Консультации для родителей.
консультация (старшая группа) по теме

Шарпило Наталья Николаевна

В консультации "Нужны ли наказания?" описаны причины детского непослушания. А также даны рекомендации ,которые необходимо соблюдать и тогда наказания не понадобятся совсем.

Консультация " Какие игрушки нужны детям" дает родителям знания о значении игрушки ее роли в игре ребенка. Дает знания о целесообразном  педагогическом подборе игрушек.

В консультации  объясняется какие существуют виды и причины детского воровства . Что нужно знать родителям, чтобы предупредить клептоманию и как себя вести ,если это уже случилось.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Какие игрушки нужны детям?»

Консультация для родителей.

"Какие игрушки нужны детям"

Цель:

1) Дать родителям знания о значении игрушки, ее роли в игре ребенка;

2) Вооружить знаниями о целесообразном педагогическом подборе игрушек.

Развитие богатого эмоционального мира ребенка немыслимо без существования в нем игрушек. У большинства из нас детство связано с любимыми игрушками, которые остались в памяти как близкие друзья. У кого-то это невзрачный мишка, переданный мамой по наследству, малюсенький пупсик с огромным количеством нарядов из лоскутков. А, может быть, просто маленький кусочек меха, перетянутый веревочкой и надежно зажатый в ладошке во время сна. Из огромного количества игрушек, подаренных ребенку, только он сам способен выбрать то, что действительно нужно ему. Именно ту игрушку, память о которой он про несет по всей своей жизни, а возможно, и подарит своим детям вместе с тем чувством близости и теплоты, которое они ощутили вместе. У каждого ребенка должна быть такая игрушка, которой он может пожаловаться, которую может наказать, поругать, пожалеть и утешить. Именно она поможет преодолеть страх одиночества, когда родители уходят, страх темноты. Их ломают, наказывают, забрасывают в дальний угол, но именно о них вспоминают дети в минуты разочарований. Игрушки для ребенка - та «среда», которая позволяет исследовать окружающий мир, формировать и реализовывать творческие способности, выражать чувства; игрушки учат общаться и познавать себя. Подбор игрушек - дело серьезное и ответственное. От успешного решения этой проблемы зависят настроение ребенка и прогресс в его развитии. Чтобы вы могли сориентироваться в необъятной стихии рынка игрушек, мы поговорим о наиболее ценных из них и полезных.

Существуют разные виды игрушек для детей дошкольного возраста.

1) Сюжетные или образные игрушки, игрушки из реальной жизни.

К таким игрушкам относятся куклы, фигурки различных животных, сказочных персонажей, мебель, посуда.

Центральное место отводится кукле. Ребенок во время игры как бы одушевляет куклу, разговаривает с ней, доверяя ей свои тайны и радости, проявляя о ней заботу. Кукла - это и дочка и ребенок в детском саду. Их одевают - раздевают, учат и воспитывают. Мебель для кукол желательно иметь крупную, чтобы ребенок мог и посидеть с куклой за 'столом, полежать с ней рядом на кроватке или на диванчике. Посуду также желательно иметь крупную из пластика или алюминия. Дети с удовольствием используют ее по назначению.

2. Игрушки, помогающие «выплеснуть» агрессию.

К таким игрушкам относятся солдатики, мячи, ружья, надувные подушки, резиновые «груши», скакалки, молотки, дартс, кегли и т. д. Эти игрушки помогают сбросить накал эмоций, но когда ребенок выходит на улицу с «оружием» надо говорить ему, что в живое - людей, животных, птиц стрелять нельзя. Для этого можно нарисовать различные мишени, чтобы ребенок мог пострелять.

3) Технические игрушкиЭти игрушки все больше входят в жизнь. К ним относятся транспорт конструкторы, всевозможные технические агрегаты. Особой

популярностью у детей пользуются разнообразные конструкторы «Лего», развивающие мелкую моторику пальцев, ориентировку в пространстве, мышление, творчество. Дети любят строить из деталей «башни» различной высоты. Различные машины с надписями «Хлеб», «Скорая помощь», «Продукты» и т. д. учат детей ориентироваться в социальной жизни.

4) Игрушки - забавы.

Это смешные фигурки зверей, животных, человечков и т. д., например, зайчик, играющий на барабане, курочка, клюющая зерно, повар, готовящий обед. В основе их лежит движение, сюрприз, неожиданность. Их назначение - позабавить детей, вызвать смех, сопереживание, радость, воспитать чувство юмора.

5) Маскарадно - елочные игрушки.

Эти игрушки связаны с празднованием Нового Года. Различные атрибуты • (ушки, хвост, клюв) помогают детям вжиться в образ того или иного персонажа.

6) Спортивно - моторные игрушки.

Для детей дошкольников младшего возраста спортивные игрушки предназначены для дальнейшего развития моторики движений детей, для стимулирования общей двигательной активности, желания брать участие в подвижных играх и физических упражнениях вместе со взрослыми и другими детьми.

Для спортивных игр предлагаются мячи среднего и большого размера, так как поймать руками маленький мяч ребенку в этом возрасте достаточно тяжело из-за отсутствия четкой координации движений. Младшеньким дошкольникам для развития основных групп мышц необходимы разнообразные мельнички, обручи, педальные машины, трехколесные велосипеды; для тренировки вестибулярного аппарата - качели, лошадки - качалки. Войти в образ, воспроизвести определенную роль ребенку помогают элементы костюмов для подвижных игр («Лохматый пес», «Кот и птички» и подобные).

7) Театральные игрушки.

Эти игрушки по содержанию являются образными, но имеют особое назначение - служат целям эстетического воспитания, развития речи, воображения. К ним относятся, например, Петрушка, куклы бибабо, настольный театр. Показ сказки при помощи настольного театра способствует более яркому и быстрому ее запоминанию.

8) Музыкальные игрушки.

