Работа с родителями
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Информация представленная ниже, может помочь узкому специалисту или воспитателю, провести родительское собрание, индивидуальную консультацию, а также пополнить материал в папках-передвижках и в информационных стендах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Давайте разберемся» | 18.5 КБ |
«Не забывайте разговаривать с детьми» | 13.22 КБ |
Устный журнал для родителей | 44.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Информация для родителей
«Давайте разберемся»
Задержка психического развития бывает разной. Самая неприятная и труднопреодолимая вызвана органическими поражениями мозга. Клеточки мозга в этом случае (например, если малыш внутриутробно переболел вместе с мамой инфекционной болезнью) как будто „засыпают”. Часть из них можно „разбудить” и заставить работать, а некоторые — уже нет. А если обратиться за помощью к соседним, зрелым клеткам, организм компенсирует дефект развития. В случае с ЗПР органического происхождения потребуется и медикаментозное вмешательство, и слаженная работа ряда специалистов на протяжении многих лет.
ЗПР может развиться у деток, ослабленных бесконечными болезнями. Развитие задерживается еще и потому, что маме просто не до занятий: постоянные больницы, лекарства, врачи и страх за здоровье крохи. Безусловно, такой семье нужна помощь хорошего психотерапевта или психолога, а обучение ребеночка нужно налаживать в условиях больницы или санатория. Лишние лекарства для преодоления ЗПР здесь ни к чему: бедный малыш и так их переел. Но, несмотря на такие трудные случаи, все-таки самой тупиковой, по мнению дефектологов, остается ситуация, когда ЗПР спровоцирована у здорового малыша социальным окружением. Очень обидно, когда нормальный малыш начал отстаивать в развитии от невнимания к себе, грубого обращения, отсутствия новых впечатлений.
Тестируемся сами
Любая задержка развития заметна не сразу, а по мере взросления малыша, когда требования к его достижениям начинают расти. Приблизительно в 2–3 года у внимательной мамы закрадывается подозрение, что „что-то не так”. К 4 годам обычно ребеночка консультирует логопед или невропатолог, редко — дефектолог. В 5–6 лет малыш заметно уступает своим сверстникам в развитии речи, логического мышления, развитии эмоционально-волевой сферы. К сожалению, у родителей не всегда есть возможность показать малыша врачу или дефектологу. Но беспокойство за судьбу крохи все равно есть. Как же понять далеким от дефектологии родителям, что происходит с их маленьким человечком? Как определить самостоятельно, есть ли у него ЗПР? Вот несколько тестов, которые помогут разобраться в этом.
Тест № 1
Основан на наблюдениях за крохой на первом году его жизни.
Записывайте все ступеньки развития малыша. Когда он начал держать головку (это должно произойти не позднее 1,5 месяцев), переворачиваться (в 3–5 месяцев), хватать игрушку (в 4 месяца), сидеть (не позже 8 месяцев), вставать (8–10 месяцев), ходить (1 год 2 месяца). Каждая мамочка с нетерпением ждет первых слов крошки: гулить малыш должен уже в 2 месяца, а лепетать — с 6–8 месяцев. Показывать пальчиком на предмет или человека, пытаться слогом или звуком назвать его — в 10–12 месяцев. Первое „мама” вы должны услышать к первому дню рождения малыша.
Если все эти возрастные нормы сильно растянуты, а малыш неэмоционален, долго не узнает близких, у вас есть повод для беспокойства.
Тест № 2
Для малышей 9–10 месяцев.
Хорошим показателем своевременного развития крохи служит игра в прятки. Всем мамам она прекрасно известна. Вы прячете на глазах у ребенка под коробочку игрушку. „Где киска?” — удивляетесь вы. 9-месячный малыш должен с уверенностью первооткрывателя убрать коробочку с игрушки и чрезвычайно обрадоваться находке. Малыш уже „видит” сквозь стены, то есть он понимает, что игрушка не исчезла бесследно. У него формируются простейшие мыслительные навыки.
Тест № 3
Подходит для ребятишек от 1 года до 1,5 лет.
Самое простое, что поможет вам распознать проблему вовремя, — попытаться оценить речевую и двигательную активность малыша. Если кроха с интересом наблюдает за новой игрушкой, пытается схватить ее, попробовать на вкус, радостно „агукает” и тянется ручками к вернувшейся с работы маме, если, играя сам с собой, все время что-то „бубнит” или „мычит” себе под нос, то детское развитие идет, скорее всего, по возрасту. Если активность (в том числе и познавательная) невысока, у крохи нет интереса к окружающему миру, бейте тревогу.
Тест № 4
Для малышей от 2 до 3 лет.
