Зоны родительской ответственности и детской самостоятельности
консультация (подготовительная группа) на тему

Данилова Евгения Николаевна

Консультация для родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ г. Иркутска д/сад №151

2015 -2016 уч. год

Консультация для родителей

« Зоны родительской ответственности и детской самостоятельности»

Воспитатель Данилова Е.Н.(подготовительная)

группа №12

По мере взросления ребенка родителям все сложнее контролировать его, оказывать на него влияние. При этом старший дошкольный возраст является восприимчивым для решения важной задачи — обретения ребенком уверенности в себе, становления его самости. В случае неуспеха у ребенка может возникнуть стойкое ощущение своей неполноценности, способное повлиять на всю его дальнейшую судьбу. Учитывая это необходимо организовать планомерную работу по воспитанию у детей самостоятельности , ответственности.

Осознавая необходимость постепенной передачи прав и ответственности ребенку, родители не всегда готовы к этому. Немалый процент составляют семьи, в которых до последней возможности( до тех пор , пока у взрослых хватает сил, а ребенок это позволяет) осуществляется тотальный контроль, затем в одночасье снимаются все запреты. Очевидно, что такая тактика крайне непродуктивна. Расширять зону ответственности и воспитывать соответствующие качества необходимо постепенно, планомерно, по мере готовности ребенка действовать в той или иной сфере независимо от родителей.

Нередко, считая, что ребенок еще мал, родители не возлагают на него обязанности по дому, что противоречит как системе воспитания, принятой в ДОУ, так и самой логике социально — личностного развития ребенка. Также вместо продуманной системы помощи в освоении новых умений, действий взрослые берут часть обязанностей и ответственность за результаты ребенка на себя. Такое положение нередко устраивает детей, они не хотят взрослеть, прилагать усилия, отвечать за свои поступки.

Конечно, не стоит перегружать ребенка ответственностью, требовать от него, чтобы, например, на пороге школы он стал «Взрослым», ответственным, но нельзя и отступать перед его желанием взрослеть, выполнять обязанности, отвечать за свои действия и их результаты.

Что же такое ответственность? Ответственность — это положение, при котором человек отдает полный отчет в своих действиях и принимает на себя вину за последствия в исходе порученного дела, в выполнении каких -либо обязанностей, обязательств. Ответственный человек осознает себя как причину совершаемых им поступков, он инициирует изменения в собственной жизни и готов отвечать за то, к чему они приведут.

Ответственность является одним из важнейших социальных навыков, который необходимо формировать, развивать, т. к. ответственными не рождаются, ответственными становятся.

Ответственность как качество личности закладывается в детстве. Принято считать, что оптимальным возрастом для начала развития ответственного поведения является промежуток от 3,5 до 5 лет. Ранее это невозможно. Так до 2-х лет ребенок еще не способен проследить связи между своими действиями и наступившими последствиями. Ориентируясь на реакции значимых взрослых, малыш постепенно выясняет и запоминает, что делать нельзя. При этом нежелательное действие избегается не потому, что ребенок стал ответственным, а потому, что он стремится избежать негативной реакции близких.

Не стоит ожидать положительного эффекта и в период от 2 до 3,5 лет, так как в это время у большинства детей наступает так называемый «кризис 3-х лет». Поведение ребенка становится похожим на провокацию. Осознав себя как личность, малыш начинает проверять границы действия запретов, власти взрослых. В этот период очень важно, сохраняя отношения, построенные на любви и заботе, как можно четче обозначить границы желательного(ответственного) и порицаемого поведения.  Как бы ребенок ни экспериментировал, изучая границы допустимого, взрослому необходимо сохранять твердость, неизменность требований, их независимость от своего настроения, настойчивости ребенка.

Начиная с 3.5 лет необходимо вести планомерную работу по формированию начал ответственного поведения. Можно выделить несколько областей, за которые ребенок способен нести ответственность: содержание в порядке игрушек и вещей, помощь в сервировке стола, поливе растений и т. д. Если родители продолжают считать его слишком маленьким, не делегируют ему ответственность, это может привести к тому, что малыш привыкнет быть ведомым. Чем старше ребенок, те сложнее внушить ему, что он должен нести ответственность за свои поступки, быть самостоятельным.

