полезные советы для родителей
учебно-методический материал (старшая группа) на тему
Содержимое материала поможет родителям в воспитании и обучении детей в домашних условиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitatel_goda_dlya_roditeley.doc | 240 КБ |
Предварительный просмотр:
Уважаемые родители! Я хочу предложить вам несколько консультаций, которые станут ответами на ваши вопросы.
Если ребенок часто устраивает истерики
Совсем маленькие дети закатывают истерики потому, что им часто не хватает слов, чтобы выразить свои потребности. Неудовлетворенность от непонимания накапливается и выливается в слезах и криках. Ребенок дошкольного возраста, который регулярно закатывает истерики и который не страдает задержками языкового и умственного развития, возможно, находится в стрессовом состоянии. Причин этому может быть множество — слишком высокие или, напротив, слишком низкие требования взрослых, пренебрежение к его нуждам или жестокие наказания, раздор в семье, физическое недомогание, связанное с сильными болями, чрезмерная избалованность или нехватка социальных навыков.
Как предотвратить проблему
Подумайте, как предоставить детям достаточно возможностей для выхода чувств и эмоций.
Эмоциональных срывов будет меньше, если вы ладите ребенку возможность действовать по собственному плану и разумению (с вашей поддержкой и под присмотром), т. е. не будете подавлять его инициативу и самостоятельность.
Как справиться с проблемой, если она уже есть
Старайтесь не обращать внимания на истерики, только следите, чтобы действия ребенка не угрожали безопасности его и окружающих. Помните, что цель такого поведения — добиться желаемого или «выпустить пар». В любом случае, если вы обращаете на истерику внимание (неважно, позитивное или негативное), вы способствуете тому, чтобы такие вещи происходили чаще.
Если своей истерикой ребенок приводит в замешательство окружающих, то быстро отведите его в сторону подальше от «зрителей». Спокойно скажите ему: «Бывает так, что человек очень сильно сердится, и это нормально. Но совсем НЕ нормально, когда этот человек начинает мешать остальным. Когда ты почувствуешь, что успокоился, можешь вернуться к нам (к детям)».
Попросите, чтобы вместе с вами за малышом понаблюдали более опытные люди, — возможно, вы, сами того не ведая, делаете нечто такое, что провоцирует ребенка на истерики.
Обсудите возможные причины такого поведения с другими членами семьи. Вместе подумайте над тем, как решить эту проблему
Если ребенок вынуждает вас делать покупки
Это вполне распространенное явление. Чаще всего требованием покупок дети пытаются компенсировать недостаток внимания к себе со стороны взрослых. Новая игрушка, шоколадка вызывают чувство удовлетворения на некоторое время, но ненадолго.
Кроме того, причиной такой требовательности могут быть неустоявшиеся интересы: сегодня это — рисование, завтра — динозавры и т. д.
Особое значение требование покупок может иметь в 4— 5 лет. В этом возрасте дети начинают приобретать друзей, а поводом для привлечения внимания служит предмет (игрушка, конфета, новое платье).
Как предотвратить проблему
Постарайтесь, чтобы ребенок не испытывал дискомфорта от недостатка проявлений вашей любви и заботы. Вовсе не обязательно делать для этого покупки — шишка из леса «от зайчика», горсть желудей «из белкиного дупла» вызовут не меньше радости, разбудят воображение.
Всегда предупреждайте ребенка о готовящемся походе в магазин за покупками специально для него. Момент выхода в «свет», выбор покупки, участие в расчетах за нее вполне сообразны потребностям ребенка в социальных навыках и принесут удовлетворенность.
Не лишайте ребенка права участия в обсуждении и планировании расходов семьи.
Как справиться с проблемой, если она уже есть
Если требования покупок неправомерны, не сообразны с вашим бюджетом и принимают характер истерик, старайтесь не обращать на такое поведение внимания, только следите, чтобы действия ребенка не угрожали безопасности его и других.
Если ребенок слишком много смотрит телевизор
Чаще всего взрослые не ограничивают время, проводимое детьми у телевизора, не выбирают, какие программы можно смотреть, не следят, какие ценности пропагандирует та или иная передача, не пытаются помочь ребенку осмыслить то, что он смотрит. Тогда дети обычно начинают использовать в своих играх фрагменты, заимствованные из телепередач, и их игры становятся агрессивными, шумными и опасными.