Всем прекрасно известны игрушки, где в отверстия нужно вставлять подходящие по форме фигурки. Если игра малышу незнакома, научите его правильно вкладывать геометрические формы в отверстия. Затем дайте ему возможность самому справиться с задачей. Если даже после многократных проб кроха не справился, не торопитесь с выводами. Стоит обратиться к хорошему психоневрологу или дефектологу.
Тест № 5
Для ребят от 3–5 лет.
Главным критерием оценки хорошего интеллектуального развития малыша в этом возрасте становится речь. Вы можете оценить запас его знаний об окружающем мире, услышать грамматические и звуковые неточности, определить уровень понимания обращенной к нему речи, всех тонкостей и оттенков смысла. Полностью такую диагностику должен проводить логопед, но кое-что сделать под силу и родителям. Попросите малыша объяснить, что такое пылесос, компьютер, закат, гроза, транспорт. Поймете ли вы его объяснения? Конечно, маленький кругозор ребенка — это еще не показатель наличия у него ЗПР, но стоит обратить на него внимание.
Тест № 6
Для ребятишек 5–6 лет.
Ограничимся самыми яркими признаками отставания.
Счет. Ребенок должен не только уверенно считать до десяти, но и выполнять простейшие вычислительные операции на сложение и вычитание. Поиграйте: положите на свою ладошку три шарика, покажите их малышу, пусть сосчитает. Сожмите руку в кулак и спрячьте за спину. За спиной переложите шарик из одного кулака в другой и покажите малышу ту же ладошку, но уже с двумя шариками. Вторую руку держите в кулаке перед ребенком. „Как ты думаешь, сколько шариков в кулаке?” Посчитав два оставшихся шарика, ребенок должен уверенно сказать, что в кулаке спрятан один шарик. Если ему трудно сосредоточиться на задании, поспешите к специалистам.
Форма и размер. Ребеночек уже в 3 года понимает, где „один”, а где „много”, где нарисован круг, а где треугольник, где большое яблоко, а где маленькое. Если в 5 лет ребенку трудно даются эти понятия, он не может запомнить названия геометрических фигур, цифры, буквы — есть все основания предполагать у него ЗПР. Также ребята с ЗПР не умеют в 5 лет правильно собирать пирамидку из 8–10 колец.
Цвета и оттенки. В 2 года кроха уже в состоянии находить предметы одного цвета, а в 3 года — узнавать и называть основные цвета: красный, синий, желтый. Представляете, каково малышу, если ему уже 5 лет, а цветов он не знает? В садике смеются, мама сердится, а дедушка только руками разводит. А что делать, если малыш просто не может запомнить и отличить цвета один от другого? Надо помочь ему. Никогда не поздно это сделать — ни в 2 года, ни в 6 лет.
В 5–6 лет и продуктивная деятельность много расскажет нам о малыше. К ней относятся рисование, лепка, конструирование, то есть все виды деятельности, где ребенок самовыражается. Стоит волноваться, если 5–летка все еще рисует „головоногов”, то есть людей без туловища, бесконечные „каляки-маляки”, а при выполнении мелкой работы его пальчики дрожат, нажим на карандаш слабый. Обычно и координация движений оставляет желать лучшего.
Кто поможет?
Если у родителей закрались подозрения о недостаточно хорошем развитии малыша, для начала им нужно показать его психоневрологу. Не невропатологу, а именно психоневрологу. Нужно пройти ряд обследований, на основании которых врач сделает окончательный вывод. На первом приеме у доктора многие детки стесняются, замыкаются, что, конечно же, сказывается на результатах обследования.
Итак, с чего начнем? Допустим, психоневролог заподозрил ЗПР у вашего 5-летнего малыша. В этом случае, врач обязан собрать анамнез, то есть расспросить вас о том, как протекала беременность, роды, первые годы жизни вашего крохи. На основании даже этой первой беседы он может попросить вас сводить ребенка на ЭЭГ (электроэнцефалограмму) или эхо-ЭЭГ (это исследование считается более точным).
Также вам необходимо будет посетить ЛОР-врача, окулиста и пройти тщательное обследование у логопеда. Логопед должен уточнить, есть ли у ребенка та или иная задержка развития речи. Если ее нет, то о никакой ЗПР говорить не приходится.
Если это ЗПР
Родителям не стоит стесняться этого диагноза, ведь данная проблема поддается коррекции: из десяти детей в группе у восьмерых этот диагноз к школе снимают.
Итак, что делать, если задержка психического развития не вызывает сомнений? Родители такого малыша имеют право на зачисление в специальную группу для детей с ЗПР, которые зачастую комплектуются в обычных садиках.
Например, в садике 8 групп, 2 из которых — для деток с ЗПР. Туда набирают не более 10 человек и тщательно планируют коррекционно-педагогическую работу.
