Консультация для родителей "Роль отца в воспитании современных детей"
консультация на тему

В консультации расскрывается особая роль мужчины в воспитании детей. Речь идёт о проблемах общения отца и ребёнка, о неготивном влиянии отсутствия  в семье отцовского воспитание на формирование личности ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_ottsa_v_vospitanii_sovremennyh_detey.docx17.32 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на тему:

 «РОЛЬ ОТЦА В ВОСПИТАНИИ СОВРЕМЕННЫХ ДЕТЕЙ».

  Современные семьи, развиваются в условиях качественно новой и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Это, прежде всего падение жизненного уровня большинства семей, рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику детей, увеличение числа неполных и имеющих одного ребенка семей. В современном обществе законом гарантированы равные права мужчин и женщин, в повседневной жизни семьи роли отца и матери неравнозначны. Функции воспитания детей переданы матери. Отцам же отводится второстепенная роль. В своѐ время Фрейд сказал: «У ребѐнка нет более сильной потребности, чем потребность в отцовской защите». Многие мужчины уверены, что уход за ребѐнком – не мужская работа. Это неправильное представление. Можно быть одновременно и нежным отцом и настоящим мужчиной. Известно, что духовная близость и дружеские отношения между отцом и детьми оказывают благотворное влияние на характер ребѐнка и на всю его последующую жизнь. Часто случается, что отцы боятся того, что их дети, особенно сыновья, не станут любить их, если они будут слишком строгими. Поэтому стараются в воспитании отойти на второстепенный план. Но исследования учѐных показали, что дети, как правило, меньше любят тех родителей, которые стоят в стороне от их воспитания. Роль отца представляет собой определѐнный пример поведения, источник уверенности и авторитета. Он – олицетворение дисциплины и порядка. Ребѐнок, растущий без отцовского авторитета, как правило, недисциплинирован, ассоциативен в отношениях взрослых и детей. При сравнении отцов и матерей, которые активно участвуют в воспитании, психологи сделали вывод, что такие отцы успешнее влияют на развитие ребѐнка, чем матери. Психологами получены данные, свидетельствующие о том, что у детей, растущих без отца, большее развитие получают гуманитарные способности. При сравнении материнского и отцовского стилей воспитания было показано, что авторитарность отца оказывает положительное влияние на умственные способности, тогда как авторитарность матери – отрицательное. Обнаружена определѐнная связь между одарѐнностью детей и уровнем сложности отцовской профессии. Дефицит мужского влияния семьях проявляется в виде: нарушений развития интеллектуальной сферы (страдают аналитические и пространственные способности ребенка за счет развития вербальных); недостаточно четкого осуществления процесса половой идентификации мальчиков и девочек; затруднений обучения подростков навыкам общения с представителями противоположного пола; формирования избыточной, патологической привязанности к матери. Для полноценного развития интеллекта ребенка очень важно, чтобы в его окружении начиная с раннего детства, встретились оба типа мышления: и мужской, и женский. Отсутствие отца в семье, с чем бы оно ни было связано, отрицательно сказывается на развитии интеллектуальных способностей, как мальчиков, так и девочек. Особенно значимы в развитии интеллектуальных способностей ребенка первые два года жизни. Поэтому очень важно, в каком возрасте ребенок был лишен возможности, испытывать на себе влияние обоих родителей, являющихся для него первым источником необходимого жизненного опыта. Уже в первые месяцы жизни ребенка отец по-разному играет с мальчиком и девочкой, тем самым начинает формировать их половую идентичность. Первые пять лет жизни играют определяющую роль в развитии черт мужественности у мальчика и в установлении в будущем гетеросексуальных отношений у девочки. Поэтому, чем дольше в этот период ребенку придется жить без отца и никакой другой мужчина не послужит эффективной его заменой, тем серьезнее могут оказаться трудности половой идентификации. Наиболее успешно дети усваивают ту или иную психосоциальную роль в дошкольном возрасте: мальчики в 5-7 лет, у девочек это период более размыт3-8 лет. Под влиянием родителей к 3-6 годам у ребенка складывается представление о принадлежности к определенному полу, что чрезвычайно сильно влияет на весь дальнейший ход формирования его личности как мужчины или женщины. У мальчиков, воспитанных только матерью, наблюдаются развитие женских черт характера, таких как словесная агрессивность, предпочтение игр и занятий, традиционно свойственных девочкам, либо напротив, развитие «компенсаторной мужественности», для которой характерно сочетание преувеличенного мужского поведения с зависимым характером. В развитии девочки отец играет также важную роль. Для нее он мужчина номер один, его черты, особенности поведения, нюансы взаимоотношений запоминаются порой на бессознательном уровне и становятся образцом, к которому впоследствии будут притягиваться все типы отношений будущей женщины с мужчинами. Дефицит мужского влияния в ходе взросления девочки существенно затрудняет ее развитие как будущей женщины, осложняет формирование у нее навыков межполового общения, что впоследствии негативно отразиться на личной и семейной жизни. Отсутствие отца в семье или человека, его заменяющего, сказывается на развитии личности мужского самосознания мальчиков. Лишенные в детстве возможности достаточного общения с отцом мальчики в последующем часто не умеют исполнять свои отцовские обязанности и, таким образом, отрицательно влияют на личностное становление своих детей. Воспитывающиеся без отца мальчики либо усваивают женский тип поведения, либо у них создается искаженное представление о мужском поведении как антагонистически противоположном женскому. В обоих случаях складывается вульгаризованное представление о мужском поведении как агрессивном, грубом, резком и жестоком. Такие мальчики часто менее зрелы и менее целеустремленны, не чувствуют себя в достаточной безопасности, безынициативны и неуравновешенны, более робки. Таким образом, процесс половой идентификации, то есть осознание ребенком своей половой принадлежности и приобретения психологических особенностей поведения, характерных для представителей определенного пола, во многом зависит от состава семьи и влияния матери или отца на формирование у ребенка жизненных и ценностных установок. В неполной семье реализация всех перечисленных выше функций возлагается на мать, и не всегда ей это удается. От издержек материнского воспитания в таких семьях страдают, прежде всего, мальчики. Одна из наиболее распространенных особенностей материнского воспитания в неполных семьях – чрезмерная опека сына матерью. В своем стремлении оградить сына от жизненных трудностей, ответственности и риска матери часто тем самым парализуют детскую волю, мешают сыновьям стать мужчинами. В результате материнская гиперопека может привести к серьезному психологическому осложнению взаимоотношений между сыном и матерью, исходом которой может стать эмоциональное отчуждение, ненависть и вражда. Не всегда взаимоотношения матери и сына приводят к личностной деформации мальчика. Если мать с раннего детства воспитывает в сыне умение преодолевать трудности, поощряет его самостоятельность и инициативу, стимулирует в нем желание быть сильным и смелым, развивает способность рисковать, то у мальчика сформируется мужской стиль поведения и под влиянием матери. В этом случае мать станет для сына надежным другом в течение всей его жизни. Подводя краткие итоги, хотелось бы отметить, что роль родителей в деле воспитания многопланова и отражается на формировании личности ребенка уже в раннем детстве. Отсутствие одного из родителей, например отца, приводит к серьезным нарушениям психического развития ребенка, снижению его социальной активности, деформациям личности и нарушению процесса полоролевой идентификации, а также к различным отклонениям в поведении и состоянии психического здоровья. При рассмотрении психолого-педагогических аспектов этого влияния можно сделать вывод, что у детей из неполных семей чаще возникают нервные и психические расстройства, нарушения поведения, формируется дефектный тип личности и наблюдается множество трудностей психологического характера (от неуверенности и тревожности до нарушения полоролевой самоидентификации и снижения самооценки). Сам факт, когда ребенок воспитывается одиноким родителем, не всегда способствует появлению каких-то отклонений в его развитии, не препятствует счастью, не накладывает на него глубоких специфических черт. Дело в том, что воспитание в таких условиях труднее и возможны определенные опасности, которым необходимо уделить повышенное внимание. Конечно, нельзя считать идеалом, когда дети растут без отца или без матери, но уж если такое случилось, то воспитательные трудности родители могут снизить до самой минимальной меры. Следовательно, в сложных современных условиях таким семьям требуется систематическая квалифицированная помощь. Говоря о роли отца в воспитании ребѐнка, нельзя не заметить. Что, по мнению учѐных, даже некомпетентный родитель на самом деле очень важен. Дети, выросшие без участия отцов, часто имеют пониженный уровень притязаний, у них выше уровень тревожности. Отсутствие отца отрицательно сказывается на учѐбе и самоуважении детей. Дети «холодных отцов» чаще застенчивы, тревожны, их поведение более ассоциативно. Напротив, эмоциональная близость с отцом положительно сказывается на ребѐнке. Труднее даѐтся усвоение мужских ролей и соответствующего стиля поведения, что ведѐт к агрессивности и жестокости. Именно в семье ребѐнок учится осваивать родительские функции и роли. Необходимо поднимать социальную престижность и ответственность отцовства, изменяя устоявшиеся консервативные стереотипы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: «Принципы воспитания современных детей»

