«Первый класс, или как подготовить ребенка к школе».
консультация (подготовительная группа) на тему
Формирование знаний родителей по проблеме психологической готовности к школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gotovnost_k_shkole_roditelskoe_sobranie.doc | 72 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание: «Первый класс, или как подготовить ребенка к школе».
Цель: формирование знаний родителей по проблеме психологической готовности к школе.
Задачи:
- Дать представление о понятии "Готовность к школе";
- Представить примерную "Модель личности первоклассника";
- Дать практические рекомендации по подготовке ребёнка к школе.
Предварительная работа:
-Разработка памятки для родителей;
- Подготовка презентации по теме;
- Подготовка фильма к собранию.
-Оформление группового помещения для проведения собрания;
-Оформление книжной выставки, где представлена литература по проблеме подготовки детей к школе и различные пособия;
-Оформление демосистемы: «Готовим будущего первоклассника»; «Подготовка руки дошкольника к письму. Игры и упражнения»
Ход собрания:
(слайд 1 ) Добрый день, уважаемые мамы и папы! Совсем скоро прозвенит первый школьный звонок в жизни вашего ребёнка. Осталось не так много времени и 1 сентября Ваши дети переступят порог школ и . сделает первый шаг в Страну знаний.
Первый класс - серьезное испытание, как для ребенка, так и для родителей. Здесь закладывается фундамент будущих успехов на всем школьном пути.
Поступление ребёнка в школу - это всегда переломный момент в жизни ребёнка. Меняется место ребёнка в системе общественных отношений, это переход к новому образу жизни и условиям деятельности, это переход к новому положению в обществе, новым взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми. Что же особенно важно помнить родителям будущего первоклассника? На что следует обратить внимание при подготовке ребёнка к школе? Об этом пойдёт речь на нашей встрече.
- Что такое «готовность к школе»?
(слайд 2) Готовность к школе подразделяется на физиологическую и психологическую. Все виды готовности должны гармонично сочетаться в ребенке.
Физиологическая готовность ребенка к школе.
(слайд 3 )Этот аспект означает, что ребенок должен быть готов к обучению в школе физически. То есть состояние его здоровья должно позволять успешно проходить образовательную программу. Физиологическая готовность подразумевает развитие мелкой моторики (пальчиков), координации движения. Ребенок должен знать, в какой руке и как нужно держать ручку. А также ребенок при поступлении в первый класс должен знать, соблюдать и понимать важность соблюдения основных гигиенических норм: правильная поза за столом, осанка и т. п.
Психологическая готовность ребенка к школе.
(слайд 4) Суть психологической готовности ребенка к школе состоит в определенной системе требований, которые будут предъявлены ребенку во время учебы. Очень важно, чтобы малыш был способен справиться с ними, поэтому нельзя забывать о физиологической готовности детей к школе. Обучение в школе требует от малыша напряжения всех физических сил. Если у ребенка первая группа здоровья, ему показаны нагрузки гимназических классов с их максимально насыщенным учебным планом. Если у него вторая группа здоровья, необходимо задуматься, отдавать ли ребенка в класс с углубленным изучением предметов, кроме того, необходимо внимательно отнестись к выбору дополнительных кружков. Третья и четвертая группы здоровья требуют тщательного выбора нагрузок для ребенка.
(слайд 5) Психологический аспект, включает в себя три компонента:
- интеллектуальная готовность
- личностная и социальная
- эмоционально-волевая
- Интеллектуальная готовность ребенка к школе.
Данный аспект означает, что будущий первоклассник должен обладать определенным комплексом знаний и умений, который понадобится для успешного обучения в школе. Итак, что должен знать и уметь ребенок в шесть-семь лет?
(слайд 6 ) 1. Интеллектуальная готовность к школе означает:
-к первому классу у ребенка должен быть запас определенных знаний (речь о них пойдет ниже);
- он доложен ориентироваться в пространстве, то есть знать, как пройти в школу и обратно, до магазина и так далее;
- ребенок должен стремиться к получению новых знаний, то есть он должен быть любознателен;
- должны соответствовать возрасту развитие памяти, речи, мышления.