Помимо дефектолога с ребятами занимается логопед (часто эти должности совмещает один человек). Есть в такой группе и психолог. Все остальные занятия проводит воспитатель.
Детей регулярно обследуют специалисты. В их задачи входит развитие мышления, памяти, внимания ребят, обучение сюжетно-ролевой игре, общению, правильной речи. Большое внимание уделяют работе с родителями.
Главное для родителей малыша с ЗПР — никогда не опускать руки. И тогда на приеме у психолога, да и на детской площадке, вы сможете по праву гордиться своим малышом и собой гораздо больше, нежели другие: ведь вы совершили маленький подвиг — изменили судьбу крохотного человечка в лучшую сторону!
Золотые правила
1. Чем раньше начата коррекционная работа, тем лучше будет результат.
2. Необходимо видеть не только слабые стороны малыша с ЗПР, но и сильные, сохранные стороны всей его личности. Такие стороны есть всегда.
3. Подходить к решению проблемы нужно комплексно, то есть привлекать к обучению и лечению разных специалистов.
4. Необходимо уважительное, доброе отношение к особым детям. Чувства ребенка, вызванные насмешками или осуждением окружающих, не менее сильные и глубокие, чем у остальных ребят
Предварительный просмотр:
Информация для родителей
«Не забывайте разговаривать с детьми».
Этому, вы наверно удивлены. Как с ним не разговариваешь – ведь он не замолкает ни минутку, скажите вы. И, тем не менее, большинство наших детей не умеют общаться. Дети не умеют выражать свои мысли, не умеют поддерживать беседу. В их речи много слов – сорняков: «это», «ну», «вот», «как это» и т.д. В детском саду ребенок играя, общается, на занятиях его просят, что – то повторить.
Разговаривайте со своими детьми!
- По дороге в детский сад, вспомните какой сегодня день недели, какие занятия будут сегодня, ты узнаешь что – то новое, не забудь вечером мне рассказать.
- Приучайте ребенка ежедневно делится с вами своими новостями – это поможет вам стать ближе. Почувствовав, что вам интересна его жизнь, ребенок будет помнить все, что было в детском саду подробно, в деталях. Главное беседовать каждый день .
Любознательность и наблюдательность лежат в основе развития интересов, поэтому необходимо учить детей смотреть и видеть, привлекать их внимание к различным явлениям окружающей среды.
- «Посмотри, какая туча! На что она похожа? Какого она цвета? Куда она плывет?»
- «Ой, какой сегодня ветерок. Куда он несет этот листок? А сегодня дождь! Какой он? (сильный, слабый, теплый, холодный, проливной, моросящий, ледяной, грибной и т.д.) Что он делает? (идет, шумит, капает, брызжет, льет, моросит, стучит).
А давай придумаем ему слова похожие на него: дождь – дождик, дождище, дождливый, дождичек, дождит. Спросите, а бывает ли дождь когда светит солнце?
Разговаривать с ребенком можно обо всем, надо только постараться и оглянуться по сторонам.
Каждый день делитесь с ребенком своими впечатлениями о том, что вас волнует, о том что видели. И в ответ на это вам навстречу раскроется душа ребенка, а потом, становясь самостоятельнее в движениях, он будет вам отвечать тем же.
Разговаривайте со своими детьми!
Предварительный просмотр:
Устный журнал для родителей.
Глава первая.
Влияние природы на ребенка огромно. Дети ежедневно в той или иной форме соприкасаются с ее объектами или явлениями: на прогулке наблюдают за птицами и насекомыми, падающими снежинками; дома слушают рассказы и стихотворения; ухаживают за растениями на приусадебном участке. Объекты природы привлекают, прежде всего, красотой, яркостью красок, разнообразием. Такое общение с окружающим, с одной стороны, обогащает чувственный опыт детей, с другой – будит его фантазию и способствует возникновению различных вопросов, ответы на которые он не всегда может найти самостоятельно, без помощи взрослых.
Детей целесообразно знакомить с явлениями и объектами ближайшего окружения, т.е. природой тех мест, где они живут: с растениями и животными, живущих в парке, лесу, дома, во дворе; с сезонными явлениями (дождь, снег, гроза); со свойствами воды, песка и т.д. При этом взрослому не следует перегружать детей информацией, так как это может привести к хаотичности знаний.
При ознакомлении с теми или иными объектами и явлениями природы взрослому, прежде всего, необходимо опираться на чувственный опыт ребенка и использовать наглядность. Например, гуляя с ребенком, Вы обращаете его внимание на состояние погоды («Посмотри, какая сегодня теплая погода, ярко светит солнышко… И нам весело гулять»). Если идет дождик, можно предложить ребенку подставить ладошки, и таким образом он почувствует, холодный дождик (осенью) или теплый (летом).
