Консультация для родителей старшей - подготовительной группы «Игра и игрушка в жизни дошкольника»
Задачи: - обсудить с родителями проблему значения игры и современной игрушки на психическое развитие ребенка-дошкольника; - показать возможность игры для развития интеллектуально-познавательной деятельности ребенка; - показать достоинства и недостатки современных игрушек; - стимулировать интерес родителей к использованию возможностей игровой деятельности для общения с собственным ребенком.
Форма проведения: консультация родителей с элементами игрового тренинга. Подготовительная работа: подготовка памятки для родителей. - Вступительное слово воспитателя
- Уважаемые мамы и папы!
Сегодня мы поговорим с вами о игре и современных игрушках, о плюсах и минусах современных игрушек.
Игра для ребенка – это не просто времяпровождение, это способ существования. В игре осваиваются правила человеческого общения, основные умения и навыки. А игрушка для ребенка, с одной стороны, -это средство самовыражения, с другой – определенный идеал, образ, который закладывается в подсознание. Игрушка для ребенка не просто забава, но и эффективный инструмент развития, подспорье в совершенствовании движений, органов чувств, понимания речи.
Дети шестилетнего возраста очень рады необычному конструктору, моделям кораблей и самолетов, красивым фломастерам и занимательной настольной игре, набору для шитья и вязания. Детям очень нравятся игрушки, сделанные собственными руками, особенно, если они становятся полезными для других.
Давайте посмотрим, в какие современные игрушки играют наши дети и какое влияние они оказывают. Я кратко расскажу об этих игрушках, а вы, если со мной согласны, поднимите зеленую карточку, если нет – красную и обоснуйте свое решение.
Игра –средство диагностики психического состояния ребенка, его личностного развития, но это и превосходный метод коррекции тех или иных дефектов, недостатков, отставания в развитии. Игрушка помогает ребенку овладеть собственными желаниями, страхами. Страх темноты, например, можно победить с помощью волшебницы, которая будет являться его оберегом. Какая-нибудь ракушка, камешек, тряпочка, гвоздик наделяются особыми свойствами, переживаниями и смыслами. Мы часто обнаруживаем подобный «мусор», пытаемся навести порядок в детском уголке. И всякий раз сталкиваемся с протестами и просьбами ребенка не выбрасывать их. А может быть и правда, лучше пусть будет камешек – чем трансформер, или ракушка – чем монстр. Большинство современных игрушек способны породить чудищ в душе ребенка.
- вы согласны или нет?
2) сейчас в продаже больше количество, сошедших с экранов телевизоров и раскрученных детскими сериалами: монстры, человек-паук, Бэтманы, трансформеры. Эти игрушки способствуют накоплению агрессивных фантазий ребенка. Игрушка – это не просто забава, она закладывает в душу ребенка первоначальные понятия добра и зла. И опасно, если это происходит в игре с негативным героем. Любое проигранное ребенком действие способно воспроизводить себя в реальности. Игрушка программирует поведение ребенка. И важно помнить, как воздействует игрушка и что за программу она в себе несет.
- Вы согласны или нет?
3) Несомненно у ребенка должен быть определенный набор игрушек, способствующих развитию его чувственного восприятия, мышления, кругозора, позволяющих ему проигрывать реальные и сказочные ситуации, подражать взрослым.
Игрушки из реальной жизни:
Кукольный домик, кукольное семейство, мебель, посуда, машины, лодки, конструкторы, касса, весы, медицинские и парикмахерские принадлежности, часы, стиральная машина, плита, телевизор, мелки и доска, счеты, музыкальные инструменты, железные дороги, телефон и т.д.
- Вы согласны или нет?
4) Какую куклу лучше покупать: «Пупса» или Барби? В данном споре большое значение играет возраст ребенка. У девочек дошколят силен инстинкт материнства, он находит свое воплощение в игре с куклой, которую хочется нянчить, лечить укладывать спать, кормить, катать в коляске. А Барби надо одевать, раздевать, приобретать для нее новые вещи. Образ жизни ее – это бесконечные наряды, развлечения, смены партнеров. По отношению к кукле девочка почувствует себя горничной или, в лучшем случае, подружкой, а не мамой.
Если девочка играет с пупсом, который выглядит так же как и девочка, то у девочки не возникает противоречия между ней самой (между той девочкой, которую она видит в зеркале, и той, которую держит в руках). Барби же, взрослая красивая девушка с развитыми формами – ребенок пропускает через себя этот образ (фигура, образ жизни, стиль поведения). Это приводит к тому, что девочка стремится к образу, к фигуре Барби и не принимает то, что у нее есть.
Таким образом, Барби имеет смысл покупать школьнице - в отличие от девочки дошкольного возраста, она оценит по достоинству ее красоту и предоставляемые ею игровые возможности, но не окажется под прессом жесткой «программы», которую эта кукла диктует.
- Вы согласны или нет?
