Арт-подготовка Выбирая музей или выставку для первых походов с ребенком, важно организовать все так, чтобы ребенок не переутомился, и чтобы вас не ждало что-то важное после музея. Иначе поездка пройдет неэффективно и в суматохе. Не очень правильно c педагогической точки зрения обещать: пойдешь в музей, а потом мы зайдем в магазин и купим тебе игрушку. Посещение музея тогда становится скучным «довеском» к походу за игрушкой. И день запомнится как день покупки, а не как день, когда в музей пошли. Идите в музей с утра. Даже на самую популярную выставку очередь обычно начинается не раньше чем через час после открытия. Непонятно почему так происходит, но лучше в этот час уложиться, поскольку дальше очередь растет в геометрической прогрессии. Для первых посещений лучше всего выбрать место, которое позволит посмотреть на вещи, вжиться в историю, разыграть происходившие тут события. Проще всего "вживаться в историю" в музеях-усадьбах или в таких музейных комплексах, как Коломенское, Архангельское, Кусково, Царицыно, Останкино, Абрамцево. Сюда лучше всего приезжать в хорошую погоду на целый день, для пущей романтики захватив с собой рюкзаки с "походной пищей". ![](https://lh6.googleusercontent.com/GWcxg5io9N2ZQQidXQeWrMxpwY9DCjH3phCpSa43wWMtpCJiEKsOvEJ_fFWfZ1WNTaR73uIj3lwfG7AEfd4aa8tRtQg0Tqw8aPEevd-fRi6L08pi9RpP8aK8X_pMZ40NkYzw9U175NX09Nrb)
Очень важно, чтобы вы четко себе представляли, на что идете. В идеале - хорошо бы посетить незадолго до этого выставку без ребенка. Даже если это знакомая, постоянная экспозиция. Часто бывает, что рядом с основной экспозицией вдруг откроют выставку, которую не то, что детям - взрослым-то смотреть не рекомендуется. Хорошо, если вы ориентируетесь в залах музея, не плутаете и не нервничаете по этому поводу. Если ребенок маленький - посмотрите, нет ли в содержании выставки чего-то, что может его напугать: страшные скульптуры или картинки. Подготовку к выставке следует начать с дома. Полистайте альбом с репродукциями картин, которые вы идете смотреть. Выбирайте картины, которые по содержанию близки и понятны детям - сказочные сюжеты, изображения животных, детей. Мама - экскурсовод Ребенок может быть не готов к полноценному посещению музея, если непонятные объяснения экскурсовода ставят его в тупик. Если в начале экскурсии экспонаты еще занимали его, то через пятнадцать минут мелькания картин, багетов, людей у него начинает рябить в глазах и перепутываться в голове. Если возраст не позволяет, совсем не надо, чтобы ребенок запоминал авторов произведений, названия, стили. Это придет позже. Гораздо лучше, если ребенок полюбит произведения искусства, признает их «своими». ![](https://lh4.googleusercontent.com/qrMdMh4B8pmvkbBNyzLEQ7l-YDm4lSKP8JkJ0it6ShcUqajjvv75jxDYQlS8-oLuq2aHcZqs_e-G4tTQs2dIg7edVgnSJfHmrMpKyz7qTu5SZtOX5EIQ_ACawZyrucUbVNPcjvSNy1YjQjzT)
Считается, что совсем маленьким детям легче дается знакомство со скульптурой, чем с живописью. И, конечно же, не существует четкой возрастной планки, позволяющей определить, с какого возраста ребенку стоит ходить в музей. Если не требовать и не ждать от него каких-либо результатов, то начинать можно с того момента, как это станет безопасно по медицинским показаниям. Под профессиональным экскурсоводом чаще понимают искусствоведа, больше разбирающегося в материале выставки, нежели в детях. Первый опыт посещения музея с таким экскурсоводом вполне может отвратить ребенка от музеев в дальнейшем. Не говоря уже о том, что он часто будет отвлекаться на внешность, особенности речи и манеры гида. Для первого посещения музея наиболее удачным экскурсоводом для ребенка будете вы сами. Таким образом, вы не только сообщаете ребенку знания, но и транслируете свое отношение к музею и к экспонатам, прививаете ценность такого времяпрепровождения. И очень поднимете свой авторитет в глазах ребенка. ![](https://lh5.googleusercontent.com/VHL50ow34_o5DQqrDl0gW0QepRSnYirbH_CXE4OWwvDAF7xpVcI_dZqTVX4jwQh_gA4LvUY3X8-a9Ro8LV36VaXPcm8RcZp1pSu7fkEotLw3LESUUjfjw3kNHXDeaumIHa7ZG4AA190JymC0)