Выделив несколько областей, за которые ребенок способен нести ответственность, необходимо постепенно расширять их круг. Поскольку  в этом возрасте , малыш оценивает поступки по их последствиям, необходимо уделять большое внимание позитивной оценке проявлений ответственности.

Коренной перелом в становлении ответственности происходит с формированием способности понимать собственные и чужие мотивы поведения. Она может начать формироваться в 5-7 лет. У старших дошкольников появляется также ряд личностных качеств, обусловливающих принципиальную возможность и эффективность воспитания у них ответственности: инициативность, стремление к самостоятельному принятию решений, способность быть самокритичным и правильно воспринимать критику со стороны других, умение выявлять соответствие своих поступков, поведения в целом социальным нормам, самоконтроль и осмотрительность.

Старшие дошкольники должны иметь «зоны ответственности», связанные с личными вещами, игрушками, поддержанием порядка в одежде. Ответственность также должна выражаться в бережном отношении к природе, собственности других людей. Ребенок 5-7 лет должен иметь начальные представления об ответственности за свое здоровье и безопасность. Можно выделить следующие группы ответственности старшего дошкольника:

  • ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь
  • ответственность за действия, связанные с благополучием близких и других людей
  • ответственность за домашних питомцев
  • ответственность за собственные вещи
  • ответственность за данное слово и принятое решение
  • ответственность за качественное выполнение обязанностей ученика, за собственные успехи и неудачи
  • экологическая ответственность.

Но как обеспечить родителям нормальную социализацию старших дошкольников? Существуют приемы воспитания, которые позволяют формировать у детей ответственное отношение к своим обязанностям:

  • необходимо давать детям посильную нагрузку
  • Нужно привлекать детей к участию в семейных советах о том, как лучше поступить в той или иной ситуации
  • нужно учить ребенка справляться с трудностями
  • помогая в делах, которые пока для ребенка объективно трудны, необходимо продумать стратегию делегирования все новых «зон ответственности» ребенку. Необходимо действовать именно вместе с ребенком, а не вместо него, обучать его выполнению отдельных действий и принятию ответственности за них
  • В вопросах, с которыми ребенок справляется сам, родитель должен занимать позицию наблюдателя
  • Полезно ставить ребенка в ситуацию, когда просто необходимо проявлять ответственность.
  • Ответственность за что -либо можно обменять на права. Новые привлекательные права и возможности даются в обмен на ту или иную новую ответственность.
  • Необходимо иметь согласованную с ребенком систему штрафов за безответственное поведение, нарушение обязательств.

Каждый из родителей должен для себя попытаться составить индивидуальные программы родительских действий по расширению зоны ответственности детей. Главное условие — намеченные преобразования должны учитывать и по возможности уменьшать риски, связанные с угрозой психическому и физическому здоровью дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительская ответственность за жизнь и здоровье детей

Консультация для родителей "Родительская ответственность за жизнь и здоровье детей"...

Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании у дошкольников родительской ответственности и патриотических чувств»

Растить будущего семьянина с малых лет путем формирования положительных нравственных качеств...

Родительское собрание на тему "Детская самостоятельность"

До определенного момента все действия детей примитивны: мячик катают, веником машут, в коробку что-нибудь кладут. Эти подражательные операции называют действиями "в логике предмета". Ребенок...

Памятка "Родительская ответственность за жизнь и здоровье детей"

Информация в памятке напоминает родителям об ответственности за жизнь и здоровье детей....

Консультация для родителей "Родительская ответственность за жизнь и здоровье детей»

Данный материал представлен в помощь родителям,чтобы напомнить о правилах безопасности. Ребёнок попадает в различные жизненные ситуации,с которыми он может не справиться. Для этого существуют взрослые...

"Дошкольник - волонтёр, как средство формирования социальной ответственности, инициативы и самостоятельности"

В наше время современное российское общество, переживает кризис духовно-нравственных ценностей. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, м...

«Голос ребёнка и пространство детской реализации. Связь зоны ближайшего развития пространства детской реализации», выступление

Уровень обр. орг., Педагогический совет«Работаем по инновационной программе «От рождения до школы», МАДОУ д/с № 10 «Лучик», г. Долгопрудный, 19.10.2022г....