Поговорим о музее
статья (старшая группа) по теме

Новикова Олеся Владимировна

 Дошкольные учреждения создают  условия для творческого самоопределения личности. Их в цель содействие гражданскому, патриотическому воспитанию дошкольников, формирование у них исторического мышления, музейной культуры, развития исследовательских и творческих начал, в целях приобщения учащихся к диалогу культур со старшими поколениями. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pogovorim_o_muzee.docx19.8 КБ

Предварительный просмотр:

ПОГОВОРИМ О МУЗЕЕ.

Ушедший XX век характеризуется громадными революционными сдвигами, происходившими на глазах не одного поколения. Перемены начала XXI века диктуют необходимость поиска новых подходов к осмыслению главных проблем культуры и образования, в основе которых лежит духовно-нравственное творчество человечества.

Изучение сложных взаимосвязей человека и культуры осуществляется с привлечением опыта различных научных дисциплин. В современной ситуации важен не столько рациональный, сколько культурологический аспект в едином педагогическом процессе, который создаёт условия для творческого самоопределения личности.

   Всё большее количество дошкольных учреждений создают или хотят создать их в целях содействия гражданскому, патриотическому воспитанию дошкольников, формирования у них исторического мышления, музейной культуры, развития исследовательских и творческих начал, в целях приобщения учащихся к диалогу культур со старшими поколениями. Старшее поколение – родители, бабушки, дедушки, известные земляки,ученые, военные, деятели культуры и искусства  – оставили след в истории своей большой или малой родины. Поэтому так важно вести диалог с ушедшими поколениями, порой виртуальное общение с ними.

Обращение к ценностям, накопленным и свято хранимым человечеством в мировой культуре, предполагает включение индивида в культурно-историческое пространство, что создаёт почву для осознания им себя как субъекта культуры. Особая роль в этом принадлежит музею, который выводит индивида за границы социума, цивилизации в мир культуры.

Подход к музею как к модели многомерного мира, в которой опыт рационального познания переплетается с чувственным, вызывает необходимость существования музейной педагогики. Интерактивность – основной методологический прием в работе современного музея, когда он перестает быть только хранилищем, а становится живым организмом в процессе познания. Это ставит перед образованием новые задачи:

 -расширение сферы образования через приобщение к музейной педагогике;

 -гармонизация развития творческой личности;

 -формирование национальной идеологии;

 -сохранение традиций, возвращение к исконно духовным ценностям;

 -патриотическое воспитание граждан своего Отечества;

 -создание новой музейной аудитории; расширение пространства влияния музея.

В связи с этим всё большее внимание в теории и практике образования придаётся музейной педагогике. Музейная педагогика, как одно из направлений деятельности музея, становится всё более привычной в практике духовно-нравственного, гражданско-патриотического, историко-краеведческого воспитания личности в едином образовательном процессе.Музей – это фактически исторически сложившийся институт, построенный по принципу диалога культур, хранящих в подлинных материальных предметах различные картины мира и способы познания бытия.

Музей обладает большим образовательным потенциалом, производя отбор событий, фактов, людских судеб через функцию документирования, особенно если этой деятельностью занимаются не только взрослые, но и дети. Образовательная функция музея приобретает особую значимость и ценность, новую динамику в XXI веке, подтверждая высокую востребованность обществом ценностного и информационного потенциала. Кроме того, сегодня музей становится средством адаптации человека к культурной среде и выступает антиподом миру компьютерных технологий и наступлению аудиовизуальных средств. Продолжая оставаться местом хранения реликвий, раритетов и др., музей становится более эффективной базой для общения, культурно-образовательной средой, местом повышения культурно-образовательного процесса.

Музейная педагогика предъявляет высокие требования к тем, кто обращается к ней как к инструменту культурного развития, воспитания, образования личности, а современные педагоги в основной своей массе не готовы включиться в организацию и обеспечение деятельности школьного музея на достойном профессиональном уровне.

В нашей стране понятие музейной педагогики стало употребляться с начала 70-х гг. и постепенно получило всё большее распространение. Конечно, у нас не дошло до создания музейно-педагогических центров и комплексов, как это сделано на Западе, особенно в Германии, но и в бывшем СССР в начале 80-х гг. обозначились изменения в образовательной концепции музея: музейная аудитория воспринимается как участник коммуникативного процесса, рассматриваются проблемы культурно-образовательной деятельности. В 90-х гг. музейная педагогика стала своеобразной рамкой сотрудничества учреждений образования и культуры, так как стало понятно, что «в школах не хватает культуры, а в музеях – образования».

Ведущей тенденцией музейной педагогики становится переход от единичных и эпизодических контактов с посетителями к созданию многоступенчатой системы музейного образования, приобщения к музею и его культуре. Это диктуется теми изменениями, которые происходят в глобальном плане в мировой культуре. Это, во-первых, общий процесс визуализации культуры, который проявился в значительном увеличении объёма зрительной информации, что повлияло на восприятие человека, преставшего замечать то, что могло произвести впечатление, и было интересно его родителям.

Объект музейной педагогики – культурно-образовательные аспекты музейной коммуникации, то есть особый подход к происходящим в музее диалоговым процессам, ставящий задачу участия в формировании свободной, творческой, инициативной личности, способной стать активным участником диалога.

Музейный предмет – прежде всего подлинник, обладающий большой научной, мемориальной, исторической и художественной значимостью, его можно в определенных условиях музейно-педагогической деятельности «брать в руки», «рассматривать», манипулировать им. Он должен сохранять знаковость, образ-символ определённой эпохи, культуры, определённой позиции творца. Таким образом, музейный предмет выступает здесь как то, что значимо для воспринимающего его посетителя музея не только как пассивного наблюдателя, но и как преобразователя, активно познающего, использующего данный предмет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музеи Москвы. Палеонтологический музей.

Совместная работа детей и родителей....

Из опыта работы в мини-музее группы №10 «Земляничка». «Музей идет в детский сад»

В нашей группе по результатам анкетирования и опроса родителей воспитанников группы был создан мини-музей «Рязанская горенка». Родители  и сами оказались активными помощниками в создании ми...

Реализация проекта "Дети в музее" в детском саду. Организация образовательной деятельности детей в рамках проекта "Дети в музее". Мини- музей в детском саду

В современном обществе музеи продолжают свою культурную  и просветительскую деятельность. Именно в дошкольном возрасте необходимо приучать ребенка к нравственно- культурным ценностям, муз...

Конспект экскурсии в музей краеведения «Добро пожаловать в музей!»

Задачи экскурсии в музей краеведения:- сформировать представление о краеведческом музее; расширить и углубить знания воспитанников об истории родного города;- развивать логическое мышление, любознател...

Мини-музей "Музей русского быта"

Музей создан для ознакомления дошкольников с условиями жизни русского народа в старину....

Мини-музей «Музей сказки» в первой младшей группе №6

Цель проекта:-приобщение к словесному искусству; формирование интереса к потребности в чтении. Задачи:Для детей:- ознакомить детей с фольклором;-способствовать развитию речи, расширению кругозора...