Как предотвратить проблему
Посмотрите сами те передачи, которыми увлечены ваши дети, чтобы познакомиться с главными героями и попытаться понять, что их делает такими привлекательными для детей.
Замените время просмотра наиболее неподходящих, на ваш взгляд, телепередач прогулкой, совместной игрой, чтением.
Побуждайте ребенка рассказывать о том, что он увидел, понял в телепередаче. Задавайте вопросы о том, в каких случаях ему могут пригодиться эти знания.
Если ребенок испытывает страхи
Страхи возникают потому, что у дошкольников сильно развито воображение, и потому, что как раз в этом возрасте, их сознании начинают возникать причинно-следственные вязи, например: «Если темно — не видно опасности, а если е не видно — я не смогу защитить себя». Дети переживают период конфликта с собой, когда они уже хотят быть независимыми и в то же время им еще нужна, зашита взрослого.
Некоторые одаренные дети проявляют повышенные страхи из-за того, что у них сильно развито воображение, интеллект. В их голове возникают самые неимоверные взаимосвязи, и в то же время правильно относиться к ним ребенок еще не умеет.
Страх перед чудовищами может представлять собой проявление повышенной тревожности ребенка.
У детей раннего возраста страхи могут развиваться вследствие того, что мир для них все еще остается далеко не во всем понятным.
Переживать страхи — это нормально, если только они не начинают мешать ребенку, играть, заводить друзей и быть самостоятельными
(в разумных пределах).
Как предотвратить проблему
Создайте у ребенка ощущение безопасности. Это можно сделать, соблюдая режим, находя время для общения с ним.
Относитесь с участием ко всем чувствам малыша, даже если вам не нравится, как он себя ведет: «Я вижу, ты испугался. Думаю, я тоже испугался бы этой большой собаки».
Разными способами помогайте ребенку выразить свои страхи и опасения. Для этого можно поговорить о них нарисовать их, сочинить страшные истории и записать их.
Почитайте книжки, лучше всего традиционные сказки, в которых говорится о том, как героям удалось преодолеть трудности и спастись от опасностей.
Как справиться с проблемой, если она уже есть
Не поддавайтесь соблазну сказать что-то вроде: «Нечего тут бояться».
Никогда насильно не заставляйте ребенка сделать то, чего он боится.
Старайтесь поддержать его: «Я знаю, что ты боишься темноты, давай оставим дверь приоткрытой. Я буду в соседней комнате, и ты всегда сможешь позвать меня.
Если ребенок ябедничает
Это явление обычно возникает, как попытка привлечь к себе внимание. Дети часто ябедничают, считая, что могут возвысить свое «Я» за счет представления других детей в дурном свете.
Как предотвратить проблему
Как можно чаще проявляйте к своему ребенку заботу и внимание, говорите ему о положительных чертах его характера.
Предлагайте рассказать что-нибудь хорошее о его приятелях.
Как справиться с проблемой, если она уже есть
Постарайтесь уделить «ябеде» минимум внимания, но не обрывайте его и не отчитывайте, ведь, недослушав ребенка, вы никогда не поймете, что движет им — желание «настучать» или желание поделиться важной информацией.
Попросите малыша поговорить о поступке, о котором он сейчас рассказывает вам, с ребенком, его совершившим, а не с вами.
Спросите «ябеду», как бы он сам поступил в подобной ситуации.
Похвалите ребенка, когда он просто беседует с вами: «Мне очень приятно говорить с тобой, когда ты не ябедничаешь».
Развод и новый брак
Хотя развод родителей в наши дни стал очень распространенным явлением, эмоционально его воздействие на ребенка от этого не стало менее тяжелым.
Возможно, вы сталкиваетесь с некоторыми изменениями в поведении ребенка - духом противоречия, вспыльчивостью, плаксивостью, инертностью и т. п.
Как предотвратить проблему
При помощи книг, картинок познакомьте ребенка с разными типами семей. Ребенок должен понять, что детей любят и о них заботятся в любых семьях: и в таких, где есть только мама или папа, и в таких, где есть только бабушка и дедушка, и в семьях с приемными родителями.
На доступных примерах, с помощью картинок дайте понять, что такое изменения в природе и в жизни.
Дайте детям возможность выплеснуть все накопившиеся чувства и эмоции — вволю рисовать, лепить, играть-с песком. И водой, двигаться под музыку.
Как справиться с проблемой, если она уже есть
Дайте ребенку ясно понять, что развод произошел не по его вине, что он ничего не мог сделать или не сделать такого, что бы остановило родителей.