Это погремушки, бубны, колокольчики, дудочки, игрушки. Изображающие пианино, гитару, балалайки и др. музыкальные инструменты. Дети учатся различать звуки различных инструментов, строить ритмический рисунок, пытаются правильно извлекать из них звуки.

9) Дидактические игрушки или игрушки для развития творческой фантазии и самовыражения.

Этим игрушкам принадлежит особое место. С помощью дидактических игр дети знакомятся с цветом, формой, величиной и т. д. К ним относятся разноцветные вкладыши, матрешки, мозаики, пазлы, лото, кубики, пирамидки, краски, пластилин, различные наборы для• рукоделия. Эти игрушки воспитывают у детей сосредоточенность, настойчивость, усидчивость, умение сконцентрировать внимание, целеустремленность, умение доводить дело до конца, а также способствуют развитию мелкой моторики рук.

10) Строительные игрушки.

Эти игрушки состоят из геометрических тел. Строительные игрушки могут быть мелкими (различные строительные наборы) и крупными (модули). С мелким стройматериалом дети играют на столе, создавая различные постройки. С крупным строительным материалом удобнее играть на полу создавать различные домики, из окон которых можно выглядывать, воротца, переходы, в которые удобно пролезать.

На улице для малышей удобны различные песочные наборы - ведерки, совочки, различные формочки для лепки из песка.

При покупке игрушек, пользуйтесь простым правилом: игрушки следует выбирать, а не собирать!

Помните, что все, кроме любимой игрушки, надо периодически менять и обновлять. Если вы заметили, что малыш долго не берет какую-либо игрушку, значит она ему просто не нужна. Спрячьте ее. А через некоторое время ее появление вызовет эмоциональный или познавательный интерес у ребенка.

И еще один совет. Не водите слишком часто детей в магазин игрушек с множеством соблазнительных, но дорогих товаров. Сколько слез и страданий малышей видели сидящие на прилавках дорогие куклы, машины, звери. Эти переживания неспособности получить то, что ему очень хочется, ребенку совсем не нужны. Только когда вы сами готовы подарить ребенку радость, ведите его в магазин и делайте ему праздник. Но при этом, придерживайтесь следующих правил:

• Убедитесь в безопасности игрушки во избежание травм (если это пистолет, то должен стрелять мягкими шариками, а не пульками) ;

• Игрушки не должны иметь резкого запаха, способного вызвать аллергию, так как малыши часто стараются взять игрушку в рот;

• Игрушки должны соответствовать действительности и эстетическим требованиям (цвет, форма, внешний вид) ;

• Игрушки должны соответствовать возрасту детей! Покупая игрушку, смотрите, для детей какого возраста она предназначена.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей: "Нужны ли наказания?"

     Шарпило Н.Н.

2015г.

Наказание – палка о двух концах. Оно больно бьёт и по родителям, и по детям. Надо ли наказывать малыша? Что делать, если малыш не слушается? Чтобы ответить на эти вопросы, рассмотрим причин непослушания.

 Зарубежный психолог Р. Дрейкурс выделил 4 цели неправильного поведения или непослушания:

· получение большего или дополнительного внимания: ребенок полагает, что «если я добьюсь внимания, меня будут ценить», ребенок успокаивается и верит, что он значим, когда он в центре внимания; чувство взрослого, которое сигнализирует о наличии этой проблемы у ребенка – раздражение;

· дети, желающие чем-то выделится и разочаровавшиеся, могут обратиться к следующей цели: добиться власти («все обязаны делать, то, что я хочу»), дети могут пользоваться не только силой (агрессия, упрямство, капризы), но и слабостью (болезни, страх), чувство взрослого – злость;

· если разочаровавшийся ребенок приходит к выводу, что с помощью власти он все равно не может найти положение среди людей, то он выбирает 3-ю цель – стремление отомстить, ребенку кажется, что ему нанесли вред другие люди или обстоятельства, единственный способ добиться ощущения своей значимости – отомстить за себя; ребенок может ломать вещи, вредить людям; чувство взрослого – его обидели, задели, некоторое желание мстить;

· неадекватность – полный уход от самостоятельного решения проблемы, если все предыдущие цели оказались безуспешными. Убеждение ребенка – оставьте меня в покое. Чувство взрослого – бессилие.

Процесс воспитания не может обойтись без наказания. Наказывая ребенка, вы учите отвечать его за последствия своих поступков.

К сожалению, родители не всегда себя сдерживают, чтобы не поднять руку на ребенка. Многие задают шлепки и подзатыльники не задумываясь, по привычке. Родители, которые часто используют физические наказания, добиваются только видимости послушания со стороны детей.

Очень часто наказание вызывает у детей не раскаяние и желание исправится, а совсем другие чувства:

. возмущение и обиду: «Это несправедливо. Я не заслужил такого обращения»;

· месть: «Они выиграли сейчас, но я с ними поквитаюсь»;

· протест: «Я сделаю им назло, пусть они поймут, что я имею право поступать по-своему»;

·   изворотливость, трусость: «В следующий раз я постараюсь не попасться»;

· снижение самооценки «Я плохой».

Наказания могут не понадобиться, если соблюдать следующие правила:

1. Действуйте согласно законам развития ребенка. Например, позволяйте ему много двигаться, не тормозите его любознательность.

2. Попробуйте отвлечь, переключить внимание капризули.

3. Позволяйте попробовать на собственном опыте, «что такое хорошо и что такое плохо» (пусть потрогает весьма теплый чайник и узнает, что об него можно обжечься).

4. Свод запретов не должен превышать 7 пунктов. Все они обоснованы и не отменяемы (нельзя играть у дороги, нельзя сидеть на подоконнике у открытого окна и т. д.).

5. Растолковывайте правила доступным языком, не надо читать длинные нотации. Говорите просто и ясно («Отпусти кошку, ей больно»).

