Консультация на тему: «Патриотическое воспитание дошкольников»
консультация на тему

Чиркова Ирина Геннадьевна

Консультация на тему: «Патриотическое воспитание дошкольников»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_lyubov_k_rodnomu_krayu.doc356 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация на тему: «Патриотическое воспитание дошкольников»

Любовь к родному краю, к родной культуре, к родной речи начинается с малого –

с любви к своей семье, к своему дому. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь ко всей стране, к ее прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству.

Патриотизм - сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию, что неопределимо несколькими словами.

Для маленького ребенка Родина начинается с родных мест - с улицы, на которой он живет, где находится его детский сад. Постепенно дети получают представления о родном городе, селе, об отдельных союзных республиках и нашей многонациональной Родине. Под руководством воспитателя дети знакомятся с достопримечательностями улицы, на которой они живут, узнают о том, чем славится их город, село, начинают гордиться им. Дошкольники узнают о людях, прославивших себя трудом, боевыми заслугами, чьими именами названы города, улицы, площади. Их знакомят с некоторыми событиями прошлого. Чтобы вызвать уважение к героизму и мужеству советских людей, отдавших жизнь за Родину в Великой Отечественной войне, их ведут к памятникам героев. Дети возлагают цветы.

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста- одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране.

Патриотизм – это любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике. Дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.

Патриотическое воспитание в детском саду - это процесс освоения, наследования традиционной отечественной культуры.

Для того, чтобы с малых лет растить патриотов, воспитатели должны ясно представлять себе, в чём состоит своеобразие патриотизма ребёнка- дошкольника, каковы пути и методы патриотического воспитания в детском саду. Содержание и методы патриотического воспитания должны соответствовать возрастным особенностям детей. Самый существенный результат патриотического воспитания в детском саду - это положительный сознательный настрой детей, их общественно-нравственная направленность, живой интерес к общественным явлениям и событиям, происходящим в городе, стране, чувство радости, гордости за наши достижения.

Работа по патриотическому воспитанию включает в себя целый комплекс задач:

1. формирование у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду;

2. формирование у детей чувства любви к своему родному краю, своей малой

родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;

3. формирование представлений о России как о родной стране, о Москве как о

столице России;

4. воспитание гражданско-патриотических чувств через изучение государственной символики;

5. воспитание уважения к труду, развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

6. воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания: музыка, изобразительная деятельность, художественное слово.

Успех патриотического воспитания детей дошкольного возраста во многом зависит от родителей, от семьи, от той атмосферы, которая царит дома. Поэтому необходимо объединить усилия детского сада и семьи. Такая целенаправленность, педагогическая работа способствует воспитанию у детей трудолюбия, гуманизма, патриотизма, формирует активную жизненную позицию. Родители активно участвуют во всех мероприятиях, проводимых в нашем детском саду: в экологических акциях, экскурсиях, развлечениях, викторинах. В работе с родителями используются домашние задания. Они совместно с детьми изготавливают кормушки для птиц, облагораживают территорию ДОУ. В родительских уголках информация по патриотическому воспитанию представлена в форме консультаций, папок – передвижек. Работы детей представлены в выставочных уголках.

Становление человека как гражданина должно начинаться с истории его малой Родины - родного города. Поэтому в работе по патриотическому воспитанию в нашем ДОУ особое место отведено знакомству с родным городом, краем.

Воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к

пониманию, что их город – частица Родины, поскольку во всех местах, больших и

маленьких, есть много общего:

1. люди трудятся для всех (учителя учат детей, врачи лечат больных, рыбаки ловят рыбу, строители строят дома, горняки добывают руду) ;

2. везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших её от врагов;

3. повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;

4. люди берегут и охраняют природу;

5. есть общие профессиональные и общественные праздники и т. д.

Углубление представлений детей о родной стране происходит в процессе ознакомления с главным городом нашей страны - Москвой.

Рассматривая иллюстрации, слушая чтение книг, дети узнают и запоминают, что в Москве есть Кремль, Красная площадь. Закрепляют полученные знания дети в конструктивной, продуктивной, коммуникативной и игровой деятельности.

Знакомству с Родиной помогают следующие методы и приёмы: беседы о пользе труда человека для блага Родины, о хороших людях, о природе; чтение художественных произведений на патриотические темы, слушание песен, классических произведений, стихотворений для заучивания, просмотр видеофильмов, тематических презентаций, личный пример воспитателей и родителей.

Один из самых торжественных и значимых праздников в ДОУ - День Победы.

Мы хотим, чтобы наши дети знали и помнили    

 о событиях грозных лет войны,

чтили память о погибших.                

Дети старшего дошкольного возраста с большим интересом слушают серьёзные песни о войне, с удовольствием исполняют танцы на военные темы «Синий платочек», «Огонёк», поют песни «Смуглянка», «Катюша». Слушание таких песен, когда оно сочетается с усвоением в образовательной деятельности определённых представлений, очень важно для возбуждения гражданских чувств детей.

Ежегодно в нашем ДОУ проводятся тематические вечера, посвящённые Дню Победы. Дети принимают активное участие в украшении музыкального зала, разучивании стихотворений о подвиге советского солдата в жестокой войне.

На Руси всегда были в почёте солдаты, несущие воинскую службу.

Главными героями былин являлись богатыри - мужчины, защищавшие женщин, стариков и детей. Множество сказок, поговорок и песен сложено о русском солдате, который умело и храбро воюет и при необходимости «из топора вкусную кашу варит».

Воины защитники Отечества есть практически в каждой семье, поэтому праздник - День защитника Отечества - считается всенародным.

Организация и проведение этого праздника способствует развитию личности маленького гражданина и воспитания долга защитника Отечества.

В практике нашего ДОУ применяется проведение Масленицы, праздник осени, ярмарок-гуляний. Мы считаем, что очень важно привить детям чувство любви и уважения к культурным ценностям и традициям русского народа. На занятиях знакомим детей с устным народным творчеством: сказками, былинами, потешками, праздниками и обрядами, народным декоративно-прикладным искусством.

Воспитатели ДОУ формируют у детей представление о народной культуре, её богатстве и, красоте и своеобразии, учат детей любить и ценить народную мудрость, гармонию жизни. На физкультурных занятиях и прогулке разучиваем народные игры, а на музыкальных занятиях слушаем русские народные песни, знакомим с народными традициями, обрядами.

Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой, - сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России. Поэтому трудно переоценить в этой связи целенаправленную работу с детьми, которая проводится в нашем ДОУ по начальному формированию чувств гражданственности и патриотизма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация на тему: "Патриотическое воспитание дошкольника"

Консультация на тему: "Патриотическое воспитание дошкольника"...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...

Консультация на тему: «Патриотическое воспитание дошкольников»

Консультация на тему: «Патриотическое воспитание дошкольников» Любовь к родному краю, к родной культуре, к родной речи начинается с малого –с любви к своей семье, к своему дому....

Консультация на тему: "Патриотическое воспитание дошкольников"

Консультация на тему: "Патриотическое воспитание дошкольников"...

Консультация на тему: «Патриотическое воспитание дошкольников»

Патриотизм - сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию, что неопределимо несколькими словами....

Консультация на тему: «Патриотическое воспитание дошкольника в семье».

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников играют огромную роль в становлении личности ребенка, это процесс сложный и длительный.         Безусловно, основа воспитания чело...

Консультация на тему: «Патриотическое воспитание дошкольника в семье».

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников играют огромнуюроль в становлении личности ребенка, это процесс сложный и длительный.Безусловно, основа воспитания человека закладывается в семье.Патриоти...