Семинар - практикум "Речевая готовность ребенка к школе"
консультация (старшая, подготовительная группа) на тему

Разживина Оксана Олеговна

Материал для родительского собрания

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar_-praktikum_po_rechevomu_razvitiyu.doc103 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для родителей

 «Речевая готовность ребенка к школе»

Ход семинара:

  • Вступительное слово (учитель-дефектолог)

Уважаемые родители! Скоро наши дошкольники станут школьниками. Переход от игровой деятельности к учебной существенно влияет на мотивы и поведение ребенка. Кардинально меняет вся его жизнь, начиная от самооценки и заканчивая отношениями со взрослыми и сверстниками. Он становится личностью, учеником, основная деятельность которого – получение знаний, а не игра, как раньше.

Готовность к школьному обучению – довольно емкое понятие. Рассмотрим  разные аспекты этой проблемы:                      

  • Физическая готовность к обучению в школе характеризует функциональные возможности дошкольника и состояние его здоровья (степень физиологической зрелости основных систем организма ребенка)
  • Умственная (интеллектуальная) готовность определяется познаниями ребенка об окружающем мире, а т.ж. уровнем развития основных психических процессов (внимания, восприятия, памяти, мышления), необходимым для усвоения школьной программы.
  • Речевая готовность к школе подразумевает правильное произношение и различение на слух всех звуков родного языка, готовность к звуковому анализу и синтезу слов, владение навыками словообразования, умение грамматически верно оформлять высказывания, связно излагать свои мысли.
  • Мотивационная (личностная) готовность – это желание учиться, стремление к общественно значимой деятельности, к новой социальной позиции: быть школьником.
  • Эмоционально-волевая готовность многими специалистами считается сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решение, намечать план действий, прилагать усилия к его реализации, преодолевать препятствия и если у него формируется произвольность психических процессов.
  • Готовность к общению – умение выстраивать взаимоотношения  со сверстниками и учителями.

Сегодня мы рассмотрим один из важных вопросов данной темы: «Речевую готовность ребенка к школе»

  • Речевая готовность ребенка к школе (учитель-логопед)

Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения.

К моменту поступления в школу ребенок должен:

  • Правильно произносить и хорошо различать все звуки речи на слух (сформированность звуковой стороны речи и фонематических процессов)
  • Иметь достаточный словарный запас (владеть общеупотребительной лексикой); уметь пользоваться разными способами словообразования (правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, образовывать прилагательные от существительных, глаголы с помощью приставок и т.д.)
  • Грамматически правильно строить предложения: употреблять в них простые и сложные предлоги, согласовывать слова в роде, числе, падеже и т.д.  (сформированность грамматического строя речи)
  • Правильно отвечать на вопросы и задавать их; составлять рассказы по картинкам; пересказывать небольшие литературные произведения; заучивать наизусть стихи  (сформированность связной речи)
  • Находить слова с определенным звуком, выделять первый и последний звук в слове, делить слова на слоги,  определять количество и последовательность слов в предложении и др. (сформированность предпосылок к обучению грамоте)

Важным условием для развития речи является повседневное общение ребенка со взрослыми и специальная работа педагогов и родителей в этом направлении. Разберем отдельные моменты данной работы.

  • Развитие мелкой моторики (учитель-дефектолог)

Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки на формирование речевых областей головного мозга, и не случайно руку  называют «вторым органом речи». Следовательно, необходимо стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений кистей и пальцев рук.

Рекомендуемые виды работы, с которыми мы уже неоднократно знакомились,  вы можете увидеть на экране *

  • Массаж руки: растирание, разминание; пособие "Пальчиковый бассейн "
  • Пальчиковые игры (с речевым сопровождением)
  • Игры и действия с игрушками и предметами: перебирание мелких предметов (бусинки, бирюльки, пуговицы, крупа); расстегивание и застегивание пуговиц; нанизывание бус на нитку; шнуровка на специальных рамках; завязывание на бант (лента, шнурки); складывание матрешки, пирамидки; игры с мозаикой, конструктором;
  • Изобразительная деятельность: разукрашивание карандашами;  лепка из глины и пластилина; работа с бумагой и ножницами; поделки из природного материала и другие.
  • Графические упражнения: проведение линий; обведение предметов по контуру, по точкам; обведение трафаретов и шаблонов; штрихование контурных изображений предметов; дорисовка  картинок; продолжение узоров по клеткам и другие;

ПОКАЗАТЬ ТЕТРАДЬ ПО РММР.