Помогите ребенку увидеть положительные стороны развода: «Нам с тобой станет легче, потому что больше никто не будет ругаться*.
Не старайтесь объяснять малышу, что ничего особенного не происходит, ведь он переживает столько отрицательных эмоций и столько боли.
Не следует из-за того, что ребенок переживает боль, все прощать ему, «носиться» с ним. Ему будет легче, если он будет поставлен в устойчивые и четко обозначенные границы. Поддерживайте все правильные проявления его поведения.
Учтите, что ребенку, чьи мама и папа вступают в новый брак, нужно, чтобы его уверили в том, что из-за нового мужа или жены, сводных братьев и сестер никто не будет любить его меньше. Просто в его жизнь войдут другие люди, которые тоже будут любить его и заботиться о нем, а может быть, на свет появятся маленькие братики и сестрички, с которыми он сможет играть.
Если вам не нравятся черты характера вашего ребенка
Для начала вспомните свое детство. Вашим родителям все нравилось в вас? Что они делали? Что вы чувствовали? Как вы к этому относились? Подумайте, не повторяете ли вы ошибок ваших родителей?
Все-таки не нравятся?
Как быть
Пожалуйста, действуйте осторожно, не тревожа ребенка,
пока сами не разберетесь в причинах своего неудовольствия или тревоги.
Обдумайте, какие именно черты вам не нравятся. Понаблюдайте за ребенком как, в каких ситуациях они проявляются. Вполне возможно, что вы какими-то своими действиями провоцируете ребенка на негативные проявления.
Попробуйте взглянуть на эти не устраивающие вас черты иначе. Например, ребенок «упрямый, настырный». Если не вы — причина упрямства, то посмотрите, как эти качества проявляются в самостоятельной деятельности малыша: возможно, приняв решение, он обязательно выполняет его; начав дело, доводит его до конца, несмотря на внешние помехи (вы требуете, чтобы он немедленно шел обедать). Нет ли здесь положительных черт?
«Оборотной стороной медали» могут оказаться такие черты, которые очень желательны или компенсируются другими особенностями ребенка. Например, ребенок, на взгляд родителей, очень несобран, неаккуратен в своих вещах. Более внимательный взгляд на поведение малыша может открыть возможную причину этих явлений — у него буйная фантазия, он все время что-то придумывает, и беспорядок — следствие развитого воображения в большей степени, чем прямая неаккуратность.
Самое главное: постарайтесь увидеть лучшие черты личности своего ребенка. Осознайте их значимость и ценность. Дайте возможность малышу знать и чувствовать это. Способствуйте развитию сильных сторон характера, это придаст дошкольнику уверенность, желание измениться в лучшую сторону.
Если вам не нравится собственный ребенок
Такое гоже случается. Иногда родители заранее создают желаемый образ будущего ребенка: «мальчик, красивый, кудрявый, пухленький», а рождается девочка, растет худенькой и даже вовсе не хорошенькой. Здесь нет проблемы ребенка до тех пор, пока взрослые ее не создадут для него тем, что внушат неуверенность в своих силах, возможностях и перспективах.
Проблема в родителях.
Как предотвратить проблему
Не настраивайте себя заранее на пол и внешность ребенка.
Старайтесь просто любить того, кто еще не родился, а родившегося любить таким, какой он есть.
Не завидуйте родителям «херувимов и серафимов», у них может быть не меньше проблем.
Как справиться с проблемой, если она уже есть
Вспомните собственное детство, посмотрите свои детские фотографии, возможно, ваш великолепный сегодняшний образ — следствие тщательной работы над собой, в большей степени, чем природная красота и задатки.
Подумайте, чем обусловлены ваши требования к образу ребенка — модой, стремлением к превосходству над другими, сложившимися стереотипами?
Обдумайте и перечислите все сильные стороны своего малыша и постоянно помните о них, помогайте им развиться.
Решите сами, что можно сделать, или привлеките на помощь специалистов, если видите, что некоторые особенности вашего малыша слишком бросаются в глаза другим.
Если вы хотите вырастить успешного ребенка
Можно, конечно, считать, что всем правит судьба — одному она дает все, другому чуть-чуть, а третьего и вовсе обходит. Но попробуйте присмотреться к тем людям, которых считаете успешными. Вполне возможно вы увидите, что они обладают такими качествами личности, которые им помогают достичь успеха. Чаще всего это — целеустремленность и инициативность, высокий уровень самоконтроля и умение не пасовать перед трудностями, умение общаться с другими людьми и убеждать их. Вы думаете, это врожденные черты? Скорее, они результат воспитания, то есть плоды того, как с этими людьми обращались в детстве.
