Артикуляционная гимнастика
консультация

Мы правильно произносим различные звуки как изолированно,  так и в речевом потоке, благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности.

В процессе предварительного логопедического обследования часто обнаруживаются нарушения в строении органов артикуляционного аппарата. Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата, на начальном этапе, проводится в форме артикуляционной гимнастики для развития, уточнения и совершенствования основных движений органов речи.

Как правило, упражнять ребенка необходимо лишь в тех движениях, которые нарушены, а так же в тех, которые требуются для постановки каждого конкретного звука.

Артикуляционная  гимнастика преследует следующие цели:
1. Развитие общей моторики и артикуляционного праксиса.
2. Развитие диафрагмального дыхания.
3. Дифференциация ротового и носового дыхания.
4. Активизация работы мышц и мягкого неба, и задней стенки глотки.
5. Работа над развитием высоты, силы голоса, устранение назального оттенка.
6. Уточнение артикуляции подготовленных звуков.
7. Закрепление поставленных звуков в звукоподражаниях, слогах, словах и фразах.
8. Формирование и развитие фонематического слуха и восприятия.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Речь маленького ребёнка формируется в общении с окружающими, необходимо, чтобы речь взрослых была образцом для детей. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребёнка. Дети, плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Особенно важное значение имеет правильное, чёткое произношение детьми звуков и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной, и недостатки устной речи могут привести к неуспеваемости.

ЦЕЛЬ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ

Мы правильно произносим различные звуки как изолированно,  так и в речевом потоке, благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребёнка постепенно, в процессе речевой деятельности.

В процессе предварительного логопедического обследования часто обнаруживаются нарушения в строении органов артикуляционного аппарата. Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата, на начальном этапе, проводится в форме артикуляционной гимнастики для развития, уточнения и совершенствования основных движений органов речи.

Как правило, упражнять ребёнка необходимо лишь в тех движениях, которые нарушены, а так же в тех, которые требуются для постановки каждого конкретного звука .

 

Артикуляционная  гимнастика преследует следующие цели:
1. Развитие общей моторики и артикуляционного праксиса.
2. Воспитание диафрагмального дыхания.
3. Дифференциация ротового и носового дыхания.
4. Активизация работы мышц и мягкого неба, и задней стенки глотки.
5. Работа над развитием высоты, силы голоса, устранение назального оттенка.
6. Уточнение артикуляции подготовленных звуков.
7. Закрепление поставленных звуков в звукоподражаниях, слогах, словах и фразах.
8. Формирование и развитие фонематического слуха и восприятия

Улыбка

Цель: укреплять круговую мышцу рта, развивать умение удерживать губы в улыбке.

Описание: зубы сомкнуты, губы в улыбке, верхние и нижние резцы не видны

Трубочка

Цель: укреплять круговую мышцу рта, развивать умение вытягивать вперед округленные губы.

Описание: зубы сомкнуты, губы округлены и вытянуты вперед, как при звуке У.

Сделать язык широким «Лопатка» 

Цель: выработать  умение удерживать язык в спокойном расслабленном состоянии.

Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу, удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5 – 10.

Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы лицо не было напряжено;

 следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа; не высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу; боковые края языка должны касаться уголков рта.  

Заборчик

Цель: укреплять круговую мышцу рта, развивать умение удерживать губы в улыбке.

Описание: Зубы сомкнуты, губы в улыбке, верхние и нижние резцы видны.

Загнать мяч в ворота

Цель: выработать длительную, направленную воздушную струю.

Описание: вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребенком), загоняя его между двумя кубиками.

Следить, чтобы не надувались щеки, для этого их можно слегка придерживать пальцами; загнать шарик на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой.

Кто дальше загонит мяч?

Цель: выработать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посредине языка.

Описание: улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук Ф, сдуть ватку на противоположный край стола.

Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы; нельзя надувать щеки; следить, чтобы ребенок произносил звук Ф, а не Х (т.е., чтобы воздушная струя была узкая).

