Зачем нужны домашние логопедические задания?
консультация (подготовительная группа)

Зачем нужны домашние логопедические задания?

Часто родители считают, что если ребенок попал в речевой садик, то все проблемы решены. Логопед и воспитатели научат его правильно говорить, подготовят к школе. Что еще нужно? Пап и мам удивляет тот факт, что логопед просит завести рабочую тетрадь (а порой – и не одну!), пишет в ней задания и просит еженедельно брать эту тетрадь домой и выполнять задания с ребенком. Зачем, если логопед и так занимается с малышом практически ежедневно, а воспитатели отрабатывают речевые умения и навыки в логопедический час?  Особая роль родителей в исправлении речевой патологии заключается в том, что   используя предложенный материал дома, они получают возможность закреплять с ребенком полученные на логопедических занятиях речевые умения и навыки   не только при выполнении заданий в тетрадях, но и в свободном речевом общении: во время игр, прогулок, экскурсий, походов в библиотеку.
     Домашнее задание ребенок выполняет с родителями в течение 10-15 минут 2-3 раза в день. При выполнении популярных ныне компьютерных логопедических заданий,  необходимо следить за временем пребывания ребенка за компьютером:  не более  чем 3 раза в неделю по7-10минут.
      Выполнение всех заданий обязательно. Это дисциплинирует ребенка, организует его и подготавливает его к восприятию школьной программы.       Занятия с ребёнком дома организовать не так просто. Необходимо выкроить из очень короткого вечера время, чтобы сесть рядом с ним за стол, выполнить упражнения для пальцев, гимнастику для языка (и обязательно перед зеркалом), проговорить устные задания по лексике и грамматике, по коррекции звукопроизношения. Нередко логопед просит нарисовать или наклеить в тетрадь соответствующие теме картинки, а если родители не сильны в рисовании, то эти картинки еще нужно где-то найти, вырезать и наклеить.

     Особенно важны задания по формированию навыков звукопроизношения, при выполнении которых  у ребенка вырабатывается самоконтроль за тем звуком, над которым идет работа на логопедических занятиях.  Дома родители могут использовать видеозапись артикуляционных упражнений, выполняемых детьми с учетом замечаний логопеда, и следить за выполнением упражнений ребенка более осознанно. К тому же,  в отличие от тетрадей, которые необходимо принести в детский сад, запись упражнений всегда  остается дома. Домашние задания основываются на материале лексической темы, изучаемой в группе на групповых, подгрупповых и индивидуальных занятиях логопеда. Этот материал закрепляют и воспитатели - на занятиях по развитию речи, конструированию, лепке, изобразительному искусству, на ежедневных «логопедических часах», проводимых во второй половине дня, и вне занятий – на прогулках, в играх, в свободной деятельности детей.

        В домашнем задании можно выделить следующие разделы:

·        Упражнения на развитие мелкой моторики, цель которых активизировать руки ребенка, развить точность, согласованность, силу движений пальцев. Это массаж для рук, пальчиковая гимнастика, работа с трафаретами и шаблонами, рисунки, аппликации, вырезание и наклеивание картинок.

·        Артикуляционная гимнастика: сначала – общая, призванная активизировать речевой аппарат, укрепить его мышцы, затем – специальная, «постановочная» для отсутствующих звуков. Эти упражнения выполняются перед зеркалом (чтобы ребенок мог видеть себя и следить за собой).

Впоследствии к гимнастике добавляются упражнения на закрепление звука в слогах, словах, фразах и связной речи.

·        Задания на развитие фонематического слуха и навыков звукового анализа и синтеза

·        Задания на формирование слоговой структуры слова

·        Лексико-грамматические задания, призванные уточнить и расширить словарь детей и научить их использовать в самостоятельной речи полученные знания, умения и навыки. Это упражнения на словообразование («Назови ласково», «Какой сок любишь?»), словоизменение («Один-несколько», «Что есть – чего нет?»), согласование разных частей речи («Мой, моя, моё, мои», «Посчитай до 5 и обратно) и т.д.

·        Задания на развитие связной речи: это составление простых и сложных предложений, с предлогами и без, по схеме или опорным словам, описательные рассказы по плану и схеме, задавание вопросов о предметах, рассказы по серии сюжетных картин и одной картине и т.д.

·        Задания на подготовку руки к письму и закрепление навыков чтения – обведение по контуру, дорисовывание элементов, штриховка, печатание букв, слогов и слов под диктовку взрослого и т.д.

Желательно, чтобы домашние задания с малышом постоянно выполнял один из родителей: это помогает ребенку и взрослому настроиться на совместную деятельность, выработать единые четкие требования и привыкнуть к ним.

Пример домашнего задания по лексической теме «Инструменты»

1.     Вспомни  и назови инструменты, которые ты уже знаешь. Пусть папа покажет тебе свои плотницкие инструменты. Если дома есть музыкальные инструменты, то перечисли их.

2.     Упражнение «Назови ласково». Назови ласково инструменты. 

Грабли – грабельки

Скрипка  -

Лопата –

Дудка –

Топор –

Молоток –

3.       Отгадай загадки и нарисуй отгадки.

Зубы имеют,

 а зубной боли не знают

(Грабли) 

Одна подружка

Пролезла другой в ушко.

(Иголка с ниткой) 

Я одноухая старуха

Я прыгаю по полотну

И нитку длинную из уха

Как паутину я тяну.

(Игла) 

Мы - для пильщика подставка,

Мы - для кучера сиденье.

Но попробуй-ка поставь

Нам другое ударение -

Осторожней будешь с нами:

Забодаем мы рогами.

(Козлы) 

Толстый тонкого побьет.

Тонкий что-нибудь прибьет.

(Молоток и гвоздь) 

Рядом с дворником шагаю,

Разгребаю снег кругом

И ребятам помогаю

Делать гору, строить дом.

(Лопата)

 

 4. Упражнение « Подбери действия»: назови как можно больше слов – действий. Например: Пилой (что делают?) – пилят, распиливают, перепиливают, отпиливают.

Отверткой ( что делают?) –

Косой –

Граблями –

Лопатой –

Топором  -

Молотком -

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: "Зачем нужны домашние логопедические задания"

Часто родители спрашивают: «Зачем нужны домашние логопедические  задания, если ребенок и так   занимается с логопедом?» Нужно помнить, что нарушения речи отражаются на пс...

Зачем нужны домашние логопедические задания?

Зачем нужны домашние логопедические задания?Часто родители спрашивают: «Зачем нужны домашние логопедические задания, если ребенок и так занимается с логопедом?» Нужно помнить, что нарушения речи отраж...

Зачем нужны домашние логопедические задания?

Часто родители спрашивают: «Зачем нужны домашние логопедические  задания, если ребенок так   занимается с логопедом?»...

«Зачем нужны домашние логопедические задания, если ребенок, итак занимается с логопедом?».

Очень часто слышу вопрос от родителей: «Зачем нужны домашние логопедические задания, если ребенок, итак занимается с логопедом?». Родителей все чаще удивляет тот факт, что логопед просит з...

Зачем нужны домашние логопедические задания?

Часто родители считают, что если ребенок попал в логопедическую группу , то все проблемы решены. Логопед и воспитатели научат его правильно говорить, подготовят к школе. Что еще нужно??Родителей все ч...

Консультация для родителей. "Зачем нужны домашние логопедические задания"

Нарушение речи ребенка отражается на психическом развитии ребенка, формирования его личности и поведения, поэтому родители должны максимально вовлчены в коррекционную работу....