Итак, что должен знать и уметь ребенок в шесть-семь лет?
(слайд 7) 1) Внимание.
• Заниматься каким-либо делом, не отвлекаясь, в течение двадцати-тридцати минут.
• Находить сходства и отличия между предметами, картинками.
• Уметь выполнять работу по образцу, например, с точностью воспроизводить на своем листе бумаги узор, копировать движения человека и так далее.
• Легко играть в игры на внимательность, где требуется быстрота реакции. Например, называйте живое существо, но перед игрой обсудите правила: если ребенок услышит домашнее животное, то он должен хлопнуть в ладоши, если дикое – постучать ногами, если птица – помахать руками.
(слайд 8) 2) Математика.
• Цифры от 0 до 10.
• Прямой счет от 1 до 10 и обратный счет от 10 до 1.
• Арифметические знаки: « », «-«, «=».
• Деление круга, квадрата напополам, четыре части.
• Ориентирование в пространстве и на листе бумаги: «справа, слева, вверху, внизу, над, под, за и т. п.
( слайд 9) 3) Память.
• Запоминание 10-12 картинок.
• Рассказывание по памяти стишков, скороговорок, пословиц, сказок и т.п.
• Пересказ текста из 4-5 предложений.
(слайд 10) 4) Мышление.
• Заканчивать предложение, например, «Река широкая, а ручей…», «Суп горячий, а компот…» и т. п.
• Находить лишнее слово из группы слов, например, «стол, стул, кровать, сапоги, кресло», «лиса, медведь, волк, собака, заяц» и т. д.
• Определять последовательность событий, чтобы сначала, а что – потом.
• Находить несоответствия в рисунках, стихах-небылицах.
• Складывать пазлы без помощи взрослого.
• Сложить из бумаги вместе со взрослым, простой предмет: лодочку, кораблик.
(слайд 11) 5) Мелкая моторика.
• Правильно держать в руке ручку, карандаш, кисть и регулировать силу их нажима при письме и рисовании.
• Раскрашивать предметы и штриховать их, не выходя за контур.
• Вырезать ножницами по линии, нарисованной на бумаге.
• Выполнять аппликации.
(слайд 12) 6) Речь.
• Составлять предложения из нескольких слов, например, кошка, двор, идти, солнечный зайчик, играть.
• Понимать и объяснять смысл пословиц.
• Составлять связный рассказ по картинке и серии картинок.
• Выразительно рассказывать стихи с правильной интонацией.
• Различать в словах буквы и звуки.
(слайд 13) 7) Окружающий мир.
• Знать основные цвета и их оттенки, домашних и диких животных, птиц, деревья, грибы, цветы, овощи, фрукты и так далее.
• Называть времена года, явления природы, перелетных и зимующих птиц, месяцы, дни недели, свои фамилию, имя и отчество, имена своих родителей и место их работы, свой город, адрес, какие бывают профессии.
- Личностная готовность ребенка к школе.
(слайд 14) Личностная готовность ребенка к школе состоит в умении и способности контактировать с одноклассниками и учителями.
Умение ребенка общаться с ровесниками, действовать вместе с другими, уступать, подчиняться при необходимости, избегать конфликта- качества, которые обеспечивают ему безболезненную адаптацию к новому социальному окружению. Это способствует созданию благоприятных условий для дальнейшего обучения в школе.
Анализируя предпосылки, необходимые для успешного овладения учебной деятельностью, психолог Д. Эльконин и его сотрудники выделили такие параметры:
-умение детей сознательно подчинять свои действия правилу, которое обобщенно определяет способ действия;
-умение ориентироваться в заданной системе требований;
-умение внимательно слушать и точно выполнять задачу, поставленную в устной форме;
-умение самостоятельно выполнять необходимую задачу по образцу, который воспринимается зрительно.
