«КАК И О ЧЁМ ГОВОРЯТ ВАШИ ДЕТИ»
консультация на тему

Реч       Можно сказать, что речь человека – его визитная карточка.  Речь одновременно – необходимая основа мышления и его орудие. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon kak_i_o_chyom_govoryat_vashi_deti.zip99.31 КБ

Предварительный просмотр:

Консультации для родителей в детском саду

«КАК И О ЧЁМ ГОВОРЯТ ВАШИ ДЕТИ»

Речь – один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребёнка. Это обусловлено исключительной ролью, которую она играет в жизни человека. Благодаря речи люди сообщают мысли, желания, передают свой жизненный опыт, согласовывают действия. Она служит основным средством общения людей. Речь одновременно – необходимая основа мышления и его орудие. Мыслительные операции развиваются и совершенствуются в процессе овладения речью. От уровня речевого развития зависит общее интеллектуальное развитие. Можно сказать, что речь человека – его визитная карточка.

В возрасте 11-12 месяцев ребенок быстрее, чем раньше, усваивает названия, обозначающие различные действия, предметы и изображения; связь его с окружающим миром расширяется, игра усложняется, движения совершенствуются. Поэтому взрослым надо использовать каждый благоприятный момент для развития речи ребенка.

Чтобы своевременно развить у ребенка понимание речи, надо больше разговаривать с ним, стремясь организовать его поведение словом. Предложив ему сделать что-либо – «пойди ко мне», «сядь», «покачай куклу» и пр., надо помочь малышу понять просьбу и настоят на том. Чтобы он ее выполнил. Обратившись к ребенку с просьбой, подождите немного, чтобы проверить, понял ли он вас. В том случае, когда ребенок не понимает просьбы, можно пояснить их жестом: «Пойди ко мне» - протягиваете к нему руки, «сядь» - похлопываете рукой по тому месту, куда он должен сесть. Если жест будет ребенку не понятным, надо помочь ему выполнить просьбу, сопровождая это словами.

К концу года ребенок начинает понимать слово «нельзя» и некоторые другие, выражающие запрет. Так, например, Дима быстро ползет к двери, ведущей в коридор, так как заметил, что она оставлена открытой. «Димочка, ты куда?- спрашивает ласково мама.- Нельзя в коридор». Малыш сел, посмотрел на мать и пополз в другую сторону.

Но чем реже вы будете прибегать к запретам, тем лучше. В случае необходимости переключите малыша на другое занятие. Но если вам все же пришлось что-то запретить, будьте тверды и не меняйте своего запрета, несмотря ни на какие протесты ребенка.

В этом возрасте так же следует поощрять попытки ребенка использовать речь для общения с окружающими, вызывать его на звукоподражание, закреплять новые осмысленные слова.

Первые слова могут быть очень простыми, состоять из отдельных звуков, слогов. Так, например, если он при виде кошки говорит «кс-кс-«, то «кс», обозначающее кошку на данном этапе считается словом. Овладев к году всего-10-15 словами, ребенок каждое из них использует для обозначения разных вещей. Но по мере того как ребенок узнает все большее число слов и начинает все более тонко различать окружающее, он все правильнее использует слова для обозначения предметов, животных, движений и для выражения своих желаний. Надо стремиться к тому, чтобы он не только научился произносить слова, но и активно пользовался ими.

1. Начнём с вас. Даже если вы молчаливы от природы - всё равно говорите с малышом. Ребёнок легче понимает обращенную к нему речь, если она объясняет то, что происходит с ним и вокруг него. Поэтому сопровождайте свои действия словами!

2. Встреча взглядов. Озвучивайте любую ситуацию - но только если вы видите, что ребёнок слышит и видит вас. Не говорите в пустоту, смотрите ему в глаза. Это особенно важно, если ваш ребёнок чрезмерно активный, постоянно двигается. Если ваш малыш ещё только лепечет или говорит мало слов, старайтесь, чтобы он видел вашу артикуляцию.