6. Делайте акцент на том, что хорошо, а не на том, что плохо. Не надо говорить: «Не лезь в лужу», а скажите: «Молодец, обошел лужу и ноги сухие».

7. Создайте необходимую среду для роста и развития (организуйте творческий уголок, место, где можно вволю покувыркаться).

8. Не навязывайтесь и помогайте тогда, когда ребенок об этом просит.

9. Соблюдайте разумную альтернативу («Нельзя шуметь в помещении, но можно покричать на улице, в лесу»).

10. Нельзя говорить одно, а делать другое. Например, вы запрещаете говорить «плохие» слова, а сами их употребляете.

11. Нельзя откладывать наказание. Не стоит говорить: «Вчера ты меня не слушался, поэтому сегодня кататься не будешь».

12. Нельзя проявлять непостоянство: то запрещать что-то, то разрешать это делать. Этим вы сбиваете малыша с толку, и он перестанет понимать, что можно, а что нельзя.

13. Нельзя запугивать тем, что вы никогда не выполните («Никогда больше не куплю тебе игрушку»).

Если ваш малыш провинился, можно наказывать лишением привилегий (не разрешить смотреть мультфильм вечером). Только об этом ему надо сообщить сразу же, а потом обязательно осуществить обещание. Главное обязательно осуществляйте последовательность: то, что запрещено – запрещено навсегда, и наказание за это последует в любом случае.

Ни в коем случае не наказывайте малыша трудом, может сформироваться отрицательное к нему отношение.

Физические методы тоже никогда не принесут того результата, который вы ожидаете. Когда ребенку больно, ему не до мыслей о том, что же он сделал не так.

Никогда не запугивайте ребенка: «Я не буду тебя любить», «Уходи, ты плохой». Для любого ребенка это самые страшные слова. Маленький человек ни при каких ситуациях не должен сомневаться в вашей любви.



Предварительный просмотр:

«Детское воровство».

консультация для родителей

                                                                                                                               Шарпило Н.Н.

Большинство детей хотя бы раз в жизни что-то крадут. Существует понятие "детское воровство". Оно отличается от взрослого тем, что ребёнок не понимает, как это выглядит со стороны и чем ему это может грозить. В его представлении, он "просто берёт" то, что нравится, а, значит, ругать его не должны.

Воровство может быть связано с недостаточным развитием волевой сферы: трудно сказать себе "нет", если чего-то очень хочется.

Таким детям трудно справиться с соблазном, даже если они испытывают стыд за свой поступок.

Иногда кражи происходят потому, что деньги и ценности лежат на виду и становятся слишком большим искушением для ребёнка.

Многие дети начинают воровать, когда думают, что их не любят и они никому не нужны. Они считают, что имеют право вредить окружающим, потому что о них никто не заботиться. Дети могут красть у братьев и сестёр из ревности. Родители, узнав о воровстве, чаще всего приходят в ужас, в панике начинают думать, что их ребёнок – настоящий вор и преступник и применяют самые серьёзные меры – стыдят, наказывают. 

Но осуждение и наказание только ухудшают ситуацию, потому что касаются уже случившегося, а не на устранение причин, ведущих к воровству. Нельзя ругать при всех, клеймить ребёнка, иначе единичный поступок может превратиться в суть личности:

раз взрослые говорят – значит, я действительно такой плохой.

Дальше может развиться неверие в себя, озлобленность, убеждённость в собственной испорченности.

 

Что нужно знать родителям, чтобы предупредить воровство у ребенка, и как себя вести, если он уже украл.

  1. Давайте ребёнку карманные деньги, интересуйтесь его материальными потребностями.
  2. Держите деньги и ценности в недоступных местах.
  3. Если у вас что-то пропало, фокусируйте внимание на возмещении пропажи, а не на поимке "преступника". Можете сократить сумму карманных денег ребёнка или не купить задуманную обновку.
  4. Дайте ребёнку шанс возместить украденное и сохранить достоинство. Скажите без осуждения: "Я не хочу вникать, кто взял эту вещь, просто это должно быть возвращено. Надеюсь, через час пропажа найдётся".
  5. Когда вы уверены, что ваш ребёнок что-то украл, не допрашивайте: "Это ты украл? Как ты мог!" 
  6. Скажите просто: "Я знаю, это взял ты. Со мной такое было однажды в детстве. Мне было потом так стыдно и плохо! С тобой тоже сейчас так?" Продолжайте задавать вопросы о чувствах и отношении к происходящему без осуждения в голосе. Часто дети не знают и не задумываются о чувствах других людей, поддавшись порыву.
  7. Убедите ребёнка вернуть украденное хозяину. Вместо наказания и осуждения выразите понимание, что будет стыдно и тяжело.
  8. Опасный симптом, если ребёнок берёт всё, что "плохо лежит". Часто он не помнит, когда и у кого взял вещь, не может объяснить, для чего. Берёт также то, что ему совсем не нужно, может тут же бросить или теряет украденное. Это может быть проявлением некоторых расстройств нервной системы и требует обращения к врачу.

 

-----------------

 

Виды и причины детского воровства

 

Детское воровство – тема сложная и деликатная, ведь зачастую родители, впервые столкнувшиеся с таким поведением своего ребенка, находятся в замешательстве, напуганы и не знают что предпринять. В самом неблагоприятном варианте развития событий родители сразу же прибегают к строгому наказанию ребенка, не разобравшись в ситуации, что зачастую, приводит к еще большим проблемам и даже закреплению такого «трудного» поведения. Надо сказать, что детское воровство, по своей сути, это вид «трудного» поведения и возникает оно, чаще всего, именно в кризисные периоды детского развития (например, в подростковом возрасте).

 

Виды и причины детского воровства:

1. «Истинное» воровство (клептомания). Встречается очень редко и характеризуется непреодолимым желанием что-либо украсть. Клептомания является психическим заболеванием и с ней работает врач-психиатр.

