Развиваем руки- чтоб учиться и писать и красиво рисовать
консультация (старшая, подготовительная группа) по теме
Родителей, воспитателей всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Одна из главных задач – подготовить руку ребенка к письму. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvivaem_ruki-_chtob_uchitsya_i_pisat.docx | 17.64 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развиваем руки- чтоб учиться и писать
и красиво рисовать»
Родителей, воспитателей всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Одна из главных задач – подготовить руку ребенка к письму. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Письмо – это сложный навык, включающей выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. В дошкольном возрасте важно развивать механизмы необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
В.А. Сухомлинский писал: что истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев! От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Многие ученые считают, что развитие речевого центра в левом полушарии обусловлено ведущей ролью руки в трудовой деятельности. Не случайно в истории развития человечества роль рук подчеркивается особо. Именно руки дали возможность развить путем жестов тот первый язык, с помощью которого происходило общение первобытных людей. Исследования развития движений рук ребенка представляют интерес не только для педагогов и психологов, но и для других специалистов (философов, языковедов, историков, биологов и т.д.) так как руки, являются специфическим человеческим органом.
К 5 годам возможность точных произвольно направленных движений возрастает, поэтому дети выполняют задание, требующие достаточной точности и согласованности движения кистей рук. К таким заданиям относится оригами, где у детей задействованы обе руки. Им нравится итог занятия. Дети отрабатывают точность движения, ведь от совпадения сторон и углов зависит внешний вид фигурки.
Особая роль в развитии ручной умелости отводиться уверенное пользования ножницами. Надо давать детям постоянные упражнения: вырезывание ножницами различных фигурок из старых открыток, картинок, это очень полезное и увлекательное занятие для будущих школьников. С вырезанными фигурками дети играют, придумывают сказки.
Точность и ловкость движений пальцев приобретается детьми в увлекательном занятии «Сделай бусы». Дети разрезают прямоугольники (используем старые обложки от журналов, репродукции, обрезки цветной бумаги), каждый из них скручивается в виде бусины, конец ее приклеивается. Готовые бусины нанизываются на нитку. Вся работа по изготовлению бус требует сенсорно-двигательной координации, аккуратности, настойчивости, то есть качеств, необходимых для письма. Дети обмениваются бусами, сделанные своими руками, дарят их друг другу, изобретают разные по размеру и цвету бусины. Все это доставляет им радость и удовольствие.
Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Игры эти очень эмоциональные, можно производить как в детском саду, так и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отражают реальность окружающего мира, предметы, животных, людей, их деятельность, явление природы. В ходе «пальчиковых игр» дети активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Игры со счетными пальчиками (спичками) – хорошо развивает подвижность, гибкость руки, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.
Можно изготовить карточки с фигурками со стихотворным сопровождением. Вначале знакомство с геометрическими фигурками на основе которых построены все остальные. Фигурки сопровождают стишки для того, чтобы у ребенка возникал не только зрительный образ, но и слуховой. Эти упражнения можно проводить со всеми детьми, а особенно с теми, у которых наблюдается общее недоразвитие речи. При составлении фигурок из палочек проводятся следующие задания:
1. Сосчитать палочки, из которых выполнена фигура.
2. Если фигура выполнена из разноцветных палочек, то сосчитать палочки каждого цвета.
3. Сосчитать геометрические фигуры, изображающие предметы (сколько квадратов, прямоугольников).
4. Сосчитать уголки (острые, тупые), входящие в фигурку.
5. Самому придумать и сложить фигурку.
Детям нравиться работать с веревочкой. Можно изготовить карточки, где нарисованы различные рисунки узелки. Дети завязывают узелки, согласно рисунку, а потом развязывают, что так же способствует развитию подвижности и гибкости руки. Кроме пальчиковой гимнастики, хорошо проводить с детьми, различные графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики и координации движения руки, зрительного восприятия и внимания. Выполнение графических упражнений в дошкольном возрасте очень важно для овладения письмом. Например, штриховка она укрепляет не только мелкие мышцы пальцев кисти руки, но в процессе работы развивается внутренняя и внешняя речь, логическое мышление, общая культура, активизируются творческие способности. Можно изготовить шаблоны, лекала, карточки с рисунками. Правила игры не трудно запомнить: штриховать только в заданном направлении, не заходить за контуры рисунков, соблюдать одинаковое расстояние между линиями (штрихами). В игре дети принимают условия быстро и легко. Например, игра «Что хотел нарисовать художник». Рисуется круг, а дети на своих листках помогают вспомнить художнику, что же он хотел нарисовать, игра проходит увлекательно эмоционально. Здесь в первую очередь отрабатываются такие штрихи: параллельные отрезки сверху вниз, снизу вверх, слева направо (но не справа налево!). Необходимо указывать направление отрезка, т.е. откуда и куда надо рисовать. В одном рисунке провести штрихи в разных направлениях.
Безусловно, родители должны продолжать начатую работу в детском саду. Как бы ни были заняты родители, они всегда могут найти 10-15 минут, чтобы поиграть с детьми. Это так поднимает у ребенка настроение. Недаром некоторые врачи называют игры родителей с детьми «психологическим витамином.
Литература
С.Е. Гаврина «Популярное пособие для родителей и педагогов. (ред. Вместе учимся играть)
С.Ю. Афонькин «Оригами и аппликация»
Т.И. Тарабарина «Оригами и развитие ребенка» (ред. Вместе учимся играть)
Журналы «Дошкольное воспитание»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развиваем руки, чтобы красиво писать и красиво рисовать»
консультация для воспитателей при подготовке детей к письму...
Консультация для родителей "Учимся красиво рисовать".
Нетрадиционные техники рисования....
Консультация: «Развиваем руки – чтоб учиться и писать и красиво рисовать»
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Т...
«Развиваем руки, чтоб учиться и писать, и красиво рисовать»
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассужд...
Консультация для родителей на тему: "Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать"
Консультация для родителей...
Консультация для родителей. "Нужно ли учить ребенка писать до школы?"
Консультация для родителей. "нужно ли учить ребенка писать до школы?"....
Консультация для родителей: "Развиваем руки, чтобы учиться".
В данном материале вниманию родителей представлена информация о том, как в игровой форме можно развивать мелкую моторику рук дошкольников.О том, как помощью природного материала, счётных палочек игр н...