"Рисование в жизни ребенка"
консультация (подготовительная группа) на тему
Консультация для родителей. "Рисование в жизни ребенка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
risovanie_v_zhizni_rebenka.docx | 310.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Так ли важно рисование в жизни ребенка?
Мы до сих пор мало знаем и, скорее всего, недооцениваем возможности индивидуального контакта человека с искусством, его влияние на отдельную личность. А ведь когда-то искусство было тесно связано со всеми сторонами жизни человека. Это слияние искусства со многими, в том числе с глубинными, сторонами жизнедеятельности человека ранних общественных формаций принято объяснять примитивным складом мышления людей древности. Однако, скорее всего, были какие-то объективные биологические факторы, благодаря которым искусство сумело занять столь важное место в общественном и индивидуальном развитии человека.
Удивительное явление искусства - рисование в детстве. Каждый ребенок в определенный период жизни с упоением рисует грандиозные композиции. Правда, как свидетельствует жизнь, увлечение это проходит и навсегда. Верными рисованию остаются только художественно одаренные дети. Но с 2-3 лет и до подросткового возраста дети в своих рисунках обязательно проходят стадии «каракулей», «головоногов». Рисунки детей разных народов, но одного возраста удивительно схожи между собой, что говорит о биологической, внесоциальной природе детского рисования.
Зачем и почему дети рисуют? В начале жизни особенно важно развитие зрения и движения. Рисование на первых порах помогает координировать работу этих систем. Ребенок переходит от хаотического восприятия пространства к усвоению таких понятий, как вертикаль, горизонталь; отсюда и линейность первых детских рисунков. Рисование участвует в конструировании зрительных образов, помогает овладеть формами, развивает чувственно-двигательную координацию.
Дети постигают свойства материалов, обучаются движениям, необходимым для создания тех или иных форм и линий. Все это приводит к постепенному осмыслению окружающего.
Рисование – большая и серьезная работа для ребенка. Даже каракули содержат для маленького художника вполне конкретную информацию и смысл. Взрослых удивляет то, что спустя продолжительное время ребенок всегда точно указывает, что и где именно изображено на листе, покрытом, казалось бы, случайным переплетением линий и закорючек. Что касается смешных неправильностей в рисунках. Рисунки эти строго отражают этапы развития зрительно-пространственно-двигательного опыта ребенка, на который он опирается в процессе рисования. Так, примерно до 6 лет дети не признают пространственного изображения, рисуя только вид спереди или сверху, и совершенно не поддаются в этом отношении какому-либо обучению. Суть в том, что дети, как иногда кажется окружающим, вовсе не безразличны к своему творчеству. И эта эстетическая значимость собственной изобразительной деятельности проявляется рано: детям нравятся свои рисунки больше, чем образец, с которого они рисовали.
Известный педагог И. Дистервег считал: «Тот, кто рисует, получает в течение одного часа больше, чем тот, кто девять часов только смотрит». По мнению многих ученых, детское рисование участвует и в согласовании межполушарных взаимоотношений, поскольку в процессе рисования координируется конкретно-образное мышление, связанное в основном с работой правого полушария мозга. Координируется и абстрактно-логическое мышление, за которое отвечает левое полушарие. Здесь особенно важна связь рисования с мышлением и речью. Осознание окружающего происходит у ребенка быстрее, чем накопление слов и ассоциаций. И рисование предоставляет ему эту возможность наиболее легко в образной форме выразить то, что он знает, несмотря на нехватку слов.
Большинство специалистов – и психологов, и педагогов – сходятся во мнении: детское рисование – один из видов аналитико-синтетического мышления: рисуя, ребенок как бы формирует объект или мысль заново, оформляя при помощи рисунка свое знание, изучая закономерности, касающиеся предметов и людей вообще, «вне времени и пространства».
Ведь дети, как правило, рисуют не конкретный образ, а обобщенное знание о нем, обозначая индивидуальные черты лишь символическими признаками (очки, борода), отражая и упорядочивая свои знания о мире, осознавая себя в нем.
Вот почему, по мнению ученых, рисовать ребенку так же необходимо, как и разговаривать.
Ведь неслучайно Л. С. Выготский называл рисование «графической речью».
Будучи на прямую связанным с важнейшими психическими функциями – зрением, двигательной координацией, речью и мышлением, рисование не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой. Помогает ребенку упорядочить бурно усваиваемые знания, оформить и зафиксировать модель все более усложняющегося представления о мире.
Наконец, рисование – это важный информационный и коммуникативный канал.
Альбом для рисования (В.Берестов)
И в десять лет, и в семь, и в пять
Все дети любят рисовать.
И каждый смело нарисует
Всё, что его интересует.
Всё вызывает интерес:
Далёкий космос, ближний лес,
Цветы, машины, сказки, пляски...
Всё нарисуем!
Были б краски,
Да лист бумаги на столе,
Да мир в семье и на Земле.
Моя картинка (М.Мюллер)
Нарисую я тропинку,
На тропинке - мама,
Нарисую я малинку,
А в малинке - папа.
Нарисую я лужок,
На лужке том - я,
Нарисую я лесок,
А в нём - мои друзья.
Получилась у меня
Вот такая красота!
И друзья здесь, и семья,
И любовь, и доброта!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему: "Роль рисования в жизни ребенка"
Для чего дети рисуют? Для одних - это мимолетное увлечение, для других - это навсегда. А есть ли польза в рисовании? Что оно дает?......
Консультация для родителей "Так ли важно рисование в жизни ребенка?"
Важность рисования в жизни детей дошкольного возраста...
Так ли важно рисование в жизни ребенка?
Консультация для родителей....
Так ли важно рисование в жизни ребенка? консультация для родителей
консультация для родителей. Так ли важно рисование в жизни ребенка? Мы до сих пор мало знаем и, скорее всего, недооцениваем возможности индивидуального контакта человека с искусством, его вл...
Так ли важно рисование в жизни ребенка?
Консультация для воспитателей. Статья о том, почему некоторые дети, переступив порог в 5 - 6 лет, не любят и не умеют рисовать. Статья о нетрадиционных техниках рисования и как они помогают детям подг...
«Рисование в жизни ребенка: нетрадиционные техники рисования»
Рисование для ребенка - это не просто интересное занятие!!!...
Статья воспитателя детского сада об обучении детей рисованию "Рисование в жизни ребенка"
Статья о значении изобразительной деятельности для ребенка дошкольника....