консультация для родителей "Минутка добра"
консультация (подготовительная группа) на тему
Одним из направлений в укреплении здоровья дошкольников является снижение психоэмоционального напряжения, стресса, тревожности.
В консультации показан курс специальных занятий на развитие различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы) – психогимнастика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_minutka_dobra_2015_g.docx | 30.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Минутка Добра»
«Нетрадиционные формы игровой релаксации и психогимнастики»
Материал подготовила
воспитатель
1 квалификационной
категории
подготовительной
группы №2
МБДОУ № 221
Тронягина И.В.
Казань, 2015 год
Одним из направлений в укреплении здоровья дошкольников является снижение психоэмоционального напряжения, стресса, тревожности.
Это курс специальных занятий на развитие различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы) – психогимнастика.
Основной акцент на занятиях направлен:
- на обучение элементов техники выразительных движений (мимические и пантомимические этюды): мимике, жестам, позам, походке – I фаза.
2) на использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств – II-III фазы.
Включаются этюды и игры на выражение отдельных качеств характера и эмоций (жадность, доброта, честность и т.д.), имеющие психотерапевтический характер.
Используются мимические и пантомимические способности детей для естественного воплощения в заданный образ.
3) на приобретение навыков в саморасслабления (IV фаза) – психомышечная тренировка.
На этом этапе проводятся упражнения на снятие психоэмоционального напряжения, на внушение желательного настроения, поведения, черт характера.
На занятиях дети учатся выражать свои эмоции, обучаются выразительным движениям, для того чтобы дети научились преодолевать барьеры в общении, лучше понимать себя и других, снимать психическое напряжение, создавали возможности для самовыражения.
Дети выражают различные эмоции и учатся управлять ими, овладевают азбукой выражения эмоций.
Специальные игровые упражнения направляют на совершенствование внимания, памяти, воображения.
Психогимнастика в детском саду
В настоящее время в дошкольных учреждениях широко используются разные виды психотренингов, однако довольно редко - психогимнастика как метод практической психокоррекции.
Хотя именно она наиболее доступна в применении для воспитателей, психологов и родителей, так как в ее основе лежит игра, являющаяся основным видом деятельности детей.
Психогимнастика - курс специальных занятий (этюдов, игр, упражнений), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как его познавательной, так и эмоционально-личностной сферы).
Прежде всего такие занятия показаны детям с чрезмерной утомляемостью, замкнутым, с неврозами, нарушениями характера, легкими задержками психического развития и другими нервно-психическими расстройствами, находящимися на границе здоровья и болезни.
Не менее важно использовать психогимнастику в профилактической работе с практически здоровыми детьми с целью психофизической разрядки.
Структура комплекса психогимнастики
Курс психогимнастики состоит из 20 занятий, на которых дети должны усвоить примерно восемь понятий, связанных с переживаниями основных эмоций, и десять представлений, оценивающих личностные качества человека.
Занятия проводятся два раза в неделю, длится от 25 минут до 1 часа 30 минут.
Занятия строятся по определенной схеме и состоят из четырех фаз.
І фаза. Мимические и пантомимические этюды.
Цель: выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживанием телесного и психического довольства и недовольства. Модели выражения основных эмоций (радость, удивление, гнев, интерес, отвращение, презрение, страх и др.) и некоторых эмоционально окрашенных чувств (гордость, застенчивость, уверенность и др.). Дети знакомятся с элементами выразительных движений: мимикой, жестом, позой, походкой.
ІІ фаза. Этюды и игры на выражение отдельных качеств характера и эмоций.
Цель: выразительное изображение черт, порождаемых социальной средой (жадность, доброта, честность и т.п.), их моральная оценка. Модели поведения персонажей с теми или иными чертами характера. Закрепление и расширение уже полученных ранее сведений, относящихся к их социальной компетентности. Гармонизация личности ребенка.
При изображении эмоций внимание детей привлекается ко всем компонентам выразительных движений одновременно.
Фаза носит психопрофилактический характер.
ІІІ фаза. Этюды и игры, имеющие психотерапевтическую направленность на определенного ребенка или группу в целом.
Используются мимические и пантомимические способности детей для предельно естественного воплощения в заданный образ.
