ЗНАЧЕНИЕ КОЛЫБЕЛЬНОЙ ПЕСНИ. ОБЕРЕГ НА ВСЮ ЖИЗНЬ.
методическая разработка (младшая группа) по теме

Ленинг Ольга Анатольевна

Значение колыбельной песни

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obereg.docx24.18 КБ

Предварительный просмотр:

ЗНАЧЕНИЕ КОЛЫБЕЛЬНОЙ ПЕСНИ. ОБЕРЕГ НА ВСЮ ЖИЗНЬ.

         Младенчество испокон веков считалось самым важным периодом в развитии человека: что ребенок впитает с материнским молоком, то и будет определять индивидуальность его личности в будущем. Поэтому ребенка, появившегося на свет, старались окружить атмосферой любви и заботы, нашедшей отражение в «поэзии пестования»: пестушках, потешках, песенках.

Значение колыбельной песни сложно переоценить: обладая огромной силой внушения, она становится малышу главным ориентиром в построении картины окружающего мира.  Расулу Гамзатову принадлежат прекрасные строки:            «Песня матери – главная песня в мире; начало всех человеческих песен».

Возвращаясь к истокам.

Еще в древности было подмечено, что монотонное покачивание успокаивает младенца, он быстрее засыпает. Так появилась колыбель (люлька) — специальная кроватка для укачивания.

А слово «колыбельная» произошло уже от глагола «колыбать» (колебать, колыхать, зыбать, качать).   Колыбельная песня являлась универсальным снотворным для детей и взрослых во все времена.

У многих народов существовал обычай:  при рождении ребенка мать сочиняла для него свою колыбельную, которая становилась оберегом на всю жизнь.

Песня, как руки матери, ограждала новорожденного от болезней и любых неприятностей.        

Колыбельная — заговор.

Колыбельные очень схожи по особому типу исполнения, структуре и магическим элементам с заговорами и молитвами, отмечают специалисты.

Интересный факт:  проверка древнего заговора от сглаза с помощью специальной компьютерной программы «Словодел» показала, что он вызывает у детей состояние эйфории, сонливости, наслаждения и глубокого покоя. То есть, такие же чувства, что и колыбельная.Это открытие дает основание полагать, что в колыбельной песне заложен более глубокий смысл, чем принято считать в наши дни:

  • заклинание на сон и рост ребенку в текущий момент, на здоровье и богатство — в будущем;
  • знахарский заговор на здоровье, если он болен;
  • заговор-оберег от чужого вредного воздействия.

Современные колыбельные песни утратили магические элементы и приобрели характер доброго напутствия-пожелания на текущий и будущий моменты.

Колыбельные во все века учили детей радостно воспринимать реальность, давали уверенность в жизни, осознание своей значимости и незаменимости в семье.

 «Дитя растет не от еды, а от радости», - справедливо гласит народная пословица.

Народ любил и дорожил колыбельными песнями, передавая их от поколения к поколению. Едва подрастающая дочурка начинала забавляться с куклами, как матушка тут же приступала к обучению «баить» (усыплять, качать, баюкать) правильно. Так соблюдалась преемственность поколений и традиций.

Смысловой код колыбельных песен.

Многие тексты песен пришли к нам из язычества и содержат образы Буки, Дремы, серого волчка, кота.
Древние люди верили, что человек окружен враждебными силами, что если дитя увидит во сне плохое и страшное, то это наяву уже не произойдет. Поэтому тексты многих колыбельных содержат пугающие эпизоды: «…придет серенький волчок и укусит за бочок».

Согласно со словарем В.Даля выражения в колыбельных означают:

•  «баить» — рассказывать,

•  «баю баю» — уговаривать, шептать, знахарить, заговаривать на грядущий сон, чтобы малыш уснул и рос здоровым и крепким,

•  «убаюкать» — заговорить от сглаза и порчи.

Баюшки над младенцем именно распевались — произносились в определенном ритме и обладали особыми метром, звукочастотностью и рифмой.

Древние люди знали, что слово, произнесенное необычно, со значимостью, несет в себе гораздо больший смысл и вес, по сравнению с обыденной речью.