  • Развитие речевого дыхания

Наиболее правильным, целесообразным и удобным для речи  типом физиологического дыхания является диафрагмальное дыхание (умение дышать «животом»). Упражнение «Шарик» (проводится с родителями). Сидя (а лучше проводить его лежа на спине), одна рука на груди, другая на животе. Медленно вдохнуть (живот поднимается – надуваем шарик), задержать дыхание на несколько секунд, медленно выдохнуть пф-ф-ф (живот втягивается)

В ходе специальных упражнений необходимо работать над развитием речевого дыхания (емкий короткий вдох, равномерный продолжительный выдох), формировать у детей длительную, сильную, целенаправленную воздушную струю.

Давайте попробуем некоторые из них.

 Игровые упражнения для развития физиологического и речевого дыхания:

  • «Шарик» Сидя (или лежа на спине), одна рука на груди, другая на животе. Медленно вдохнуть (живот поднимается – надуваем шарик), задержать дыхание на несколько секунд, медленно выдохнуть пф-ф-ф (живот втягивается)
  •   «Прокати карандаш» (губы вытянуть трубочкой, вдохнуть носом и сильно выдохнуть на карандаш, чтобы тот прокатился по столу)
  • «Задуй свечу» (–//– задуть свечу с первого раза)
  • «Ветерок» (–//– подуть на кораблик, который находится в тазу с водой, чтобы он  доплыл до противоположного берега)
  •  «Буря в стакане» (подуть в стакан с водой через соломинку как можно сильнее, чтобы получилась «буря»)
  • «Забей в ворота гол» (положить широкий передний край языка на нижнюю губу и подуть с зажатым между губами языком, сдувая ватку (мяч) в импровизированные ворота; воздушная струя идет по центру языка, щеки при этом не надуваются)
  •  «Трубач» (поднести к губам воображаемую трубу, имитируя движения трубача, нажимать пальцами на воображаемые клавиши, произнося на выдохе «ту-ту-ту»)
  • (сделать легкий вдох, выдыхая, показать, как медленно выходит воздух через прокол в шине «ш-ш-ш-ш»)
  • Поиграй на дудочке, на губной гармошке, надуй воздушный шарик и пр.

Требования к проведению дыхательной гимнастики:

  • выполнять дыхательные упражнения ежедневно по 3 – 5 мин, дозировать количество и темп проведения упражнений;
  • проводить упражнения в хорошо проветренном помещении или при открытой форточке;
  • заниматься до еды в свободной, не стесняющей движения одежде;
  • вдыхать воздух через рот или нос, выдыхать – через рот;
  • вдыхать легко и коротко, а выдыхать длительно и экономно;
  • в процессе речевого дыхания не поднимать плечи при вдохе, не напрягать мышцы в области шеи, рук, живота, груди.

  • Развитие фонематического слуха и восприятия

Фонематический слух  представляет собой сложную психическую деятельность  по восприятию и различению звуков речи. Это основа правильного звукопроизношения, профилактика нарушений письменной речи в школьном обучении. Запись любого слова предполагает умение определить (то есть «опознать») каждый входящий в его состав звук и обозначить его соответствующей буквой.  Если же некоторые звуки кажутся ребенку одинаковыми, то он неизбежно будет затрудняться при выборе соответствующих этим звукам букв во время письма. Например, при не различении на слух звуков б и п он не будет знать какая первая буква (б или п) должна быть в слове булка или в слове потолок. Обычно смешиваются детьми звуки по звонкости – глухости (б – п, т – д, к – г, в – ф, с – з, ш – ж); по твердости – мягкости (с – сь, т – ть, л – ль и др.); свистящие – шипящие (с – ш, з – ж, щ – сь); соноры (р – л, ль – й) и другие.

Для того, чтобы развить у ребенка способность к различению звуков, нужно всеми возможными способами показать ему разницу в звучании тех звуков, которые кажутся ему одинаковыми. При этом на первых этапах различие в звучании несколько утрируется, специально подчеркивается, чтобы для ребенка оно стало более заметным.

  • Развитие словарного запаса

Нарушение формирования лексики  у детей проявляются в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объема активного и пассивного словаря, неточном употреблении слов, многочисленных заменах слов по звуковой и ситуативной близости, трудностях актуализации словаря.  Работа по формированию лексического запаса дошкольников осуществляется параллельно с развитием их жизненного опыта, расширением представлений об окружающей действительности, формированием познавательной деятельности (мышления, восприятия, памяти, внимания и др.) Здесь в первую очередь важно  помнить, что ребенок должен четко представлять себе сами предметы, их свойства или действия для того, чтобы обозначать их с помощью слов.