Что обязательно нужно делать
Везде и всегда, где и когда это, возможно, предоставляйте ребенку право самостоятельно выбирать: с чего начинать есть и какую рубашку (из двух предложенных вами) надеть, чем и в какой последовательности заниматься («Ты можешь поиграть один, или мы вместе посмотрим книжку») и т. п.
Чем больше у ребенка практика принятия самостоятельных решений, тем больше уверенность в своих возможностях.
Обязательно внушайте ребенку оптимизм: «У тебя обязательно получится», «Ты сможешь это сделать», «Я верю в твои способности».
В случае если малыш принял решение, но переоценил свои возможности, не меняйте своих установок: «Ну все, больше я тебе этого не позволю», — просто помогите ему получить положительный результат: «Давай вместе. Если бы сделал вот так, у тебя бы все получилось. Я верю, что в следующий раз все получится».
Поговорите с воспитателями или другими людьми, с которыми находится ребенок, пока вы на работе, о том, что вы доверяете своему малышу делать самому, и договоритесь с ними о взаимной поддержке.
Чего делать нельзя
Не говорите ребенку: «Не сейчас». «В следующий раз обязательно, а сейчас я спешу», «Нет. Ты все испортишь. Я знаю, какой ты неумеха» и прочих грустных слов.
Не ставьте ему условий и не создавайте барьеров: «Если не сделаешь, не получишь, не пойдешь». Дело из-под палки, за подарок уже не дело, а повинность.
Не сравнивайте его решения и его результаты с другими детьми.
Влияние родителей на обучение своих детей не исчерпывается оказанием материальной поддержки или посещением группы. Основное ребенок познает дома из общения с родителями, участия в повседневных делах, наблюдений за действиями членов семьи.
Родители могут многое сделать для развития, используя естественные ситуации.
Дела домашние, или обучение в естественных условиях
Когда вы и ваш ребенок вместе | Вы можете сказать или спросить | Это поможет вашему ребенку |
В бане (ванной комнате) Разрешите ребенку играть пустыми контейнерами (флаконами из-под шампуня, мыльницами, пробками). | Куда больше воды поместилось? Куда вода легче набирается? Почему? Откуда воду легче вылить? Посмотри на пузыри. Откуда они берутся? Чем можно быстрее набрать воду в ванночку: пробкой или ведерком? Какая пробка подходит к этому флакону, мыльнице? Для какой куклы подойдет мыльница в качестве кораблика? | Научиться устанавливать величину, порядок убывания или возрастания размера, объема. Тренировать действия пальцев, рук. Исследовать и определять характеристику предметов. Делать наблюдения. |
Когда вы и ваш ребенок вместе | Вы можете сказать или спросить | Это поможет вашему ребенку |
Экспериментировать с предметами, которые плавают или тонут в воде: губки, мочалки, мыло, пробки пустые и наполненные водой флаконы, игрушки, мячики. | Как ты думаешь, утонет бутылочка или нет? Что будет, если набрать в нее воды? Сколько, по-твоему, воды нужно набрать, чтобы она утонула? Если ты прижмешь ее ко дну, а потом отпустишь, что будет? | Делать открытия и смелее экспериментировать с предметами. Понимать, что такое объем. Понимать временную последовательность (сначала — потом). Понимать причины и следствия. |
Помогите ребенку учиться самостоятельно, ухаживать за своим телом, соблюдать необходимые гигиенические навыки. | Как ты думаешь, с чего лучше начать умываться? Если ты сначала умоешь лицо, а потом будешь чистить зубки, что может остаться на щеках и на губах? Что сначала нужно сделать: намочить щетку или положить пасту? Давай нарисуем, что сначала, что потом: сначала чистим зубы (рисуем щетку), потом умываем лицо (рисуем мыло), вытираем лицо и руки полотенцем, расчесываем волосы (рисуем расческу). | Осознанно принимать правильные решения. Самостоятельно действовать. Устанавливать причины и следствия. Быть уверенным и компетентным. Понимать условные обозначения. |
Когда вы и ваш ребенок вместе | Вы можете сказать или спросить | Это поможет вашему ребенку |
В магазине Отправляетесь за покупками. | Давай решим, какие покупки нам нужно сделать. Почему ты так считаешь? Для чего нам это пригодиться? Из чего мы сможем приготовить еду для папы, бабушки, кошки? О ком еще нам нужно позаботиться? Без чего мы не можем обойтись? Сколько сумок нам понадобится? | Понять основы рациональности, учиться обсуждать проблему с другими, высказывать, обосновывать свою точку зрения. Понимать значимость и последствия действий. Соотносить вес и объем.
