Консультация для родителей детей"Скоро в школу"
консультация (подготовительная группа) на тему
Готовность к школе- это определенный уровень психического развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley_detey_podgotovitelnoy_gruppy.docx | 20.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей детей подготовительной группы «Скоро в школу!»
Готовность к школе не определяется, вопреки мнению многих родителей, объемом имеющихся у ребенка знаний и количеством занятий в различных подготовительных классах и группах развития при школах и образовательных центрах. Что, собственно, означает «готовность к школе», которая доставляет так много хлопот педагогам и заставляет так сильно нервничать родителей? Готовность – это определённый уровень психического развития человека. Не набор некоторых умений и навыков, а целостное и довольно сложное образование. Причём неправильно суживать его исключительно до «готовности к школе». Каждая новая ступень жизни требует от ребёнка определённой готовности – готовности включаться в ролевые игры, готовности отправиться без родителей в лагерь, готовности обучаться в ВУЗе. Если ребёнок в силу проблем своего развития не готов вступать в развёрнутые отношения с другими детьми, он не сможет участвовать в ролевой игре. Если он не готов ехать в лагерь без родителей, оздоровительный отдых обернётся для него пыткой. Не готов играть по правилам университета, не сможет успешно учиться. Но наивно полагать, что можно предотвратить какие-то сложности в его жизни, опережая события. Существует непреложная логика личностного развития: человек не может в своём развитии перейти на новый этап, если он не пережил, не прожил полноценно этап предыдущий. Характерный пример: психологическая служба получила разрешение работать в детском доме. Набрав всевозможных книжек, игрушек, развивающих пособий психологи пришли к детям. Выяснилось, что никакие книжки, игрушки детдомовским детям не нужны. Им нужно посидеть на коленках, потрогать бусинки, потеребить пуговичку. Эти дети не прожили полноценно стадию общения с взрослым. И они пробуют восполнить этот пробел при любом удобном случае. Естественно, за счёт тех видов деятельности, которые должны были бы соответствовать их возрасту. Чтобы ребёнок из дошкольника превратился в школьника, он должен качественно измениться. У него должны развиться новые психические функции. Их невозможно развить заранее, потому что в дошкольном возрасте они отсутствуют. «Тренировка» - вообще слово некорректное по отношению к маленькому ребёнку. Моторика, мышление, память – это всё прекрасно. Только к школьной готовности относится не только это. Это процесс внутренний, и извне им управлять невозможно.
Что отличает ребёнка, готового к школе?
Во-первых, ребёнок должен уметь видеть учебную задачу, принимать её. Д. Б. Эльконин- говорил об этом: первый показатель готовности к школе – «приём учебной задачи». Когда учитель пытается объяснить детям смысл умножения на примере выложенной плитками кухни, а дети начинают задавать вопросы о цвете плитки, о магазине в котором плитку купили, о том, какая машина столько плитки привезла и т. п., это значит: они не могут принимать учебную задачу, не видят её. Почему? потому что они не готовы к школьному обучению.
Во-вторых, ребёнок, готовый к школьному обучению, умеет выделять общий способ действия. Он способен охватить ситуацию целиком, её смысловую составляющую. Дошкольник же на его месте будет действовать формально. Вот пример. На одном занятии в детском саду воспитательница написала на доске пример: «5-3». Дети должны были придумать задачу по этой записи. И один мальчик задачу придумал: «У мамы было пять ножниц. Три она взяла и съела. Сколько ножниц осталось? Опускаем характеристику мальчика. Интересно, что ответили другие дети. Они ответили: «осталось двое ножниц». На полном серьёзе. Никто не засмеялся. Ну, и действительно. Пять – это три и два. Три убрали, два осталось. Умеют считать эти малыши? Умеют. Готовы к школе? Не готовы.
Третья составляющая готовности к школе – появление специфической самооценки. Проводилось исследование самооценки у дошкольников и младших школьников. Для этого использовался ряд сюжетных картинок. Например, на картинке изображалась горка. По ней на лыжах съезжает мальчик. А на следующей картинке этот мальчик лежит в сугробе, лыжи в разные стороны торчат. Или девочка поднимает ведро с водой. А на другой картинке ведро упало, вода разлилась. Детям задаётся вопрос: «Почему так вышло? В чём причина неудач? » Что отвечают дошкольники? Горка крутая, ведро тяжёлое. А школьники? Мальчик не очень хорошо умеет кататься на лыжах. Девочка недостаточно сильная, чтобы ведро поднять. Но мальчик, добавляют они, потренируется и научится съезжать. Девочка тоже подрастет, и обязательно с ведром будет справляться. О чём это свидетельствует? О разном подходе к жизни. Дошкольники ещё не выделяют себя из окружающей действительности в качестве субъектов деятельности. Местоимение «я» для них тотально: не я в конкретной деятельности, а «я» вообще, в целом. При таком взгляде на жизнь его не то, что первая двойка или тройка, его четвёрка убьет наповал. Ведь если «я» нарисовал не очень хорошо, значит – «я» плохой. Это значит – меня любить не будут.
