Формирование личности начинается в семье
консультация на тему
Данный материал адресован родителям, знакомит их с условиями, которые должны быть созданы в семье для развития личности ребенка, начиная с дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley.docx | 15.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей "Формирование личности начинается в семье"
Человек как личность развивается на протяжении всей своей жизни, но самые главные личностные свойства и способности формируются в дошкольном возрасте. Детство человека влияет на формирование его как личности и на его дальнейшую судьбу. В этом возрастном периоде складываются и важнейшие психологические свойства личности. Почему же так важно в этот период семейное воспитание?
Дело в том, что в семье существует особый тип общения. Известно, что ребенок как личность развивается в общении с другими, в первую очередь близкими ему людьми. Поэтому развитие личности связано с развитием общения. Для маленького ребенка весь мир сконцентрирован в близком взрослом, в общении с которым он воспринимает все на свете. Чтобы мир предстал ему таким, какой он есть, общение должно быть полноценным. Именно по этому качеству общения можно судить о полноценности семьи. В нашем обществе есть много неполных семей, состоящих только из матери и ребенка, но они вполне полноценны с точки зрения психологии общения. Правда, достичь этого гораздо труднее, чем в большой полносоставной семье с бабушками и дедушками. В то же время нередки случаи недоразвития детей по причине недостатка общения в семье, которая внешне кажется вполне благополучной: полносоставной, с хорошими квартирными условиями, материально обеспеченной.
Какие же условия должны быть созданы в семье, чтобы общение было полноценным? В первую очередь, это бескорыстная любовь родителей к своему ребенку. Ребенок всем своим существом чувствует, что он беспредельно дорог родителям, причем дорог таким, каков он есть, со всеми его особенностями и недостатками, и всегда будет оставаться таким, несмотря ни на что. Родительская любовь дает ребенку нужную ему как воздух защищенность в окружающем мире. Эмоциональное благополучие ребенка зависит от уверенности в том, что его любят близкие ему люди. Это главное условие гармоничного развития личности ребенка. Чем меньше ребенок, тем значимее для него родительская любовь. Но и на протяжении всего дошкольного детства ребенок не перестает нуждаться в постоянном подкреплении уверенности в любви со стороны родителей. К сожалению, родители не всегда понимают, насколько важно не просто любить своих детей, но и уметь показать свое отношение и свои чувства ребенку. Не надо бояться, что ласки, поцелуи и другие эмоционально-физические контакты могут быть чрезмерными и сделают из малыша избалованного ребенка. Это как раз то, в чем ребенок больше всего нуждается, особенно, если по каким-то причинам он испытывает психологический дискомфорт, например, во время болезни или в каких-то незнакомых, непривычных условиях. Правда, следует учитывать, что всему свое время - и ласкам тоже. Поэтому не нужно отрывать ребенка от заинтересовавшего его занятия, всегда следует учитывать его состояние и настроение.
В то же время, не зря говорилось о бескорыстной любви, так как любовь тоже бывает разная, в том числе эгоистическая, неистинная. Бывает так, что любят не ребенка, а свои чувства к нему. Это значит, что любят самого себя, отраженного в ребенке. Такая любовь может принести много зла. Довольно распространенным является тип матерей, сверх всякой меры опекающих своего ребенка. Чаще всего это бывает единственный, трудно доставшийся, выстраданный ребенок. Мать искренне считает, что так, как она, наверное, никто не любит свое чадо. Для нее это свет в окошке. Отсюда постоянная тревога за ребенка, , неуменьшающееся беспокойство за него. Все помыслы матери устремлены на ребенка, но ему самому нет жизни от этой любви и заботы. Опека со стороны матери не оставляет никакого места его собственной активности и самостоятельности.
Другой вариант ложно понятого родительского долга можно охарактеризовать как чрезмерную требовательность к детям. Эти родители не считают, что их взыскательность, доходившая порой до садистских издевательств над ребенком, непомерна и бесчеловечна. Они убеждены, что так и надо воспитывать детей, читая им нотации, выговаривая за малейшие нарушения и отклонения поведения от должного, применяя наказания как традиционные, так и собственного изобретения. Часто за таким "воспитанием" стоят психологические комплексы и ущербность самосознания сверхтребовательных родителей: "У меня нет высшего образования, но из сына я сделаю образованного человека", "Я не умею играть на фортепиано, но моя дочь будет знаменитой пианисткой". Из ребенка стремятся что-то сделать. Желая им вроде бы только лучшего, только добра (правда в том виде, как это добро понимается родителями), они превращают жизнь ребенка в ад.
Специальное изучение влияния семьи на психическое развитие ребенка показало, что решающее значение здесь имеет тип отношений между родителями и ребенком. Занимаемая родителями, в первую очередь матерью, позиция, отношение к ребенку в семье во многом определяют весь ход его психического развития, формирующиеся у малыша способности и черты характера. При всем разнообразии этих отношений, , культурного уровня и многих других факторов, все же можно выделить два основных типа отношений к детям. В одном случае точкой отсчета и главным ориентиром является ребенок, а в другом - взрослый, его жизненные принципы, установки и предрассудки. Только при первом типе отношений оказывается возможным настоящее взаимопонимание между ребенком и взрослым, только в этом случае устанавливается эмоциональная атмосфера, необходимая для полноценного развития ребенка.
Как же достичь такого взаимопонимания? Как избежать трудностей в воспитании детей? Что нужно делать сейчас, пока дети еще маленькие, чтобы не упустить чего-то самого важного? По-видимому, на такие вопросы нельзя дать универсальный ответ. Тем не менее можно сказать, что главный секрет воспитания в том и состоит, что для этого как раз ничего специально делать не нужно. Напротив, следует довериться естественному ходу жизни, прислушиваясь к глубоко внутреннему чувству, позволяющему безошибочно распознавать, где мы движимы бескорыстной любовью, а где - себялюбием и предрассудками.
Воспитание личности не требует каких-то специально организованных занятий с детьми, хотя ребенок как личность развивается и тогда, когда родители учат его строить или рисовать, читают ему книгу. Важно, чтобы все это было общим делом, понятным и близким ребенку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование личности ребенка в семье
Формирование личности ребенка в семье является одной из наиболее значимых. Важность семь и как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находи...
Особенности формирования личности ребёнка в семье, отягощенной алкогольной зависимостью
В настоящее время в России растёт количество неблагополучных семей, одной из многочисленных причин этого является алкогольная зависимость одного или сразу двух родителей. Причин алкогольной зависимост...
консультация для воспитателей на тему:Роль семьи в формировании личности ребёнка.Условия правильного воспитания в семье.
Роль семьи в формировании ребёнка...
Консультации для родителей: "Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста"; "Роль семьи в формировании личности ребенка"; "Семья глазами ребёнка
Что значит семья в жизни ребёнка?Семья – единый организм....
Воспитание личности ребенка начинается в семье
Консультация для родителей...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Формирование личности ребенка в семье»
Материал для родителей и воспитателей...
Консультация для родителей. «Формирование личности ребенка начинается в семье».
Консультация для родителей.«Формирование личности ребенка начинается в семье»....