Детская исповедь и молитва
консультация (средняя группа) на тему
"Детская исповедь и молитва" консультация для родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
det.ispoved_i_molitva.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Семь лет – число мистическое, библейское число. Возраст особенный в жизни ребенка. Каким бы маленьким он нам до сих пор ни казался – отныне это человек, пусть в иной степени, чем взрослый, но все-таки несущий ответственность за свои поступки.
Семь лет – это возраст, когда ребенок обычно начинает обучаться в школе. Как мы уже отмечали, к этому возрасту у него развиваются самосознание, способность к абстрактному мышлению, позволяющие в той или иной степени проникать в суть вещей. Понятия греха и личностного покаяния становятся доступными ребенку. И он вступает с Господом в новые отношения.
Исповедь – это Таинство. И неважно, сколько лет исповеднику. Вот об этом-то родители порой и забывают, когда речь идет о совсем еще, как им кажется, крохотном их чаде. Но ведь ребенок уже благословлен Церковью на серьезное участие в одном из семи великих Таинств. До этого дитя крестили, помазали святым миром, приносили причащаться. Все это делалось по желанию и воле родителей, хотя малыш, конечно, мог и сам очень желать, например, причащения. И все-таки до семи лет он следовал за родителями. Сейчас они должны в храме отпустить руку ребенка. Отныне он уже не может подходить к Чаше без исповеди. Но это, конечно же, не означает того, что теперь можно бросить юного христианина на произвол судьбы, предав его полностью своей воле. Напротив! Именно сейчас ребенку как никогда нужна помощь взрослого. Только вот в чем она будет заключаться?
Искренние беседы с родителями могут направить сердце ребенка на истинное покаяние, помочь ему разобраться в себе, в своих маленьких еще грехах и искушениях, чтобы с охотой пойти в храм «помириться с Богом». Да, пусть грехи эти и покажутся родителям незначительными – ребенок должен сам пережить осознание неправильности того или иного поступка, чтобы покаяться в нем перед Христом через священника. Действовать взрослым здесь надо очень разумно, бережно и осторожно.
«Ближайшего, впрочем, руководства требует совесть. Здравые понятия, с добрым примером родителей и другими способами обучения добру, и молитва освятят ее и напечатлеют в ней достаточные основания для последующей доброй деятельности. Сознательность есть дело чрезвычайной важности в жизни; но как легко ее образовывать, так легко и заглушить в детях. Воля родителей для малых детей есть закон совести и Божий. Сколько есть у родителей благоразумия, пусть так распоряжаются своими повелениями, чтобы не поставлять детей в необходимость быть преступниками их воли; а если уже сделались такими – сколько можно располагать их к раскаянию. Что мороз для цветов, то и отступление от родительской воли для дитяти; оно не смеет смотреть в глаза, не желает пользоваться ласками, хочет убежать и быть одно, а между тем душа начинает дичать. Как хорошо предварительно расположить его к раскаянию, сделать, чтобы без боязни, с доверием, со слезами пришло и сказало: «Вот я то и то сделал худо». Само собою, что все это будет касаться одних обыкновенных предметов; но хорошо и то, что положится основание будущему постоянному истинно религиозному характеру – тотчас восставать по падении, образуется уменье скорого покаяния и очищения себя или обновления слезами» (святитель Феофан Затворник).
Ласковость, спокойствие, дружелюбие – вот главное, что должен видеть и ощущать малыш от родителей, желающих поговорить с ним о состоянии его души. Он должен чувствовать любовь. И даже если речь о покаянии, о будущей исповеди будет родителями начата в связи каким-то проступком ребенка – то и в строгости он должен опять же чувствовать любовь. Само собой, с иным ребенком иногда родитель обязан быть строгим. Но не раздражительным, не деспотичным, не эгоистичным. Если взрослый отдает себе отчет в том, что в ответ на детский проступок он не сможет сдержать раздражения, то не хватать ему надо малыша за руку и тащить к иконам с назиданиями, а самому встать перед этими иконами, чтобы помолиться не только за свое дитя, но и за себя.
Недопустимо что-то навязывать ребенку, а тем более – указывать: «Подойди к батюшке и скажи то-то и то-то». Да еще и требовать потом отчета, все ли он исповедал и какими словами и что сказал священник в ответ. Тайна исповеди нерушима с обеих сторон, и исповедник не обязан делиться ни с кем ее содержанием. Неужели юный христианин «неполноценен», так что на него, по мнению некоторых родителей, это духовное правило не распространяется? Можно что-то ненавязчиво напомнить ребенку перед исповедью, побудить его осознать греховность какого-то проступка, еще раз прочесть и объяснить заповеди, но что именно и как говорить, должно подсказать ему собственное христианское переживание. И никогда не используйте книги, в которых перечисляются грехи. Как показывает, увы, уже многочисленный опыт, эти странные списки, распространяемые неизвестно по чьему благословению, способны нанести душе немалый вред, те более – душе неокрепшей.