Наказать непослушный язык губами

Цель: способствовать расслаблению мышц языка.          

Описание:  Чтобы язык был широким и спокойным, надо немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывать его губами, произносить звуки " п я - п я - п я ". Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счёт от одного до  пяти - десяти.
Методические указания.
1. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние   зубы.
2.  Язык должен быть широким, края его должны касаться уголков рта.
3. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном   выдохе. При этом следить, чтобы ребёнок не задерживал выдыхаемый воздух. Это можно легко проконтролировать: надо поднести ватку ко рту, и она при правильном выполнении упражнения будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке целенаправленной воздушной струи.

Наказать непослушный  язык зубами


Цель: способствовать расслаблению мышц языка.          

Описание:  Чтобы язык был широким и спокойным, надо немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывать его зубами. Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счёт от одного до  пяти - десяти.
Методические указания.
1. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние   зубы.
2.  Язык должен быть широким, края его должны касаться уголков рта.
3. Похлопывать язык зубами надо несколько раз на одном   выдохе. При этом следить, чтобы ребёнок не задерживал выдыхаемый воздух. Это можно легко проконтролировать: надо поднести ватку ко рту, и она при правильном выполнении упражнения будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке целенаправленной воздушной струи.

Чашечка

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем боковых краев и кончика языка, умение удерживать язык в таком положении. 
Описание: Рот  открыт, губы в улыбке, язык высунут, боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается книзу. В таком положении язык удерживать под счет от 1 до 5 -10.

Следить, чтобы  губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть была неподвижна.                                            

 

Горка

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем спинки языка.
Описание: рот приоткрыт. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Удерживать в таком положении 15 сек.

Лошадка


Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка вверх.

Описание: присосать язык к небу, щелкнуть языком. Щелкать медленно, сильно. Тянуть подъязычную связку. Проделать 10-15 раз.

Следить, чтобы губы были в улыбке, нижняя челюсть «не подсаживала» язык вверх.

Грибок


 
Цель: вырабатывать подъем языка вверх, растягивать подъязычную связку.

Описание: улыбнуться, раскрыть рот, присосать язык к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. Проделать 15 раз.

Следить, чтобы губы были в положении улыбки, боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно – ни одна половина не должна опускаться; при повторении упражнения надо открывать рот шире.


Вкусное варенье

Цель: выработать движение широкой передней части языка вверх.

Описание: слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, а не из стороны в сторону.

Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала (можно придержать ее пальцем); язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.


Катушка 

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем спинки языка.

Описание: кончик языка упереть в нижние передние зубы, боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык выкатывать вперед и убирать вглубь рта. Проделать 15 раз.

Фокус


Цель: вырабатывать подьем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.
Описание: улыбнуться, приоткрыть   рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок и сдуть ватку, положенную на кончик носа Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.
Методические указания.
1. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной.
2. Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе. Если это не получается, можно слегка придерживать.
3.  Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние губы.

Присоси конфетку


Цель: укрепить мышцы языка и отработать подъем языка вверх.
Описание: положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски и попросить ребенка приклеить кусочек к небу за верхними   зубами.

Пароход гудит


Цель: вырабатывать подъем спинки языка вверх.

Описание: Приоткрыть рот и длительно произносить звук "Ы" (как гудит пароход).
Методические указания. 
Следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к небу.

Индюк


Цель: вырабатывать подъем языка вверх и подвижность его передней части.
Описание: приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед - назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её. Сначала производить медленные движения, затем убыстрять темп и добавлять голос, пока не послышатся звуки "бл - бл" (как индюк болбочет). 
Методические указания.
1. Следить, чтобы кончик языка был широким, не сужался.
2. Чтобы движения языком вперед были вперед - назад, а не из стороны в сторону.
3. Язык должен облизывать верхнюю губу, а не выдвигаться вперед.