Особенность детей заключается в том, что они проявляют интерес только к тем объектам и явлениям природы, которые вызывают у них положительные эмоции. Положительный эмоциональный настрой во многом зависит от организации работы с детьми (наблюдение, чтение книг, игры, беседы). Привлечь внимание ребенка к познанию окружающего мира, может любой сказочный персонаж, например старичок-лесовичок. Вам не составит большого труда сделать его из крупной еловой шишки (туловище), грецкого ореха (голова), тонких изогнутых веточек деревьев (руки и ноги), кусочков пластилина для скрепления частей и обозначения глаз, носа и рта. Этот персонаж будет приходить в гости к ребенку и приглашать его на прогулку, приносить разнообразный природный материал, из которого получаются чудесные поделки. Дети осматривают материал, ощупывают его. Таким образом, развивается восприятие: он начинает различать цвет, форму и другие свойства. Работа с природным материалом развивает внимание и мышление ребенка: он рассматривает образец поделки, анализирует, из каких частей состоит, продумывает, какой дополнительный материал (пластилин, спички, нитка) может понадобиться.
Знакомясь с растениями, дети учатся отличать деревья от травянистых растений (у деревьев прочные и толстые стволы, у трав – тонкие и гибкие). Обратите внимание на разнообразную форму листьев, на окраску и запах цветов. Прочитайте ребенку небольшое стихотворение, загадайте загадки о тех деревьях и цветах, которые встретились вам на прогулке.
Иногда старичок – лесовичок будет приносить ребенку посылку с книгами. Детская художественная литература о природе воздействует как на сознание ребенка, так и на его чувства. В сказках, стихах, коротких рассказах Б. Житкова, А. Барто, С. Маршака, О. Высотской, Е. Чарушина эмоционально, живо описаны сценки из жизни знакомым детям животных (собака, кошка, воробей, рыба), а также наиболее яркие явления неживой природы (дождь, гроза, снег). В сочетании с непосредственным наблюдением природоведческая книга поможет ребенку внимательнее присмотреться к окружающей природе, научит правильно воспринимать ее.
Свои впечатления от услышанного дети отражают в играх, представляя себя то пугливыми зайцами, то ласковыми котятами. Взрослый может разнообразить игры детей, предлагая вместе с ним попрыгать, как зайчик или походить как медведь, пожужжать как пчела, или помычать как корова. Такие игры еще больше сблизят Вас и Вашего ребенка.
(продолжение следует).
Устный журнал для родителей.
Глава вторая.
Экспериментирование, также как и игра, являются наиболее естественными путями познания в дошкольном возрасте. Мы часто видим, как дети бросают в воду предметы, рвут бумагу или разбирают игрушки. Очевидно, их задача при этом – не сломать или намусорить, а понять свойства различных материалов, дерева, воды, металлов, разобраться в строении объектов, принципов их работы. Хорошо, если взрослый организует экспериментирование таким образом, чтобы подтолкнуть ребенка к тем или иным логическим выводам, научить его задавать содержательные вопросы, развивать познавательную активность.
Наиболее привлекательными для детей являются игры с водой. Принесите кувшин (или миску), наполненную водой, разложите разнообразные предметы: гвоздик, палочку, деревянный брусок, монетку и т.д., предложите ребенку игру «Кто умеет плавать?» не забывайте задавать наводящие вопросы, которые помогут ребенку сделать вывод о том, что размер предмета не имеет значения для его плавучести; важно, из чего он сделан – из дерева, металла, пластмассы. Ваша задача – помочь обобщить представления, полученные опытным путем, сформулировать их.
Предложите понаблюдать за растениями на улице во время дождя, в комнате и на приусадебном участке во время полива. Обсудите, что нужно цветам, деревьям, травам, куда уходит вода из земли. Попросите ребенка регулярно поливать цветы на окне. Наверняка он забудет это сделать. В течение нескольких дней листочки поникнут. Обратите внимание на это, спросите, как он думает, что произошло. Предложите показать, каким стал цветок без воды (грустным, печальным). Ребенок может опустить руки, плечи и голову, сделать грустное лицо. Полейте растение вместе и понаблюдайте за тем, как в течение дня оно будет распрямляться. Пусть ребенок покажет, как восстанавливается растение: потянет руки вверх, встанет на носочки, улыбнется.
