Правильное произношение звуков - залог успешного обучения в школе.
консультация (младшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Правильное произношение звуков -
залог успешного обучения в школе.
Речь не передается по наследству, ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающей речевой среды. Поэтому так важно, чтобы взрослые в разговоре с малышом следили за своим произношением, говорили с ним не торопясь, четко произносили все звуки и слова спокойным, приветливым тоном (надо учитывать, что некоторые слова малыш слышит впервые, и как он их воспримет, так и будет произносить). Неряшливая, торопливая речь взрослых отрицательно скажется на речи ребенка, он может также невнимательно относиться к своему высказыванию, не заботиться о том, как его речь воспринимается слушателем. Если дома постоянно говорят громко, торопливо, раздраженным тоном, то и речь малыша будет такой же.
Нередко причиной неправильного произношения звуков является подражание ребенком дефектной речи взрослых, старших братьев, сестер, товарищей, с которыми малыш часто общается.
В общении с ребенком, особенно в младшем дошкольном возрасте, нельзя "подделываться" под детскую речь, произносить слова искаженно, употреблять вместо общепринятых слов усеченные слова или звукоподражания: "Ляля хочет бай-бай", сюсюкать. Это ничего, кроме вреда, ребенку не даст - будет лишь тормозить усвоение звуков, задерживать своевременное овладение словарем. Отрицательно сказывается на речи малыша частое употребление взрослым слов с уменьшительными и ласкательными суффиксами, а также произнесение недоступных для понимания слов, сложных в звуко-слоговом отношении. Если ребенок неправильно произносит какие-либо звуки, слова, не следует передразнивать его, смеяться или, наоборот хвалить за такие успехи.
В нашей стране широко развита сеть оказания помощи детям, страдающим различными нарушениями речи. Исправление недостатков произношения звуков осуществляется в логопедических кабинетах при детской поликлинике по месту жительства. Занятия по воспитанию правильной речи проводятся специалистом-логопедом. Но некоторые недостатки произношения звуков, неточности в употреблении детьми слов легко устранить и доступно это не только воспитателю, но и родителям. К исправлению речевых ошибок надо подходить очень осторожно. Нельзя ругать малыша за его плохую речь и требовать, чтобы он немедленно и верно повторил трудное для него слово. Часто это ведет к тому, что малыш старается не употреблять его, заменяя другим, порой неудачным, или вообще отказывается говорить, замыкается. Исправлять ошибки надо в доброжелательном тоне, в тактичной форме. По
возможности не надо повторять неправильно произнесённое ребенком слово.
Лучше дать правильный образец его произношения. Например, ребенок научился правильно говорить звук "р", но употреблять его не всегда или не во всех словах: "Сегодня "холошая" погода", - говорит Костя. В данном случае взрослый может сказать: "Костя, ты умеешь произносить "р", а в слове "хорошая" ты произнес его не верно. Скажи так, чтобы ясно было слышно в этом слове "р": хорррошая.
Занимаясь с ребенком 5-7 лет дома, читая ему книги, рассматривая иллюстрации, родители нередко предлагают ему пересказать содержание сказки, рассказа, ответить, что изображено на картинке. Дети легко справляются с этим заданием, но в своем рассказе иногда допускают речевые ошибки. В беседе иногда умственно и психически нормально развивающиеся дети испытывают трудности в овладении речью. Чаще это бывает у ослабленных постоянными болезнями ребят. Такие дети, как правило, нуждаются в дополнительной работе над звукопроизношением, общим речевым развитием. Своевременное формирование правильного произношения имеет важное значение для общей культуры речи и, следовательно, для нормального речевого общения со сверстниками и взрослыми, для успешного овладения грамотой, а при поступлении в школу - для усвоения школьной программы.
Произносительная сторона речи в основном формируется в дошкольном детстве. На занятиях и в повседневном общении воспитатель упражняет детей в четком произнесении слов, в правильном использовании интонационных средств выразительности, учит их говорить достаточно громко, не спеша, развивает фонематический и речевой слух. Однако нельзя забывать, что ребенок много времени находится вне стен детского сада: в кругу семьи, со сверстниками во дворе и т.д. В общении с окружающими обогащается его словарь. Малыш учится правильно произносить звуки, строить фразы, высказывать свое мнение по тем или иным вопросам. Овладение ребенком речью успешнее идет тогда, когда с ним занимаются не только в дошкольном учреждении, но и в семье.