Для развития словарного запаса м.б. использованы следующие упражнения*:

(некоторые из них, по выбору педагога можно провести с родителями)

  • называние предметов, относящихся к различным логическим группам (например, ребенку предлагается назвать все известные ему деревья, цветы и пр.);
  • называние обобщающих понятий (общих названий для группы однородных предметов: овощи, фрукты, мебель, посуда, одежда, обувь, транспорт и т.д. )
  •  подбор признаков к определенному предмету (яблоко – красное, круглое, сочное, ароматное, румяное, кисло-сладкое и т.д.);
  • подбор возможных действий к предмету (снег идет, падает, кружится, сверкает, скрипит, тает и т.д.);
  • подбор предметов к заданному действию (идет – снег, дождь, человек, поезд, медведь, бабушка, время и т.д.)
  •  подбор антонимов (слов с противоположным значением: высокий – низкий, больной – здоровый, пустой – полный, говорить – молчать и т.д.);
  • слов синонимов (слов, близких по значению: бежать – нестись, мчаться; смелый – храбрый, отважный и т.д.) и др.
  • Развитие грамматического строя речи

Родители должны внимательно следить за речью детей и исправлять их ошибки. Неисправленная грамматическая ошибка является лишним подкреплением неправильных условных связей. Исправление ошибок способствует тому, что дети привыкают осознавать языковые нормы, т.е. различать, как надо говорить правильно.

Как же исправлять грамматические ошибки детей? 

 Допущенную ребенком неправильную форму не следует повторять. Нужно коротко указать ребенку: «неверно», «неправильно», затем предложить ему подумать, как сказать правильно (при затруднении - дать верный вариант ответа и добиться от ребенка его повторения).

В усвоении  ребенком грамматических норм языка важную роль играет  речь взрослого. Нужно говорить с ребенком четко и внятно, в доступном для него темпе, желательно выделять голосом предлоги, окончания существительных, прилагательных и пр. (т.е. делать на них произносительный акцент).

Дидактические игры и задания для развития навыков словообразования и словоизменения мы т.ж. предлагаем на страничках газеты для родителей.

(по выбору педагога можно разобрать некоторые из них)

  • «Измени слово» (преобразование существительных ед. ч. во мн. ч.) Ребенку предлагается изменить слова по образцу так, чтобы они обозначали много предметов, например: дом – дома, окно – окна, лист – листья, стул – стулья и т. д. (игру можно проводить с мячом)
  • «Добавь слово» (образование глаголов с приставками). Взрослый начинает фразу и предлагает ребенку добавить слово, обозначающее действие (по картинкам): Мальчик к дому…(подходит), в дом…(заходит), из дома…(вы-ходит), вокруг дома…(обходит), через дорогу…(переходит) и т.д.
  • «Назови листья» (образование относительных прилагательных). По картинкам ребенок должен подобрать лист (ветку, шишку) к каждому дереву и правильно назвать их: лист клена – кленовый, лист березы – березовый, лист рябины – рябиновый, шишка сосны – сосновая и т.д.
  • «Где мяч?» (употребление предлогов) Ребенку предлагают назвать, где находится мяч (по картинкам или следам демонстрируемых действий), используя предлоги на, под, в, за, к, от, около, из-за, из-под, между. При этом он должен не только уместно употребить предлоги, но и правильно произнести окончания существительных.
  • «Радуга» (согласование прилагательного с существительным). Ребенку предлагается разложить предметные картинки по цветам радуги и назвать их: красный шар, красная крыша, красное яблоко, красные лыжи; желтый лимон, желтое платье, желтая репа, желтые карандаши и т.д., правильно употребляя окончания прилагательных.

(Наглядные пособия и дидактические игры, представленные на выставке, демонстрируются родителям)

  • Развитие связной речи

Под связной речью принято понимать такие развернутые (то есть состоящие из нескольких или из многих предложений) высказывания, которые позволяют четко и последовательно излагать свои мысли. Без свободного владения связной речью процесс школьного обучения, даже в плане обычных ответов на уроке, просто немыслим, поэтому об её развитии необходимо беспокоиться уже в дошкольном возрасте.

 Прежде всего, нужно постараться вызвать у ребенка желание о чем-то рассказать. С этой целью можно начать заинтересованно о чем-то его расспрашивать, побуждая рассказать о каком-либо интересном для него событии, об игре, просмотренном мультфильме и т.п. Слушать нужно с интересом, направляя сбивчивый рассказ ребенка в нужное русло путем постановки вопросов.