Природоведческие беседы развивают мышление и речь дошкольников. Чтобы беседа проходила успешно, Вам необходимо заранее подготовиться к ней, продумать вопросы. Привлечь его внимание к беседе можно загадкой или стихотворением на заданную тему, введя элементы игры. Например, в гости к ребенку приходит знакомый лесовичок и приносит корзинку с дарами осени. Для того чтобы узнать, что лежит в корзинке нужно отгадать загадки. В процессе совместного с Вами отгадывания загадок, лесовичок достает «отгадки», подарки Осени рассматриваются: внешний вид, где растут, как используются в пищу. Достаточно, если в корзине будет 3-4 вида грибов, овощей, фруктов. Прежде чем загадывать загадки про дары Осени, рассмотрите их с ребенком, пусть он их потрогает, понюхает, попробует на вкус и т.д. Введению понятий «овощи», «фрукты», «грибы», помогут значки, которые Вы можете придумать вместе с ребенком, например, такие:
Овощи
Фрукты
Грибы
Некоторые значки ребенок видит по телевизору во время передачи прогноза погоды:
Дождь
Снег
Большинство знаков будут черно-белые, цвет вводится только тогда, когда несет смысловую нагрузку (окраска деревьев, травы, состояние воды в зависимости от времени года). Вначале значки предлагает взрослый. Позднее ребенок сможет придумывать их сам.
(продолжение следует).
Устный журнал для родителей.
Глава третья.
Знакомство с природой лучше осуществлять в соответствии с данным временем года (зимой говорить о зимних явлениях живой и неживой природы, весной – о весенних и т.д.). Объем материала, который Вы будете давать своему ребенку, будет варьироваться в зависимости от уровня развития и заинтересованности. Ниже приводится примерное содержание знаний о временах года.
ОСЕНЬ. Наступает после лета.
Погода. Дни становятся короче, а ночи длиннее. Прохладно. На небе появляются серые тучи, которые мешают солнышку ярко светить. Идут длинные, холодные дожди, после них на земле остаются долго не высыхающие лужи.
Растения. Листья на деревьях желтеют и опадают (листопад). Желтеет и вянет трава. Люди собирают урожай: на огороде – овощи, в саду – фрукты. В лесу много грибов.
Животные. Насекомые спрятались. Перелетные птицы (грачи, журавли, ласточки) улетают на юг. Звери приобретают более теплый, пушистый мех, у зайца и белки меняется окраска шерсти, чтобы их не было видно хищникам. Белки и мыши делают запасы на зиму; некоторые животный (медведь, еж) засыпают.
ЗИМА. Наступает после осени.
Погода. Ночи очень длинные, дни совсем короткие. Морозы. Небо затянуто серыми тучами, из-за которых очень редко проглядывает солнце, оно не греет. Из туч идет снег. Частые ветры, метели наметают сугробы. Вода в реках, прудах замерзает.
Растения. Лиственные деревья стоят без листьев, на хвойных – круглый год зеленые иголки.
Животные. Птицы (синицы, вороны, дятлы, снегири) слетаются к человеческому жилью, кормятся хлебными крошками, зернышками, семенами деревьев.
ВЕСНА. Наступает после зимы.
Погода. День равен ночи. Солнце начинает светить ярче. Теплеет. Тает снег, бегут ручьи. Первые грозы.
Растения. На деревьях набухают почки, распускаются листочки. Появляется зеленая травка и первоцветы (подснежник, мать-и-мачеха). Люди сеют семена овощей.
Животные. Появляются насекомые. Пробуждаются медведь и еж. Возвращаются перелетные птицы, вьют гнезда. У белки и зайца меняется окрас шерсти.
ЛЕТО. Наступает после весны.
Погода. День длиннее ночи. Солнце светит ярко. Жарко. Дожди редкие, теплые. Грозы. Радуга.
Растения. На деревьях зеленые листья. Много ягод, цветов (полевых, садовых). Люди убирают урожай. В лесу много грибов (съедобных и несъедобных).
Животные. У животных появляются детеныши. Птенцы вырастают, учатся летать. Много насекомых.
Как же познакомить ребенка с временами года и их отличительными особенностями? Говоря о занятиях с детьми, мы не имеем в виду рассказы – объяснения урочного типа. Долгие рассуждения взрослого утомляют ребенка, он становится не внимательным, постоянно отвлекается. Развивающие занятия – это своеобразный «сплав» беседы, игры и художественно – выразительных средств. Здесь ребенок является не пассивным слушателем, а активным участником, умеющим не только слушать, но и задавать вопросы, дополнять Вас.
(продолжение следует).
Устный журнал для родителей.
Глава четвертая.