Современные дети отличаются от предыдущих поколений больше, чем когда-либо. На них не действует ни тактика внушения чувства вины, к которой обычно прибегают на ранних этапах в семье и общественных учр...

Консультация для родителей "Принципы воспитания современных детей"

ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ДЕТЕЙ. Обращайтесь с детьми уважительно. Никогда не унижайте их!Вы не должны говорить свысока с детьми. Они не уважают людей, чувствующих свое превосходство только...

Консультация в подготовительной группе на тему "ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ДЕТЕЙ"

Консультация в подготовительной группе  на тему "ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ДЕТЕЙ"• Обращайтесь с детьми уважительно. Никогда не унижайте их! Вы не должны говорить свысок...

Консультация для родителей "Принципы воспитания современных детей"

Каждого родителя интересуют вопросы воспитания. Как правильно подойти к воспитанию современного ребенка? Ищем ответы на вопросы....

Консультация для родителей "Воспитание детей в семье последнего российского императора Николая II - пример для воспитания современных детей"

Вопрос воспитания ребенка актуален во все времена и волнует многих родителей. Материал консультации ответит на многие интересующие родителей вопросы, поскажет, как правильно воспитать ребенка в соврем...

Консультация для родителей "Принципы воспитания современных детей"

Консультация для родителей: Принципы воспитания современных детей...

Консультация. Памятка. "Роль отца в воспитании детей."

Роль папы в воспитании ребенка – это основа для личности ребенка. Папа в жизни ребенка  просто необходим и незаменим.Конечно же, девочки больше тянутся к мамам, но отцовская любовь и забота...