 Необходимо научить ребенка понимать связные высказывания, прослеживать последовательность событий, улавливать их причинно-следственные связи. Очень хорошую возможность для этого создает чтение или рассказывание сказок и приучение ребенка внимательно следить за развитием действий. Так, например, он должен понимать, что нельзя сначала рассказать о том, как волк съел Красную Шапочку, а затем о том, как мама испекла пирожок и попросила навестить больную бабушку.

До овладения связной речью следует научить ребенка давать на вопрос полный ответ. Делать это можно на материале тех же самых сказок. Прочитав вслух сказку, задайте по её содержанию вопросы в строгом соответствии с ходом развития описанных в ней событий. Полные ответы ребенка на эти вопросы, по сути дела, и будут являться почти пересказом прочитанной сказки. Например:

Что посадил дед? (Дед посадил репку.) Какая выросла репка? (Репка выросла большая-пребольшая.) Что стал делать дед? (Дед стал репку из земли тянуть.) и т.д.

Прослеживанию последовательности событий очень помогает составление ребенком рассказов по серии сюжетных картин, сам порядок расположения которых представляет собой четкий план рассказа.

Постепенно ребенок подводится к составлению самостоятельного рассказа по сюжетной картине.  Для подготовки его к рассказу картинка внимательно рассматривается вместе с ним и в процессе рассматривания ему задаются вопросы по её содержанию. Это поможет ребенку сориентироваться о чем и в какой последовательности будет составляться рассказ.

Все эти систематические упражнения в рассказывании постепенно приучат ребенка к соблюдению определенных правил при построении рассказа, к последовательному изложению мыслей и прослеживанию связи между событиями.

  • Подготовка к обучению грамоте

Задачи обучения элементарной грамоте:

  • Познакомить детей с понятием «предложение», «слово»,  «слог», «звук»
  • Учить составлять предложения по демонстрируемым действиям, сюжетным картинкам, готовой схеме
  • Учить анализировать предложение из 2-4 слов без предлога (определять количество, последовательность слов в предложении)
  • Учить делить слова на слоги (части), определять количество слогов в слове
  • Познакомить детей со звуками (и буквами) а, у, и, о; м, к, (п, т),с, р, ш
  • Учить выделять заданные звуки среди других; соотносить звуки с буквами; находить изучаемые буквы среди других, сходных по написанию
  • Учить выделять на слух слова с определенным звуком; находить на картинках предметы, названия которых начинаются на определенный звук
  • Учить детей определять первый гласный, первый и последний согласный звук в слове
  • Учить определять позицию звука в слове (в начале, середине, конце)
  • Начать учить детей сливать звуки в слоги, начиная с закрытых слогов.

Дошкольный возраст – это чудесный время «почемучек». Поэтому не оставляйте без внимания вопросы детей, больше общайтесь со своим ребенком, беседуйте с ним о животных, игрушках, различных явлениях окружающего мира, наблюдайте за погодными изменениями; рассказывайте детям сказки, чаще задавайте вопросы, добиваясь ответов на них в доступной для ребенка форме.

И помните, речь взрослого является образцом речи для ребенка. Поэтому необходимо обязательно следить за своей речью:

- четко и ясно произносить все звуки;

- не «глотать» окончания и предлоги (лучше проговаривать их утрированно, выделяя голосом);

- выдерживать темп речи, доступный ребенку;

- новые для ребенка слова и обороты, встречающиеся в тексте непременно объяснять.

Развитие речи – это длительная и кропотливая работа, которая требует систематичности, выдержки и терпения.  Поэтому надеемся на ваше понимание и помощь в совместном обучении и воспитании ваших детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для родителей «Речевая готовность ребенка к школе»

В статье представлен объем работы и рекомендации по речевому развитию дошкольников с нарушением интеллекта, которые помогут в подготовке детей к школьному обучению. Теоретическую основу статьи составл...

Семинар -практикум с презентацией для родителей. Психологическая готовность ребенка к школе.

Семинар-практикум направлен на формирование психологической компетентности родителей по вопросу психологической готовности ребенка к школе. Презентация поможет родителям воспринимать информацию ...

Семинар – практикум «психологическая готовность ребенка к школе»

Актуальность. Каждый ребёнок идет в первый класс с надеждой, что в школе всё у него будет хорошо. И учительница будет красивая и добрая, и одноклассники будут с ним дружить, и учиться он будет на пяте...

Семинар-практикум для родителей воспитанников подготовительных к школе групп «Речевая готовность ребенка к школе»

Семинар-практикум для родителей воспитанников подготовительных к школе групп «Речевая готовность ребенка к школе».Данный материал может быть полезен для воспитателей ДО и дл...

Семинар для родителей детей подготовительной к школе группы "Психологическая готовность ребенка к школе"

laquo;Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться». Л.А. Венгер...