Рекомендации для родителей по создания дома условий для режиссерских игр
консультация на тему

Шевелева Юлия Юрьевна

“В игре, как в зеркале, отражается картина понимания ребенком внешнего мира, его отношения к нему - то есть внутренний мир ребенка. В ней раскрываются его возможности взаимодействовать с окружающей средой, преобразовать ее и себя”, потому именно игре посвящены труды многих педагогов и психологов.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей по создания дома условий для режиссерских игр

Сущность режиссерских игр

Режиссерские игры являются разновидностью творческих игр. В них, как и во всех творческих играх, есть мнимая или воображаемая ситуация. Ребенок проявляет творчество и фантазию, придумывая содержания игры, определяя ее участников (роли, которые «исполняют» игрушки, предметы).

Само название режиссерской игры указывает на ее сходство с деятельностью режиссера спектакля, фильма. Обычно режиссер решает, какой фильм или спектакль он будет ставить, какой возьмет сценарий. Ребенок сам создает сюжет игры, ее сценарий. Взяв какую-либо тему (урок в школе, праздник в детском саду и т.д.), малыш развивает ее в зависимости от того, как понимает отображаемое событие, что считает наиболее значимым для себя.  

В основе  сценария лежит непосредственный опыт ребенка: он отражает событие, зрителем или участником которого был сам (выступление артистов на площади города, автодорожное происшествие, лечение в кабинете доктора, празднования дня рождения). Нередко сюжетом игры становятся знания, почерпнутые ребенком из просмотренного мультфильма, прочитанной ему книги, рассказов других людей. Для этих игр в их развитой форме свойственны комбинирование впечатлений из личного опыта ребенка, причудливое соединение реального и вымышленного. Отдельные эпизоды (сцены) в игре ребенок придумывает, затем исполняет действуя за персонажи (игрушки, предметы), говоря за каждого, или объясняя все, что происходит.

В режиссерской игре речь – главный компонент. Часто она звучит как «дикторский текст за экраном». Например, Лиза разыгрывает день рождения куклы Маши: «Маша сказала гостям «спасибо» за подарки, гости сразу стали садиться за стол. Маша наливает всем чай». Помимо описательных высказываний используются и оценочные: «Гости хорошие, они принесли Машеньке много подарков. А волчонок был жадный: он подарок принес, но не отдал Маше».

В ролевых режиссерских играх ребенок использует речевые выразительные средства для создания образа каждого персонажа: меняются интонация, громкость, темп, ритм высказываний, логические ударения, эмоциональная окрашенность, употребление различных суффиксов, звукоподражаний.

В режиссерской игре часто используется много персонажей (куклы-зрители в концерте, машинки и другие виды транспорта на городской трассе, ученики в классе). Их количество возрастает в совместной режиссерской игре, возникающей у детей в среднем и преимущественно в старшем дошкольном возрасте. В такой игре каждый из участников действует за одного-двух персонажей.

Режиссерские игры

Особенностью режиссерской игры является то, что партнеры (игрушки, их заместители) – неодушевленные предметы и не имеют своих желаний, интересов, претензий. Естественно , что такое игровое общение для маленького ребенка легче, чем общение со сверстниками, в котором необходимо учитывать позицию, настроение партнеров, искать с ними общий язык. Малыш исподволь готовится к этому общению, овладевая в режиссерской игре умением «видеть» картину игры, планировать ее, исходя из замысла, который зарождается у него в голове раньше, чем он начнет выполнять игровые действия. Происходит то, что особенно ценил в детских играх К. Д. Ушинский: ребенок учится распоряжаться своими силами.   

Режиссерские игры возникают как индивидуальная деятельность и остаются такими в раннем  и младшем дошкольном возрасте. Режиссерские игры в одиночку наблюдаются и у старших дошкольников, особенно когда ребенок мало контактирует со сверстниками (часто болеет, не посещает дошкольное учреждение) или испытывает трудности в общении с другими воспитанниками группы в силу индивидуальных особенностей (замкнут, застенчив, имеет дефекты речи и др.)