Цель: коррекция настроения и отдельных черт характера ребенка, тренинг моделирования стандартных ситуаций.
IV фаза. Психомышечная тренировка.
Цель: снятие психоэмоционального напряжения, внушение желательного настроения, поведения, черт характера.
Между второй и третьей фазами делается перерыв в несколько минут, во время которого дети предоставляются сами себе - "минутка шалости". Ведущий не вмешивается в общение детей. Желательно заранее договорится с детьми о сигнале сбора, который должен быть постоянным.
Между третьей и четвертой фазами можно вставить игру на внимание, память, сопротивление двигательному автоматизму или подвижную игру.
Дошкольников в группе не должно быть более шести. В психопрофилактической работе - 10 -12 детей.
Желательно включить в группу одного-двух детей, не нуждающихся в психогимнастике, но которые могут быть полезны группе своей артистичностью (такой ребенок в примере записи позначен словом фон). С их помощью легче "заразить" других детей нужной эмоцией.
Психолог или педагог ведет журнал, в котором указывается причина направления ребенка на психогимнастику
«Драка»
Цель: Расслабить мышцы нижней части лица и кистей рук.
«Вы с другом поссорились. Вот-вот начнется драка. Глубоко вдохните, крепко-накрепко сожмите челюсти. Пальцы рук зафиксируйте в кулаках, до боли вдавите пальцы в ладони. Затаите дыхание на несколько секунд. Задумайтесь: а может, не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь. Ура! Неприятности позади!»
Это упражнение полезно проводить не только с тревожными, но и с агрессивными детьми.
«Воздушные шарики»
Цель: Снять напряжение, успокоить детей.
Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: «Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу».
Упражнение можно повторить 3 раза.
«Корабль и ветер»
Цель: Настроить группу на рабочий лад, особенно если дети устали.
«Представьте себе, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг он остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки... А теперь шумно выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик. Давайте попробуем еще раз. Я хочу услышать как шумит ветер!»
Упражнение можно повторить 3 раза.
«Подарок под елкой»
Цель: Расслабление мышц лица, особенно вокруг глаз.
«Представьте себе, что скоро новогодний праздник. Вы целый год мечтали о замечательном подарке. Вот вы подходите к елке, крепко-крепко зажмуриваете глаза и делаете глубокий вдох. Затаите дыхание. Что же лежит под елкой? Теперь выдохните и откройте глаза. О, чудо! Долгожданная игрушка перед вами! Вы рады? Улыбнитесь».
После выполнения упражнения можно обсудить (если дети захотят), кто о чем мечтает.
«Дудочка»
Цель: Расслабление мышц лица, особенно вокруг губ.
«Давайте поиграем на дудочке. Неглубоко вдохните воздух, поднесите дудочку к губам. Начинайте медленно выдыхать, и на выдохе попытайтесь вытянуть губы в трубочку. Затем начните сначала. Играйте! Какой замечательный оркестр!»
Все перечисленные упражнения можно выполнять в классе, сидя или стоя за партами.
«Танцующие руки»
Цель: Если дети неспокойны или расстроены, эта игра даст детям (особенно огорченным, неспокойным) возможность прояснить свои чувства и внутренне расслабиться.
«Разложите большие листы оберточной бумаги (или старые обои) на полу. Возьмите каждый по 2 мелка. Выберите для каждой руки мелок понравившегося вам цвета. Теперь ложитесь спиной на разложенную бумагу так, чтобы руки, от кисти до локтя, находились над бумагой. (Иными словами, так, чтобы у детей был простор для рисования.) Закройте глаза, и, когда начнется музыка, вы можете обеими руками рисовать по бумаге. Двигайте руками в такт музыке. Потом вы можете посмотреть, что получилось» (2—3 минуты). Игра проводится под музыку.
«Слепой танец»
Цель: Развитие доверия друг к другу, снятие излишнего мышечного напряжения.
«Разбейтесь на пары. Один из вас получает повязку на глаза, он будет "слепой". Другой останется "зрячим" и сможет водить "слепого". Теперь возьмитесь за руки и потанцуйте друг с другом под легкую музыку (1—2 минуты). Теперь поменяйтесь ролями».