Наглядно проследить изменения в живой и неживой природе, происходящие от сезона к сезону, ребенку поможет своеобразный календарь природы:
Это круговая диаграмма, моделирующая смену времен года. Каждый сектор окрашен в определенный цвет (желтый – осень, белый – зима, зеленый – весна, красный - лето). На этом «волшебном круге» Вы вместе с ребенком будете отмечать те приметы сезона, о которых говорили на улице или на домашних занятиях. Как же вести этот календарь природы? Здесь также поможет старичок – лесовичок. Он спрашивает «Какое сейчас время года?» (Помните, что начинаем мы с того сезона, который наступил в данный момент.) например, это зима. Лесовичок предлагает ребенку сказать, почему он так думает, как он узнал, что сейчас зима (много снега, дует сильный ветер и т.д.) Обобщите все сказанное, дополните его ответы, и положите перед ребенком картинку с изображением зимнего пейзажа. Аналогично поговорите про осень, весну и лето. Теперь можно показать «волшебный круг». Рассмотрите его вместе, пусть он подумает, где какое время года живет и почему (осенью в природе много желтой краски, зимой – все покрыто белым снегом ит.п.). Поиграйте в игру «Когда это бывает?». Вы даете ребенку четыре карточки, окрашенные в цвета диаграммы. Вы показываете картинку, с изображением какой – либо приметы сезона, ребенок находит карточку того времени года, когда это бывает. Материалом для игры могут быть картинки лото, календарики, открытки. Эту игру нужно проводить несколько раз, обновляя иллюстрации. Такой календарь природы будет висеть в комнате ребенка постоянно, в течение года он полностью заполнится знаками, и ребенок, опираясь на него, без труда сможет рассказать о характерных приметах сезонов, о том, как зависит жизнь растений и животных от того или иного времени года.
Не забывайте про чтение художественной литературы, мультфильмов, игры с участием лесовичка.
Как дети, так и взрослые очень любят игры типа лото. Вы можете изготовить их сами. Например, на листе бумаги по краям нарисуйте квадраты – рамочки, а в середине круг. У вас получится универсальная карточка для игры со знаками. Водящий (взрослый) помещает в круг какой – либо знак, например насекомое, а ребенок выбирает из множества картинок те, на которых изображены насекомые, и раскладывает их в «окошки» по краям. Также можно поиграть со знаками «Грибы», «Овощи», «Фрукты», «Одежда», «Транспорт» и т.д.
Не забывайте также об эмоциональном проживании ребенком полученных представлений. Пока ребенок спит (вторая половина дня), преобразите комнату: накиньте на диван, шкаф белые простыни (это будут сугробы). Когда ребенок проснется, пригласите его от имени лесовичка в зимнюю сказку. Вспомните, как вы наблюдали метель на прогулке. Обратите его внимание на сугробы, которые намела метель. Включите мелодию вальса, дайте ребенку елочную мишуру и покружитесь с ним, изображая метель. Возвращаясь из зимнего путешествия, Вы вместе с ребенком изобразите на «волшебном круге», то, что увидели.
(продолжение следует).
Устный журнал для родителей.
Глава пятая.
Знакомство с сезонными изменениями в природе открывает широкие возможности для детского экспериментирования. Как много интересного происходит с водой, воздухом осенью, зимой, весной и летом: идет дождь, холодает, замерзают лужи, тают сосульки. Ребенок хочет понять, что же за необычные и так сильно меняющиеся объекты, что с ними происходит.
Поздней осенью и зимой особенно интересно наблюдать за различными состояниями воды. Дети не до конца понимают, что лед, пар, снег и дождь – все это вода. Попробуйте поиграть так, чтобы ребенок сделал вывод самостоятельно.
Начать лучше всего с чтения детской литературы, описывающей, как может выглядеть вода – в реках, озерах, морях, на катке, в чайнике и т.д. Обсудите их с ребенком, вспомните, какую воду и где вы видели на даче, в водоемах, дома, понаблюдайте за замерзанием воды, ее таянием, сосульками, лужами.
С наступлением холодов проведите простой опыт. Приготовьте несколько мисочек с сильно окрашенной водой и поставьте их на ночь, на улицу. Утром обнаружив, что вода превратилась в лед, спросите ребенка, кто подменил ваши мисочки. Очень важно, чтобы он сам пришел к выводу, что холод заморозил воду. Выясните, навсегда ли она такой останется, понаблюдайте за ее таянием. Вспомните, бывают ли такие явления в природе (тают сосульки, снег, лед), почему это происходит. Подведите ребенка к пониманию того, что вода при похолодании замерзает, при потеплении тает.
Интересно провести еще один фокус с водой. Вскипятите чайник и рассмотрите пар, выходящий из него. Поинтересуйтесь, что случилось с водой, залитой в чайник, откуда появился пар. Если ребенок не сможет ответить, поднесите к носику чайника тарелку или блюдце так, чтобы на нем конденсировались капли. Откуда они появились, ведь из чайника выходит пар?
Рассуждая вместе с ребенком, можно прийти к выводу, что пар – это и есть вода, только очень сильно нагретая. Когда она остывает на тарелке, то снова превращается из пара в воду.
В заключение необходимо обобщить представления ребенка о свойствах воды, ее способности изменятся в зависимости от температуры: если мороз – она замерзает, если теплеет – тает, при сильном нагревании превращается в пар.