У детей  4 -5 лет содержание режиссерских игр разнообразнее, чем у малышей. В них находят отражение знакомые сказки, мультфильмы, а вот события личной жизни используются реже. Дети легко соединяют знания и сведения, полученные из разных источников. Появляются новые персонажи (герои мультфильмов), возрастает их число, более отчетливо выделяются главные и второстепенные действующие лица. У детей 6 – 7 лет содержание игр динамичное, с преобладания собственного литературного творчества. Дети любят обыгрывать изменение собственной фантазии знакомые сказки, мультфильмы, внося в содержание игры много вымышленного.

В среднем и особенно в старшем дошкольном возрасте возникают совместные режиссерские игры. Объединение детей обычно немногочисленны – 2 – 3 человека. Дети вместе придумывают сюжет, подбирают или мастерят необходимые игрушки, предметы, исполняют роли ( каждый за своего персонажа). Другими словами, в совместной режиссерской игре ярко выражен сюжетно – ролевой характер.

Педагогические условия развития режиссерских игр

Руководство режиссерскими играми затрудняется в силу преобладания индивидуальных форм, а также присущего им интимного характера. Поэтому важнейшее условие для развития режиссерских игр – создания детьми индивидуального пространства, обеспечения места и времени для игры. Обычно ребенок ищет для игры уголок, защищенный от взоров наблюдателей (детей, взрослых). Дома дети любят играть под столом, особенно, если удается накинуть на него одеяло, поставить вокруг стулья или кресла. В дошкольном учреждении к сожалению, типовые проекты зданий не учитывают  потребность ребенка в индивидуальной игре. Но во многих дошкольных учреждениях предпринимаются попытки организации соответствующих условий для развития игры: единое пространство групповой комнаты «разбивают» специальной расстановкой мебели; вносят легкие ширмы, экраны, которые дети ставят по своему желанию.

Учитывая преимущественно индивидуальный характер режиссерских игр, надо прибегать к опосредованному руководству деятельности ребенка. Подбором игрового материала, внесением новой игрушки, которая отвечает интересам малыша, стимулируется возникновение игры. Так, услышав, что ребенок с увлечение рассказывает о том, как он ходил в зоопарк, взрослый предлагает ему набор мелких животных с вопросом: « Каких животных ты видел? Расскажи и покажи?». Возникает игра в зоопарк ( нужно подобрать строительный материал, фигурки людей и т.д. )

Нужно прислушиваться к обсуждению детьми мультфильма, прочитанной книги таким образом, чтобы натолкнуть их на отражение впечатлений и знаний в режиссерской игре. Иногда уместно предложить ребенку:  «Покажи, пожалуйста, что там случилось с Винни – Пухом в гостях у Кролика». Можно рассмотреть с ребенком иллюстрации в книге, попросить рассказать, а затем показать, что делают персонажи. Такие педагогические приемы способствуют появлению у ребенка желания обыграть ситуацию с помощью игрушек, предметов.

Для того чтобы дети «видели» игру до ее начала, целесообразно вовлекать их в сотворчество. Приглашение к сотворчеству может выглядеть по-разному: « Давай сочиним вместе сказку о петушке»; «Я начну сказку, а ты ее закончишь» и т.п.

Подбор игрового материала для режиссерских игр – необходимое условие  для их развития. Сюжетные игрушки, близость их содержания детскому опыту, оперативное внесение новых игрушек в зависимости от впечатления ребенка – все это входит в круг педагогического руководства режиссерской игрой детей младшего и отчасти среднего дошкольного возраста. Новую по содержанию игрушку взрослый сначала обыгрывает сам, чтобы показать возможность ее включения в знакомый сюжет. Например, игрушку Айболита, предлагать после чтения сказки К. Чуковского и показывать действия, связанные с образом доктора.