Сначала можно посадить детей попарно и попросить их взяться за руки. Тот, кто видит, двигает руками под музыку, а ребенок с завязанными глазами пытается повторить эти движения, не отпуская рук, 1— 2 минуты. Потом дети меняются ролями. Если тревожный ребенок отказывается закрыть глаза, успокойте его и не настаивайте. Пусть танцует с открытыми глазами.
«Гусеница»
Цель: Игра учит доверию.
Успех продвижения всех зависит от умения каждого скоординировать свои усилия с действиями остальных участников. «Ребята, сейчас мы с вами будем одной большой гусеницей и будем все вместе передвигаться по этой комнате. Постройтесь цепочкой, руки положите на плечи впередистоящего. Между животом одного играющего и спиной другого зажмите воздушный шар или мяч. Дотрагиваться руками до воздушного шара (мяча) строго воспрещается! Первый в цепочке участник держит свой шар на вытянутых руках. Таким образом, в единой цепи, но без помощи рук, вы должны пройти по определенному маршруту».
Релаксационное растягивание
Обеспечивает оптимальную работу мышц, разгрузку позвоночника, снятие динамического напряжения. Проводится между занятиями познавательного и продуктивного типа, под тихую спокойную музыку, при приглушенном свете.
- 1. «Потянулись».
И.п.: лежа на спине; правую руку вытянуть за головой, левую – вдоль туловища.
Вдох – тянуть правую руку вверх, выдох – расслабиться.
Вдох – расслабиться, выдох – тянуть руку вверх.
Пауза – расслабиться. Повторить упражнение со сменой положения рук.
- 2. «Растишка».
И.п.: лежа на спине, обе руки вытянуть за головой.
Вдох – максимально тянуть руки и ноги, выдох – расслабиться.
Вдох – расслабиться, выдох – максимально тянуть руки и ноги.
Пауза – расслабиться.
- 3. «Аист».
И.п.: лежа на спине, руки вытянуть вдоль туловища.
Вдох – правую ногу тянуть с напряжением мышц, носок на себя; выдох – расслабиться.
Вдох – расслабиться, выдох – тянуть ногу с напряжением мышц, носок на себя.
Пауза – расслабиться. Выполнять упражнение левой ногой.
- 4. «Гвоздик».
И.п.: лежа на спине, руки вытянуть за головой.
Вдох – руки и ноги с усилием тянуть, носки ног на себя; выдох – расслабиться.
Вдох – расслабиться, выдох — руки и ноги с усилием тянуть, носки ног на себя. Пауза – расслабиться.
- 5. «Надуй шарик».
И.п.: лежа на спине, руки согнуть в локтях, ладони сложить на животе.
Вдох – напрягая мышцы пресса, живот надуть; выдох – живот втянуть.
Повторить упражнение 3-4 раза.
Мышечная релаксация перед сном
Проводится в сочетании с воздушными ваннами.
Каждое упражнение повторяется 3 раза.
И.п.: лежа на кровати на спине, руки вытянуть вдоль туловища.
1. Упражнение на расслабление мышц рук.
С этого упражнения начинаются все занятия по мышечной релаксации перед сном. Установка на состояние общего покоя произносится медленно, тихим голосом, с длительными паузами.
Мы умеем танцевать,
Бегать, прыгать, рисовать,
Но не все пока умеем
Расслабляться, отдыхать.
Есть у нас игра такая –
Очень легкая, простая,
Замедляется движенье,
Исчезает напряженье…
И становится понятно –
Расслабление приятно!
Руки с силой выпрямляем –
(Руки поднять, вытянуть за головой, потянуться).
Мы как будто подрастаем.
(Глубокий вдох – пауза).
А теперь их расслабляем,
Плавно, мягко опускаем.
(На выдохе руки опустить вдоль туловища, мышцы расслабить).
2. Упражнение на расслабление мышц ног.
Что за странные пружинки
Распрямили наши спинки?
(Потянуть носки ног на себя, пятками упереться в спинку кровати).
Ты носочки поднимай
И смотри, не опускай!
(Пауза).
Ноги расслабляются,
(Расслабить мышцы ног).
Отдохнуть стараются.
3. Упражнение на расслабление мышц живота.
(Положить ладони на область диафрагмы).
Шарик надуваем,
(Вдох, живот надуть)
Руками проверяем.