И, наконец, четвёртая составляющая: дошкольник живёт в игровом пространстве. Его интересует сюжет, но совершенно не интересует процессуальная сторона деятельности. Казалось бы, это парадокс: ведь дошкольник и мыслит-то, только что-нибудь делая. Но он не оценивает способы своей деятельности. Если задача у него не получается, дошкольник скажет: «А я как будто сделал! ».
Не менее важно воспитать в будущем школьнике волевые качества: самостоятельность, настойчивость, ответственность. Без них невозможно успешное обучение в школе. Эти качества воспитываются не только на учебных занятиях, но и в других видах деятельности. Способность к волевому напряжению создается путем постоянного упражнения. Эффективным средством воспитания воли является хозяйственно-бытовой труд. Потребность в нем возникает в детском саду и дома, его жизненная необходимость понятна ребенку. Для участия в нем дети должны овладеть определенными умениями, навыками обращения с орудиями труда, должны понимать его цель, планировать и контролировать свои действия, прилагать усилия. Таким образом, этот труд воспитывает качества, необходимые ребенку в любой деятельности, в том числе и учебной. Что может делать ребенок 6-7 лет по самообслуживанию и в помощь взрослым в хозяйственно-бытовом труде? Ребенок старшего возраста может: участвовать в уборке квартиры, мыть и протирать игрушки, стирать кукольное белье, свои носки, гладить мелкие вещи, помогать взрослым в приготовлении еды, помогать накрывать на стол и убирать со стола, мыть чайную посуду. Старший дошкольник может научиться застилать свою постель, и это станет его постоянной обязанностью. Он может ухаживать за своей одеждой и обувью. При систематической работе ребенок быстро овладевает необходимыми для выполнения данного труда умениями. Бытовой труд довольно однообразен. Поэтому многие дети, вначале охотно занимавшиеся этим трудом, вскоре утрачивают к нему интерес. Иногда родители утверждают, что их дети с удовольствием подметают пол. Однако выясняется, что делают они это не систематически, а когда им хочется это делать. Но если подметание пола станет его постоянной обязанностью, то далеко не каждый ребенок будет столь же охотно без напоминаний выполнять ее. А если ребенок помнит о своих обязанностях, старательно доводит дело до конца, то можно сказать, что у него есть чувство ответственности, что он может проявлять настойчивость. Существенным в характеристике волевых действий ребенка является их мотив: почему он проявляет настойчивость, что побуждает его выполнить работу? Мотивы могут быть различными: и общественно направленными и эгоистическими. Как же следует организовывать труд детей в семье и как им руководить, чтобы он способствовал воспитанию настойчивости и ответственности. Прежде всего, взрослые, должны определять, какие обязанности по дому будет выполнять ваш ребенок. Если раньше у него не было обязанностей, то надо вводить их постепенно. На первых порах лучше выполнять работу вместе с ребенком. Затем можно выделить ему часть общей работы для самостоятельного выполнения. Необходимо учитывать особенности его нервной системы и физические возможности. Давая поручения ребенку, разъясните ему цель предстоящей работы. Родители нередко допускают ошибку: дав задание, не указывают конечный результат его. Это затрудняет возможность самоконтроля и оценку результатов, снижает у детей целенаправленность действий и чувство ответственности. Необходим систематический контроль взрослых за деятельностью ребенка, даже если тот уже неплохо владеет трудовыми навыками. Контроль взрослых влияет на характер действий ребенка, предупреждает ошибки. К преодолению трудностей побуждает ребенка одобрение родителей, выражение им радости по поводу его успехов, похвала, проявление доверия, поддержка в случае неудачи, оказание необходимой помощи, напоминание о том, как он хорошо справился с трудностями. Но слишком захваливать ребенка нельзя. Воспитанию ответственности способствует обсуждение в семейном кругу того, как ребенок трудился, что у него хорошо получилось, что ему не удалось и почему. Дети, начиная дело, не в состоянии предвидеть тех трудностей, которые могут возникнуть на их пути, оценить свои силы, умения, знания. Если они своевременно не получают необходимой помощи, то могут потерять интерес к делу и отказаться от поставленной цели. Поэтому задача взрослых- оказать ребенку некоторую помощь, вызвать у него желание преодолеть затруднения и добиться результата. Конечно, каждый из вас хотел бы, чтобы его ребенок как можно лучше был бы подготовлен к школе. Но, не забывайте о том, что ограничиться только подготовкой детей к обучению грамоте и математике недостаточно.