Другим интересным объектом экспериментирования может стать воздух. Обсудите с ребенком его свойства (он повсюду, вокруг людей и внутри их; он невидимый, легкий, но сильный – это ветер, буря). Воздух – невидимый, но его можно найти, если подуть на флюгер, елочный дождик. В природе он наметает сугробы, наклоняет до земли даже самые крепкие, толстые стволы деревьев. Иногда он ласковый, тихий, слегка поигрывает листочками на деревьях.
(продолжение следует).
Устный журнал для родителей.
Глава шестая.
Мы часто говорим своим детям стандартные фразы, особо не вдумываясь в их смысл. Нам трудно даже представить, что их многократное повторение способно сформировать в сознании ребенка определенные психологические установки, к сожалению, не всегда положительные…
«ГЛАЗА БЫ МОИ ТЕБЯ НЕ ВИДЕЛИ!», «ГОРЕ ТЫ МОЕ!», «МНЕ НЕ НУЖНА ТАКАЯ ПЛОХАЯ ДЕВОЧКА!», «Я ВСЕ СИЛЫ ТЕБЕ ОТДАЛА…»
Такие фразы формируют у ребенка чувство вины, причем не за какой-то конкретный поступок, а за сам факт его существования. У ребенка складывается внутренняя установка, что он источник всех проблем родителей, которая в подростковом возрасте может привести в утверждение «Лучше бы меня совсем не было». Внешним проявлением такой установки может быть провокационное поведение. Не зная, как внутренне сопротивляться неприятному чувству, ребенок будет специально совершать поступки, которые повлекут за собой наказание. Таким образом, он подсознательно будет облегчать свое чувство вины, ведь гораздо легче сознавать свою вину, к примеру, за испорченный костюм, нежели испытывать постоянное чувство вины без причины. В будущем, эти дети будут склонны постоянно доказывать себе и окружающим, что они что-то значат и крайне неуверенны в том, что их может кто-то полюбить просто так.
«НУ ЧТО ТЫ КАК МАЛЕНЬКИЙ?», «И КОГДА ТЫ ТОЛЬКО ПОВЗРОСЛЕЕШЬ?»
Подобные высказывания формируют представления о том, что быть ребенком – это стыдно, плохо, что лучше как можно быстрее повзрослеть. То есть если он будет вести себя, как и полагается ребенку (бегать, прыгать), родители будут им недовольны. Поэтому ребенок начнет уже со столь раннего возраста стремиться подавлять в себе детские желания. Но ведь «родом из детства» и такие важные качества, как непосредственность, способность мыслить творчески и даже умение отдыхать и веселиться. Не стоит и говорить, как тяжело обходиться без них в более зрелом возрасте.
«СТЫДНО ЗЛИТЬСЯ НА ВОСПИТАТЕЛЯ…», «СТЫДНО БОЯТЬСЯ ПАУКОВ…»
От таких качеств как страх, злость и т.п., невозможно избавиться с помощью слов. Так или иначе, они всегда будут присутствовать в жизни человека. Но когда с детства на проявление этих качеств вводится запрет, они могут трансформироваться и, к примеру, быть перенесены на другой объект. Например, та же злость на воспитателя может вымещаться дома на младшей сестренке или домашнем животном. Чтобы избежать этого, важно помочь не забыть, а пережить ребенку негативные эмоции: проговорить их и разобраться в причинах. Только тогда в будущем он научится адекватно реагировать на обстоятельства.
«ЧТО ТЫ ЕЩЕ РАЗДУМЫВАЕШЬ, ДЕЛАЙ, ЧТО ТЕБЕ СКАЗАНО!»
Такие слова пересекают в ребенке желание думать, размышлять. Во-первых, он будет бояться высказывать свои соображения вслух, считая это чем-то зазорным. Во-вторых, у ребенка может сложиться такой стереотип поведения, при котором он будет действовать спонтанно, не взвесив все «за» и «против». В зрелом возрасте это может привести к тому, что он будет испытывать чувство крайней неуверенности в своих суждениях и поступках.
(продолжение следует)
Устный журнал для родителей.
Глава седьмая.
Независимо от того, куда вы отправляетесь отдыхать со своим ребенком – на море или на дачу, важно, чтобы он провел это время с пользой. Чем занять ребенка на природе, чтобы приятных воспоминаний хватило на целый год?
Познакомьтесь
Прежде всего, нужно выяснить с кем ребенок общается на улице. Предложите ему пригласить своих приятелей по дачному участку в гости. Напоите детей чаем, угостите, расспросите их об интересах. Пользуясь дружеской обстановкой, можно как бы невзначай дать им несколько полезных советов. Когда авторитет будет завоеван, смело избирайте программу по борьбе со скукой.
