Развитие мелкой моторики руки
консультация (средняя группа) на тему

Нормальное развитие речи ребенка теснейшим образом связано с развитием движений пальцев рук.

Тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл melkaya_motorika.docx25.07 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики руки

Нормальное развитие речи ребёнка теснейшим образом связано с развитием движений пальцев рук.  Это прежде всего определяется расположением в головном мозге моторной речевой зоны, практически являющейся частью двигательной области. Известно, что около  трети всей площади двигательной проекции в коре головного мозга занимает проекция кисти руки. Поэтому тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребёнка.

     Рука ребёнка физиологически несовершенна. Как и весь организм, она находится в стадии интенсивного развития.

    Мелкая моторика ребенка 6 лет развита недостаточно. Пальцы рук сгибаются и разгибаются синхронно, т.е. действуют все вместе. Движения пальцев слабо дифференцированы, поэтому при сгибании одного остальные выполняют аналогичное действие. Наблюдается неполная амплитуда движений и быстрая утомляемость. При выполнении статических проб дети не могут сохранять принятую позу длительное время.

     Тактильные ощущения 6 – летнего ребенка развиты слабо. При выполнении различных действий (например, при рисовании) ребенку трудно правильно управлять карандашом.

     Карандаш, ручка, мелок являются посредниками между рукой ребенка и бумагой, доской и т. п. Зажатый в руке карандаш как бы удлиняет кисть, является ее своеобразным продолжением. Поэтому маленький ребенок сосредоточивает свое внимание не на захвате, а на точке соприкосновения карандаша и бумаги. И это часто является причиной формирования у него неправильного захвата карандаша (кисточки, ручки и др.), что скажется на качестве формируемых навыков рисования, а в последующем – и письма.

      При этом особенно заметен не соответствующий работе мышечный тонус (тонус – это длительно сохраняющееся состояние упругости (возбуждение) мышц). У детей можно наблюдать слабый (вялый) тонус, что ведет к начертанию тонких, ломаных, прерывистых линий. Есть дети с повышенным тонусом мелкой мускулатуры. В этом случае рука ребенка быстро устает, он не может закончить работу без дополнительного отдыха.

      Очень часто у детей с вялыми мышцами рук отмечается слабость мышц артикуляционного аппарата. У детей с высокой упругостью мышц мелкой моторики рук наблюдается повышенный тонус мышц артикуляционного аппарата. Воздействуя на тонус руки ребенка, мы можем влиять на тонус речевого аппарата.

     В  среднем дошкольном возрасте дети начинают учиться менять напряжение мелкой мускулатуры на расслабление. Это особенно хорошо видно при работе ребенка с ножницами, когда малыш старательно, но очень медленно вырезает полоску бумаги.

    Таким образом, в дошкольном возрасте начинается подготовка руки ребенка к письму. Игровые упражнения типа «Горошина», «Лыжник» (пальчиковые игры с предметами) являются начальным этапом при подготовке руки к безотрывному письму.

     Очень важно, чтобы родители знали нормы двигательного и речевого развития ребенка, отслеживали этапы становления различных навыков. Вовремя принятые необходимые меры могут вернуть ребенку полноценное развитие.

     Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее значение, так как оказывают огромное влияние на развитие речевой и всей высшей нервной деятельности ребенка.

    Перед педагогами и родителями встает задача развития мелкой моторики руки ребенка.

В семье развивать мелкую моторику рук через игровые упражнения (типа «Пальчик, пальчик, где ты был?» и т. п.), развитие ручной умелости (давать детям в домашних условиях под контролем взрослых вырезать ножницами, шить иголкой с большим ушком, лепить, перебирать крупу и т. п.).

Основные пути развития и совершенствования мелкой моторики

        Существуют несколько основных путей развития и совершенствования мелкой моторики:  пассивная гимнастика (массаж и самомассаж), активная гимнастика (развивающие игры для пальцев рук), пальчиковая и сопряженная гимнастика,

пальчиковый театр теней, графические упражнения, рисование пальцем и ладошкой, оригами, физкультминутки в сочетании с пальчиковой гимнастикой, логоритмика.

Пассивная гимнастика

Простейший метод – массаж (поглаживание пальцев рук в направлении от кончиков пальцев к запястью). Массаж не должен вызывать у ребенка неприятных ощущений. Целесообразно использовать следующие приемы массажа: поглаживание, легкое растирание  и  вибрацию. Массажные движения выполняются в направлении от кончиков пальцев до запястья.