Рассмотрим более подробно:
(слайд 15) Личностная и социальная готовность подразумевает следующее:
- ребенок должен быть коммуникабельным, то есть уметь общаться со сверстниками и взрослыми; в общении не должно проявляться агрессии, а при ссоре с другим ребенком должен уметь оценивать и искать выход из проблемной ситуации; ребенок должен понимать и признавать авторитет взрослых;
- толерантность; это означает, что ребенок должен адекватно реагировать на конструктивные замечания взрослых и сверстников;
- нравственное развитие, ребенок должен понимать, что хорошо, а что – плохо;
- ребенок должен принимать поставленную педагогом задачу, внимательно выслушивая, уточняя неясные моменты, а после выполнения он должен адекватно оценивать свою работу, признавать свои ошибки, если таковые имеются.
3. Волевая готовность ребенка к школе.
В школе ребенка ждут не только друзья, игры и развлечения. Некоторые родители, стремясь «подготовить» малыша к встрече со школой, забывают рассказать ему, что учеба - это еще и напряженная работа. И ребенок должен делать не только то, что ему хочется, но и то, что требует учитель, школьный режим, программа.
До шести лет происходит оформление основных структур волевого действия. Ребенок уже способен поставить цель, составить план, оценить результат своего действия. Конечно, все это происходит не совсем осознанно и определяется продолжительностью процесса действия. Но укрепить волевое знание о себе поможет игра. Родители, которые это понимают, способны в период домашней работы превратить квартиру в палубу корабля, космодром, больницу, где определенные задачи выполняются с удовольствием, без насилия и угроз. В возрасте 6 лет ребенок способен уже анализировать собственные движения и действия, поэтому он может целенаправленно выучить стих, отказаться от игры ради выполнения какой-либо «взрослой» задачи, способен побороть страх перед темной комнатой, не заплакать от ушиба. Это важно для развития гармонической личности.
(слайд 16) Эмоционально-волевая готовность ребенка к школе предполагает:
- понимание ребенком, почему он идет в школу, важность обучения;
- наличие интереса к учению и получению новых знаний;
- способность ребенка выполнять задание, которое ему не совсем по душе, но этого требует учебная программа;
- усидчивость – способность в течение определенного времени внимательно слушать взрослого и выполнять задания, не отвлекаясь на посторонние предметы и дела.
- Режим будущего первоклассника.
(слайд 17) Дошкольный возраст- это важный период, когда формируется личность ребенка и закладываются основы детского здоровья. Предпосылкой нормального роста и развития ребенка является рациональный режим дня, разнообразное питание, оптимальные условия окружающей среды, физическое воспитание.
Соблюдение правильного режима способствует уравновешенному состоянию ребенка, создает благоприятные условия для физического и психического развития.
- Сон
Сон ребенка должен быть полноценным, что, в свою очередь, способствует восстановлению сил, обеспечивает активную бодрость.
- Прогулка
Прогулка является надежным средством укрепления здоровья и профилактики переутомления. Пребывание на свежем воздухе хорошо влияет на обмен веществ, повышает аппетит, создает закаливающий эффект.
- Занятия физкультурой
Систематические занятия физкультурой положительно влияют на процессы роста и развития детского организма, увеличивают биологический резерв организма ребенка.
(слайд 18- 21) Мы предлагаем вам примерный режим дня для первоклассника.
III. Тренируем руку ребенка.
(слайд 22) Очень важно развивать мелкую моторику ребенка, то есть его руки и пальчики. Это необходимо для того, чтобы у ребенка в первом классе не было проблем с письмом. Многие родители совершают большую ошибку, запрещая ребенку брать в руки ножницы. Да, ножницами можно пораниться, но если с ребенком проговорить, как правильно обращаться с ножницами, что можно делать, а что – нельзя, то ножницы не будут представлять опасности. Следите, чтобы ребенок вырезал не хаотично, а по намеченной линии. Для этого вы можете нарисовать геометрические фигуры и попросить ребенка их аккуратно вырезать, после чего из них можно сделать аппликацию. Это задание очень нравится детям, а его польза очень высока.