5) игрушки, помогающие «выплеснуть» агрессию:
Солдатики, ружья, мячи, надувные груши, подушки, резиновые игрушки, скакалки, кегли, а также дротики для метания и т.д. агрессивные игрушки провоцируют игры с соответствующим настроением. В ходе агрессивной игры дети пугают друг друга оружием. Такой испуг может иметь необратимые последствия в будущем. Кроме, того у детей могут возникать страхи, которые будут проявляться и в последующей жизни. Некоторые дети в силу психологических особенностей склонны к агрессии по отношению к окружающим, игры с военными игрушками обостряют это чувство у детей.
В то же время в дошкольный период игрушки (всевозможное оружие, солдатики, танки и т.д.) помогают найти выход внутренней агрессии, которая скрыта в каждом человеке. Если она выплескивается через «военные» игры, то в реальной жизни человек становится более спокойным и уравновешенным. У детей энергии гораздо больше, чем у взрослых людей, и она обязательно должна иметь выход. Но если вы заметили, что агрессия регулярно становится основным содержанием игры, это может говорить о том, что ее уровень у малыша слишком высок. На это стоит обратить особое внимание и, возможно, проконсультироваться со специалистом.
- Вы согласны или нет?
6) Подражая взрослым, ребенок воспроизводит те отношения, которые он наблюдает. Если ребенок в игре жестоко обращается со своей игрушкой, небрежно относиться к ней, то это приводит к тому, что у ребенка образуются сначала плохие привычки, а затем появляются отрицательные черты характера – эгоизм, неряшливость, упрямство.
Наоборот, если ребенок ласков со своей игрушкой, убирает ее на место, то у него развивается бережное отношение к вещам, трудолюбие, общительность и другие ценные качества. Развитие игровой деятельности ребенка осуществляется при активном участии взрослого. Для того, чтобы ребенок полюбил игру, мог долго и сосредоточенно играть, его надо учить этому. Игра от общения со взрослым становиться богаче, содержательнее. Родители должны интересоваться играми детей, помогать расширять их сюжеты, не считать игру пустой забавой и уделять ей должное внимание. Ведь игра не только забавляет ребенка, но и развивает.
- Вы согласны или нет?
- Я думаю, что каждый из нас получил много информации к размышлению и хороших рекомендаций. Хочется закрепить все ранее услышанное веселой игрой. Сейчас я вам буду говорить небольшие фразы, если вы с ними согласны, выполняйте соответствующие движения. Если не согласны, не делайте ничего.
- если вы думаете, что при игре с ребенком эмоции не столь важны, дотроньтесь до кончика носа.
- если вы полагаете, что игрушка – это носитель информации для ребенка, как газета или интернет для взрослого, потопайте ногами.
- если вы уверены, что взрослые должны играть в игры вместе с детьми, улыбнитесь.
- если вы считаете, что с помощью игры обучение и социализация ребенка происходит эффективнее, а воспитание приятнее, кивните головой.
- если вы думаете, что игрушка должна быть не только орудием игры, но и создавать условия для его развития, помашите рукой.
- если вы верите в то, что игрушка способна программировать поведение ребенка и воздействовать на него как положительно, так и отрицательно, похлопайте в ладоши.
Благодарю всех за активную работу, в конце предлагаю вашему вниманию памятку для неравнодушных родителей.
Литература
- Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания. – М.: ВАКО, 2006
- Коссаковская Е.А. Игрушка в жизни ребенка: пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1980.
- Прохорова Г.А. Взаимодействие с родителями в детском саду: практическое пособие. – М.: Айрис, 2009.
- Флерина Е.А. Игра и игрушка: пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 2000.
^
Памятка для родителей - Разрешайте своему ребенку играть со своими любимыми игрушками и в любимые игры.
- Не смейтесь над ребенком за его привязанность к определенным игрушкам.
- Помните, что все, кроме любимой игрушки надо периодически обновлять.
- Игрушки, к которым у ребенка пропал интерес, спрячьте подальше на некоторое время, пока ее появление не вызовет эмоциональный или познавательный интерес.
- Не выбрасывайте игрушки, если ребенок сам этого не хочет.
- Не заставляйте ребенка самого выбрасывать игрушки.
- Учите на собственном примере относиться к игрушкам уважительно.
- Дарите ребенку игрушки с учетом его интересов, увлечений.
- Не водите ребенка слишком часто в магазин игрушек, не подвергайте его ненужным переживаниям. Ведите его в магазин и дарите радость устраивайте праздник, когда вы сами готовы.
- Участвуйте в играх ребенка, если он этого хочет от вас, несмотря на вашу занятость.
- Рассказывайте ребенку о своих игрушках и увлечениях, показывайте ему те игры, в которые вы играли в детстве и которые были вам интересны.
- Будьте непосредственны в глазах ребенка, не бойтесь потерять свой авторитет, играя с ним в игры.
13.Радуйтесь умению своего ребенка играть с игрушками, находит различные, сюжетные линии в игре. 14.Используйте возможность игровой ситуации для непосредственного общения с собственным ребенком. |