Шарик наш сдувается,
Мышцы расслабляются,
(Выдох, живот втянуть)
Дышится легко, ровно, глубоко.
- Общая релаксация.
Ресницы опускаются…
Глаза закрываются…
Мы спокойно отдыхаем… (2 раза)
Сном волшебным засыпаем…
Наши руки отдыхают…
Тяжелеют, засыпают (2 раза)
Шея не напряжена,
А расслаблена она…
Губы чуть приоткрываются…
Так приятно расслабляются. (2 раза)
Дышится легко… ровно… глубоко…
Мы чудесно отдыхаем,
Сном волшебным засыпаем…
Гимнастика после дневного сна
- Растягивание.
- 1. «Потянулись».
- 2. «Растишка».
- 3. «Паучок».
И.п.: лежа на спине, руки и ноги разведены в стороны.
Вдох – напрячь и тянуть руки и ноги в стороны, выдох – расслабиться.
- Корригирующие упражнения (каждое выполняется по 6 раз).
- 1. «Колобок».
И.п. лежа на спине, руки развести в стороны.
На счет 1-3 – группировка (подтянуть колени к груди, обхватить их руками), на счет 4 – вернуться в и.п.
- 2. «Пальчики спрятались».
И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища.
На счет 1-3 – одновременно приподнять голову и одну ногу, посмотреть на носок, на счет 4 – вернуться в и.п. Упражнение выполнять другой ногой.
- 3. «Потянем носочек».
И.п.: лежа на спине.
На счет 1 – ноги поднять вертикально, на счет 2-7 – двигать стопами на себя – от себя, на счет 8 – вернуться в и.п.
- 4. «Рыбка».
И.п.: лежа на животе, руки под подбородком.
На счет 1-3 приподнять голову, руки и ноги тянуть вверх, на счет 4 – вернуться в и.п.
- 5. «Кошечка».
И.п.: стоя на четвереньках.
На счет 1-2 – прогнуть спину вниз, на счет 3-4 – вытянуть спину вверх.
- 6. «Носок-пяточка».
И.п.: сидя на кровати, ноги опустить на пол.
Прокатить мяч от носка к пятке одной, затем другой ногой. (10-15 раз)
- 7. «Цапля».
И.п.: стоя на массажном коврике, ноги вместе, руки за головой.
На счет 1-7 поднять ногу, согнутую в колене, и удержать ее, на счет 8 – вернуться в и.п. То же повторить другой ногой.
Психогимнастика (подготовительная группа)
Цель занятий:
- Обучение элементам психогимнастики.
- Создание обстановки психологического комфорта, коммуникативных способностей
Развитие коммуникативных способностей.
- Упражнение "Давайте поздороваемся".
Взрослый говорит о разных способах приветствия, реально существующих и шуточных. Детям предлагается поздороваться плечом, спиной, рукой, носом, щекой, выдумать свой способ приветствия.
Развитие эмоциональной сферы.
- Этюд на выражение презрения и гнева "Дуремар и Тортила".
Пришёл Дуремар к пруду и встретил там черепаху Тортилу. Захотел он её поймать, а черепаха просит: "Отпусти меня!" Дуремар ей отвечает: "Ах ты, плавучий чемодан, глупая тётка Тортила, чем ты можешь от меня откупиться? Разве своей костяной крышкой, куда прячешь лапы и голову. Я бы продал её на гребешки (презрение). Рассердилась черепаха на такие грубые слова и говорит: "Клянусь, ни ты и никто другой не получит волшебного ключика! Его получит только тот, кто заставит всё население пруда просить меня об этом" (гнев).
- Этюд на выражение отвращения и гнева "Дюймовочка и майский жук".
Майский жук принёс Дюймовочку с листа кувшинки на ветку дерева. Девочка ему очень понравилась, и он решился жениться на ней. Но Дюймовочке совсем не понравился жук: он был таким толстым, блестящим и очень неприятным (неприязнь, отвращение). Она совсем не хотела быть его женой! Жук рассердился на неё за это, затопал всеми шестью лапами и, слетев с дерева, опустил её на ромашку (гнев).
Психомышечная тренировка.
- Упражнение "Я не знаю".
Мальчика - "незнайку" о чём - то спрашивают, а он только пожимает плечами и разводит руками: "Не знаю", "Не имею понятия", "Ничего не видел".
