Консультация для родителей "Развиваем речь детей"
консультация на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №34»
Консультация для родителей
«РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ДЕТЕЙ»
Подготовила воспитатель:
МБДОУ№34
Гумарова З.З.
г. Нижнекамск,2014г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
На пятом году жизни значительно увеличиваются познавательные и речевые возможности детей. Дети средней группы любознательны, самостоятельны и активны в освоении социальной и природной действительности.
Центральным направлением работы по развитию речи детей четырех-пяти лет является воспитание их инициативности и самостоятельности в речевом общении со взрослыми и сверстниками, обучение формам монолога. Дети приобретают навыки связной речи, расширяется их словарный запас, речь постепенно становится грамматически оформленной.
Развитие эмоционально-психологической сферы ребенка данного возраста осуществляется в следующих направлениях.
Представления, умения, навыки.
Развитие связной речи.
Ребенок должен:
- осваивать умения диалогической и полилогической речи: охотно вступать в речевое общение с окружающими; задавать вопросы, отвечать на вопросы; слушать ответы товарищей; участвовать в коллективном разговоре, поддерживать общую беседу; говорить по очереди, не перебивая собеседника; в разговорном общении пользоваться (с помощью воспитателя) разными типами предложений в зависимости от характера поставленного вопроса;
- знать формы вежливого обращения к взрослым и сверстникам с просьбой, благодарностью, обидой, жалобой;
- замечать неточности и ошибки в своей речи и в речи товарищей, доброжелательно исправлять их;
- осваивать умения монологической речи: составлять короткие (в 5-6 предложений) описательные рассказы о предметах, рассказы из собственного опыта; пересказывать литературные произведения; воспроизводить текст по иллюстрациям; сочинять повествовательные рассказы, используя игрушки, картины; составлять описательные загадки и загадки со сравнением;
- пользоваться элементарными формами объяснительной речи.
Развитие словаря,
Ребенок должен осваивать и использовать в речи:
- названия предметов и материалов, из которых они изготовлены (ткань, бумага, дерево, резина и др.);
- названия живых существ и сред их обитания (земля, почва, воздух); некоторых трудовых процессов (кормление животных, выращивание овощей, стирка белья, сервировка стола и др.);
- слова, обозначающие части предметов, живые организмы, жизненные явления, их свойства и качества: цветовые оттенки, вкусовые качества, степени качества объектов (мягче, светлее, темнее, толще, тверже и т. п.), явлений (холодно, мокро, солнечно и др.);
- слова, обозначающие некоторые родовые и видовые обобщения (игрушки, посуда, животные, растения и др.), а также лежащие в основе этих обобщений существенные признаки (живые организмы - растут, размножаются, развиваются; посуда - это то, что необходимо людям для еды, приготовления и хранения пищи, и т. д.);
- слова и выражения, необходимые для установления отношений с окружающими, обозначающие социально-нравственные представления детей: слова приветствия, благодарности, извинения, участия, эмоционального сочувствия, сострадания и т. п.
Грамматическая правильность речи.
Ребенок должен научиться:
- свободно пользоваться простыми предложениями (полными, распространенными, с однородными членами и др.);
- для передачи временных, пространственных, причинно-следственных связей употреблять сложноподчиненные предложения;
- правильно использовать суффиксы и приставки при словообразовании для выражения отношений между объектами;
- самостоятельно пользоваться системой окончаний существительных, прилагательных, глаголов для правильного оформления речевого высказывания.
Звуковая культура речи.
Ребенок должен:
- овладевать произношением наиболее трудных звуков - свистящих, шипящих, [л], [р]; к пяти годам чисто произносить все звуки, четко воспроизводить фонетический и морфологический рисунок слова;
- говорить внятно, в среднем темпе, голосом средней силы;
- учиться эмоционально, выразительно читать стихи, регулируя интонацию, тембр, силу голоса и ритм речи в зависимости от ее содержания.
Подготовка к обучению грамоте.
Ребенок должен:
- знать термины «слово», «звук», правильно их понимать и использовать;
- знать, что слова состоят из звуков, звучат по-разному, могут быть длинными и короткими; учиться сравнивать слова по протяженности;
- учиться звуковому анализу слов:
а) самостоятельно произносить слова, интонационно подчеркивая в них нужные звуки;
б) различать на слух гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные;
в) определять место звука в слове (первый, последний, в середине);
г) самостоятельно выделять слова с заданным звуком (сначала на основе наглядности, затем по представлению);
- со второй половины года учиться анализу односложных трехзвуковых слов по схеме и модели, составлять предложения по «живой модели».
Уровни освоения программы.
Низкий. В общении ребенок малоактивен, избегает объяснений, не владеет формами объяснительной речи. Затрудняется в построении развернутых предложений. В его речи отмечаются грамматические ошибки, речь невнятна. При пересказе затрудняется, требует помощи взрослого, нарушает последовательность событий. Описательные рассказы бедны по содержанию, фрагментарно передают особенности предметов. Различает слово и звук. Выделяет звуки в слове только с помощью взрослого; не различает гласные и согласные, твердые и мягкие звуки. Пассивен в работе со схемами и моделями.
Средний. Ребенок активен в разговорном общении, отвечает на вопросы. Требует помощи в объяснительной, речи. Грамматические ошибки в речи нечасты; в звуковом отношении речь внятная, достаточно громкая, эмоциональная. При пересказе и составлении описательных рассказов требуется помощь. Ребенок владеет простым предложением, в построении сложных затрудняется. Допускает ошибки в звуковом анализе слов, затрудняется в диффе-ренпировке твердых и мягких звуков.
Высокий. Ребенок инициативен в разговоре, отвечает на все вопросы, задает встречные. Проявляет интерес и самостоятельность в использовании простых форм объяснительной речи. Слова произносит чисто, пользуется средствами эмоциональной и речевой выразительности. Самостоятельно пересказывает рассказы и сказки, с небольшой помощью взрослого составляет описательные и сюжетные рассказы, сочиняет загадки. Проявляет интерес к языку, самостоятельно производит звуковой анализ односложного трехзвукового слова с использованием модели и схемы, различает гласные и согласные, твердые и мягкие звуки, активно участвует в составлении предложений по «живой модели».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация "Общее недоразвитие речи детей дошкольного возраста""
Речь, одна из центральных, важнейших психических функций, "зеркало" протекания мыслительных операций, эмоциональных состояний, средства самореализации и вхождения в социум. Она имеет огромное влияние ...
Консультация «Особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста».
Возраст от двух до четырёх лет имеет особое значение для речевого развития ребёнка. В отличие от периода раннего детства, когда ребёнок для достижения речевых целей пользовался внеречевыми средствами,...
Консультация «Особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста».
Возраст от двух до четырёх лет имеет особое значение для речевого развития ребёнка. В отличие от периода раннего детства, когда ребёнок для достижения речевых целей пользовался внеречевыми средствами,...
Консультация родителей «Развитие речи детей 3-4 лет».
Как развивать правильную речь ребёнка в 3, 4 года?Все мы хотим, чтобы речь нашего ребенка была грамотной, внятной. Ребенку 3-4 лет сложно овладевать сразу и грамматикой речи (согласовывать части речи ...
Консультация "Развитие связной речи детей средней группы посредством дидактических игр"
Консультация "Развитие связной речи детей средней группы посредством дидактических игр"...
Консультация " Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы"
Огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка имеет художественная литература...
Консультация для родителей "Речь детей раннего возраста"
Основными задачами детей ясельного и младшего возраста является общее развитие речи, обогащение словаря, развитие связной речи....