Примерный материал к памятке для родителей
Проверьте, умеет ли ваш ребенок:
Заниматься одним делом (не только интересным) в течении 20-30 минут; Понимать и выполнять простейшие задания, которые дает взрослый (например, нарисовать мужчину, а не просто человека, робота, принцессу и т. д.) .Действовать точно по образцу
Действовать в заданном темпе, без ошибок на протяжении 4-5 минут (например, рисовать простой геометрический узор в тетради в клетку под диктовку взрослого: «кружок - квадрат – кружок – квадрат», а потом – без подсказки, но с той же скоростью) ;Хорошо ориентировался в пространстве и на листе бумаги, не путать «над», «под», «вверх», «вниз», «направо», «налево» (например, рисовать узор по клеточкам, следуя инструкции взрослого») ;
Запоминать короткие стишки (чем больше, тем лучше) ; Ориентироваться в понятиях «больше – меньше», «раньше – позже», «сначала – потом», «одинаковое – разное».
Важно также проверить, не стесняется ли ваш ребенок посторонних (как взрослых, так и детей, способен ли контактировать с ними (по собственной или их инициативе, в состоянии ли он соблюдать правила в игре, следить за соблюдением их другими участниками. И если ребенок все это умеет, да еще знает буквы и свободно считает в пределах десятка, многие трудности его минуют.
Какую практическую помощь может оказать родитель первокласснику?
Как быть, если ваш малыш не видит клеточки, не может отсчитать их, не может поместить цифру в клетку (строчку? Рисуйте дома вместе с ребенком ежедневно.
В понедельник, например, фломастером - толстым и тонким сначала «кривулечки», потом дорисовывайте, чтобы получился смешной или просто узнаваемый рисунок. Так малыш научится видеть не только плоскость, но и линии.
Во вторник карандашами, тоже толстыми и тонкими. Надо заштриховать рисунок то густо, то бледно (шариковая ручка, как известно, напрягает мышцы кисти, а наши работы помогут их расслабить) .
В среду возьмите акварельные краски или гуашь и тонкой кисточкой обведите рисунок. Сначала крупные (большие ромашки, фигурки, а потом мелкие (ягодки или кружочки).
В четверг закрашивайте рисунки акварелью, чтобы кисточка оставляла тоненькую полоску. Причем закрашивать нужно самым кончиком кисточки, не прижимая его к бумаге. Так рука и глаза приучаются работать вместе.
О чтении. Не заучивайте азбуку наизусть. Не читайте по пять раз одно и то же. Выучите все буквы сразу и поищите книги с кратким текстом. Развесьте слова в комнате и научите их узнавать. Потом прочитайте книгу вместе с ребенком (две книжечки за неделю -достаточно) .
О математике. Выпишите или покупайте детские журналы и разгадывайте ребусы, кроссворды, находите различия и сходство в картинках. Это позволит освоить сравнение в математике. Отгадывание ребусов даст целостность, тут происходит как бы стыковка математики и русского языка, в них есть слова, знакомые в обиходе, но непонятные по отношению к листу бумаги (это слова «за», «над», «под»). А что такое кроссворд? Это столбики и сама клеточка, в которую все вписывают.
Не запрещайте играть девочкам в куклы, а мальчикам в машинки. Играя, они освоят счет и задачи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей дошкольников "Скоро в школу"
Учитель-дефектолог отвечает на вопрос, волнующий всех родителей будущих первоклассников: "Что значит: ребенок готов к школе?"...
Консультация для родителей Тема: «Скоро в школу!»
Познавательная консультация для родителей о подготовке ребенка к школе....
Консультации для родителей ДОУ: Скоро в школу
На будущий год Ваш ребенок пойдет в первый класс. Перед родителями встают вопросы:Как подготовить ребенка к школе?На что нужно обратить внимание, чтобы переход из ДОУ в школу был менее болезненным?Нек...
Консультация для родителей Тема: «Скоро в школу!»
Консультация для родителейТема: «Скоро в школу!»Вот и заканчивается последний год пребывания наших детей в детском саду. Завершается этап развития, именуемый дошкольным детством. Скор...
Консультация для родителей Тема: «Скоро в школу!»
Конспект родительского собрания в подготовительной группе «Особенности готовности ребенка к школе»...
Консультация для родителей Тема: «Скоро в школу»
Наши дети стали взрослее ещё на один год. Теперь они воспитанники подготовительной группы, самые старшие в детском саду. Совсем скоро в школу!...
Консультация для родителей дошкольника «Скоро в школу»
Данный материал предлагает родителям практическое руководство и конкретные формы работы с детьми ...