(Приподняты брови, опущены уголки рта, приподняты на миг плечи).
- Упражнение "Старый гриб".
Старый гриб вот - вот упадёт. Его старая ножка уже не выдерживает тяжести большой шляпы. (Стоять: колени слегка согнуты, плечи опущены, руки висят вдоль тела, голова клонится к плечу).
- Упражнение "Жар - птица".
В царском саду росла яблоня. Стала жар - птица прилетать и клевать золотые яблочки. Пошёл Иван - царевич караулить. Притаился он под яблоней и стал ждать. Увидел жар - птицу: вся она из золота, глаза хрустальные. Дивится Иван - царевич. Выпрямился он, схватил жар - птицу за хвост, но она вырвалась и улетела. Осталось в руках одно перо из её хвоста. Поднял Иван - царевич перо - оно засияло, засветилось всё вокруг. (Вытянутая вперёд шея, откинутая назад голова, поднятые брови, широко раскрытые глаза, улыбка).
Развитие способности эффективно взаимодействовать в общении
- Задание "Правила доброты, честности и радостного общения".
Детям предлагается задание сформулировать правила доброты, а затем правила честности и постараться их запомнить и выполнять. Взрослый помогает детям, а также на листе ватмана фиксирует их в доступной для детей форме: либо рисует схематичные рисунки, либо записывает печатными буквами (если дети умеют читать).
Правила доброты.
Помогай слабым, маленьким, больным, старым, попавшим в беду. Прощай ошибки других. Не завидуй. Будь внимательным к окружающим: может быть, кто - то из них нуждается в твоей поддержке, помощи, сочувствии.
Правила честности.
Сказал - сделай. Забыл - попроси прощения. Ошибся - признайся. Не уверен - не обещай. Не можешь сказать правду - скажи почему. Не выдавай чужую правду.
Правила радостного общения.
Помогай друзьям. Не завидуй. Спокойно принимай помощь других ребят. Останови друга, если он делает что - то плохое. Скажи ему, если он в чём - то неправ. Не ссорься, не спорь по пустякам, играй со всеми дружно. Делись с ними, учись играть и заниматься вместе. Не радуйся, когда кто-то проигрывает. Если можешь, помоги ему. Если проиграл сам, не срывай злость на других; может быть, ты выиграешь в следующий раз.
Знакомство с чертами характера.
- Игра "Сравни героев сказок".
Какие черты характера у сказочных героев: Буратино, Баба Яги, Колобка, Кота в сапогах и т.д.? Для сравнения берётся за один приём 3 - 4 персонажа. Детям задают вопросы: какие черты характера есть у названных героев? По каким поступкам можно определить это? Чем они отличаются друг от друга? Как бы вёл себя Буратино на месте Колобка?
- Игра "Карабас-Барабас".
Ребёнок изображает Карабаса - Барабаса. Он сидит на стуле и зловеще смотрит на Буратино. (Широко расставив ноги, притопывать, не отрывая носка от пола, наклон вперёд, руки на бёдрах, брови сдвинуты).
- Игра "Три характера".
Трое детей договариваются, кто какую девочку будет изображать: "злюку", "плаксу", "ревушку".
Отгадывающий ребёнок должен узнать их по мимике и пантомимике.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей: "... Добрым молодцам урок.Математические сказки"
Рассказывая детям математические сказки мы имеем возможность в увлекательной форме знакомить детей с математическими понятиями.Слушая сказку, они хотят повлиять на события, помочь героям п...
Консультация для родителей "Добрые мультики, которые помогают воспитывать"
"Добрые мультики,которые помогают воспитывать."...
Консультация для родителей "Добро пожаловать в мир книги!"
Консультация для родителей с целью приобщения детей к литературе, к ежедневному общению с книгой, о роли книги в жизни ребенка....
Консультация для родителей «Добрые советы, как здоровье сохранить»
Консультация для родителей «Добрые советы, как здоровье сохранить» способствует формированию привычки к здоровому образу жизни.-...
Консультация для родителей «Добрые мультики, которые помогают воспитывать»
Консультация для родителей«Добрые мультики, которые помогают воспитывать»...
Консультация для родителей "Добро несет добро"
Консультация для родителей о доброте....