сказка терапия
консультация (средняя группа) на тему
Еще наши мудрые предки знали, что на ребенка лучше любого наказания действуют вовремя рассказанные поучительные истории или притчи. Именно при помощи сказок они учили детей законам жизни, правилам поведения, знакомили с нравственными и безнравственными поступками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazka_terapiya.docx | 17.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Сказкотерапия для ребенка
Еще наши мудрые предки знали, что на ребенка лучше любого наказания действуют вовремя рассказанные поучительные истории или притчи. Именно при помощи сказок они учили детей законам жизни, правилам поведения, знакомили с нравственными и безнравственными поступками.
Мудрость, преподнесенная в доступной и эмоциональной форме, заставляет слушателей анализировать, икать решения, стимулирует фантазию и интуицию, позволяет накапливать опыт. Более того, это — самый доступный метод познать своего отпрыска.
У каждого ребенка есть любимая сказка (эта любовь начинает развиваться еще в новорожденном ребенке), которую он готов слушать вновь и вновь. Это значит, что содержание ее очень близко маленькому человечку, оно касается вопросов, которые больше всего волнуют ребенка на этом этапе. Возможно, это какие-то герои, которые ему нравятся или события, участником которых он хотел бы стать.
С процессом взросления меняются и пристрастия: появляются другие истории, привлекают новые герои. Психологи уверены, что именно сказкотерапия способна запрограммировать жизнь будущего взрослого человека. Вот почему так важно для плодотворного общения с ребенком и успешного становления его личности подбирать правильные сказки и игры для развития ребенка определенного возраста.
Именно через рассказывание (в этом случает, развивается речь ребенка) и сочинение небылиц вместе с сыном или дочкой, при помощи сказкотерапии, можно узнать даже о тех его проблемах, которые он, в силу своего возраста, еще не способен полностью осознать или сформулировать. Это может быть и боязнь темноты, и переживания из-за развода родителей, и слишком высокая или низкая самооценка ребенка.
Прежде всего, потому, что метафоры, лежащие в их основе, и окружающую реальность, и внутренний мир человека, независимо от его возраста позволяют наладить отношения с друзьями, взрослыми, и, самое главное, с самим собой. Наконец, они помогают познать всю сложность реального мира и отношений.
Важно только, чтобы в сказкотерапии мифы полностью соответствовали возрасту и развитию малыша. Он должен точно отличать выдуманный мир от настоящего.
Виды и методы сказкотерапии для детей.
Психоаналитики подразделяют сказки в сказкотерапии на диагностические, прогностические и коррекционные, хотя четких границ не существует. Например, давая задание сочинить что-либо о его ровеснике, врач или родители могут выявить трудности, которые преодолевает ребенок в данный момент, определит его проблемы, стратегию поведения в различных ситуациях, особенности характера.
Прогностические сказки в сказкотерапии помогут определить будущую модель поведения во взрослой жизни.
Терапевтические помогают вызвать изменения в поведении пациента, его характере, отношении к миру.
Сказкотерапия для детей имеет различные методы.
• Можно использовать готовое произведение.
• Не возбраняется сочинять вместе с ребенком. Делать это может психолог или родители.
• Ребенку предлагают самостоятельно придумать историю.
Чтобы освоить такую привлекательную, и довольно сложную методику, как сказкотерапия, родителям придется перечитать большое количество специальной литературы или пройти курс занятий у психологов.
Вот почему чаще сказкотерапией занимаются детские специалисты.
Для определения проблемы, беспокоящей подопечного, обычно ему предлагают самостоятельно сочиненные истории, в которых обстоятельства очень напоминают реальную жизнь ребенка, а герой — его самого. Слушатель должен увидеть похожесть рассказа на свою жизнь. Главное действующее лицо вымысла должно пережить все, что беспокоит подопечного, попасть в аналогичные ситуации, вести себя так же, как то, для которого история сочинялась. В это же время герою предоставляется множество возможностей по-разному выйти из ситуации, совершить разные поступки. Герой, конечно, должен найти самый правильный выход из всех ситуаций, хорошо, если это произойдет при помощи малыша.
Несмотря на то, что детская сказкотерапия не является панацеей, это очень удобный и безболезненный способ помочь человеку принять себя или найти решение волнующих его проблем.
Художественные сказки в сказкотерапии несут несколько другую нагрузку: они показывают детям неправильность или некрасивость некоторых черт их характера. Например,
• маленьким врунишкам и хвастунишкам подойдет «Заяц-хвастун»,
• трусишкам поможет «Трусливый заяц»,
• на жадных положительно повлияет повествование «О рыбаке и рыбке»,
• несобранным и безответственным стоит почитать «Приключения Незнайки».
Эффект этих произведений сказывается в том, что, не называя напрямую ребенка, а, значит, не обижая его, можно раскрыть неприглядные черты характера. Для этого достаточно вместе поговорить о героях и их недостатках. Выводы подопечный способен сделать сам.
