"В школу с радостью".
консультация (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
В школу с радостью!
(О формировании мотивационной готовности ребёнка к школе)
Любой родитель, чей ребенок посещает детский сад, рано или поздно задумывается о том, готов ли его ребёнок к школе и что ему нужно сделать, чтобы в первом классе видеть заинтересованные и восхищенные глаза, своего ребенка! Известно, что очень большие трудности для самих детей и для взрослых связаны именно с нежеланием детей, учиться. Заставить ребенка (да и взрослого) учиться невозможно, если он сам этого не захочет. Всегда приятнее что-то делать по собственному желанию. Современные мама и папа понимают, что желание учиться новому не приходит само собой, а формируется кропотливым трудом как их самих, так и специалистов дошкольного учреждения. По мнению многих учёных именно к 7 годам формируется психологическая готовность детей к школе. Для того, чтобы грамотно спланировать работу с ребенком по подготовке к школе, необходимо четко понимать к чему вы идете, разбираться в понятиях и терминах:
Мотив - побудитель деятельности, складывающийся под влиянием условий жизни человека и определяющей направленность его активности.
Мотивационная готовность включает в себя такое психологическое качество, как самооценка. Ребенок к концу дошкольного возраста должен иметь адекватную самооценку, понимать свои удачи и промахи.
Самооценка - оценка личности самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.
Самооценка дошкольника формируется:
• под воздействием похвалы взрослого, их оценок достижений ребенка;
• под влиянием чувства самостоятельности и успехов, которые ребенок переживает в разных видах деятельности.
Критерии самооценки зависят:
• от взрослого;
• принятой системы воспитательной работы.
Самооценка в разных видах деятельности разная:
• в рисовании ребенок оценивает себя правильно;
• в грамоте переоценивает;
• в пение недооценивает себя.
Формирование самооценки
• важна деятельность, в которую включен ребенок;
• оценки его достижений взрослыми и сверстниками.
Дети, выделяющие свое «Я» через деятельность - завышают свои самооценки.
Дети, выделяющие свое «Я» через сферу отношений - самооценка чаще занижена.
Дети, имеющие разный статус, положение в группе – по-разному оценивают себя. «Непопулярные» дети переоценивают себя.
Дети с высокой самооценкой чувствуют себя увереннее, активнее проявляют свои способности, ставят перед собой более высокие цели.
Под психологической готовностью к школе понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для усвоения школьной программы в условиях обучения в группе сверстников. Психологическая готовность складывается из следующих компонентов: педагогическая, интеллектуальная, мотивационная, эмоционально-волевая, коммуникативная.
Мотивационная готовность к школьному обучению складывается из:
• положительных представлений о школе;
• желания учиться в школе, чтобы узнать, уметь много нового;
• сформированной позиции школьника.
Практический опыт психологического обследования детей показывает, что далеко не все дети всесторонне подготовлены к успешному началу учебной деятельности, причин тому много. Один из них низкая школьная мотивация.
Существует несколько мотивов, по которым ребенок идет в школу. Эти мотивы в большинстве своем связаны с тем, что и как говорят о школе родители, как отзываются о школе воспитатели. Важным является поощрение в поведении ребенка важных в учебе качеств и ярких сравнений с эталоном ("так старательно как ты делают только самые лучшие ученики в школе" и т. д.)
Школа должна привлекать ребенка своей главной деятельностью - учебой. Если ребенок говорит: «У меня новый ранец», «В школе Боря, он мой друг. », «В школе есть звонки… » - его привлекают внешние аксессуары.
Еще хуже, если дети не хотят идти в школу. «Нет, не хочу там двойки ставят, дома ругать будут», «Хочу, но боюсь», «Не хочу в школу – там программа трудная и играть некогда будет». Причина подобного отношения к школе - результат неправильно воспитания детей. Очень часто нам приходится слышать из уст родителей такие фразы:
«Как же ты в школу пойдешь, ты же ничего не знаешь? », «Вот пойдешь в школу, там тебе покажут! », «Ты наверно у нас будешь двоечником» и др.
Подобные высказывания родителей, вызывают у детей чувство тревоги, неуверенности, желание идти в школу пропадает, развивается комплекс неполноценности.