|
Выбираете покупки | Как ты думаешь, почему хлеб продается в упаковке? Почему витрины прозрачные? Почему у конфет такие яркие обертки? Почему конфеты такие дорогие? | Учимся понимать суть явлений, устанавли- вать причинно-следственные связи. Высказывать предположения, искать аргументы. |
Упаковываете покупки | Как ты думаешь, что можно положить вниз: яйца или макароны? Что лучше положить сверху? Сколько мы всего сделали покупок? Что мы купили первым? Сколько хлеба? Чего больше? Что самое мягкое? Что душистое? Что тяжелое? | Соотносить свойства продуктов. Закрепить навыки порядкового (первый, второй...), количественного счета (один, два, три...). Тренировать память. Сравнивать. Различать запахи, узнавать свойства и качества. |
Когда вы и ваш ребенок вместе | Вы можете сказать или спросить | Это поможет вашему ребенку |
Несете покупки домой | Какая сумка у нас была? Какая стала? Что самое вкусное для тебя? Как ты думаешь, чему обрадуется де- душка? А чему Мурка? | Учиться заботиться о других. Понимать причинно-следственные связи. |
Идете в гости | Что для тебя будет большим удовольствием: отправиться в гости или остаться дома? Как ты планируешь вести себя в гостях? Что ты скажешь взрослым? Детям? Что сделаешь, если захочешь пить? Если тебе станет скучно? | Понять, что вы уважаете его мнение, его право выбора. Осознанно относиться к своему выбору. Осознавать и планировать свои поступки. Прогнозировать ситуации. |
Гостиная Приводите в порядок комнаты | Как ты считаешь, с чего нужно начать? Что нам для этого по- требуется? Что ты сделаешь сам? В чем тебе понадобится помощь? | Развивать наблюдательность. Учиться планировать последовательность дел. Правильно оценивать свои силы |
Готовитесь к приему гостей | Посмотри, пожалуйста, что у нас не в порядке. Как ты считаешь, что нужно приго- товить для наших гостей? Реши, чем ты займешь свою гостью. Как ты дума- ешь, что ей будет интересно? Где мы посадим гостей? Чем будем угощать? | Развивать наблюдательность, критичность. Учиться высказывать оценочные суждения «Я считаю, что...» Развивать умение заботиться о нуждах других людей. Понять основы госте- приимства и придер- живаться их. |
Когда вы и ваш ребенок вместе | Вы можете сказать или спросить | Это поможет вашему ребенку |
Украшаете свой дом | Что тебе нравится/не нравится в своей комнате? Как ты думаешь, что не нравится мне? Почему? На что тебе было бы приятно смотреть? Как ты думаешь, где лучше всего повесить твои рисунки? Чем бы ты хотел украсить наш дом? | Учиться высказывать суждения. Учитывать чужую точку зрения. Фантазировать. Уважительно относиться к результатам своего и чужого труда. Развивать творческие способности. |
Делаете ремонт | Какого цвета обои ты хотел бы видеть в своей комнате? Какой рисунок тебе нравит- ся? Как ты думаешь, что нужно, чтобы сделать ремонт? Чем ты планируешь по- мочь? Сколько нужно человек, чтобы пере- двинуть шкаф? Пок- леить обои? Если ты увидишь ведро с краской, что ты сде- лаешь? Если ты увидишь открытую розетку, как ты поступишь? | Формулировать, высказывать, отстаивать свою точку зрения. Понимать объем предстоящей работы. Оценивать собственные силы. Прогнозировать возможные ситуации и способы безопасного выхода из них. |
Когда вы и ваш ребенок вместе | Вы можете сказать или спросить | Это поможет вашему ребенку |
Кухня Разбираете сумку с покупками | Назови, что я купила? Что нам прислала бабушка? Что я принесла из огорода? Что самое мягкое? Что самое легкое? Что завернуто в бумагу? Чего много, чего мало? Что пахнет? Что пачкается? Для чего масло? | Учиться ориентиро -ваться в названиях продуктов и способах приобретений. Понимать, что такое объем, вес, размер цена. Тренироваться в различении и назывании цвета, формы, частей и деталей предметов. Понимать хозяйствен- ную роль членов семьи. |
Вместе месите тесто и печете пироги | Из чего у меня получилось такое тесто? Сколько я положила яиц? Что сделала сначала? Как ты думаешь, что было бы, если бы я взяла маленькую мисочку, а не большую кастрю -лю? Что ты чувству- ешь пальчиками? Ка- кое тесто на ощупь? Что из него можно сделать? На что похоже тесто? | Понимание действий, предстоящих изменений — яйцо бьется, сахар растворяется, дрожжи поднимаются. Учиться устанавливать закономерности: тесто увеличивается в объеме, значит... Сравнивать, находить аналогии. Развивать пальчики, силу рук. |