Удивительные, добрые и ласковые прибаутки окружали малыша при кормлении, купании, пеленании, развивая его понятливость и закладывая основы гармоничной личности:

Животик.  «Как наш каравашек?» - воспрошала мать, мягко поглаживая животик ребенка по солнцу, утишая и успокаивая внезапную боль. Живот не зря сравнивался с караваем хлеба, дающим силу и жизнь. «Земля на зернышке стоит, — продолжала баить матушка, — а небушко и корни наши — на каравашеке. Вырастешь, зернышко вырастишь, да хлебушек сотворишь. Господу и людям добрым угодишь».

Ножки назывались мишутками, по аналогии с медведем: «хозяин в дому — как медведь во бору», крепок да силен. Любая мать хотела поскорее увидеть своего малыша сильным и вставшим на ноги. Легонько выпрямляя ножки ребенка, матушка накладывала на ступни, а затем и на ладошки, крест: проводила пальцами сверху вниз вертикально, а потом слева направо горизонтально. Крест должен был оградить новорожденного от любых напастей:

Крестная сила, испокон веков считалась спасительной, а крестное знамение — мощнейшим оберегом. Крестом было принято осенять хлебные посевы, хозяйственные угодья, дом и ворота, притолоку, двери, дверные косяки.

Ручки малыша сравнивались с крылышками: «Ой, люли-люли-люли, прилетели гули». При этих словах малыш учился подымать ручки, как крылышки неоперившийся птенчик.

 Укладывание спать сопровождалось обязательным обрядом — колыбельными песнями под ритмическое покачивание колыбели.

Колыбельные знакомят малыша с родными людьми, домашними животными (коровушка, собачка, коток), далеким лесом и миром зверей (медведем, лисицей, волком, зайцем), дают представление об опасности.

Через колыбельную приходит понятие, что время сна — свято и обязательно. Сон дает отдых и возможность встать пораньше, чтобы встретить утреннюю зорьку, услышать лай собачки и крик петуха.

Посредством баюшек,  мать прививала крохе ответные чувства любви к себе, к близким, ко всему окружающему миру. А также уважение к старшему поколению:

«Почитай отца и мать, Ближних бойся осуждать».

Если вдруг разыгравшийся малыш на мать замахивался, она его предупреждала: «Баю-баюшки-баю, колотушек надаю!..»

      Малыша старались оградить от всего безобразного, пьяных и озлобленных лиц. Если вдруг в семье происходила ссора, ребенка стремились унести и гулять с ним, пока не стихнут бранные речи и громкие слова. Слушая мамины баюшки, ребенок учился адекватно воспринимать мир, понимал, что он любим, что мама рядом, а значит все хорошо. Слова входили в его сознание, а через время он уже сам начинал понимать, где глазки у зайки, а хвостик у котика…

Колыбельная всегда выступала сильнейшим оберегом, основанным на магическом союзе энергии любви, слов и мелодии.

В конце статьи хочу присоединиться к советам специалистов и психологов:

Творите Вашего ребенка, как творят волшебники и маги.

Пойте ему колыбельные песни, наполненные любовью и нежностью.

Они обязательно помогут малышам стать сильными, умными, красивыми и удачливыми!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение колыбельной песни.

Консультация для родителей....

Значение колыбельной песни для дошкольников

Первоначальная символика колыбельной песни и ее современное значение....

"Значение колыбельной песни в жизни ребенка"

Многие из нас на протяжении всей жизни помнят песни, которые напевала нам мамочка у колыбели. Создайте «традицию» пения ребенку перед сном, ведь сам процесс пения – это неоценимые мгновения...

Значение колыбельной песни для развития ребенка

Интересный материал о происхождении и значении колыбельных песен для обогащения знаний и опыта педагогов и родителей...

Консультация для родителей «Значение колыбельной песни в жизни ребенка»

Главное предназначение колыбельной песни в том, чтобы успокоить, убаюкать и создать атмосферу тепла и уюта для здорового сна малыша....

Значение колыбельной песни в жизни дошкольника

Многие из нас на протяжении всей жизни помнят песни, которые напевала нам мамочка у колыбели.И хотя считается, что младенцы не в состоянии что-либо запомнить, но факты говорят об огромной пользе таког...