«Нравственное воспитание дошкольника в труде»
консультация (средняя группа) на тему

    Трудовая  деятельность несёт  в себе богатые воспитательные возможности. В процессе такой деятельности при целенаправ-ленном руководстве взрослого у детей формируются трудолюбие, ответственность, целеустремлённость, организованность, чувство коллективизма и многие другие нравственные  качества человека социалистического общества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsii.odt28 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Нравственное воспитание дошкольника

в труде»

 

подготовила воспитатель  I категории: Давлетова                        Альмира Мухарамовна.

    Трудовая  деятельность несёт  в себе богатые воспитательные возможности. В процессе такой деятельности при целенаправ-ленном руководстве взрослого у детей формируются трудолюбие, ответственность, целеустремлённость, организованность, чувство коллективизма и многие другие нравственные  качества человека социалистического общества.

      Труд даёт реальный, зримый результат. При этом под результа-том труда дошкольников следует понимать не только материаль- ное его воплощение – посаженное дерево, отремонтированную игрушку, подклеенную книгу, но, что очень важно в воспитатель- ном отношении, своего рода «моральный продукт» - ребёнок видит: его действия приятны другому, помогают вызывают бла- годарность, доброжелательность. Такое эмоциональное подкреп- ление, заключённое в результате труда, составляет главную педа- гогическую ценность.

    Большое значение имеет содержание детского труда. С этим связаны его доступность, интерес к труду, качество его выполне- ния. «Жизнь тысячу раз убеждает в том, - писал В.А.Сухамлинский,- что подготовка ребёнка к отрочеству и юности невозможна без труда, но труд должен быть особенным- таким , который материализует тончайшие движения души».

    И наконец, для того чтобы труд стал средством нравственного воспитания, уже в дошкольном возрасте следует  давать детям не только сумму трудовых навыков, но и направлять их трудовые уси- лия на общественно полезную работу, в которой рождается первое чувство важности своей деятельности для других, понимание своей деятельности для других, понимание своей связи с участниками коллективного труда.

     В труде  формируются  дружеские взаимоотношения между детьми. Они характери-зуются  проявлением  доброжелательности, умением уступить, оказать услугу , предло-жить помощь. В совместном труде у дошкольников  зарождаются деловые  взаимоот-ношения.  Для них характерно умение распределять и планировать общую работу, стрем- ление самому доводить дело до конца и требовать этого от  товарищей, оказывать друг другу помощь не только из- за симпатии или сопереживания, но и из-за ответственного отношения к порученному делу (чтобы лучше и быстрее закончить общую работу). Пра- вильное формирование дружеских и деловых взаимоотношений детей влияет на качест- во коллективных взаимоотношений.

       В трудовой деятельности дошкольники успешно усваивают нравственные нормы поведения, имеют возможность постоянно упражняться в их выполнении и, что очень важно , видеть жизненную необходимость, оправданность таких нравственных норм, как  оказание помощи друг другу, бережное отношение к результатам совместного труда.

       Педагог должен поощрять проявление детьми инициативы, активности, самостоя-тельности, привлекать внимание всех к достижениям каждого ребёнка. Это поможет ук- репить коллективные взаимоотношения .

        В тесной связи с собственным трудом детей должен   идти процесс ознакомления их с трудом взрослых и воспитания положительного отношения к человеку- труженику.

       В практике при ознакомлении с трудом взрослых уделяется внимание самому процессу  труда и его содержанию. Воспитатель формирует у детей представления  о кол- лективном характере труда и его общественной значимости, показывает взаимосвязь людей разных профессий. В результате у дошкольников появляются обобщённые и конк- ретные представления об отдельных видах труда и их взаимосвязи, зарождается положительное отношение к собственному труду.

      Практика и специальные исследования показали , что если при ознакомлении с трудом взрослых  дошкольнику не рассказывать специально о человеке- труженике, он самостоя-тельно не извлекает необходимой информации. И хотя исполнитель труда как бы «пред- логается», т.е. ребёнок понимает, что хлеб выращивают люди, однако собственного отно- шения к конкретным труженикам у него не возникает. И следовательно, не возникает и желание подражать взрослым, быть похожим на них и в собственном труде ,и в пове-  дении.

      Известно, что дошкольники склонны к подражанию. Эта характерная особенность возраста при правильном её использовании может оказать существенное влияние на нравственное развитие . «Подражание ,- писал Л. С. Выготский,- если его понимать в широком смысле, является главной формой, в которой осуществляется влияние обучения на развитие». Очень важно в самом начале дать ребёнку правильный ориентир, с кого «делать жизнь», кому подражать, на кого стремиться быть похожим.

      Для того, чтобы ознакомление с человеком- тружеником стало средством нравствен- ного воспитания  и влияло на формирование желания трудиться, необходимо, сделать этот образ эмоционально близким ребёнку, привлекательным, показать такие нравственные черты конкретного человека, как доброта, отзывчивость, жизнерадос-тность, готовность помочь людям, ловкость в работе.

     Содержание и формы ознакомления с человеком –тружеником могут быть разнообраз-ными. Они связаны с возрастом детей, уровнем их всестороннего развития. Однако еди-ным правилом должно быть воспитание такого отношения к человеку- труженику, кото- рое бы способствовало появлению у ребенка образа взрослого как идеала, которому хочется подражать, на которого хочется быть похожим.  

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Нравственное воспитание дошкольников в труде"

Консультация для родителей по нравственному воспитанию в труде...

Нравственное воспитание дошкольников посредствам приобщения их к труду

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на решение ряда задач, одной из которых является формирование нравственных ценностей личности.Счит...

Доклад по духовно-нравственному воспитанию на тему: "Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения как условие эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников".

Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения как условие эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников"....

Статья: "Нравственное воспитание дошкольников в труде"

laquo;Жизнь тысячу раз убеждает в том, - писал В.А. Сухомлинский, - что подготовка  ребёнка  к отрочеству и юности  невозможна без туда, но труд  должен быть особенным – так...

«Нравственное воспитание дошкольников в труде».

laquo;Нравственное воспитание дошкольников в труде»....