 

2. Воровство как привлечение внимания. Часто случается так, детское воровство становится показателем того, что отношения между родителями и детьми нарушены. Ребенок в такой ситуации добивается внимания привычным для него способом – демонстрацией негативного поведения.

 

3. Воровство как отсутствие четких правил в семье. Детское воровство в семье может стать показателем того, что ребенок просто не знал, что например, деньги из маминой сумки брать нельзя или можно брать, но нужно спросить. Если такие правила не оговариваются или они постоянно меняются (сегодня можно, а завтра – нет), чадо может действительно взять деньги, не считая это нарушением семейных правил. Ребенок также может быть слишком мал для того, чтобы пока разделять вещи на «свои» и «чужие».

 

4. Невротическое воровство. Желание украсть может быть связано с чувством тревоги. Взяв чужую вещь, ребенок испытывает сильные эмоции и острые ощущения, которые заглушают его базовую неуверенность в себе и низкую самооценку.

 

5. Воровство как «подкуп» сверстников. Если на украденные деньги ребенок покупает подарки и сладости одноклассникам – это верный признак того, что ему не хватает внимания и авторитета у друзей.

 

6. Воровство «по принуждению». Ребенок может брать в семье деньги и отдавать их кому-то из сверстников или ребятам постарше, находясь в ситуации запугивания и угроз. Такому ребенку обязательно нужна помощь и поддержка родителей.

 

В любом случае, если вы столкнулись с ситуацией детского воровства в своей семье, не клеймите ребенка «вором»,

а разберитесь в причинах такого поведения. И главное, хорошие взаимоотношения в семье – лучшая профилактика детского воровства.

 

 

 

 

Что делать родителям?

 

Существует четыре основных правила поведения родителей, помогающих остановить воровство независимо от того, маленькие у вас дети или постарше. Эти четыре шага позволят вам добиться устойчивого изменения поведения.

 

Шаг 1. Подойдите к ситуации спокойно и оцените намерения ребенка

Шаг 1 заключается в попытке найти ответы на пять основополагающих вопросов: Что произошло? Где и когда это случилось? С кем был ваш ребенок? Почему он украл? К сожалению, прямой вопрос "Почему ты это сделал?" ведет в никуда. Лучше всего начать с вашей реакции, объясняющей, что, по вашему мнению, произошло и как вы к этому относитесь. Например: "Тим, я огорчилась, когда нашла у тебя в шкафу видеоигру, ведь она не твоя. Как она туда попала?" Если не последует ответа, можно прямо спросить: "Ты взял ее?" Важно запомнить два "не" в родительском поведении. Во-первых, не реагируйте слишком остро. Безусловно, вы будете рассержены и расстроены, но старайтесь держаться спокойно. Во-вторых, не обвиняйте ребенка в воровстве и не называйте его воришкой. Обвинения никогда не решат проблему, а ребенок может начать обманывать, чтобы избежать наказания или неодобрения. Вместо этого признайте существование проблемы и сообща справляйтесь с ней.

 

Шаг 2. Объясните, почему воровать плохо

Изложите ребенку свои взгляды на честность. Именно сейчас постарайтесь, чтобы ребенок понял, почему воровать нехорошо и почему это подрывает моральные устои вашей семьи. Будьте лаконичны и придерживайтесь темы вреда воровства: "Брать без разрешения то,  что тебе не принадлежит, — очень плохо. Мы никогда не берем чужие вещи. Нам нужно доверять друг другу. Я надеюсь, что ты будешь уважать собственность других и всегда будешь спрашивать разрешение, прежде чем что-то одолжить". Помните, что детям часто трудно понять разницу между "одолжить" и "взять", поэтому вам придется объяснить ребенку идею права собственности и уважения к ней. Если ваш ребенок постарше, можно обсудить с ним возможные последствия воровства, такие как потеря друзей, плохая репутация, утрата доверия людей и проблемы с законом. Напомните ему, что в некоторых магазинах принята политика "нулевой толерантности". В таких магазинах не прощают первого нарушения, если вы вернете украденную вещь, а сразу же вызывают полицию. Помните, что одной беседы о честности далеко не достаточно для устойчивого изменения поведения. Почаще говорите с ребенком о честности в течение нескольких недель, чтобы он не только понял, чего вы от него хотите, но и сделал добродетель частью своего привычного образа действий.

 

Шаг 3. Делайте замечания и размышляйте над ситуацией

Дети часто не задумываются о пагубных последствиях воровства. Постарайтесь поставить ребенка на место его жертвы и дать почувствовать, насколько обидно, когда крадут твои вещи. Если ребенок маленький, разыграйте ситуацию с его любимой игрушкой. Якобы украв его игрушку, спросите: "Что бы ты почувствовал, если бы украли твою игрушку? Это было бы справедливо?" Ребенка постарше можно спросить: "Представь, что ты жертва воровства, — ты обнаружил, что из твоего кошелька украдены все деньги. Что ты почувствуешь? Что ты сказал бы человеку, который украл?"

 

Шаг 4. Требуйте восстановления справедливости

И последний шаг — убедитесь в том, что ребенок действительно понимает, почему воровать плохо и что надо сделать, чтобы исправить положение. Лучшее наказание — потребовать, чтобы ребенок извинился перед жертвой и вернул украденную вещь. (Лучше, если при этом вы будете сопровождать ребенка.) Если кража произошла в магазине, переговорите предварительно с хозяином магазина, чтобы доброжелательный продавец простил ребенку содеянное. Если вещь испорчена или ее уже нельзя вернуть, ребенок должен оплатить ее стоимость. Вероятно, вам придется дать свои деньги, но ребенок должен их со временем вернуть из своих карманных денег или же за счет дополнительных ежедневных обязанностей. ПОМНИТЕ: прежде чем идти с ребенком в магазин, выясните, требуют ли обычно в этом магазине вмешательства полиции. А затем принимайте решение, как лучше поступить.

