска проявляется в пассивно-оборонительном поведении капитуляции (когда животное распластывается на полу без признаков жизни) или пассивном ожидании катастрофы (когда все вегетативные проявления свидетельствуют об остром страхе, но нет никаких попыток спастись). У человека проявления отказа от поиска более разнообразны: сюда относятся депрессия, невротическая тревога, переживания апатии, беспомощности и безнадежности, которые часто предшествуют развитию заболеваний, особенно язвенной болезни желудка и кишечника, аллергических расстройств, опухолеобразования. Подмечено, что чем более высокой поисковой активностью характеризуется человек в его обычном состоянии, тем тяжелее переносится внезапно наступающий отказ от поиска.
Характер человека и характер его болезни
Специалисты по болезням сердца выделяют среди больных так называемый тип А. Эти люди очень активны, энергичны, целеустремленны, не умеют расслабляться, постоянно ощущают нехватку времени, обладают высокими амбициями и притязаниями, охотно вступают в конкурентную борьбу и стремятся во всем быть первыми. У этих лиц риск возникновения стенокардии и инфаркта существенно выше, чем у лиц противоположного психологического склада (тип В), спокойно относящихся к собственным достижениям, не склонных к конкуренции, умеющих расслабляться и отдыхать. На первый взгляд может показаться, что частота сердечно-сосудистых осложнений у лиц типа А противоречит всей концепции поисковой активности, которая постулирует, что высокий уровень этой активности является защитным фактором для здоровья. Но более тщательный анализ показывает, что противоречия здесь нет.
Специально проведенные исследования показали, что, хотя лица типа А действительно проявляют незаурядную активность в ситуациях, которые они в принципе способны контролировать и в которых есть шансы на успех, эти же люди дают очень быструю реакцию капитуляции (быстрее, чем тип В) в ситуации, воспринимаемой ими как безнадежная, не имеющая решения. В действительности, по наблюдениям клиницистов, у представителей типа А за короткое время, непосредственно предшествующее инфаркту, появляются сначала признаки дезорганизованной, хаотической, лихорадочно-панической активности, которая быстро сменяется спадом энергии, апатией и депрессией, и именно на этом фоне развиваются сердечно-сосудистые катастрофы. Длительность этой предшествующей фазы может быть различной (иногда всего лишь несколько часов), но в большинстве случаев она налицо. Да и наблюдения повседневной жизни свидетельствуют о том, что инфаркты у таких высокоактивных субъектов наступают либо после внезапной и сокрушительной катастрофы, часто связанной с ущербом для престижа ("разнос" у начальства, отставка, провал ответственного выступления), либо, наоборот, после достижения желанной цели, объекта давней мечты, за пределы достижения которой фантазия человека не распространяется.
И еще одно важное и интересное обстоятельство, связанное с типом А и его отношением к инфаркту. Выяснилось, что можно иметь почти весь набор личностных качеств, характерных для этого типажа, и в то же время не иметь предрасположенности к инфаркту.
Здоровье и честолюбие
Ишемическая болезнь сердца (стенокардия) и особенно инфаркты оказались не характерными для японцев. В США было в связи с этим проведено тщательное ретроспективное и длительное исследование американцев японского происхождения. Было установлено, что, если японец почти по всем параметрам относится к типу А (энергичен, дорожит своим временем, много и напряженно трудится), но не склонен к конкурентной борьбе и не сравнивает себя с другими (тем более - не противопоставляет себя им), инфаркт ему не угрожает. Если же он полностью воспринял американский стиль жизни и высококонкурентен, он при всех прочих равных имеет такие же шансы на инфаркт, как и американцы типа А.
Это значит, что к инфаркту приводит не высокая поисковая активность сама по себе, а некоторые дополнительные особенности, которые содействуют резкому переходу от поиска к отказу от него.
Действительно, если для человека главным является постоянно контролировать ситуацию и всегда ощущать себя выше других, он легко может попасть в непереносимые и в то же время неподвластные ему условия явного преимущества конкурента. Возникает парадокс - безудержное стремление контролировать ситуацию приводит в действительности к зависимости от ситуации, повлиять на которую у человека нет никакой возможности. Шведские и американские исследователи независимо друг от друга показали, что те лица, у которых очень выражен мотив власти, но нет возможности в полной мере удовлетворить эту потребность в силу объективных препятствий, склонны к развитию гипертонической болезни. Они постоянно подавляют свою потребность властвовать, т. е. отказываются от попыток реализовать ее в поведении.