Но одно вы, взрослые, должны – не силой, не угрозами, не нелепыми сказками – но внушить ребенку неукоснительно. Ребенок должен знать твердо – на исповеди не лгут.
Священник Артемий Владимиров считает, что ребенок лучше, чем из книг, из родительских бесед может усвоить смысл Таинства Покаяния. Он пишет о том, что дети, сердца которых воспитываются и укрепляются в Боге, очень нуждаются в положительных, светлых и радостных эмоциях и солнечных красках. Что важно всегда уметь ребенка радовать, а для этого требуются и душа, и сердце, и мысль, и собственный опыт покаяния. Нет, не портить детей, «подыгрывать их страстишками», но, говоря о хорошем, добром, вдохновлять маленьких христиан на то, чтобы они действительно потянулись к свету, чтобы не чувствовали на себе взор осуждения и ужаса.
«Используя лишь отрицательные, горькие примеры и слова, - и это величайшая ошибка! – родители иногда напоминают в отношении своих детей обвинителей Нюрнбергского процесса. Взрослым так хочется сделать из них ангелов! Но поскольку чада вовсе не всегда соответствуют их представлению об идеальном ребенке, родители уподобляются Илье Муромцу, а ребенка видят каким-то поганым татарином, которого готовы вместе с Тарасом Бульбой зарубить собственной рукой. Лучше зарубим, чем ми увидим его не соответствующим нашим пожеланиям!..» Священник пишет о том, что взрослые должны понимать – перед ними личность, «которую нельзя придавить, как вошь». Потому что Бог любит человека, и благодать всегда бережно прикасается к душе, и мы не должны опережать действие благодати прямолинейным и жестким расчленением совести. Но в то же время не должны, «отпустив вожжи», легкомысленно надеяться на то, что Господь Сам все управит, без нашего участия («О детской исповеди»).
Да, оставить ребенка наедине с таким ответственейшим шагом в его жизни – приобщением к церковному покаянию – ошибка не меньшая, чем силой заставлять его исповедоваться, вручая ему «хартию с грехами», едва ли не собственноручно родителя написанную. Можно и нужно молиться, уповать на Божью благодать, можно понадеяться на мудрого священника, но родители должны сами – сами! - помочь ребенку осознать духовную сущность Таинства. Отец Артемий советует говорить с детьми об их внутреннем мире безо всякого сюсюкания, спрашивать ребенка – как он считает, есть ли у него какие-нибудь недостатки, что мешает ему жить на свете? «Посмотри на свое сердце, нет ли там какой-нибудь занозы?» И, пожалуй, нередко совесть может обличить ребенка в такой грех, что ничего, кроме улыбки, у родителя он не вызовет. Но если ребенок поделился с вами – так неужели же вы дадите ему понять, что не принимаете в серьез его маленьких прегрешений? Ведь и самим полезно помнить, что многое начинается с малого. Но также следует помнить и то, что повинную голову меч не сечет.
«Исповедь малышей может и должна быть предваряема исповедальным разговором, который могли бы, конечно же, осуществлять и любящие детей родители, и воспитатели (только бы они не были «мясниками» в этом хирургическом деле, только бы они были «вооружены» не отбойными молотами, как стахановцы, но чувствовали бы хрупкость личности ребенка, никогда не переходили бы за грань доброй и благодатной беседы и не превращали бы ее в допрос). Взрослые должны ненавязчиво и мудро приучать малышей к откровенной исповеди, культивировать в детях (в разумной мере) чувство вины, приучать их к самооценке, к критическому осмыслению своих дел, слов и, в конечном счете, эмоций, намерений, сокровенных движений сердца» (протоиерей Артемий Владимиров «О детской исповеди»).