 

 

План поэтапного изменения проблемного поведения ребенка

Если вы хотите, чтобы дети были честными, подавайте им пример честности своим поведением, чтобы они знали, чего именно вы от них ожидаете. Начните с оценки примеров честности в обычной жизни. Например, брали ли вы, не заплатив, конфету или фрукты в бакалейной лавке, или маленький "сувенир" из ресторана или гостиницы (пепельницу, мыльницу и т.п.), который брать не полагалось, или канцелярские принадлежности с работы домой? Если да, то подумайте, каким это может быть примером для ребенка. Пообещайте себе исправиться. Теперь настало время действий по изменению поведения вашего ребенка.

 

Используйте Дневник поэтапного изменения проблемного Поведения ребенка для записи своих мыслей и составления плана Изменений. 

 

1. Обратитесь к шагу 1, поскольку самым важным элементом изменения поведения ребенка является определение факторов, подталкивающих к воровству. Чтобы лучше разобраться в этом, поговорите со взрослыми, которые хорошо знают вашего ребенка и чьему мнению вы доверяете. Несмотря на то, что дети часто крадут, чтобы проверить, сойдет ли это им с рук, такое поведение может указывать на существование более глубокой неудовлетворенной потребности.

Безусловно, здесь следует рассматривать множество факторов, вот примеры. 

 

•   Произошли ли перемены в семье, такие как развод, новый ребенок, новая работа и т.п., из-за которых ребенку не хватает внимания? 

•   Проявляет ли ребенок импульсивность и требует ли он исполнения желаний немедленно? 

•   Может быть, он равнодушный и поэтому не осознает обиды, которую наносит жертве? 

•   Может быть, ребенок не усвоил таких понятий, как честность, собственность и необходимость просить разрешения? 

•  Может быть, в вашей семье нестрогие правила относительно собственности? 

•   Может быть, на него давят сверстники, а ему нужно быть принятым в этой группе? 

•   Может быть, ребенок злой или завистливый и таким образом пытается кому-либо отомстить? 

 

2. Как только вы поймете, почему ребенок ворует, спросите себя, как избавиться от этой проблемы. Например, если вы думаете, что ребенок крадет, чтобы добиться признания сверстников, помогите ему найти друзей, которые помогут ему воспитать характер и научат противостоять сверстникам. Запишите, что вы собираетесь предпринять для решения проблемы, и обяжитесь следовать этому вместе с ребенком. 

 

3.   Перечитайте шаг 2 и подумайте, как вы поможете ребенку научиться уважать собственность других. Например, будете ли вы создавать ситуации, помогающие усвоить понятие собственности, или читать рассказы и сказки о честности, или ежедневно использовать для этого подходящие воспитательные моменты? Не обманывайтесь, думая, что ребенок уже усвоил правила честности. Этой добродетели надо учить постоянно и часто о ней повторять. 

 

4.   Подумайте, что вам следует предпринять, чтобы ребенок понял последствия воровства. Шаги 3 и 4 помогут вам разработать план изменений. Самая важная задача — добиться, чтобы ребенок понял не только то, что воровать плохо, но и то, что в итоге он будет нести ответственность за свои действия. 

 

5.   Если воровство становится часто повторяющейся особенностью поведения, подумайте о консультации у специалиста. Такое поведение нужно немедленно пресекать.

 

Обязательства по изменению проблемного поведения ребенка

Как вы будете использовать четыре шага и план поэтапного изменения проблемного поведения для того, чтобы помочь своему ребенку? Запишите, что вы предпримете в течение ближайших 24 часов, чтобы начать процесс поэтапного изменения проблемного поведения ребенка

 

Результаты поэтапного изменения проблемного поведения ребенка

Исправление поведения — это тяжелая, кропотливая работа, которая должна проводиться последовательно и основываться на закреплении результатов через родительское поощрение. Движение ребенка к изменениям может быть медленным, но обязательно отмечайте и поощряйте каждый его шажок на этом пути.

 

Потребуется не меньше 21 дня, чтобы появились первые результаты, поэтому не спешите сдаваться.

Помните, что если не сработает один подход, то сработает другой.

Еженедельно фиксируйте прогресс в поведении ребенка, пользуясь приведенным ниже образцом.

Ежедневно отмечайте успехи в Дневнике поэтапного изменения проблемного поведения ребенка. 



Предварительный просмотр:

Формирование доброжелательных отношений в детском коллективе

Неумение видеть и воспринимать сверстника (его переживания, желания, проблемы) - основной источник трудных взаимоотношений в детском коллективе. Не секрет: многие дети настолько сосредоточены на себе, на своем «я», что сверстник для них лишь фон их жизни. Интерес представляет только собственная персона. В этом можно убедиться, если попросить ребенка рассказать о сверстнике. Вместо развернутого ответа можно услышать краткую фразу: «Он со мной дружит» или «Он меня обижает».

Отсюда вытекает и воспитательная задача данного этапа - отвлечь внимание ребенка от фиксированности на собственном «я», от сосредоточенности на отношении к себе сверстников, обратить внимание на товарищей вне контекста взаимоотношений. Для этого педагогам ниже предложены игровые задания, для успешного выполнения которых требуется пристальное внимание к партнерам, их действиям, внешности и т.п. Все игры проводятся без слов, без игрушек; содержание, правила, ход направлены на развитие способности видеть другого, чувствовать некую общность с ним. По всей вероятности, игры покажутся детям странными, непривычными. Однако равные права, невербальные контакты снимут напряженность, замкнутость, боязнь того, что кто-то может обидеть.

В ходе игр педагог по возможности избегает инструкций, нравоучений, замечаний; не делит детей на хороших и плохих. Задача взрослого - поддерживать каждого, показывать, что все игроки не противники, не конкуренты, а равноправные партнеры, проявляющие внимание друг к другу.