В старшем дошкольном возрасте дети предпочитают использовать мелкие игрушки, хорошо вписывающиеся в игровое поле, которое становится более детализированным, содержательным. На данном этапе формируется обобщенное представление о многих явлениях, предметах окружающего мира. Поэтому дети охотно используют игрушки-заместители, многофункциональные игрушки. В качестве такого многофункционального материала для режиссерских игр Е. М. Гаспарова предлагает кубики разных размеров со схематичным оформлением ( человеческие лица с признаками веселого, грустного настроения). Е. Е. Кравцова трансформировала содержание этих кубиков: они заменяют детям разные виды транспортных средств, предметы мебели, животных, телефон и др. С целью развития творчества Е. Е. Кравцова советует давать дошкольникам 6 – 7 лет «пустые кубики». Тогда у ребенка появляется возможность оформлять их соответственно с развитием сюжета режиссерской игры.

Подобные кубики, как и другие предметы для режиссерской игры, дошкольники могут мастерить сами ( по предложению взрослого, с его участием и т. д.) Взрослый продумывает  хранения игрового материала. Важно, чтобы дети могли самостоятельно подбирать все необходимое ( фигурки людей, животных, домики, уличное оборудование и др.), а по окончанию игры убирать на место.

Целесообразно воздержаться от прямых указаний, замечаний играющего ребенка. Лучше прибегать к постановке проблемного задания («Подумай как твой Незнайка может оказаться на луне?»),наводящего вопроса (« Не пора ли кукле Маше ложиться спать?»). Однако следует помнить, что и такое вмешательство в режиссерскую игру должно быть тактичным, учитывающим особенности ребенка, чтобы не привести его игру к разрушению.        
         

                                                                                 «Играя, дети учатся прежде всего развлекаться,

а это одно из самых полезных занятий на свете».

(Психолог  Эрих Фромм)

http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=79dd855bbfce2aebfb326b56fdc833bc-121-144&n=33&h=210http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=e0b2ad6ad1f5016fa2f0ce61d8a1c016-32-144&n=33&h=210

 

http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=3de6f9312ed92223396dc6d5161e1d3e-61-144&n=33&h=210 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации родителям на тему: Создание дома условий для режиссерских игр.

“В игре, как в зеркале, отражается картина понимания ребенком внешнего мира, его отношения к нему - то есть внутренний мир ребенка. В ней раскрываются его возможности взаимодействовать с окружаю...

Рекомендации родителям. на тему: Создание дома условий для режиссерских игр.

Рекомендации родителям.на тему: Создание дома условий для режиссерских игр. “В игре, как в зеркале, отражается картина понимания ребенком внешнего мира, его отношения к нему - то есть внутренний ...

Рекомендации для родителей по созданию книжного уголка дома

Создание книжног уголка в домашних условиях...

Материал в помощь родителям для создания дома условий по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР (пересказ сказки по опорным картинкам по теме транспорт)

Материал в помощь родителямдля создания дома условий по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР(пересказ сказки по опорным картинкам  по теме транспорт)...

Материал в помощь родителям для создания дома условий по развитию речи детей старшего аста с ТНР пересказ рассказа «ЛАСТОЧКА» по теме перелетные птицы

Материал в помощь родителям для создания дома условий по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с ТНРпересказ рассказа «ЛАСТОЧКА» по теме перелетные птицы...

Методические рекомендации для родителей о создании дома условий для разных видов игр ребёнка

Игра - не пустая забава. Она необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного развития. Игра радует детей, делает их весёлыми и жизнерадостными. Играя, дети много двигаются: бегают, прыгают...

« Методические рекомендации для родителей о создании дома условий для разных видов игр ребёнка ».

laquo;Игра - это школа произвольного поведения» (Д. Б. Эльконин)«Игра - школа морали в действии»  (АН. Леонтьев)Дошкольный возраст – замечательный период в жизни любого ч...