Лучше всего сказкотерапия детям помогает в том случае, если прочитанные истории не просто обсуждаются, а, например, инсценируются. Можно рисовать героев или эмоции, полученные во время ее чтения. Хорошо, когда малыш подбирает музыку, передающую настроение повествования. У дошколят это развивает фантазию. Помогает усваивать опыт, развивать воображение, анализировать. Родители же смогут точнее понять своего сына или дочь, увидеть его ход мыслей и особенности личности.
Есть несколько популярных методов сказкотерапии, которые подбираются для каждого конкретного малыша.
Направления сказкотерапии.
• Рассказывание или сочинение. Помогает наблюдать за реакцией слушателя, спонтанным проявлением его эмоций, выявить его возможные заболевания. Если сочинитель утрирует драки и другие негативные события своего вымысла, это может говорить о его склонности к агрессивности. Прерванная история, придумывание ее неожиданного или нелогичного конца, признаки волнения могут заставить психолога заподозрить проявления невротического состояния, наличие страха перед кем-то или чем-то. Неспособность дослушать или сочинить до конца могут говорить о гиперактивности слушателя.
• Рисование сказки после слушания или чтения.
Во-первых, работа в детской сказкотерапии с пластилином, карандашами, цветной бумагой сама по себе несколько медитативна и способствует успокоению и расслаблению.
Во-вторых, содержательная сторона помогает выявить чувства человека. Важно не качество изображения, а содержание. Темные или слишком кричащие краски, появление чудовищ, рисунки огня, катастроф свидетельствуют о нервном напряжении человека, избытке негативных эмоций. Обилие плавных закругленных линий, неопределенных цветов и невнятных оттенков могут свидетельствовать о повышенной инфантильности. Любой рисунок — отражение внутреннего состояния человека, даже очень маленького. Для рисунков конкретных предметов больше подходят карандаши или гуашь. Эмоции проще передать акварелью. Вообще, рисование сказок, способствует их лучшему запоминаю, а соответственно и развитию памяти ребенка.
• Изготовление кукол.
Один из ведущих методов психотерапии и сказкотерапии. Он многофункционален. Прежде всего, в работе развивается моторика, усидчивость, воображение ребенка. Монотонная внимательная работа похожа на медитацию, она успокаивает, расслабляет. На куклу ребенок проецирует свою энергию и эмоции, происходит процесс замещения, который очень важен для становления личности. Смещая негатив на куклу, ребенок бессознательно уменьшает возникшее у него внутренне напряжение, отдавая модели свои страхи, негативные эмоции, агрессию.
Сам процесс создания куклы и игра с нею в сказкотерапии для детей помогают осознать возникшие проблемы, найти способы их решения, уменьшает нервные нагрузки.
Манипуляция куклой, чтобы принести пользу, должна быть тщательно отрепетирована взрослым. Следует свой голос, манеры и жесты и мимику тщательно подогнать к образу персонажа, воплощенного в кукле. При этом негромкий, но четкий и хорошо поставленный голос педагога или родитель должен направлять непосредственно к ребенку.
Сказкатерапия — жизнь.
Детская сказкотерапия похожа на жизнь: она так же разнообразна, эмоциональна, многогранна. Родители, которые прошли курс обучения этой науке, смогут внимательнее относиться своему ребенку, точнее понимать его надобности. Малыш, которому рассказывают сказки, будет знать, что он небезразличен родителям. Он научится со временем понимать, что, несмотря на сложность жизни, из любой ситуации всегда есть выход. И искать его должен, прежде всего, сам ребенок.
А еще сказкотерапия поможет развить воображение, фантазию, артистические способности и другие пристрастия человечка. Они же помогут не бояться трудностей, творчески подходить к жизни.
Сказкотерапия поможет каждому ребенку прочувствовать многие положения, с которыми он может встретиться в жизни. И очень сильно раздвинуть границы его мировоззрения, восприятия и способы общения с реальностью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дипломная работа по теме: "Сказко - терапия как средство профилактики возрастных страхов у детей дошкольного возраста".
Дипломная работа...
Народная сказка терапия
Консультация для родителей...
" Сказка терапия"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"9835090","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]...
Сказка терапия
Сказкотерапия как метод психологической коррекции — одно из новшеств современной психологии. Этот метод получил широкое распространение недавно, но корни его уходят к основателям данной науки. Среди у...
Доклад на педагогическом совете "Сказко-терапия в детском саду"
Доклад на педсовте "Сказкотерапия в детском саду" в помощь воспитателям ДОУ...
Консультация для воспитателей "Здоровье сберегающие технологии. Арт-терапия. Направления арт-терапии - изо терапия, сказка терапия
Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации состояния ребенка через развитие способности самовыражения. Арт-терапевтические занятия придають силы, уверенность, могут помочь найти выход из сложной...
Сказка-терапия "Сказка про ёжика Витю".
Направленность: Трудности в общении со сверстниками. Чувство неполноценности.Ключевая фраза: «Я плохой. Со мной никто не будет дружить!»...