Качели


Цель: вырабатывать умение быстро менять положение языка, необходимое при соединении звука Л с гласными а, ы, о, у.
Описание:  улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык, за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. Потом поднять широкий язык за верхние зубы тоже с внутренней стороны и удерживать под счет от 1-5. Так поочередно менять положение языка через шесть раз.
Методические   указания. 
Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.

Пощелкать кончиком языка


Цель: укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.
Описание:  приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка, как лошадка цокает копытами.
Методические указания.
1. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее.
2. Нижняя челюсть не должна двигаться, работает только язык.
3. Если у ребенка пощелкивание не получается, нужно выполнить упражнение "Присоси конфетку".
4. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т.е. чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал.

Беззвучно пощелкать кончиком языка


Цель: вырабатывать движение языка  вверх и помочь определить место его при произнесении звука Л.
Описание:  ребенок должен производить те же движения языком, что и в предыдущем упражнении, только беззвучно.
Методические   указания. 
1. Следить, чтобы нижняя челюсть и губы были неподвижны, упражнение выполняет только язык.
2. Кончик языка не должен загибаться внутрь.
3. Кончик языка упирается в небо за верхними зубами, а не высовывается изо рта.

Маляр


Цель: учить ребенка поднимать язык вверх.
Описание:  улыбнуться, открыть рот и погладить кончиком языка твердое небо, делая движения языком вперед-назад. 
Методические указания.
1. Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны.
2. Следить, чтобы язык доходил до внутренней поверхности верхних зубов и не высовывался изо рта.

Чьи зубы чище?


Цель: вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть им.
Описание:  приоткрыть рот и кончиком языка "почистить" верхние зубы с внутренней стороны, делая движение языком из стороны в сторону.
Методические указания.
1. Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны.
2. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов. 
3. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.

Барабанщики


Цель: укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть им.
Описание:  улыбнуться, открыть рот, и постучать кончиком языка за верхними зубами: д-д-д. Сначала звук Д произносить медленно. Постепенно убыстрять темп. 
Методические указания.
1. Рот должен быть все время приоткрыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык                             
2. Следить, чтобы звук Д носил характер четкого удара, а не хлюпал.
3. Кончик языка не должен подворачиваться.
4. Звук Д нужно производить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя. Для этого поднести ко рту полоску бумаги. При правильном выполнении упражнения она будет отклоняться.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Каждый ребёнок всем на диво Должен говорить красиво!

Слайд 2

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференциальных движений органов, принимающих участие в речи.

Слайд 3

Цель: выработка полноценных движений и определённых положений органов речедвигательного аппарата, умение синтезировать простые движения в сложные, что особенно необходимо для правильного произнесения звуков родного языка.

Слайд 4

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой - благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха, дети могут научиться говорить чисто и правильно; - дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстро преодолеть свои речевые дефекты и укрепить мышцы речевого аппарата; - артикуляционная гимнастика полезна детям с правильным, но вялым звукопроизношением; - занятия позволяют детям и взрослым научиться говорить правильно, чётко и красиво.

Слайд 5

Как правильно заниматься артикуляционной гимнастикой? - познакомить ребёнка с основными положениями губ и языка с помощью игровых упражнений; - упражнения должны быть понятны и доступны ребёнку; - упражнения проводятся систематически; - темп выполнения и количество упражнений постепенно увеличивается; - эффективно выполнение артикуляционных упражнений под счёт, с хлопками, под музыку, а также в сочетании с дыхательными упражнениями.

Слайд 6

Рекомендации к проведению упражнений -первые упражнения выполняем медленно, перед зеркалом, т. к. ребёнку необходим зрительный контроль. - в дальнейшем занятия могут проходить без зеркала; - полезно задавать наводящие вопросы, например (что делают губы?, что делает язычок?, где он находится (вверху или внизу)? -упражнения необходимо выполнять точно и плавно; - занятия проводятся два раза в день (утром и вечером) в течении 5-7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребёнка;

Слайд 7

ЗАБОРЧИК Описание упражнения: улыбнуться, показать сомкнутые зубки. Удерживать губы в таком положении до счёта «пять», затем вернуть губы в исходное положение. Повторить 3-4 раза.

