Многие родители ошибочно предполагают . что старший еще слишком мал, чтобы что – то понимать и ревновать к младшему. Но на деле ревность может оказаться очень сильной, так как накладывается на кризис взросления старшего ребенка, может сопровождаться истериками и открытой агрессией по отношению к младшему. Дело осложняется тем, что малышу еще пока трудно осознать свои чувства и выразить их словами, а вам договориться о чем-то с ним и объяснить, что вы его не стали меньше любить тоже нелегко. |
Чаще всего в этом возрасте старший ребенок регрессирует – «снова становится маленьким». Ему кажется. Что «взрослость» - причина всех несчастий, будь он таким же маленьким и беспомощным, как его брат (или сестра), уж тогда точно с ним возились бы не меньше. Очень скоро малыш поймет, что во всех детских развлечениях не так много прелести, лежать долго завернутым в одеяло – так себе удовольствие, а распашонки безнадежно малы. Почаще ласкайте старшего и говорите, что он тоже маленький ,чуть-чуть больше, поэтому сестрёнка(братишка) ему очень завидует , ведь уже он умеет сам ходить , пинать мяч, помогает папе чинить машину(маме мыть пол), лепит из пластилина и т.д. Надо и малыша всему учить. Подчеркивайте любовь младшего к старшему (за пальчик держится, улыбается, на тебя смотрит и т.д.) |
Наиболее распространенные проявления ревности: Явные: открытая агрессия(ударить, выбросить, «не надо братика, выброси его , не давай ей игрушки» и т.д.) Полуявные: Нытье, капризы( «возьми на ручки, не уходи», просится обратно в кровать родителям, регресс – «я тоже маленький, покачайте меня») Неявные: грусть, потеря аппетита, обострение хронических заболеваний, диатез, снова могут понадобиться памперсы, истерики. Отнеситесь к ревности философски : она так же естественна, как любовь. Однако это не значит , что на ее проявления не нужно обращать внимание, смягчить ее в ваших силах. |
Что можно сделать. Чтобы сгладить ревнивые переживания и наладить «контакт»? - Сделайте большой и желанный подарок старшему от имени младшего(одновременно с появлением младшего в доме). Перед появлением младшего рассказывайте сказки, в которых у героя появляется (или есть) брат и сестра и т.п.(например «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)
- Разыгрывайте маленькие сценки, где есть мама, папа, двое детей (заяц, зайчиха и двое зайчат , например). Можно проиграть то, как вы будете все вместе жить дальше.
- Если вы решили отдать старшего в детский сад , перевести в другую комнату – сделайте это заранее(за несколько месяцев до появления брата или сестры)
- Попросите гостей подарить подарки для старшего, если они придут поздравлять с появлением младшего
- Возьмите после возвращения из роддома старшего сразу на руки (младшего должен держать кто то другой)
- Если покупаете новую одежду и игрушки для новорожденного, купите какую-нибудь мелочь и для старшего.
- Не запрещайте старшему трогать, гладить, дать игрушку маленькому.
- Берите в постель обоих.
- Не отправляйте старшего к бабушке(няне). Лучше забросьте в это время домашние дела, а освободившееся время отдайте старшему.
- Читайте или занимайтесь со старшим во время сна младшего.
- Продолжайте те занятия, которые были у вас со старшим до появления младшего.
- Придумайте незыблемые ритуалы(например, купать или читать на ночь)
- При любой возможности берите старшего на руки.
- Играйте в совместные и параллельные игры(«я лялю качаю, ты куколку качай»)
- Поддерживайте с ребенком контакт глаз , задевайте или обнимайте, когда проходите мимо.
- Подчеркивайте постоянно, что маленькому для старшего ничего не жалко.
- Не сравнивайте и не наказывайте детей в присутствии других людей.
- Договаривайтесь со старшим : «Сейчас уложу спать твоего братика, поиграй тихонечко, а потом мы будем..»