Поглаживание проводят медленно и плавно. Растирание выполняется концевыми фалангами нескольких пальцев. Вибрация заключается в  нанесении следующих один за другим ударов кончиками полусогнутых пальцев. Продолжительность массажа 3 – 5 минут.

       Массаж и самомассаж с использованием специального мячика с шипами необходимо выполнять движениями по спирали  от центра ладони к кончикам пальцев.  Массажный мячик должен быть твёрдым, тогда воздействие будет максимальным.

Активная гимнастика

       Рассмотрим более подробно игры для развития мелкой моторики рук ребенка, развития тактильной чувствительности, осязания, подвижности пальчиков. Это всем известные конструкторы, шнуровки, пазлы, разноцветные прищепки, мозаика, бусины, пуговицы, спички, счетные палочки.

        Возьмем, например, шнуровку. Все её детали имеют множество дырочек и, как правило, выполнены из приятных на ощупь материалов. Все детали шнуровки имеют четкий контур, их можно использовать для подготовки руки ребенка к письму:  обводить детали шнуровки карандашом, а затем использовать штриховку или вырезать и выполнять из этих деталей аппликации. Игры – шнуровки развивают сенсорную координацию, мелкую моторику рук, пространственное ориентирование, глазомер, внимание, творческие способности, способствуют пониманию понятий «вверху», «внизу», «справа», « слева», влияют на формирование и становление речи.

       Развитию мелкой моторики способствуют игры, в которых есть мелкие детали, например «Мозаика», конструкторы «Лего», манипуляция с мелкими предметами, например, различные игры с бусинами, собирание разрезных картинок и пазлов, выкладывание фигур из семян различных овощей и фруктов, круп, спичек и счетных палочек. Вместе с тем, спички и палочки – хороший материал для развития памяти, внимания, логики, воображения, математических, и геометрических представлений.

Пальчиковый театр и пальчиковый театр теней

Наиболее простой вариант пальчиковой куклы – шарик от пинг – понга, на которых нарисованы различные выражения лиц разных персонажей.  Такие куклы можно изготавливать из плотного картона в виде небольших цилиндров, размер которых подбирается по размеру пальцев ребенка. У перчаточной куклы основанием служит перчатка,  голову делают из папье – маше или шьют из ткани. Перчаточные куклы используют в различных инсценировках.  По мнению А.Ю. Татаринцевой встреча с перчаточной куклой приводит ребенка за ширму, которая позволяет ему спрятаться и раскрыться. Так, даже если он боится говорить, заикается и краснеет, то за ширмой он успокаивается, начинает говорить уверенней.

Театр теней – это замечательная игра. Хорош он тем, что для него не нужно никакого оборудования, кроме своих рук и фантазии.

Взрослым придумывается пьеска для постановки. Это может быть небольшая сценка, сказка, стишок, потешка, поговорка. Главное, текст должен быть понятен и интересен ребенку.

   Самое, привлекательное в театре теней – возможность поиграть с ребенком спонтанно, без подготовки, по настроению.

Графические упражнения, рисование пальцами и ладошкой, оригами

    Выполнение графических упражнений в дошкольном возрасте очень важно для успешного овладения письмом. Особо место в развитии графической моторики  занимает  штриховка,  обведение по трафарету фигур или предметов с использованием простого и цветного карандашей. Существуют различные виды штриховки: горизонтальная, вертикальная, по диагонали, волнистыми линиями, круговыми, полуовалами, петлями.

     Начинать обводку трафаретов рекомендуется с внутренней стороны и с самых простых форм, например, круга или квадрата. Трафарет должен быть достаточно «пухлым»,  т.к. трафарет, имеющий маленькую толщину, неудобен, потому что карандаш все время  соскальзывает.  

     Благотворно на развитие мелкой моторики влияет рисование пальцем. Рисовать можно, проводя пальцем по крупе, лежащей на ярком подносе, а также на листе бумаги, обмакнув палец или кисть в краску.

     Конструирование из бумаги позволяет создать благоприятные условия для развития у детей способности работать руками под контролем сознания, делает их более чувствительными, подвижными, ловкими.  Оригами – искусство складывания фигур из бумаги. Если сложить листочки бумаги точно по линиям и аккуратно прогладить каждую складку, то можно получить оригинальную фигурку – изящного журавлика, забавного поросенка, зайчонка, лисенка.

     Дошкольники с одинаковым интересом делают фигурки как из больших, так и из маленьких квадратов. Маленькие размеры изделия вынуждают ребенка к кропотливой работе, делают движения более точными, замечательно тренируют мелкую мускулатуру рук.