Именно способность видеть в другом равную и независимую личность - важнейшее условие формирования гуманных отношений со сверстниками. Развитие этой способности - основная задача данного этапа воспитательной программы.

Во что играют современные дети?

Играют в то, что больше всего их эмоционально затрагивает. Играют в погони и преследования, в черепашек-ниндзя, с демонстрацией приемов борьбы. Или в пожары. Что примечательно: особенность современных детей - идентификация с отрицательными героями. С одной стороны, это особенно характерно для слабых детей. Когда они рассказывают сказки, то идентифицируют себя с отрицательными героями. Дети с высоким уровнем тревоги таким образом защищаются от страхов. Отрицательные, жестокие герои в их представлении сильнее добрых. Дети убеждаются, что их родители, которых они любят больше всего на свете, беспомощны перед злом. Отсюда и идентификация зла.

С другой стороны, причиной выбора негативных персонажей может быть и повышенный уровень агрессии у ребенка. Агрессии, возникающей под влиянием семейного воспитания.

Еще одна примета сегодняшнего дня: многие дети играют в основном в компьютерные стрелялки, ходилки. Так они восполняют нехватку эмоций. Это пассивный способ разрядки. Но когда он становится единственным, это плохо. Такие игры - способ ухода от жизни! И если взрослые позволят ребенку уйти от реальной жизни, он не усвоит ничего из того, что в ней есть. К сожалению, компьютер заменяет настоящее общение, являясь конкурентом реальной жизни. Если ребенок часами сидит перед экраном, это симптом неблагополучия его чувств.

Как найти выход?

Если в детстве с ребенком не играли, он вряд ли сам будет играть. И в этом случае важно учить его играть: игра позволяет реализовать эти дискомфортные эмоции. Это своеобразная защита организма. Все мы знаем: если пропустить в жизни ребенка игровой этап, его взрослая жизнь может сложиться совсем по-другому.

Рекомендуемые игры

 «Общий круг»

Ход игры. Воспитатель (собрав детей вокруг себя). Чтобы я могла, вас видеть и чтобы вы могли видеть меня и друг друга, сядьте, пожалуйста, на ковер, образуя круг. А теперь поздороваемся глазами. Я первая поздороваюсь с каждым из вас, глядя ему в глаза. Слегка кивнув головой, дотронусь до плеча своего соседа. Точно так же каждый из вас взглядом и улыбкой будет приветствовать своих товарищей.

Желательно, чтобы дети избегали словесных приветствий. Основная игровая задача - сосредоточить внимание на партнере. Однако если кто-то захочет что-то сказать другому, педагог не препятствует.

«Переходы»

Играющие рассаживаются на стульях, образуя полукруг.

Ход игры. Воспитатель, обращаясь к играющим, предлагает сначала внимательно посмотреть друг на друга, особое внимание обратив на цвет волос партнеров. Затем - поменяться местами так, чтобы крайним справа оказался партнер, у кого самые светлые волосы, рядом с ним - у кого потемнее и т.д. Крайним слева играющие должны посадить того, у кого самые темные волосы. Основное условие игры - никаких шумных обсуждений.

По ходу игры педагог помогает детям - подходит ко всем, объясняет, рассаживает, поглаживает по голове.

«Найди пару»

Игра напоминает предыдущую. Только на этот раз дети подыскивают себе пару по цвету глаз. Если задание вызовет у кого-то затруднения, он может обратиться за помощью к товарищам или педагогу, может подойти с партнером к зеркалу и сравнить цвет глаз. Понятно, полного совпадения здесь быть не может. Задача, поставленная воспитателем перед детьми, состоит в том, чтобы подчеркнуть внешнее сходство.

Дальнейший ход игры: по предложению взрослого дети решают, что они будут делать вдвоем - играть, рисовать или заниматься конструированием.

«Зеркало»

Ход игры. Воспитатель (собрав детей вокруг себя). Наверное, у каждого дома - в прихожей, в ванной комнате или в спальне - есть зеркало. Предположим, что зеркала под рукой не оказалось. Как же тогда узнать, как выглядишь? Как сидит на тебе новый костюм или платье? Вот и разыграем эту ситуацию. Встанем парами друг против друга. Один будет исполнять роль зеркала, т.е. повторять все действия партнера, причем повторять точно. Ведь неточных зеркал не бывает. Другой - представлять, как он приводит себя в порядок утром, умывается, делает зарядку, собирается в детский сад. Потом играющие меняются ролями. Готовы? Тогда попробуем!

Воспитатель, образуя пару с кем-либо из детей, исполняет какое-то время роль зеркала. Затем дети играют самостоятельно, но педагог продолжает следить за ходом игры, помогая тем, кто испытывает затруднение. После того как дети поймут основную игровую задачу,  каждая пара получает возможность выступить перед остальными. Их задача, прежде всего исполнителя роли зеркала, - показать точные, скоординированные движения. Если «зеркало» значительно искажает движения или запаздывает, это означает, что оно испорчено (или кривое). Этой паре педагог предлагает «починить» испорченное зеркало, т.е. потренироваться. Показав два-три движения, дети садятся на стулья, их место занимают два других ребенка.

«Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем»

Правила игры. Из числа играющих составляются небольшие группы (четверо-пятеро детей). Договорившись с помощью педагога, какое действие они будут представлять (или умывание, или рисование, или сбор ягод), дети самостоятельно продумывают и представляют сюжет.

Ход игры. Каждая группа, прежде чем разыграть молчаливое действо, предваряет его фразой: «Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем». Зрители должны отгадать, что они делают и где находятся. Если задача решена, на сцену выходит следующая группа.

Более сложный вариант: действо разыгрывается индивидуально.

