Консультация "Роль движений в жизни детей дошкольного возраста"
консультация по теме

Валиева Гульнара Рависовна

Консультация для родителей о роли движений в жизни детей, о ритмической гимнастике с применением элементов хатха-йоги.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_publikatsii.docx16.65 КБ

Предварительный просмотр:

           « Всё во вселенной ритмично.

Всё танцует.»

Майя Ангел

Роль движений в жизни детей дошкольного возраста.

Ритмическая гимнастика. Элементы хатха-йоги на занятиях ритмики.

     Движение лежит в основе жизни каждого человека. Это основное проявление деятельности организма и необходимый фактор для нормального развития ребенка. В период от 3-х до 7 лет ребенок интенсивно растет и развивается, движения становятся его потребностью, поэтому физическое воспитание особенно важно в этот период.

      Каждое движение совершается в определенном ритме. Само восприятие ритма вызывает многообразие кинестетических ощущений: ритм оказывает организующее влияние на становление движений, совершенствует пространственно-временную организацию двигательных актов, в том числе и артикуляционных речедвигательных. Швейцарский педагог и музыкант Эмиль-Жак Даль-кроз, основатель известной системы ритмического воспитания, которая получила название «Метод ритмической гимнастики», утверждал, что в образовании и развитии чувства ритма участвует все наше тело. Телесные ощущения ритма способствуют восприятию ритма музыкального, который имеет моторную и эмоциональную природу.

      В последнее время в дошкольных учреждениях наиболее популярным нетрадиционным средством физического воспитания является ритмическая гимнастика, истоки которой берут свое начало в глубокой древности- античной Греции и Древней Индии. Уже в те времена были важны оба компонента- гимнастика и ритмический танец. Эффективность ритмической гимнастики в ее разностороннем воздействии на весь организм ребенка.

      Исходя из этого, сформировались следующие основные задачи:

 - укрепление здоровья (оптимизация роста, развитие опорно-двигательного аппарата, формирование правильной осанки, профилактика плоскостопия, развитие и совершенствование органов дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой и нервной систем организма);

- совершенствование психомоторных способностей (развитие мышечной силы, гибкости, выносливости, координационные способности, чувства ритма, памяти, внимания, умение согласовывать движение с музыкой, формирование навыков выразительности, пластичности, развитие мелкой моторики рук);

- развитие творческих и созидательных способностей (развитие мышления, воображения, расширение кругозора, воспитание раскрепощенности и творчества в движениях, развитие чувство товарищества  и взаимопомощи).

         Работая с детьми  на занятиях ритмической гимнастики, я решила включить  некоторые  элементы  системы хатха-йоги.

Этот вид йоги уделяет основное внимание физическому совершенствованию и укреплению организма. Слово «хатха» состоит из двух частей: «ха» обозначает солнце( тепло, активность и энергия), «тха» — луна (холод, пассивность и торможение).

     Проведение занятий ритмической гимнастики с элементами хатха-йоги поможет  детям сбалансировать противоположные физиологические процессы возбуждения и торможения. Основными элементами хатха-йоги являются так называемые позы (асаны), а также  дыхательные упражнения (пранаяма).

      Вот несколько упражнений асаны:

«Поза лягушки»

Медленно приседайте. Колени разведите в стороны, не отрывая пятки от пола. Оставайтесь в такой позе 5-10 секунд. Дыхание произвольное. Вернуться  в И.П.

Упражнение укрепляет коленные суставы, а также улучшает работу пищеварительной системы.

«Поза доброй кошки»

Стоя на четвереньках (упор на ладони и колени), одновременно поднимая голову и копчик, прогните спину. Останьтесь в таком положении 5-10 секунд. Дыхание спокойное, произвольное. Вернуться  в И.П.

Это упражнение хорошо укрепляет мышцы живота и позвоночник.

«Поза сердитой кошки»

Стоя на четвереньках (упор на ладони и колени), опустите голову, выгнув спину дугой вверх, как бы втягивая живот. Постарайтесь удержать позу 5-10 секунд. Дыхание произвольное. Вернуться  в И.П.

Это упражнение развивает гибкость.

           Соединения движения и дыхание в процессе выполнения поз является дополнительным средством оздоровления организма. Релаксация в конце занятия помогает открыть детям удовольствие от покоя тишины.

    Таким образом, с первых лет жизни ребенка движения становятся потребностью, способствуют всестороннему развитию, а сам процесс занятий ритмической гимнастики  приносит детям истинную радость и способность к самовыражению в творчестве.

    « Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным. Сделайте его крепким и здоровым, пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении».

Ж.Ж. Руссо

Валиева Гульнара Рависовна,

воспитатель по хореографии МБДОУ № 77, г. Нижнекамск


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект спортивно-досуговой деятельности в группе старшего дошкольного возраста по теме: «Надо знать с рождения правила движения» предназначен для детей дошкольного возраста от 6 до 7 лет.

       Познавательная   деятельность направлена на обучение детей правилам безопасного поведения на дорогах, профилактике детского дорожно-транспортного травматизм...

Применение здоровьесберегающих технологий в режиме дня дошкольного учреждения с целью формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни детей дошкольного возраста

Участие в заочной научно – практической конференции ГАОУДПО Свердловской области «ИРО» «Нравственное и духовное воспитание современного человека: содержание и технологии»...

Консультация в группе младшего возраста «Значения плавания в жизни детей дошкольного возраста»

Плавание – мощный эмоционально-положительный фактор, который позволяет решать важные задачи. Способствует коррекции нарушения осанки, предупреждает плоскостопие, способствует снятию мышечно...