Подготовиться к такой экскурсии совсем не сложно: прежде всего, выберите совсем небольшой круг экспонатов. Вполне приемлемо «пойти в гости» к одной картине. Не надо осматривать всю выставку за раз - это только утомит и вас и ребенка. Почти у каждой картины есть интересная история, не поленитесь разыскать ее и рассказать ребенку. Детям интересно представить себя героями далеких времен, владельцами старинных предметов, выставленных в витринах. Тогда эти коллекционные вещи не покажутся старым и ненужным музейным хламом, а обретут свою историю. Помогите ребенку представить себя героем картины, или придумайте вместе с ним, «что произойдет после». Пофантазируйте. Поиграйте. Конечно потом, когда интерес ребенка к музеям будет стабильным, а объем информации будет требоваться все больше и больше - настанет время записываться на экскурсию к профессиональному экскурсоводу. Сигнализация интереснее картин После посещения музея очень важно подвести итоги этого посещения, однако это ни в коем случае не значит, что вы должны тут же возле музея устроить ребенку допрос с пристрастием: «Что ты видел?» «Что тебе понравилось?» «Как называлась та картина?» Во-первых, требуется время, иногда достаточно длительное, чтобы переварить полученные впечатления. Не торопите малыша. Спустя час, день, неделю или, даже может быть, пару месяцев ребенок скажет: «А помнишь, мы ходили туда-то?» Это значит, что он переварил информацию, сформулировал вопросы и теперь важно ответить на них, чтобы коэффициент полезного действия от посещения музея вырос в разы. Важно помнить, что воспоминания будут относиться не только к фактическому знанию, приобретенному в музеях, но и к эмоциям: ребенку могло быть страшно, он мог устать, его могло что-то удивить или он мог что-то не понять. Важно это все обсудить, снять напряжение. Пережить впечатление от совместного похода помогут совместные рисунки, поделки по итогам похода. И еще один важный момент: ребенок не сканер, который запоминает лишь то, на что вы ему указали. Периферийным зрением дети улавливают больше информации, чем мы с вами можем предположить. Вещи интересуют их под совершенно другим углом. Поэтому не надо сердиться, если по прошествии времени вопросы вашего сына или дочки будут касаться оформления билетов или наличия сигнализации в музее. Важно спокойно удовлетворить это любопытство, чтобы, когда вы снова соберетесь в музей, эти вещи казались ребенку уже понятными, и он смог сосредоточиться непосредственно на экспозиции. Поход в музей - как поход в лес. Надо продумать маршрут, взять еду, удобную обувь. При необходимости найти проводника. Все это требует подготовки до и обязательного обсуждения после. Конечно, можно всего этого и не делать. Но тогда ребенок рискует навсегда потерять интерес к музеям, а также к тем возможностям и знаниям, которые музей предлагает. А вы - прекрасную площадку для общения со своим ребенком. ![](https://lh4.googleusercontent.com/IZyVLILWydYihZH1Y6aWRHWH48xrxwHAFp9piHkUW4pqZSYqdn3GsD0oUqIw4bngSUlXR1gdDsVSiRZePXS95D9L6c1PgpTpxwnyu3OQQN0ZjOqn7uGuabXGo94IYlThUo81O8t9tHXjkYoG)
|