Ход игры. Все участники, кроме двух первых, закрывают глаза. Один из них что-либо изображает (поливает цветы, рубит дрова, играет в мячик). Второй повторяет сюжет третьему, который к этому моменту открывает глаза; третий - четвертому и т.д. Задуманное первоначальное действие отгадывает (называет) тот, кто сидит в ряду последним.

«Эхо»

Перед игрой воспитатель выясняет, знают ли дети, что означает слово «эхо». Услышав разные объяснения, может подытожить: «Эхо в греческой мифологии - нимфа. По одной из легенд в наказание за болтливость она потеряла способность говорить и могла лишь повторять окончания чужих слов. По другому мифу, из-за безответной любви к Нарциссу так иссохла, что стала невидимкой и сохранила лишь голос. Но это сказочное толкование, а в действительности эхо, от имени нимфы Эхо, - это звуковая волна, отраженная от какого-нибудь препятствия и принятая наблюдателем. Звуковое эхо воспринимается ухом раздельно от первичного сигнала лишь в том случае, если оно запаздывает не менее чем на 0,05-0,06 секунды».

Ход игры. Играющие разбиваются на две группы: одна изображает путников в горах, другая - эхо. Первая группа, гуськом (цепочкой) «путешествуя» по комнате, по очереди соблюдая паузы, произносит разные звуки, звукосочетания («Ау-у-у-у» или «Тр-р-р-р»). Задача взрослого - регулировать очередность произносимых звуков, т.е. показывать, кто и когда должен произнести свой звук. (Роль ведущего со временем поручается кому-либо из детей.) Вторая группа, спрятавшись по углам комнаты, старается как можно точнее воспроизвести услышанное. Неважно, если звуки воспроизводятся не синхронно. Главное - не искажать и в точности воспроизводить звукосочетание.

Игру можно проводить парами, по тому же сценарию, что и «Зеркало»: повторяются не только движения, но и звуки.

«Испорченный телефон»

Число играющих - не более пяти-шести детей.

Правила игры. Чтобы лучше понять и передать сообщение, играющие садятся ближе друг к другу и смотрят партнеру в глаза, не отвлекаясь на посторонние звуки (могут даже прикрыть одно ухо рукой).

Ход игры. Играющие рассаживаются в «линию». Ведущий (из числа играющих), шепотом расспросив соседа, как он провел выходные дни, громко обращается к товарищам: «Саша рассказал мне, как он провел выходные дни. Хотите узнать, что он делал? (Ответы.) Саша шепотом, на ушко, расскажет об этом своему соседу. Так, по цепочке, мы узнаем о том, что делал Саша».

Громко о том, что сказал Саша, объявляет последний в ряду. Задача играющих - сравнить, насколько изменился смысл передаваемой информации. Если первому играющему трудно сформулировать четкое сообщение, желательно смешного содержания, его начинает передавать взрослый. Иногда дети ради шутки искажают информацию. Тогда из числа играющих выбирается мастер. Ведь телефон испортился и нуждается в починке. Мастер понарошку «чинит» аппарат. Результат его работы оценивается после следующего круга.

«Бабушка Маланья»

Правила игры. Один из игроков, водящий, придумывает какое-нибудь оригинальное движение, остальные его повторяют. Задача играющих – не только согласованно выполнять каждое его движение, но и создавать веселое настроение.

Ход игры. Дети вместе с взрослым образуют круг, в середине которого один из играющих изображает бабушку Маланью. (На бабушке платочек и фартучек.) Запевается смешная песенка, оживляемая выразительными действиями.

У Маланьи, у старушки

Жили в маленькой избушке

Семь сыновей (дети двигаются по кругу, держась за руки),

Все без бровей.

Вот с такими ушами,

Вот с такими носами,

Вот с такими усами,

С такой головой,

С такой бородой (останавливаются и жестами и мимикой изображают то, о чем говорится в тексте:  закрывают руками брови, делают «круглые глаза», большие нос и уши, показывают длинные усы, огромную голову, длинную бороду).

Ничего не ели,

Целый день сидели (присаживаются на корточки),

На нее глядели,

Делали вот так... (повторяют за ведущим любое смешное движение).

«Волны»

Ход игры. Играющие садятся, образуя круг. Взрослый предлагает представить, что они купаются в море, окунаясь в ласковые волны, и изобразить эти волны - нежные и веселые. Тренировка заканчивается «купанием в море»: один из игроков становится в центр круга, к нему по одному подбегают волны и ласково поглаживают пловца. Когда все волны погладят его, он превращается в волну, а его место занимает следующий купающийся.

«Передай движение»

Ход игры. Играющие, образуя круг, закрывают глаза. Взрослый, ведущий, «будит» своего соседа и показывает ему какое-либо действие: причесывается, моет руки, ловит бабочку. Эти движения игрок показывает следующему, и так - по кругу, до последнего. Новое действие загадывает уже кто-либо из детей. Игра продолжается до тех пор, пока у играющих есть желание загадать свое движение.

«Передай настроение»

Ход игры. Примерно такой же, что и в предыдущей, только придумывается и передается не движение, а настроение (грустное, веселое, тоскливое). Первым мимикой, жестами настроение показывает воспитатель. Дети, передав его настроение по кругу, обсуждают, что он загадал. Затем ведущим становится любой желающий. Если он испытывает затруднения, взрослый ему помогает. Действия детей не оцениваются и не обсуждаются. Важно одно: все играющие должны внимательно наблюдать за партнерами и воспроизводить их настроение.

«Выбери партнера»

Ход игры. Сидя по кругу, играющие молча - глазами - выбирают себе партнера, но так, чтобы никто этого не заметил.

На счет «три» (его ведет взрослый) партнеры подбегают друг к другу и берутся за руки. Если с первого раза игра не складывается, дети возвращаются на исходную позицию. Воспитатель следит за тем, чтобы пары менялись.