- Жалейте ребенка, когда только можно(если он притворяется, можно сказать «тебе не больно, но ты просто хочешь , чтобы я тебя пожалела, и , конечно , я тебя пожалею)
|
Экстренная помощь при ревности: - Поговорить со старшим в духе активного слушания: «ты очень злишься на сестренку, тебе даже хотелось бы, чтобы ее опять не было..»
- Рассказать сказку, в которой у героя похожие чувства и обстоятельства, но в конце он обязательно побеждает (понимает, узнает, становится..). Сказку можно придумать специально по поводу, еще лучше разыграть с помощью игрушек.
- Уделить внимание :поговорить от лица другого, например, от имени зайчика. Надетого на пальчик.
|
Если у ребенка истерика: - Чаще всего это значит, что ребенок переутомился, бунтует или его не поняли, а он не знает, как выразить свои чувства, как с ними справиться. Как правило, истерики начинаются около полутора – двух лет, связаны с кризисом взросления. Но чаще всего случаются, когда и сами родители напряжены, взволнованы, конфликтуют или устали. Ребенок чувствует даже сдерживаемые вами эмоции. Во время истерики ребенок находится в состоянии аффекта, бесполезно взывать к его благоразумию. Что можно сделать?
- Подождать , пока истерика пойдет на спад. После этого попытаться переключить внимание.
- Не бросать ребенка одного
- На улице или в магазине постараться меньше думать о том,что подумают люди, сразу же вынести ребенка из магазина.
- Заниматься своими делами и комментировать «Ксюше плохо, ей нужно поплакать, когда она закончит, мы пойдем гулять и т.д.». Если вы спокойны, используйте метод захвата(прижмите ребенка крепко к себе и держите, напитывая всей любовью и спокойствием). Могут помочь брызги холодной воды или заворачивание и укачивание (как маленького), смех и т.п. (в зависимости от ребенка и ситуации). Иногда полезно, чтобы кто то другой сменил вас.
|
Профилактика истерик: Не меняйте режим, не перегружайте впечатлениями, если ребенок легковозбудимый. Наполняйте «резервуар любви» ребенка (смотрите ему в глаза, прикасайтесь. Часто хвалите и грайте с ребенком) Придерживайтесь демократического стиля общения: предъявляйте к ребенку последовательные (независимо от настроения) и достижимые требования, не забывайте о своих обещаниях. Уступайте в мелочах, оставаясь принципиальными в нескольких важных моментах. Сами придерживайтесь этих требований(например: не хлопать дверью, не врать и т.д.) Учитывайте мнение ребенка (особенно легко это делать в мелочах: спрашивайте, что хочет надеть ребенок, что будет на завтрак и т.п.), учить его компромиссному решению проблем. Цените маленькие и большие достижения ребенка : например, повесьте на стену его рисунок(даже если он кажется безумной неаккуратной мазней), кроха как – то самовыражался Рассказывайте окружающим о его успехах, не забудьте поделиться тем, как хорошо он себя вел, как помогал вам(если было что-то подобное) в течении дня, когда придет с работы папа, бабушка и другие |
Ваши переживания. Вы почти наверняка будете иногда «срываться»: злиться на старшего . уставать от младшего, делать ошибки, не успевать поддерживать чистоту, остановитесь на мгновение и разберитесь в ситуации: постарайтесь простить себя и извиниться перед окружающими, если им досталось(в том числе перед старшим ребенком, которому будет доставаться больше всех) После родов не пренебрегайте ничьей помощью, и учитель делать несколько дел одновременно: качать маленького, рассказывать сказку старшему, помешивать суп – вы научитесь этому.Постепенно. А когда они впервые улыбнуться друг другу, поделяться чем то или прижмутся друг к другу во сне, а вы поймете , что посеяли в их душах семена любви и дружбы, усталость , как рукой снимет. И подумается о третьем. |