Консультация для воспитателей "Обучение рассказыванию по картине"
консультация на тему
"Обучение рассказыванию по картине"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 24 муниципального образования Усть – Лабинский район
Консультация
для воспитателей
«Обучение рассказыванию по картине
детей дошкольного возраста»
Подготовила
Учитель – логопед:
Манилова Л.В.
2015г.
Г. Усть - Лабинск
Как научить ребенка рассказывать? Как избежать при составлении рассказа по картине повторения образца, данного педагогом, или рассказа другого ребенка? В практике работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи эти вопросы звучат актуально, так как именно рассказывание (по серии картин, по предметной и сюжетной картине, из собственного опыта, на заданную тему и др.) позволяет развивать связную монологическую речь ребенка не в рамках подготовки к ней (через развитие диалога), а путем прямого обучения.
В своей работе с дошкольниками с разным уровнем интеллектуального и речевого развития под рассказыванием по картине мы понимаем перевод рассказчиком определенного содержания графического знака в вербальный текст разной степени развернутости, протекающий с разной степенью самостоятельности, как на этапе осмысления изображения, так и на этапе собственно речевой деятельности.
В рассказе по картине имеют место, с одной стороны, анализ наглядной ситуации (когнитивная ситуация использования языкового знака), с другой — словесное описание, рассчитанное на определенного собеседника (коммуникативная ситуация использования языкового знака). При этом содержательной стороной рассказывания по картине выступают закономерности ее понимания.
Мы предлагаем модель обучения рассказыванию по картине, в которой выделены 5 взаимосвязанных звеньев в работе с картиной (сюжетной, натюрмортом, серией сюжетных картин, пейзажем). Модель обучения рассказыванию по картине предполагает предваряющее включение символико-моделирующих видов деятельности по содержанию картины.
Первое звено работы направлено на формирование мотивационного аспекта восприятия картины.
- Реализуется в следующих игровых и организационных приемах работы: использование игровых персонажей,
- прием комментированных действий при организации рассматривания картины,
- сопровождение демонстрации картины восприятием музыкальных и литературных произведений,
- демонстрация картины при нахождении педагога рядом с детьми, а не напротив и др.
Сообщая дошкольникам об организации последующей деятельности с использованием содержания картины, мы полагаем, что восприятие существенно перестраивается, решается мотивационный аспект восприятия картины. В контексте моделирующих видов деятельности по содержанию картины восприятие картины подчиняется определенной практической задаче, реализация которой выдвигает определенные требования и к самому процессу восприятия, и к его результативности.
Второе звено связано с организацией первичного речевого общения на основе картины и с формированием системы ее перцептивных образов. Используем следующие приемы работы:
- метод свободного диалога и доброжелательной поддержки любых высказываний ребенка,
- моделирование коммуникативных ситуаций.
В третьем звене предусматривается организация различных видов детской деятельности:
- сюжетной,
- театрализованной,
- подвижной игр,
- конструирования,
- изобразительной деятельности - по содержанию картины.
Мы реализуем в работе модули по обучению рассказыванию по натюрморту, пейзажу, жанровой (сюжетной) картине.
В каждом модуле картина используется как модель для развития детских видов деятельности на основе ее содержания.
Перед дошкольниками с общим недоразвитием речи стоит задача изобразить содержание картины путем декодирования в трехмерное пространство содержания двухмерного изображения разными способами:
- используя только соответствующие данной картине атрибуты;
- применяя операции выбора на основе анализа содержания картины;
- осуществляя моделирование с опорой на картину и без картины в поле зрения, по памяти.
Мы используем следующие игровые приемы в логопедической работе:
- «вхождение» в картину;
- комментированное рисование,
- разные способы изображения одного содержания,
- «сюжетное видение»;
- «дополнение деталями» и др.
Такая организация работы позволяет совершенствовать когнитивный анализ картины, формировать у ребенка семантическую модель изображенной на картине ситуации в процессе различных символико-моделирующих видов деятельности.
В четверном звене ведется работа по переводу содержания графической системы в вербальный, речевой код, развивается внимание формируется лексико-грамматический базис связной речи. Используются следующие лексические играм упражнения, способствующие рассказыванию по картине:
- предметов на картине указанного на, назначения, сделанных из - « иного материала;
- называние выполняемых различными картинами;
- узнавание предмета, изображенного на картине подходящих описанию; составление предложений различных семантико-синтаксических структур;
- поочередное закачивание предложений, начатых взрослым (педагогом);
- самостоятельное составление описание отдельных предметов или объектов картины (по различным схемам - сравнение предметов или объектов связанные по существенным признакам;
- пример коллективного составления рассказов;
- составление рассказов по отдельным фрагментам картины с использовании направляющих вопросов, схем .
В пятом звене работы мы организуем специфическую коммуникативную ситуацию «рассказывание — слушанье».
В ходе, которой происходит принятие роли рассказчика ребенком и обогащение его речевого опыта в самостоятельном рассказывании. Используем моделирования ситуаций: разговор по телефону, составление письма, использование ситуации письменной речи в целях совершенствования синтаксической структуры устных высказываний дошкольников и др.
Учитывая, что рассказ следует оценивать не только с точки зрения передачи информации, но и с точки зрения воздействия на адресата, мы предусматриваем обсуждение и анализ детских рассказов (по аудио- или видеозаписи), составленных другими детьми или самостоятельно.
Реализация модели обучения рассказыванию по картине обеспечивает большую эффективность работы по развитию связной речи за счет взаимодополняющего взаимодействия речевой и символико-моделирующих видов деятельности в процессе работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для молодых воспитателей "Обучение детей рассказыванию по картине"
Наблюдая организованную деятельность молодых педагогов с детьми, сделала вывод, что они испытывают трудности в обучении дошкольников рассказыванию по картине. В этой консультации дана методика проведе...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «РАССКАЗЫВАНИЕ ПО КАРТИНЕ»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «РАССКАЗЫВАНИЕ ПО КАРТИНЕ»...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «РАССКАЗЫВАНИЕ ПО КАРТИНЕ»
Составление рассказов по картине относится к рассказыванию с иллюстративным материалом. В детском саду для обучения детей рассказыванию используются как предметные («Куры», «Козы&raq...

Консультации для родителей" Обучение рассказыванию по картинам и сериям картин".
Связная речь играет важную роль в процессе общения детей друг с другом и со взрослыми, в их обучении и воспитании....

Конспект занятия по развитию речи «Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» (старшая группа) Конспект по развитию речи Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» Тема: Обучение рассказыванию по картине «Зайцы»
Это занятие направлено на формирование у детей умения рассказывать по картине «Зайцы» (из серии «Дикие животные» П. Меньшиковой), придерживаясь плана.В перв...

Рассказывание по картине. Виды рассказывания по картине (требования к подбору картин).
Рассказывание по картине.Виды рассказывания по картине (требования к подбору картин)....