Консультация для родителей. Что надо знать о мелкой моторике.
консультация (средняя группа) на тему
Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditele1.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей.
Что надо знать о мелкой моторике.
В последнее время мы часто слышим о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?
Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкую моторику. Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Педагоги и психологи рекомендуют начинать активную тренировку пальцев ребенка уже с восьмимесячного возраста.
У большинства современных детей, особенно городских, отмечается как общее моторное отставание, так и слабое развитие моторики рук. Еще лет двадцать назад взрослым, а вместе с ними и детям, большую часть домашних дел приходилось выполнять руками: стирать и отжимать белье, перебирать крупу, вязать, вышивать, штопать, подметать и мыть полы, чистить и выбивать ковры, готовить еду и т.д. Сейчас не принято штопать одежду, мало кто занимается рукоделием, многие операции за человека выполняют машины — кухонные комбайны, стиральные машины, моющие пылесосы. Все эти тенденции самым непосредственным образом отражаются на развитии детей, особенно на развитии моторики рук. Можно говорить о том, что уровень моторного развития рук (сила, ловкость, скорость и точность движений) и ручных навыков (использование различных инструментов — ножниц, иголки, лопатки др., застегивание и расстегивание застежек и т.д.) в дошкольном возрасте является диагностическим фактором, определяющим уровень развития общей моторики и речи. И если руки развиты не достаточно, то это часто свидетельствует о некотором отставании в развитии ребенка.
Кроме того, занятия мелкой моторикой окажут благотворное влияние на общее развитие ребенка, помогут ему стать более самостоятельным и уверенным в себе. Развивая мелкую моторику у детей, вы развиваете интеллект ребенка и совершенствуете точность его движений. Все занятия с ребенком должны приносить радость. Только в этом случае они принесут пользу и приучат любить все исследовать и изучать. А это самое главное для развития ребенка. Для развития моторики прекрасно подходит лепка и массаж рук.Лепить можно из мягкого пластилина, мокрой глины и кусочка теста. Например, вы готовите на кухне, дайте ребенку кусочек теста, пусть для начала лепит колобок или другие фигурки: деревья, грибы, овощи. Такие игры помогут вам с пользой занять ребенка, когда вы заняты готовкой. Позже можно лепить из пластилина более сложные детали, самолетик, вертолетик, машинку и др. Развивайте мелкую моторику у детей, помогая собирать пирамидку, пазлы, занимаясь с крупами в тазике, переливая водичку из одного стаканчика в другой, изучая различные материалы: наждачная бумага, атласная ленточка, мех, пластмасса и т.д.
Очень полезная процедура – массаж рук. Берем орехи со скорлупой, кладем на стол, и предлагаем малышу покатать их по столу ладошками. Покажите, как можно спрятать орех в крупе, и потом найти его. Можно спрятать орех в миске с горохом, дети любят ковыряться в мелких предметах.
Самомассаж — один из видов пассивной гимнастики, его необходимо проводить ежедневно, желательно 2-3 раза в день. Он оказывает тонизирующее действие на ЦНС, улучшает функции рецепторов.
Работа по тренировке тонких движений пальцев рук может начинаться очень рано: с 3- , 4-месячного возраста ребенка. Вначале — это только массаж кистей рук и пассивные сгибания и разгибания пальцев младенца. С 7—8 месяцев уже вполне возможна и активная тренировка: ребенка можно обучать перебирать сначала крупные, затем все более мелкие яркие предметы. В конце первого — начале второго года ребенку становятся доступны многие игры: с вкладышами, нанизывание колец пирамид, упражнения и игры с пальчиками, сопровождаемые чтением народных стихов-потешек. Эти игры создают благоприятный фон, обеспечивают хорошую тренировку пальцев, учат улавливать ритм речи.
В дошкольных учреждениях уделяется большое внимание развитию мелких групп мышц у детей. Развитие ручной умелости может осуществляться на различных занятиях (лепка, рисование, конструирование и т. д.). Большую роль играют физкультурные занятия, так как они представляют широкие возможности для тренировки мелких мышц кисти в различных видах деятельности, носящих большей частью игровой характер (подвижные игры с потешками, речитативно-физкультурные композиции, перекладывание мелких предметов в эстафетах, броски и ловля и многое другое). Навыки, приобретенные на занятиях, не всегда получают подкрепление в быту. Они как бы оторваны от реальной жизненной ситуации и, следовательно, недостаточно полноценно воспринимаются ребенком (основываясь на критериях мыслительной деятельности данного возраста). Для повышения эффективности занятий по развитию мелкой моторики, а так же с целью достижения более высоких результатов необходимо родителям использовать методы и приемы, применяемые на занятиях в домашних условиях. С этой целью можно рекомендовать предлагаемые в данной программе игры-опыты и игры-эксперименты, с помощью которых ребенок познает окружающий мир, получает необходимый сенсорный опыт, развивает мелкие группы мышц, а самое главное — ребенок обучается в общении с родителями и через родителей!