Вместе накрываете на стол, раскладываете еду. | Посчитай, сколько че- ловек нужно накор- мить. Сколько нужно приготовить глубоких тарелок, ложек? Что нужно сделать снача- ла, что потом? Что бу- дет, если мы нальем суп в мелкую таре -лочку? Где не будет мешать ваза с цвета- ми? Как сделать так, чтобы всем хватило пирога, салата? | Научиться считать. Соотносить количество предметов и человек. Понимать свойства предметов и учиться правильно, использовать их. Логически мыслить, рассуждать. Понимать соотношение часть — целое. Находить рациональные способы деления |
Когда вы и ваш ребенок вместе | Вы можете сказать или спросить | Это поможет вашему ребенку |
Вместе убираете со стола, моете посуду | Какие были тарелки? Какие стали? Что нужно, чтобы они стали опять чистыми? С чего бы ты начал мыть посуду? Расставь тарелки так, чтобы впереди стояли блюдца, за ними мелкие тарелки, а сзади суповые тарелки. Переверни чашки донышками вверх. | Элементарно планировать свою деятельность. Осознавать рациональность действий. Усвоить названия предметов посуды. Понимать последовательность действий. Понимать указания, действовать в соответствии с ними. |
Вместе наводите порядок в кухонном столе, перебираете крупы, фасоль. | Что лежит в столе? Что на какой полке лежит? Что лежит в банке? Догадайся, что в пакете, в мешочке. Что нужно сделать, чтобы узнать, не заглядывая? Что круглое? Какая крупа желтого цвета? Что самое мелкое? Чего мало, что нужно купить? Откладывай белую фасоль в мисочку, а черную — в тарелку. Выбери все зеленые горошины. Что мы можем сварить из риса? | Развивать представление о свойствах и качествах разных продуктов. Развивать мелкую моторику. Понимать обобщения (это — крупы, это — продукты). Понимать, что такое объем. Понимать возможность выбора. Научиться принимать решения. |
Уважаемые родители!
В этой консультации, которая оформлена в таблицу, для лучшего вашего восприятия, я внесла некие советы, по каждому возрасту, которые вы можете использовать, воспитывая и обучая ребенка дома
В этом возрасте дети: | Вы можете: |
От 3 до 4 лет Быстро увеличивают запас слов. Начинают развивать навыки ведения беседы. Проявляют интерес к решению задач (как это сделать). Все более комфортно чувствуют себя со взрослыми. Становятся более любопытными и любознательными. Мотивированы исследовать и делать открытия. Начинают понимать язык символов (цифры, буквы, рисунок). | Разговаривать с детьми в течение дня. Придумывать «глупые» смешные слова и рифмы. Давать ребенку предметы, которые можно сортировать и группировать. Показывать, как вещь разбирается и собирается. Объяснять, чем лучше заниматься на улице, а чем дома. Помогать, детям описывать свойства предметов (какие они на ощупь). Записывать истории, которые рассказывают дети. Проявлять гибкость в выполнении ежедневных дел. Вместе с ребенком читать и рассматривать картинки |
От 4 до 5м лет Начинают вести беседу о предметах, событиях, явлениях. Постоянно задают вопросы обо всем, что видят. Обнаруживают творческое начало и чувство юмора. Начинают использовать простые стратегии для решения своих задач. Поддерживают беседу со взрoc-лыми. Получают удовольствие от занятий творчеством. Более активно используют свои собственные знания. | Разговаривать о том, что произошло сегодня. Рассказывать детям простые шутки. Побуждать их по-новому играть со старыми игрушками. Давать детям задания, развивающие самостоятельность. Отвечать на вопросы «вглубь и вширь», задавать свои вопросы. Предлагать для творчества необычные материалы (лоскутки, шерстяные нитки, пуговицы, проволоку и пр.) |
В этом возрасте дети: | Вы можете: |
От 5 до 6 лет Развивают умение пользоваться, словами для описания ситуации, своего состояния. Начинают задавать много вопросов. Начинают осознавать и объяснять методы решения задач (я сделал так, потому что...). Словесно выражают собственное мнение и отстаивают свою точку зрения. Умеют по-разному использовать один и тот же предмет. Мнение сверстников начинает оказывать сильное влияние. | Побуждать детей описывать события дня и задавать вопросы. Планировать вместе с детьми (с чего мы начнем..., сколько нам нужно...). Позволять выбирать. Обеспечить разнообразные материалы для письма и рисования. Играть в игры на угадывание. Вместе читать и обсуждать истории. Развивать привычку к осторожности и осмотрительности. Показывать пример и воспитывать привычку здорового питания. Помогать в понимании поступков других детей. |
Уважаемые мамы и бабушки,
эта полезная консультация для вас.