Отношение родителей к школе и учебе ребенка формирует и отношение ребёнка к этим явлениям. Слишком отдаленный мотив (типа «хорошая работа, когда вырасту») слабо влияет на поведение ребенка в каждый конкретный момент. Дети 6-7 лет не очень-то умеют регулировать свое поведение, их захлестывает волна непосредственных желаний. Работа еще когда будет, а уроки не хочется делать сегодня и гулять хочется сейчас. Ребенок, желающий получать только пятерки и быть самым хорошим, может растерять желание ходить в школу, если ему вдруг поставят четверку или тройку, или соседка по парте получит больше похвал. Так возникнет зависть, боязнь конкуренции, страх ответить — а вдруг неправильно?
Если вы ждете, что ваш ребенок будет приносить домой только пятерки, и начнете стыдить его за четверки или тройки, для него радость узнавания нового сменится страхом и непосильной ответственностью, ведь он отвечает не только за свои оценки, но и за ваши несбывшиеся ожидания. Что для вас важнее — оценки в дневнике или реальный уровень знаний, живой интерес и умение вашего ребенка искать ответы на самые разные вопросы?
Очень часто сам родитель испытывает страх перед школой или предъявляет к ребёнку завышенные требования. Наиболее предпочтительная мотивация ребенка — интерес, стремление узнать новое, сформированная система потребностей, переживаемая ребенком как собственное желание: «Хочу в школу».
Как мы взрослые, можем способствовать формированию мотивационной готовности ребёнка к школе:
• Поддерживать интерес ребенка ко всему новому, отвечать на его вопросы, давать новые сведения о знакомых предметах.
• Посетить вместе со своим ребёнком школу (в рамках «Дня открытых дверей», познакомить малыша с его будущим учителем)
• Использовать загадки на школьную тему.
• Использовать развивающие игры «Собери себе портфель в школу», «Режим дня школьника», и др.
• Рассказывать ребёнку о своих любимых учителях.
• Показ фотографий, грамот связанных со школьными годами родителей.
• Совместный просмотр фильмов, телепередач о школьной жизни с последующим обсуждением.
• Знакомство с пословицами, поговорками, в которых славится ум, подчеркивается значение книги.
• Участие и детей, и взрослых в сюжетно-ролевой игре «В школу».
Дорогие родители, ваше спокойное и радостное отношение к будущей школе, отсутствие завышенных требований к будущим успехам ребенка, реалистичные, оптимистичные рассказы о школе, развитый познавательный интерес к окружающему миру и отсутствие страха у ребенка перед возможной ошибкой — все это создает положительную мотивацию вашему ребенку.
Желаем вашему ребёнку идти в школу с радостью!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "Идем в школу с радостью"
Презентация для родительского собрания в ДОУ на тему "Идем в школу с радостью!" способствует:выработке новых навыков взаимодействия с ребенком - будущим первоклассником;развитию коммуникативных ...
Консультация для родителей "В школу - с радостью"
Подготовка к школе включает в себя специальную, или предметно-специфическую подготовку (обучение чтению, письму и счету), и психологическую, обеспечивающую успешное включение ребенка в процесс школьно...
Школа: первые радости и первые страхи (практические советы)
В данной статье даются практические советы родителями, как сделать обучение ребёнка в школе комфортным в эмоциональном и психологическом плане....
Проект по подготовке ребёнка к школе «В школу с радостью»
Срок реализации проекта – сентябрь – май Цель проекта :-развитие интереса у дошкольников к учению как к новому виду деятельности;-формирование осознанной глубокой мотивационной готовности ребят к...
Программа дополнительного образования по психологической подготовке детей к школе. «В школу с радостью!»
Комплекс занятий направлен на развитие пяти взаимосвязанных психических процессов, определяющих познавательные возможности, и включает соответствующие разделы: «Тонкая моторика руки», «Внимание»...
Консультация для воспитателей на тему:«Идем в школу с радостью» -создание условий для успешной социализации ребенка к обучению в школе»
laquo;Идем в школу с радостью» -создание условий дляуспешной социализации ребенка к обучению в школе»...
Коррекционно-развивающая программа подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе "В школу с радостью!"
Коррекционно-развивающая программа "В школу с радостью!" расчитана на детей 6-7 лет с ОВЗ....