Потешки для развития мелкой моторики
Аккуратно расправляйте пальчики малыша и массируйте их, начиная с мизинца и заканчивая большим пальчиком и наоборот.Этот пальчик — дедушка,Этот пальчик — бабушка,Этот пальчик — папа,Этот пальчик — мама,Ну, а этот пальчик — я.Это вся моя семья! Впоследствии можно учить ребенка самостоятельно поочередно загибать пальчики. А под слова последней строчки «Это вся моя семья!» учить сгибать и разгибать все пять пальчиков на руке.
cорока
Сорока, сорока, сорока-белобокаКашку варила, детишек кормила.(указательным пальцем правой руки водят по ладошке левой)
Этому дала,
Этому дала,Этому дала,
Этому дала.(по очереди загибают пальцы, начиная с большого)
Этому не дала:
Ты воды не носил,Дров не рубил,
Каши не варил- Ничего тебе нет!(мизинец не загибается)
ладушки-Ладушки, ладушки!
Где были?-У бабушки.-Что ели?-Кашку.-Что пили?-Бражку.Кашку поели,
Бражку попили.(ребенок и взрослый ритмично хлопают в текст потешки)
Шу-у-у…полетели!На головку сели,
Петушком запели.Ку-ка-ре-ку!(поднимают руки вверх и опускают на голову)
варежка
Маша варежку надела:
(сжать пальцы в кулак)
«Ой, куда я пальчик дела?Нету пальчика, пропал,В свой домишко не попал».
(все пальцы разжать, кроме большого)
Маша варежку сняла:»Поглядите-ка, нашла!
(разогнуть оставшийся согнутым палец)
Ищешь, ищешь — и найдешь,Здравствуй, пальчик, как живешь?»
(сжать пальцы в кулачок)
замок
На двери висит замок.(соединить пальцы обеих рук в замок)
Кто его открыть бы мог?(пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны)
Постучали,(не расцепляя пальцы, постучать ладонями друг о друга)
Покрутили,(покрутить сцепленные руки в запястьях)
Потянули(пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны)
И открыли.(расцепить пальцы)
Комплексы по самомассажу и массажу
Самомассаж начинается с растирания подушечек пальцев в направлении к ладони одной руки, затем другой. Далее проводится растирание ладони одной руки от середины к краям большим пальцем другой руки. После чего проводится комплекс упражнений.
Растирание ладони
«Ручки греем» - упражнение выполняется по внешней стороне ладони.
Очень холодно зимой,
Мёрзнут ручки: ой, ой, ой!
Надо ручки нам погреть,
Посильнее растереть.
«Добываем огонь» - энергично растираем ладони друг о друга, чтобы стало горячо.
Добываем мы огонь,
Взяли палочку в ладонь.
Сильно палочку покрутим -
И огонь себе добудем.
«Стряпаем» - имитируем скатывание колобков, по 4 раза влево и вправо.
Раскатаем колобок,
Колобок – румяный бок.
Будем сильно тесто мять,
Будем няне (маме) помогать.
Растирание пальцев
«Крепко пальчики сожмём,
После резко разожмём» -
Руку сжать в кулак. Резко разжать (5 раз)
«Зажигалка» - обеими руками одновременно растираем о большие остальные пальцы по очереди (с указательного по мизинец),
растирание каждого пальца по 2 раза. Двигать большим пальцем к себе и от себя:
«Зажигалку зажигаю,
Искры, пламя выбиваю!»
«Мельница» - сцепить пальцы рук и большими пальцами изобразить мельницу.
Закружилась мельница,
Быстро мука мелется.
«Точилка» - сжав одну руку в кулачок, вставляем в него поочерёдно по одному пальцу другой руки и покручиваем влево-вправо каждый пальчик по 2 раза.
Мы точили карандаш,
Мы вертели карандаш.
Мы точилку раскрутили,
Острый кончик получили.
«Точим ножи» - активное растирание раздвинутых пальцев, движения рук вверх-вниз.
Ножик должен острым быть,
Будем мы его точить.
Раз, два, три, четыре,
Острый ножик наточили.
«Пила» - ребром ладони одной руки «пилим» по ладони другой руки.
Пилим, пилим мы бревно,
Очень толстое оно.
Надо сильно постараться,
И терпения набраться.
«Вот все пальцы на виду!
Бух! – теперь их не найду»
Вытянуть руки вперёд. Поднять кисти рук вверх, дать им свободно упасть вниз.
«Ручкой ручку поддержу,
Сильно ею потрясу»
Одной рукой поддерживать другую в запястье и энергично встряхивать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Что надо знать о своём ребёнке?"
Консультации для родителей не должны вызывать зевоту и поглядывание на часы. Предложенный материал можно и не использовать целиком, а сделать краткую выборку теоретического материала. А вот анкету про...
Консультация для родителей "Что надо знать о своём ребёнке?"
Консультация для родителей "Что надо знать о своём ребёнке?"...
Консультация для родителей "Что надо знать родителям о закономерностях развития детской речи".
Консультация для родителей "Что надо знать родителям о закономерностях развития детской речи"....
Консультация для родителей "Что надо знать родителям об адаптации детей к детскому саду?"
Консультация для родителей "Что надо знать родителям об адаптации детей к детскому саду?". Была разраотана для родителей младших групп, дети которых только поступили в детский сад. В презентации досту...
Консультация для родителей "Что надо знать о своем ребенке?"
Консультация для родителей дошкольников...
Консультация для родителей «Что надо знать о своем ребенке?»
Надо знать возрастные психологические особенности своих детей. Тогда вы сможете сравнивать возможности и достижения вашего ребенка с требованиями возраста, готовить детей к ним, учитывать ос...
Что надо знать о мелкой моторике?
В последнее время мы часто слышим о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?...