В Японии же одним из основных принципов обучения и воспитания является внушение ребенку идеи, что он всегда должен сравнивать себя с самим собой, а не с другими и стремиться стать лучше, чем был вчера, а не лучше, чем его сосед. Там не говорят: "Посмотри на Мишу, как он хорошо себя ведет" или: "Как он хорошо решает задачи". Там говорят: "Вчера ты был лучше, чем сегодня", "Сегодня ты справился с этим лучше, чем вчера, а завтра сумеешь сделать еще успешнее". Этот принцип воспитания ориентирует ребенка на вполне достижимую цель собственного совершенствования, уменьшает число внутренних и внешних конфликтов и способствует укреплению здоровья. Работникам наших детских учреждений было бы полезно иметь это в виду.
Показано, что люди, у которых в структуре мотиваций преобладает стремление к достижению успеха в деятельности (а не потребность во власти), характеризуются устойчивыми нормальными цифрами артериального давления. Поскольку удовлетворение потребности в достижении успеха в большой степени зависит от самого человека, его целеустремленности и работоспособности, это обычно не вызывает противодействия со стороны социального окружения и воспринимается самим человеком как положительная черта, вызвать при этом отказ от поиска довольно трудно.
Трагедия "замкнутого круга"
Состояние отказа от поиска не только вредно для здоровья - оно резко отрицательно сказывается на результатах любой деятельности. Возникнув в конкретной ситуации, оно имеет тенденцию "захватывать" поведение в целом, потому что, если даже ощущение безнадежности и депрессия явились реакцией на какую-то отдельную неудачу, они способны парализовать активность в любом другом направлении. Снижение поисковой активности обусловливает возникновение новых неудач, и формируется замкнутый круг. Вырваться из него можно не только с помощью лекарств, но и самостоятельно - если вдруг в неудачах возникает просвет или внезапно случается событие, требующее полной мобилизации для спасения собственной жизни или жизни близких, и помощь данного человека вполне реальна и необходима. Именно об этом писал А. Вознесенский:
У души обиженной
Есть отрада тайная:
Помогите ближнему,
Помогите дальнему.
Известны многие случаи, когда депрессии и психосоматические заболевания прекращались у лиц, которым нужно было ежедневно бороться за жизнь или благополучие близкого человека. Об опыте войн и концлагерей мы уже писали.
Источник: http://www.adalin.mospsy.ru/ (С.М. Бондаренко и В.С. Ротенберг "Мозг. Обучение. Здоровье")
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультативно - методический пункт «Как распознать, что ваш ребёнок испытывает психологический стресс»
Гармоничное, правильное развитие ребенка, его личности возможно при наличии здоровья, в том числе и психологического здоровья. Должно быть благополучие в детс...
Консультация «Как вырастить ребенка устойчивым к стрессу»
Консультация «Как вырастить ребенка устойчивым к стрессу»...
7 СЕНСОРНЫХ ИГР, КОТОРЫЕ УСПОКОЯТ РЕБЁНКА И СНИМУТ СТРЕСС.
7 СЕНСОРНЫХ ИГР, КОТОРЫЕ УСПОКОЯТ РЕБЁНКА И СНИМУТ СТРЕСС.В жизни маленьких детей случается всякое. Их обижают в саду или на площадке, папа кричит на маму, мама кричит на папу. Они переезжают с родите...
5 способов научить ребёнка справляться со стрессом.
Давайте честно признаемся, большинство из нас не умеет справляться со стрессовыми ситуациями. Ну, или не совсем умеет. Однако это важный навык не только для нас самих, но...
Как помочь ребёнку справиться со стрессом
К примеру, вы забираете ребёнка из садика, и воспитатели Вам говорят, что у Вас идеальный, замечательный ребёнок. Но придя домой, малыш начинает капризничать, плакать, кричать…Как помочь ребёнк...
Консультация для родителей «Сенсорные игры, которые успокоят ребёнка и снимут стресс»
В жизни маленьких детей случается всякое. Их обижают в саду или на площадке, папа кричит на маму, мама кричит на папу. Они переезжают с родителями в новый дом, устают от гостей, выходят в детский сад ...
Консультация «Что делать, если младший ребёнок обижает старшего?» Появление в семье ещё одного ребёнка — это огромный стресс не только для родителей, но и для старших детей. И если мы ещё в силах подготовить старшего ребёнка к появлению сиблинга (сиблинга
Консультация «Что делать, если младший ребёнок обижает старшего?» Появление в семье ещё одного ребёнка — это огромный стресс не только для родителей, но и для старших детей. И если мы ещё в силах по...