Недостатки произношения могут быть результатом нарушений в строении артикуляционного аппарата: отклонения в развитии верхних зубов по отношению к нижним и т.д. Чтобы предупредить дефекты речи, очень важно следить за состоянием и развитием зубочелюстной системы, вовремя обращаться за советами к стоматологу, устранять дефекты, лечить зубы.
Чтобы научиться четко и правильно произносить звуки, слова, ребенок должен прежде всего услышать их. Слуху принадлежит важная роль в овладении речью, в правильном и своевременном усвоении звуков. Слыша слова, а в словах одни и те же звуки, малыш и сам начинает произносить их. Однако даже при незначительном снижении слуха он лишается возможности нормального восприятия речи. Поэтому важно обращать внимание на необходимость оберегать ребенка от сильных постоянных звуковых воздействий (включенные радио, телевизор на полную громкость), а при заболеваниях органов слуха - на своевременное лечение в медицинских учреждениях.
Родителям следует беречь еще неокрепший голосовой аппарат ребенка: не допускать чрезмерно громкой речи, особенно в холодную погоду, приучать его дышать через нос, предупреждать хронический насморк.
Родителям нужно помнить, что вредно нагружать малыша сложным речевым материалом, заставлять повторять непонятные слова, заучивать сложные по форме, содержанию и объему стихотворения, учить правильно произносить звуки, которые в силу неподготовленности артикуляционного аппарата ему еще не доступны (например, в три года произносить звук "р", шипящие), читать художественные произведения, предназначенные детям школьного возраста. Перегрузка ребенка речевым материалом может привести к заиканию, неправильному формированию звуков - боковые шипящие, горловое произнесение звуков "р" и др.
Воспитатель подчеркивает, что в ходе высказывания перебивать ребенка не следует, - надо дать ему возможность завершить задание, а затем, запомнив неточности в его речи, указать на ошибки, дав правильный образец.
Нельзя уклоняться от вопросов, задаваемых ребенком, хотя порой не всегда на них можно обещать рассказать ему в другой раз, когда он, скажем, поспит, взрослый же за это время сможет подготовиться к рассказу.
Как бы ни были заняты родители, нужно выслушать ребенка до конца, когда он делится своими впечатлениями об увиденном во время прогулки, о прочитанной ему книге, о просмотренном мультфильме.
Овладение ребёнком речью находится в тесной взаимосвязи с его умственным и психическим развитием. Расширяя круг представлений ребёнка об окружающих предметах и явлениях, знакомя его с художественными произведениями, беседуя с ним на различные бытовые темы, близкие и доступные для понимания, родители будут тем самым не только расширять кругозор, но и способствовать быстрейшему овладению им правильной речью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей: «Правильная речь ребёнка-залог успешного обучения в школе»
Каждый родитель стремится к тому, чтобы его ребенок вырос гармонично развитым - был крепким, здоровым, умным, успешным и удачливым. Правильная речь – важнейшее условие всестороннего полноценного раз...
Правильная речь ребёнка - залог успешного обучения в школе
Каждый родитель стремится к тому, чтобы его ребенок вырос гармонично развитым - был крепким, здоровым, умным, успешным и удачливым. Правильная речь – важнейшее условие всестороннего полноц...
Консультация для родителей: «Правильная речь ребёнка-залог успешного обучения в школе»
Консультация для родителей: «Правильная речь ребёнка-залог успешного обучения в школе»...
Правильная речь ребёнка - залог успешного обучения в школе
Правильная речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития ребенка и успешного обучения в школе....
Правильная речь ребенка — залог успешного обучения в школе
Важной составляющей, основой успешного обучения в школе является правильная, развитая речь ребенка. Родители должны понимать, что чем богаче и правильнее речь у ребенка, тем легче ...
«Правильная речь ребёнка-залог успешного обучения в школе»
Каждый родитель понимает, что правильная речь очень важна на всех этапах жизни ребенка. Правильная речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития ребенка и успешного обучения в шко...