Слайд 8

ТРУБОЧКА Описание упражнения: сомкнутые губы вытянуть вперёд и удерживать до счёта «пять» (потом до счёта «десять»), вернуться в исходное положение.

Слайд 9

РАСЧЁСКА Описание упражнения: улыбнуться, закусить язык зубами. «Протаскивать» язык между зубами вперёд-назад, как бы «причёсывая» его.

Слайд 10

ЧАСИКИ Описание упражнения: улыбнуться, открыт рот. Тянуться языком попеременно то к левому углу рта, то к правому. Повторить 5-10 раз.

Слайд 11

КАЧЕЛИ Описание упражнения: улыбнуться, открыть широко рот, на счёт «раз» – опустить кончик языка за нижние зубы, на счёт «два» – поднять язык за верхние зубы. Повторить 4-5 раз.

Слайд 12

ИНДЮК Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, язык поднять к верхней губе и загнуть вверх, двигать языком по верхней губе вперёд-назад, произнося: бл-бл-бл …

Слайд 13

НАКАЗАТЬ ЯЗЫЧОК Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, покусать язык зубами ; пошлёпать язык губами – пя-пя-пя …

Слайд 14

ЛОПАТКА Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать его неподвижно под счёт взрослого до пяти, потом до десяти.

Слайд 15

ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ Описание упражнения: Улыбнуться, открыть рот, не закрывая рот, облизать языком верхнюю губу, нижней губой стараться язык не поддерживать. Повторить 4-5 раз.

Слайд 16

ЧАШЕЧКА Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, высунуть язык и тянуть его к носу. Стараться. Чтобы бока языка были загнутые в виде чашечки (чтобы чай не проливался). Удерживать язык в таком положении под счёт до пяти, потом до десяти. Повторить 3-4 раза.

Слайд 17

КИСКА СЕРДИТСЯ, ГОРКА, КАТУШКА Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, кончик языка упереть за нижние зубы, «спинку» выгнуть, а боковые края прижать к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении под счёт до восьми, потом до десяти. Язык в положении «сердитая киска»; прижать его верхними зубами и «почесать» в направлении от корня языка к кончику. Повторить 5-6 раз.

Слайд 18

ГРИБОК Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, «приклеить» (присосать) язык к нёбу. Следить, чтобы при рот был широко открыт. Если не получается сразу «приклеить» язык к нёбу. Предложите ребёнку медленно пощёлкать языком. Пусть малыш почувствует, как язычок «присасывается» к нёбу.

Слайд 19

ДЯТЕЛ Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх. Кончиком языка с силой «ударять» по бугоркам (альвеолам) за верхними зубами и произносить звуки: « д-д-д …». Выполнять 10-20 секунд, сначала медленно, затем всё быстрее. Следить, чтобы работал только кончик языка, а сам язык не прыгал.

Слайд 20

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ. ЖЕЛАЮ УСПЕХОВ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной гимнастики.

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Цель артикуляционной гимнастики - выработка...

МАСТЕР – КЛАСС «Артикуляционная гимнастика» с показом обучения детей упражнениям артикуляционной гимнастики по средствам показа мультимедийной презентации (для родителей и педагогов)

Разнообразить работу логопеда помогают средства ИКТ. Предлагаю это сделать  при разучивании и проведении артикуляционной гимнастики....

Консультация для педагогов: «Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастики в ДОУ.»

Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастик...

Артикуляционная гимнастика по лексическим темам для детей с ОНР» Артикуляционная гимнастика по теме «Осень»

Артикуляционная гимнастикапо лексическим темам для детей с ОНР»Артикуляционная гимнастика ...

«Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка» Артикуляционная гимнастика

laquo;Роль артикуляционной гимнастикив развитии речевого аппарата ребёнка»Артикуляционная гимнастика      ...