Для развития мелкой моторики очень полезна лепка, да и детям очень нравится лепить различные колобки, зверушек и другие фигурки. Учите вместе с ребенком пальчиковые разминки – в магазинах без проблем можно купить книжку с увлекательными и интересными для малыша пальчиковыми разминками. Кроме этого, тренировать руку дошкольника можно с помощью рисования, штриховки, завязывания шнурков, нанизывания бусинок.
IV. Советы родителям.
Важная задача перед родителями – научить ребёнка доводить начатое дело до конца, пусть это будет занятие трудом или рисование, значение не имеет. Для этого нужны определённые условия: ничто не должно его отвлекать. Многое зависит и от того, как дети подготовили своё рабочее место. Например, если ребёнок сел рисовать, но не приготовил заранее всё необходимое, то он будет постоянно отвлекаться: надо заточить карандаши, подобрать соответствующий листок и т.д. В результате, ребёнок теряет интерес к замыслу, затрачивает время впустую, а то и оставляет дело незавершённым.
Большое значение имеет отношение взрослых к делам детей. Если ребёнок видит внимательное, доброжелательное, но вместе с тем требовательное отношение к результатам его деятельности, то он сам с ответственностью относится к ней. С того момента, когда ваш ребенок впервые переступит порог школы, начнется новый этап его жизни. Постарайтесь, чтобы этот этап начался с радостью, и чтобы так продолжалось на протяжении всего его обучения в школе. Ребенок всегда должен чувствовать вашу поддержку, ваше крепкое плечо, на которое можно облокотиться в трудных ситуациях. Станьте ребенку другом, советчиком, мудрым наставником, и тогда ваш первоклассник в будущем превратится в такую личность, в такого человека, которым вы сможете гордиться.
Поверьте в неповторимость своего ребенка, в то, что он единственный, уникальный, и не похож ни на кого и не является вашей точной копией. Поэтому не следует требовать от него реализации заданной вами жизненной программы и достижения поставленной вами цели. Дайте ему прожить собственную жизнь.
Разрешите ребенку быть собой, со своими недостатками, уязвимыми местами и добродетелями, воспринимайте его таким, какой он есть. Подчеркивайте его сильные стороны.
(слайд 23) Мне бы хотелось остановиться на рекомендациях, которым необходимо следовать на этапе подготовки, чтобы не отбить у ребенка желание учиться.
Любовь к ребенку. Не стыдитесь обнаружить свою любовь к ребенку, дайте ему понять. Что будете любить его при любых обстоятельствах.
Не бойтесь «залюбить» своего малыша: берите на колени, смотрите ему в глаза, обнимайте и целуйте, когда он этого хочет.
Средства воспитания. Выбирая орудие воспитательного влияния, отдавайте предпочтение ласке и поощрению, а не наказанию и осуждению.
Старайтесь, чтобы ваша любовь не превратилась во вседозволенность. Установите четкие границы разрешенного и позвольте ребенку свободно действовать в этих рамках. Неуклонно придерживайтесь установленных вами запретов и разрешений. Старайтесь влиять на ребенка просьбами, это наиболее эффективный способ давать ему инструкции. И только в случае откровенного непослушания родители могут думать о наказании. Оно должно отвечать поступку, а ребенок должен понимать, за что его подвергли наказанию. Что бы не случилось, какой бы не была его вина, наказание не должно восприниматься ребенком как преимущество вашей силы над его слабостью, как унижение. Ребенок должен бояться не наказания, а того, что может огорчить вас.
Игровая ситуация. Не забывайте, что путь к сердцу лежит через игру. Именно в процессе игры вы сможете передать необходимые привычки, знания, понятия о жизненных правилах и ценностях; сможете лучше понять друг друга.
Ежедневные беседы. Чаще разговаривайте с ребенком, объясняйте ему непонятные явления, ситуации, суть запретов и ограничений. Помогите научиться выражать свои желания, чувства и переживания, понимать поведение свое и других людей.