Играем на кухне
Вот уж самое НЕ место для игры, так это кухня, можете
сказать вы. А я с вами, конечно, не соглашусь.
Где мамы проводят так много времени после рабочего дня? Конечно, на кухне — приготовить ужин и обед на завтра, накормить всю семью по очереди (к сожалению, в современной семье редко все собираются за столом в будние дни), перемыть и прибрать, а потом, совершенно усталой добраться до дивана и телевизора. А ребенок? Будет ли он ждать, когда у мамы появится второе дыхание, когда она соберется с силами и мыслями и будет готова поиграть, почитать, помечтать? А может, не надо разделять эти процессы во времени и пространстве?
Общаться и играть с ребенком здесь и сейчас, во время домашних хлопот на кухне?
Что может получиться в результате?
Мы поможем ребенку (и себе тоже) понять, что интересной, познавательной, развивающей и увлекательной может быть любая работа, любые предметы
- Поможем ребенку проникнуть в суть самых обычных вещей, явлений и домашних событий.
- Поможем научиться терпению.
- Самым коротким и действенным путем научим важным
домашним работам. - Дадим понять, как заботимся о своей семье.
- Освой современный способ обучения и развития ребенка — обучение естественным образом.
- Сделаем для ребенка сам процесс учения практичным
(практикоориентированным). - Станем ближе и интереснее друг другу, у нас появятся общие интересы. Пусть они очень «местного» значения, ценности-то от этого они не теряют.
Правда, полезные результаты? Значит, не прогоняйте ребенка из кухни.
Консультация для родителей на тему
«Дружеские отношения взрослых и детей в семье —
основа воспитания положительных черт характера ребенка»
Одинаковых семей не существуют. В каждой семье есть свои традиции и свои особенности. Но, несмотря на различные уклады жизни во всех семьях, где подрастают дети с уравновешенным характером, есть одна общая особенность — ровные, доброжелательные отношения взрослых и детей.
Нужно ли быть другом своему ребенку? Некоторые родители считают, что дружба — это отношения равных, а взрослые, воспитывая своих детей, не могут ронять свой авторитет таким отношением с ребенком. Такие родители опасаются, что их не будут уважать и слушаться.
Они настойчивы и последовательны в своей позиции непогрешимых взрослых и считают, что правильным может быть только их мнение. Нетерпимо относясь к упрямству детей, они не идут ни на какие компромиссы и уступки: требуют от ребенка беспрекословного послушания, пунктуального соблюдения режима дня, не доверяют пи опыту ребенка, ни его возрастающей самостоятельности. Любовь к ребенку носит принципиальный характер («Детей ласкать нельзя — они распускаются»). У взрослых в таких семьях есть образ желаемых свойств характера их ребенка. Сын или дочь положительно оцениваются лишь тогда, когда поведение их соответствует этим завышенным требованиям. Дети в таких семьях часто слышат следующие замечания: «Ты никогда не делаешь так, как нужно», «Ты всегда делаешь то, что нельзя». Привлекая детей к труду, помощи, родители говорят: «Ты должен трудиться. Мы же трудимся». Боясь наказания или выговора, ребенок выполнит поручение, но в следующий раз он будет стремиться его избежать, потому что чувства его не отозвались на такое обращение взрослого. Характер у ребенка воспитывается, но родители замечают, что он совсем не соответствует их идеалу: часто возникающее у сына или дочери чувство личностной неполноценности становится основой неуверенности в себе, а постоянные запреты, вызывая желание сделать наоборот, проявляются и капризах, упрямстве.