                                                                             

Физкультминутки в сочетании с пальчиковой гимнастикой

Физкультминутка как элемент двигательной активности предлагается детям для переключения на другой вид деятельности, повышения работоспособности, снятия нагрузки, связанной с сидением. Традиционно физкультминутки проводятся в сочетании с речью детей. Проговаривание стихов одновременно с движениями обладает рядом преимуществ: речь ритмизируется движениями, делается более четкой, эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. Сочетание пальцевых упражнений с речевым сопровождением в стихотворной форме позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта. В ходе физкультминуток детям предлагается «конструировать» из пальцев различные предметы и объекты. Дети изображают зайцев, собак, кошек, деревья,  дома, ворота. Такая необычная игровая деятельность вызывает ярко выраженный интерес и эмоциональный настрой. Это позволяет предельно мобилизовать и внимание. Желание детей быстро и точно воспроизвести пальцевую фигуру стимулирует запоминание.

Роль логоритмики в развитии пальцевой моторики

    Основополагающий принцип проведения занятий – взаимосвязь речи, музыки и движения. Движение выступает здесь как основное средство взаимодействия между ребенком и окружающим миром.

Пальчиковая гимнастика

                                           У тебя есть две руки,

                                            Есть и десять пальчиков.

                                            Десять ловких и веселых,

                                            Быстрых чудо – мальчиков.

  Будут – будут наши пальчики

                                            трудиться,

     Не пристало чудо – мальчикам

                                            лениться!

Овощи

Собираем мы в лукошко

И морковку, и картошку.

Огурцы, фасоль, горох –

Урожай у нас не плох.

Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого. Со слов: «Урожай у нас не плох», охватываем весь кулачок.

Масленица

                                          Положи блинок в ладошку:

                                          Угости мурлыку – кошку,

                                          Угости щенка Трезорку,

                                           Потом мальчика Егорку,

                                           Дай блиночек мамочке,

                                           Дай блиночек папочке.

Первая строчка – прочертить пальцем круг на ладошке.

На следующие пять строчек загибать пальцы с приговариванием соответствующих слов.

Замок

Сцепим пальчики в замок

Чтоб войти чужой не мог.

Пустим только белочку,

                                              Ежика и зайчика,

Пустим только девочку,

Пустим только мальчика.

    Сцепить пальцы двух рук «в замок », При произнесении слов: «Пустим только…» - ладони разводить в стороны, затем быстро соединять.

Дружные ребятки

Здравствуй, Петенька!

                                                  Здравствуй, Анечка!

Здравствуй, Зиночка!

Здравствуй, Манечка!

  Ах,и дружные ребятки,

        Поиграем вместе в прятки.

   Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками.

Жук

Жук сидит на веточке,

     Вы не бойтесь, деточки.

 Попробуйте – ка сами

                                                  Пошевелить усами!

 Сжать кулачок. Указательный палец и мизинец развести в

                    стороны («усы»). Пошевелить «усами».

                               

Снежок

Раз, два, три, четыре                                   загибают пальчики                          

Мы с тобой снежок лепили                        «лепят снежок»

Круглый, крепкий                                       показывают круг, сжимают ладони      

                                                                      вместе

Очень гладкий                                            гладят одной ладонью другую

И совсем – совсем не сладкий                  грозят пальчиком

Раз – подбросим                                         «подбрасывают»

Два – поймаем                                            «приседают ловят»

Три – уроним                                              «встают, роняют»

И – сломаем                                                топают    

       Игры с веревочкой

«Паук и муха»,  «Ловкая ящерица», «Паровозик»,  «Жадный рыбак».

Литература

Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика. – М.:АСТ: Астрель. 2008.

 

Афонькина Е.Ю., А.С. Афонькина  Игры с веревочкой.- Санкт – Петербург:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Рука развивает мозг"(игры для развития мелкой моторики руки)

Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторик...

"Рука развивает мозг"(игры для развития мелкой моторики руки)

Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторик...

Проект «Подготовка руки дошкольника к письму и совершенствование речи посредством развития мелкой моторики руки»

В современном образовании приоритетным является создание условий для всесторонней подготовки ребенка к школе, в частности, формирования его руки к письму. Уровень подготовки руки н...

Консультация для родителей. «Развитие мелкой моторики руки. Подготовка руки к письму.»

Консультация для родителей. "Развитие мелкой моторики руки.Подготовка руки к письму." Что значит развивать мелкую моторику?...