3. Говорите чётко. Говорите просто, чётко, внятно проговаривая каждое слово, каждую фразу. Известно, что дети очень чутки к интонации; поэтому каждое слово, на которое падает логическое ударение, старайтесь произносить как можно более выразительно.

4. То же, но по-разному. Повторяйте помногу раз одно и тоже слово, да и фразу: но в этом случае - меняя порядок слов («Папа пришёл, пришёл наш папа», «Мячик упал, упал мячик, упал»). Это позволяет ребенку легче услышать и понять: фразы делятся на слова. Если вы хотите, чтобы ребёнок усвоил какое-нибудь новое слово, старайтесь употреблять его в разных контекстах и не единожды.

5. Но: не переусердствуйте! Не употребляйте слишком длинных фраз. И не перегружайте ребенка, предъявляя ему сразу большое количество заведомо незнакомых слов.

Что делать, если вы заняты, а ребенок рядом?

Игры— «превращалки»

Жили-были разные слова. Но, однажды они так веселились, играли, бегали, танцевали, что перепутали свои буквы и слоги. Наведи порядок в словах: босака (собака), ловосы (волосы), лекосо (колесо), посаги (сапоги) и т. д.

Замени первый звук в словах, которые я скажу, звуком «Щ» и назови новое.  Был кит, а стал щит, тучка — щучка, река — щека, венок — щенок, мель — щель.

Давай искать слова на кухне. А вот и корзинка (коробочка, мешочек и т. д.), в которую мы их будем складывать.

Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? Плиты?..

Игра в «слово».

Я найду слова везде:

И на небе, и в воде,

На полу, на потолке,

На носу и на руке!

Вы не слышали такого?

Не беда! Играем в СЛОВО!

Угостим друг друга «вкусными» словами. Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» его вам на ладошку, а затем вы ему, и так до тех пор, пока не «съедите» все.

Можно поиграть в «сладкие», «кислые», «соленые», «горькие» слова.

 «Приготовим сок» Спросите ребенка, какой сок получается из яблок (яблочный), из груш (грушевый), из слив (сливовый), из вишни (вишневый), из моркови, лимонов, апельсинов и т. д. И наоборот — из чего получается апельсиновый сок?

«Назови ласково» Попросить ребенка назвать ласково все предметы на кухне.

«Что, где лежит?» Предложить ребенку рассказать где какие предметы находятся (вверху, внизу, слева, справа, в…., на…., под…, за…, между…, около…. и т.д.)

«Веселый счет» Предложить малышу посчитать посуду (тарелки, вилки…и т.д.). Например, одна тарелка, две тарелки, три тарелки, четыре тарелки, пять тарелок… и т.д.

Надеемся, эти  советы помогут вам в повседневной жизни и во время занятий с вашими детьми. Удачи в воспитании ваших чад. Их будущее в ваших руках. Развитие их речи - это одна из самых важных задач, которую вы должны им помочь решить.

А хорошая речь – это основа нашего интеллекта.

Подготовили воспитатели:

Чумченко Н.Ю.

Сидоренко О.И.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анонс книги Адель Фабер, Элейн Мазлиш. "Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14445254","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","style":"height: 300px; width: 179px;","width":"287"}}]] К моему стыду, я тольк...

"Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили" Памятка для воспитателей

Данная памятка разработана по книге А.Фабер и Э. Мазлиш "Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили"...

"Говорят ваши дети!"

Презентация ко дню Матери....

Консультация для родителей ЧАЩЕ ГОВОРИТЕ ДЕТЯМ: «Здоровый образ жизни ваших детей»

Что такое здоровье? Самый простой ответ: здоровье - это отсутствие болезней. Здоровье - это когда ты весел и всё у тебя получается. Здоровье - это счастье! Здор...

Консультации для родителей "Какие слова нельзя говорить вашему ребенку"

laquo;Какие слова нельзя говорить вашему ребенку» Консультативный материал для родителей...