«Зачем запрещать ребенку что-то, да еще заставлять его помогать? Пусть играет, — говорят иные родители. — Он еще маленький, вот подрастет, тогда и будем с него требовать». В таких семьях, оберегая детство малыша, все делают; за него и для него. Ребенок одновременно и властелин, и опекаемое, изнеженное и зависимое дитя. Из года в год живя только своими интересами и желаниями, он не умеет замечать переживания и трудности других люден, считаться с их желаниями и преодолевать свои, когда это необходимо. Но может происходить и немного по - другому: лишение ребенка самостоятельности, излишняя опека родителей (эмоциональное выражение постоянной тревоги, необоснованное удерживание ребенка около себя) создают чрезмерную зависимость его от состояний взрослых, что мешает ему при общении со сверстниками.
Основой воспитания положительных черт характера ребенка (самостоятельности, ответственности, чувства собственного достоинства, отзывчивости и др.) могут быть только дружеские взаимоотношения взрослых и детей, отношения на равных. Как же возникает эта дружба? Нам часто кажется, что дети еще малы и наших переживаний и проблем им не попять. Поэтому многие взрослые либо скрывают свои переживания от детей, либо вообще не задумываются о том, что, закрывая свой внутренний мир от детей, мы лишаем их важных и волнующих минут сопереживания, которые формируют нравственность ребенка, важные черты его характера.
Не следует забывать, что дошкольники очень отзывчивы и могут хорошо понимать взрослого. Вспомните, часто ли вы делились с сыном пли дочкой тем, что знать им нельзя ни в коем случае — своими страхами за них. Взрослые подробно и красочно описывают ребенку переживаемые ими минуты страха за них. Эти яркие картины становятся частью сознания ребенка и влияют на развитие его характера, создавая основу для возникновения несамостоятельности, чувства тревоги. Не лучше ли рассказать ему, придя с работы вечером, о своей усталости и попросить его: «Помоги мне, сынок». Ребенок забудет о своих играх и игрушках, чтобы помочь вам своей заботой, а вам не придется взывать к его чувству долга. Не боитесь рассказать ему об обиде, которую вам причинили, о своем чувстве стыда за совершенную ошибку. Только при доверительном общении взрослого и ребенка, когда взрослый не боится выглядеть слабым и смешным, дети не только правильно поймут ваши переживания, но и станут чуткими, заботливыми, превращаясь в настоящих друзей.
В жизни много радостных переживаний. Расскажите о них ребенку, чаще приобщайте его к своим делам. Сойдите с высоты своего авторитета, и вы увидите, как в равных с вами отношениях, имея возможность ощутить себя не только воспитуемым, но и защитником мамы, помощником папы, близким другом старшего брата, ваш сын или дочь станут более волевыми и отзывчивыми, самостоятельными и добрыми, умеющими уважать себя и других.
Збш9лгшщд0д
~ ~
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему "Полезные советы для родителей"
Консультация для родителей на тему "Полезные советы для родителей"...
Консультация для родителей. «Дисциплина «Можно» и «нельзя». Несколько полезных советов для родителей.
Приучить ребенка к дисциплине – это, может быть, одна из самых трудных задач, для родителей. Ведь в любом обществе, а семья, как известно, ячейка этого самого общества, существуют определенные требова...
Консультация для родителей «Полезные советы для родителей: как учить ребёнка рисовать»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11957274","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"399","width":"480"}}]]...
Полезные советы для родителей "Школа родителей"
Здорового ребенка не нужно заставлять заниматься физкультурой – он сам нуждается в движении и охотно выполняет все новые и новые задания. Ни в коем случае не следует принуждать ребенка к выполне...
Консультация для родителей : «Полезные советы для родителей дошколят по развитию изобразительной деятельности детей».
Рисование — одно из любимых занятий дошкольников. Детское рисование включает в себе большие возможности для развития ребёнка. Начиная обучать малыша рисованию, родителям не лишним будет узн...
Консультация для родителей : «Полезные советы для родителей дошколят по развитию изобразительной деятельности детей»
Рисование — одно из любимых занятий дошкольников. Детское рисование включает в себе большие возможности для развития ребёнка. Начиная обучать малыша рисованию, родителям не лишним будет узн...