«Разговор сквозь стекло»

Правила игры. Играющие, с помощью воспитателя составив пары, должны представить, что один из них находится в магазине, а другой ждет его на улице. Но они не успели решить, что нужно купить, а выход - далеко. Проблема решается попыткой договориться через толстое стекло витрины. Кричать бесполезно: партнер все равно не услышит. Как решения задачи воспитатель с кем-либо из детей наглядно проводит и обсуждает сценку. Затем дети играют самостоятельно.

Воспитатель следит за ходом игры, помогает тем детям, у которых что-то не получается. По желанию дети меняются ролями.

«Тень»

Ход игры. Играющие составляют пары. Один исполняет роль тени, в точности копируя то, что изображает партнер: собирает ягоды, грибы, ловит бабочек. Если играющие испытывают затруднение, по просьбе взрослого кто-то из детей наглядно изображает пример. По ходу играющие меняются ролями.

«Найди своего брата или сестру»

Играющие изображают новорожденных слепых детенышей.

Ход игры. Воспитатель косынкой завязывает каждому глаза и шепотом говорит, роль какого детеныша он будет исполнять и какие звуки издавать. Но у каждого детеныша есть брат или сестра, и «говорят» они, конечно, на одном языке: котята - мяукают, щенки - скулят, телята - мычат. Играющие находят друг друга по этим звукам.

Роли распределяются таким образом, чтобы в группе было по два разных детеныша. Как только пары составляются, воспитатель развязывает играющим глаза и предлагает познакомиться - каждому на своем «языке» - с остальными детенышами.

«Радио»

Ход игры. Играющие садятся, образуя круг. Воспитатель, сидя к ним спиной, объявляет, что потерялась девочка. (Подробно описывает чей-то портрет: цвет волос, глаз, рост, характерные детали одежды.) Ее просят подойти к диктору. Задача играющих - определить, о ком идет речь, и назвать имя разыскиваемого. Роль диктора может исполнить каждый желающий.

«Кто сказал?»

Правила игры. Ведущий, сидя спиной к играющим, должен узнать, кто из детей (по указанию воспитателя) сказал: «Ты мой голос не узнаешь, кто сказал - не угадаешь». Играющие меняются ролями, если ведущий узнает его.

Игра продолжается до тех пор, пока все участники не исполнят роль ведущего.

«Магазин зеркал»

Правила игры. Собрав детей вокруг себя, воспитатель предлагает им представить, что те, кто сидит от него по правую руку, - зеркала, а те, кто по левую, - зверюшки. По ходу играющие меняются ролями.

Ход игры. Зверюшки ходят мимо зеркал, которые либо образуют круг, либо выстраиваются в ряд. Они прыгают, строят рожицы, выбирая для себя зеркало. Зеркала точно повторяют их движения, выражения лиц. Если возникают затруднения, педагог не только разъясняет, но и помогает.

«Упрямое зеркало»

Правила игры. Собрав играющих, воспитатель предлагает им представить себя ранним утром в ванной комнате, где висит кривое зеркало - оно повторяет все движения наоборот. Если играющий поднимает руку, зеркало опускает ее; если играющий поворачивает голову налево, зеркало делает то же, но направо.

Ход игры. Разбившись на пары, дети берут себе соответствующие роли с тем, чтобы через некоторое время поменяться. Взрослый не только помогает детям, но и сам включается в игру, взяв на себя вначале роль кривого зеркала.

«Запрещенное движение»

Правила игры. Играющие, образуя полукруг, в точности повторяют все движения ведущего, кроме одного - они не опускают руки, а наоборот, поднимают. Если игра увлекает детей, педагог предлагает любому желающему исполнить роль ведущего.

«Живая карусель»

Детишки берутся за руки, образуя круг. Двигаясь  в одном направлении, постепенно ускоряя темп, они раскручивают карусель, приговаривая:

Сели дети в карусель, карусель-то хороша!

Потихоньку, еле-еле, покатились не спеша.

Ветер скоро налетел, карусель он завертел,

Ветер все сильней, сильней, карусель-то все быстрей!

Ветра мы не испугались, в карусели удержались,

Ветер спрятался за крышу, карусель все тише, тише!

«Пернатые храбрецы»

На игровом поле отмечается местонахождение «усатого кота». Кот спит, а воробьи и воронята летают неподалеку от него, чирикают и каркают:

Мы пернатые юнцы – воробьи и воронята,

Храбрецы и удальцы, нам не страшен кот усатый.

Кот просыпается от птичьих голосов с мяуканьем:

Это кто кричит с утра: «Не боимся мы кота»?

Я, пожалуй, разомнусь, птахой этой подкреплюсь!

После таких слов кот ловит пернатых храбрецов.

«Из семечка - в дерево»

Играющие образуют круг, в центре которого стоит воспитатель.

Содержание игры. Взрослый исполняет роль садовника, дети - семян. По ходу игры они приседают, сжимаются в комочки, втягивают голову в плечи, прикрывают голову руками. Взрослый-садовник поливает «семена», поглаживая их по голове, следит за ростом. С наступлением теплых весенних дней «семена» начинают прорастать дети медленно поднимаются; раскрываются листочки - поднимают руки; растут стебельки - вытягивают тело; появляются веточки с бутонами - руки вытягиваются в стороны, пальцы сжимаются. Наступает радостный момент: бутоны лопаются - дети резко разжимают кулачки (ростки превращаются в прекрасные цветы). Наступает лето, цветы хорошеют с каждым днем - дети любуются собой, улыбаясь цветам-соседям, кланяются, слегка дотрагиваясь до них своими лепестками.

Но вот подул холодный осенний ветер - закачались цветы в разные стороны; борясь с непогодой - машут руками, наклоняют голову, корпус. Ветер срывает листья - руки опускаются, цветы сгибаются, клонятся к земле.

Выпал первый снежок - цветы вновь превращаются в маленькие семечки, укутанные снегом до наступления весны. Воспитатель, обходя играющих, ласково поглаживает каждого.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...