Мы не будем рассказывать здесь подробно о том, как конкретно, в каком тоне, в каких выражениях следует взрослым вести с тем или иным ребенком беседы о Таинстве Покаяния. Вновь и вновь напоминать об индивидуальности каждого Божьего создания, каким бы малым по годам оно ни было. И опять подчеркнем важность родительского примера. Если малыш видит благоговение в семье при подготовки к Таинствам, если видит радостные лица, сияющие глаза своих родных, а когда они отходят, исповедавшись, от аналоя, или даже их слезы – он без слов поймет, что свершается нечто очень важное, далекое от всякой обыденности. Протоиерей Артемий Владимиров делится воспоминаниями о том, как его бабушка приходила домой со службы (сам он в это время был десятиклассником) и говорила: «Как было хорошо! Я исповедалась и причастилась. Какая радость!» «Больше она ничего не говорила, но я все запомнил и после ее кончины стал ходить в храм Ильи Обыденного, куда ходила моя бабушка» («О детской исповеди»). Тем более маленький ребенок, настолько восприимчивый ко всему, что наблюдает он у взрослых, впитает в себя ощущение того, что Таинства – это радость, это волнение, это свет, это торжество…
Надо помнить также и о том, что дети гораздо ранимые существа, чем мы. Их можно запугать собственной их греховностью, можно поселить в детском сердце отчаяние – оступившись вновь после исповеди, ребенок может решить, что теперь-то уж ему точно прощения нет. Ведь он помирился с Богом – и вновь «обманул» Его. Так или иначе, родителям надо донести до малыша простую мысль: хотя мы и должны подходить к Таинству Покаяния с решимостью не впускать больше грех в свою жизнь – не надо отчаиваться, если после исповеди не все сразу получается так хорошо, как нам хотелось бы. Редко кому удается быстро исправиться. Но Господь всегда примет нашу искреннюю исповедь и всегда простит. Человек может простить один раз, второй, а потом сказать: «Да ну, надоело! Тебя прощаешь, прощаешь, а ты продолжаешь…» Господь так не скажет никогда – Он всегда простит, если ты каешься от всего сердца. Но не надо думать также, что из-за доброты и терпения Господа можно небрежно относиться к своей душе, говорить себе: «Ничего, если я сейчас согрешу – потом ведь покаюсь». Нет, такие мысли – нехристианские. Это похоже на желание обмануть Бога, а Господа не обманешь. Повторим: прощает грехи Создатель тому, кто кается искренне, кто хочет измениться к лучшему, кто ненавидит зло.
Детей до достижения семи лет необходимо учить просить у Бога прощения. Давать понять, что нет ничего лучше чистой совести, что это самая большая радость. По возможности и по устроению души самого ребенка, он должен начать общение со священником, которому будет исповедоваться как можно раньше. «По опыту могу сказать, - пишет протоиерей Артемий Владимиров, - что чем раньше внимательный батюшка начнет общаться с ребенком, тем лучше. Пусть беседа не будет носить характера сакраментальной исповеди с прочтением молитвы, которая всегда соединяла грешника с Матерью Церковью после его отпадения от нее. Но здесь важно само общение, помогающее ребенку увидеть и, опустив носик, признать свой грех» («О детской исповеди»).
Родители должны помнить: таинства – не таблетка. Нельзя внушать себе и ребенку, что под действием таинств мгновенно исчезнут его греховные привычки. Нельзя, собственно, и делать такое желание основной, а то и единственной причиной принятия Таинства. Ибо суть любого из них – соединение с Творцом, принятие в себя Его благодати. Остальное мы оставляем в волю Божию.
Как избежать привыкания? Как сделать так, чтобы исповедь, став для ребенка воистину Таинством и радостным событием, не превратилась в обыденность, в рутину? Наверно, важно для каждого малыша определить его собственную меру – как часто надлежит ему приступать к Таинству. Многое зависит от родителей, выше мы говорили об этом – побуждая ребенка к церковной жизни, в то же время ни в коем случае нельзя давить на него, необходимо помочь ему выработать самосознание, чувство ответственности, желание очищать свою душу, каяться в проступках. Таинство исповеди порой может быть мучительно тяжело, стыд может жечь даже совсем юную душу – как описано в приведенных выше фрагментах из книг. Но потом – какое счастье! Какая радость примирения – с Кем – с Самим Господом! Ведь примиряемся мы с Тем, Кто любит нас превыше, чем может любить весь мир, с Тем, Кто есть – сама Любовь…
Донести это до детского сознания вашего ребенка! Помогите ему прочувствовать эту радость! И тогда – можно с уверенностью сказать – что бы ни ждало повзрослевшего ребенка в будущем, он никогда не забудет свою волнующую, трудную, благоговейную и прекрасную детскую исповедь…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Молитва Матери"
К празднику День матери эта молитва....
Из опыта работы по теме «Воспитание духовности у детей через основы православия." Консультация для родителей на тему "Молитва матери в деле воспитания детей в семье". Составила: Евдокимова Людмила Дмитриевна, воспитатель МБДОУ №12, ст. Каневская.
Консультация для родителей детей, посещающих кружок по ОПК....
Эссе - исповедь "Моя педагогическая философия"
Уважаемые педагоги! Верьте в чудеса и знайте, что все наши мечты и желания сбываются! Я это знаю! С детства я мечтала быть и врачом и учителем и артисткой. И всё это собралось в нашей профессии - Педа...
Саймон Бретт Исповедь маленького негодника
Влюбленно глядя на мирно посапывающего в колыбели младенца, задумывались ли вы, какие мысли шевелятся в его очаровательной головке? Вот он радостно агукает. Что он хочет сказать? Он размахивает ручонк...
Буклет для родителей "Исповедь отца" - притча
Берегите ж, пожалуйста, детство!Берегите своих детей!...
"Язык- есть исповедь народа"
Язык открывает путь к изменению и развитию человеческого общества....
Консультация для родителей "Детская молитва"
Что такое молитва? Как нужно молиться и с какого возраста к ней лучше приучать детей? Ответы на все вопросы - в этой консультации....