«Нравственное воспитание дошкольника в труде»
консультация (средняя группа) на тему
Трудовая деятельность несёт в себе богатые воспитательные возможности. В процессе такой деятельности при целенаправ-ленном руководстве взрослого у детей формируются трудолюбие, ответственность, целеустремлённость, организованность, чувство коллективизма и многие другие нравственные качества человека социалистического общества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsii.odt | 28 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Нравственное воспитание дошкольника
в труде»
подготовила воспитатель I категории: Давлетова Альмира Мухарамовна.
Трудовая деятельность несёт в себе богатые воспитательные возможности. В процессе такой деятельности при целенаправ-ленном руководстве взрослого у детей формируются трудолюбие, ответственность, целеустремлённость, организованность, чувство коллективизма и многие другие нравственные качества человека социалистического общества.
Труд даёт реальный, зримый результат. При этом под результа-том труда дошкольников следует понимать не только материаль- ное его воплощение – посаженное дерево, отремонтированную игрушку, подклеенную книгу, но, что очень важно в воспитатель- ном отношении, своего рода «моральный продукт» - ребёнок видит: его действия приятны другому, помогают вызывают бла- годарность, доброжелательность. Такое эмоциональное подкреп- ление, заключённое в результате труда, составляет главную педа- гогическую ценность.
Большое значение имеет содержание детского труда. С этим связаны его доступность, интерес к труду, качество его выполне- ния. «Жизнь тысячу раз убеждает в том, - писал В.А.Сухамлинский,- что подготовка ребёнка к отрочеству и юности невозможна без труда, но труд должен быть особенным- таким , который материализует тончайшие движения души».
И наконец, для того чтобы труд стал средством нравственного воспитания, уже в дошкольном возрасте следует давать детям не только сумму трудовых навыков, но и направлять их трудовые уси- лия на общественно полезную работу, в которой рождается первое чувство важности своей деятельности для других, понимание своей деятельности для других, понимание своей связи с участниками коллективного труда.
В труде формируются дружеские взаимоотношения между детьми. Они характери-зуются проявлением доброжелательности, умением уступить, оказать услугу , предло-жить помощь. В совместном труде у дошкольников зарождаются деловые взаимоот-ношения. Для них характерно умение распределять и планировать общую работу, стрем- ление самому доводить дело до конца и требовать этого от товарищей, оказывать друг другу помощь не только из- за симпатии или сопереживания, но и из-за ответственного отношения к порученному делу (чтобы лучше и быстрее закончить общую работу). Пра- вильное формирование дружеских и деловых взаимоотношений детей влияет на качест- во коллективных взаимоотношений.
В трудовой деятельности дошкольники успешно усваивают нравственные нормы поведения, имеют возможность постоянно упражняться в их выполнении и, что очень важно , видеть жизненную необходимость, оправданность таких нравственных норм, как оказание помощи друг другу, бережное отношение к результатам совместного труда.
Педагог должен поощрять проявление детьми инициативы, активности, самостоя-тельности, привлекать внимание всех к достижениям каждого ребёнка. Это поможет ук- репить коллективные взаимоотношения .
В тесной связи с собственным трудом детей должен идти процесс ознакомления их с трудом взрослых и воспитания положительного отношения к человеку- труженику.
В практике при ознакомлении с трудом взрослых уделяется внимание самому процессу труда и его содержанию. Воспитатель формирует у детей представления о кол- лективном характере труда и его общественной значимости, показывает взаимосвязь людей разных профессий. В результате у дошкольников появляются обобщённые и конк- ретные представления об отдельных видах труда и их взаимосвязи, зарождается положительное отношение к собственному труду.
Практика и специальные исследования показали , что если при ознакомлении с трудом взрослых дошкольнику не рассказывать специально о человеке- труженике, он самостоя-тельно не извлекает необходимой информации. И хотя исполнитель труда как бы «пред- логается», т.е. ребёнок понимает, что хлеб выращивают люди, однако собственного отно- шения к конкретным труженикам у него не возникает. И следовательно, не возникает и желание подражать взрослым, быть похожим на них и в собственном труде ,и в пове- дении.
Известно, что дошкольники склонны к подражанию. Эта характерная особенность возраста при правильном её использовании может оказать существенное влияние на нравственное развитие . «Подражание ,- писал Л. С. Выготский,- если его понимать в широком смысле, является главной формой, в которой осуществляется влияние обучения на развитие». Очень важно в самом начале дать ребёнку правильный ориентир, с кого «делать жизнь», кому подражать, на кого стремиться быть похожим.
Для того, чтобы ознакомление с человеком- тружеником стало средством нравствен- ного воспитания и влияло на формирование желания трудиться, необходимо, сделать этот образ эмоционально близким ребёнку, привлекательным, показать такие нравственные черты конкретного человека, как доброта, отзывчивость, жизнерадос-тность, готовность помочь людям, ловкость в работе.
Содержание и формы ознакомления с человеком –тружеником могут быть разнообраз-ными. Они связаны с возрастом детей, уровнем их всестороннего развития. Однако еди-ным правилом должно быть воспитание такого отношения к человеку- труженику, кото- рое бы способствовало появлению у ребенка образа взрослого как идеала, которому хочется подражать, на которого хочется быть похожим.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Нравственное воспитание дошкольников в труде"
Консультация для родителей по нравственному воспитанию в труде...
«Нравственное воспитание дошкольников в труде.»
Консультация для воспитателей...
Нравственное воспитание дошкольников посредствам приобщения их к труду
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на решение ряда задач, одной из которых является формирование нравственных ценностей личности.Счит...
Доклад по духовно-нравственному воспитанию на тему: "Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения как условие эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников".
Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения как условие эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников"....
Статья: "Нравственное воспитание дошкольников в труде"
laquo;Жизнь тысячу раз убеждает в том, - писал В.А. Сухомлинский, - что подготовка ребёнка к отрочеству и юности невозможна без туда, но труд должен быть особенным – так...
«Нравственное воспитание дошкольников в труде».
Консультация для родителей....
«Нравственное воспитание дошкольников в труде».
laquo;Нравственное воспитание дошкольников в труде»....