Избегайте чрезмерных требований. Не спрашивайте с ребенка все и сразу. Ваши требования должны соответствовать уровню развития его навыков и познавательных способностей. Не забывайте, что такие важные и нужные качества, как прилежание, аккуратность, ответственность не формируются сразу. Ребенок пока ещё учиться управлять собой, организовывать свою деятельность и очень нуждается в поддержке, понимании и одобрении со стороны взрослых. Задача пап и мам запастись терпением и помочь ребенку.
Право на ошибку. Важно, чтобы ребенок не боялся ошибаться. Если у него что-то не получается, не ругайте. Иначе он будет бояться ошибаться, поверит в то, что ничего не может. Даже взрослому, когда он учиться чему-то новому, не всё сразу удаётся. Если заметили ошибку, обратите внимание ребенка на неё и предложите исправить. И обязательно хвалите. Хвалите за каждый даже совсем крошечный успех.
Не думайте за ребёнка. Помогая ребенку выполнять задание, не вмешивайтесь во все, что он делает. Иначе ребенок начнет думать, что он не способен справиться с заданием самостоятельно. Не думайте и не решайте за него, иначе он очень быстро поймет, что ему незачем заниматься, родители всё равно помогут всё решить.
Устраивайте праздники. Обязательно устраивайте маленькие праздники. Повод для этого придумать совсем не сложно. Радуйтесь его успехам. Пусть у Вас и вашего ребенка будет хорошее настроение.
Я предлагаю Вам, посмотреть небольшой фильм. (Приложение 1)
Вы как никто другой знаете своего ребенка, прислушайтесь к нему, постарайтесь понять его чувства и переживания. И тогда 1 сентября станет настоящим праздником для Вас и Вашего ребенка!
В конце собрания каждому родителю раздаются памятки, и проводится опрос о проведенном родительском собрание, его эффективности.
Приложение 1.
Текст к фильму
*Любите ребенка. Не забывайте о телесном контакте с ним. Находите радость в общении с детьми. Давайте ребенку место в семье.
*Пусть не будет ни одного дня без прочитанной книжки.
*Разговаривайте с ребенком, развивайте его речь. Интересуйтесь делами и проблемами ребенка.
*Разрешите ребенку рисовать, раскрашивать, вырезать, наклеивать, лепить.
*Посещайте театры, организовывайте семейные экскурсии по городу.
*Отдавайте предпочтение полноценному питанию ребенка, а не роскошной одежде.
*Ограничивайте просмотр телепередач. Чаще разговаривайте с ребенком. Помните, что ни телевизор , ни радио не заменят вас.
*Не ограничивайте ребенка в общении с ровесниками.
*Не ограждайте ребенка от обязанностей и проблем. Делайте все дела с ним.
*Станьте образцом для ребенка. Ребенок должен гордиться вами.
*Будьте авторитетом для ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Первый класс, или как подготовить ребенка к школе"
Подготовка к школе – процесс многоплановый. И следует отметить, что начинать заниматься с детьми следует не только непосредственно перед поступлением в школу, а далеко до этого, с младшего дошкол...
Консультация для родителей «Первый класс, или как подготовить ребенка к школе».
В консультации рассказывается, как родителям подготовить ребенка к школе. От того, насколько семья сможет понять особенность нового статуса ребенка и оказать ему поддержку, во многом зависит усп...
Первый класс, или как подготовить ребенка к школе.
Консультация для родителей подготовительной группы...
Первый класс или, как подготовить ребенка в школу.
Весна — время...
Памятка для родителей "Первый класс или как подготовить ребенка к школе"
Весна — время особых хлопот в семьях будущих первоклассников. Скоро в школу. Подготовка к школе – процесс многоплановый. И следует отметить, что начинать заниматься с детьми следует не только непосред...
Первый класс, или как подготовить ребенка к школе.
Подготовка к школе – процесс многоплановый. И следует отметить, что начинать заниматься с детьми следует не только непосредственно перед поступлением в школу, а далеко до этого, с младшего дошкол...
Консультация для родителей подготовительной к школе группы «Первый класс или как подготовить ребенка к школе»
Весна - время особых хлопот в семьях будущих первоклассников. Скоро в школу.Подготовка к школе – процесс многоплановый....