Научите их играть на улице
Вспомните, в какие игры вы играли. Прятки, «вышибалы», резиночки… Ваша задача – один раз показать им, дальше само пойдет.
Кстати, научить играть весело и дружно можно, если в выходной день, объединившись вместе с другими родителями, устроить фестиваль забавных игр.
Домашний театр
Беспроигрышный способ занять ребенка любого возраста – предложить ему поставить домашний спектакль. Сцену можно устроить где-нибудь во дворе, там всегда найдется пара деревьев, между которыми натягивается веревка для занавеса. Ребенок сам решит, какую сказку он хочет показать. Не судите его строго, наоборот всячески поощряйте творческие порывы, помогайте ему.
Лесные заготовки
Если неподалеку от вашей дачи находится лес, не ленитесь: как можно чаще ходите с ребенком собирать лесной урожай.
Юный натуралист
Летнее время можно отлично использовать для занятий биологии. Покажите ребенку, как собирать гербарий, расскажите, как называется то или иное растение, дерево и где обитают насекомые.
Устный журнал для родителей.
Глава восьмая.
Обычно, когда говорят о готовности ребенка к школе, имеют в виду его умение читать и считать. И мало кто из родителей задумывается, что это далеко не самый главный показатель в этом вопросе.
ЖЕЛАНИЕ УЧИТСЯ
Сочините ребенку небольшую сказку о зверушках, в которой каждый персонаж объясняет желание учиться. Например, один говорит: «Я хочу идти в школу, потому что меня мама заставляет. А если бы не мама, я бы в школу не ходил». Второй: «Я хожу в школу потому, что мне нравится учиться, узнавать новое». Третий: «Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно играть» и т.д. А теперь спросите у ребенка: как ты считаешь, почему надо ходить в школу?
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
Это один из важнейших критериев готовности к школе. Попросите ребенка пересказать короткий рассказ (6-7 предложений), либо содержание небольшого мультфильма. Самый эффективный способ, чтобы ребенок справился с этой задачей – чтение вслух. Читайте ребенку вслух сказки или рассказы не менее получаса в день. Задавайте вопросы по прочитанному, заодно тренируете память и внимание.
ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ
Поиграйте в игру «Назови лишнее слово». Например, взрослый говорит: гора, гора, гора, нора, гора; или, голос, голос, голос, колос, голос; коса, коса, роса, коса, коса и т.д.
СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ
Попросите ребенка закончить предложение «Если выйдешь на улицу зимой без одежды, то …», «Прошел дождь, поэтому…».
В игре «4й лишний», ребенку предлагаются четыре слова, ему нужно убрать одно, на его взгляд лишнее. Например, стол, стул, огурец, диван, и т.д.
МЕЛКАЯ МОТОРИКА (РАБОТА МЕЛКИХ МЫШЦ РУКИ)
Попросите ребенка вырезать фигурки для аппликации (лучше геометрической формы) и наклеить их на лист бумаги.
На тетрадном листе в клеточку нарисуйте узор, состоящий из геометрических фигур, и попросите малыша повторить его.
(продолжение следует)
Устный журнал для родителей.
Глава девятая.
Мы все прекрасно знаем, что для хорошего воспитания ребенка нужно ему больше уделять внимания. И если вы решили поиграть со своим чадом, то можете использовать игры, развивающие мышления.
- «КОТОРАЯ ИЗ НИХ?»
Сядьте на пол вместе с ребенком. Найдите три каких-нибудь непрозрачных емкости (очень подойдут, например, жестяные банки из-под продуктов). На глазах у ребенка положите под одну из них маленькую игрушку. Медленно передвиньте банки, меняя их расположение на глазах у ребенка. Пусть теперь он возьмет любую банку, под которой, по его мнению, находится игрушка. Если ваш малыш не понял, поднимите и покажите ему игрушку. Покажите, также другие банки, под которыми ничего не спрятано. Играйте с ребенком и подсказывайте ему до тех пор, пока он не поймет суть игры.
- «ПОДБЕРИ ФИГУРКИ».
Эта игра понравится вашему ребенку, и будет привлекать его внимание. Соберите несколько формочек для печенья. Постарайтесь взять те из них, чьи очертания знакомы малышу. Обведите одну из формочек. Дайте ребенку ту формочку, чей контур вы обвели. Покажите ему, как положить формочку на рисунок, таким образом, чтобы их очертания совпали. После того как вы обведете несколько формочек и покажите ребенку, как совместить их с их контуром, дайте ему две формочки и один контур. Когда вы увидите, что ребенок понял суть дела, дайте ему контуры других фигурок и другие формочки.
3. «В СУМКЕ».
Эта игра развивает мыслительный процесс. Ребенок слышит слово и у него возникает ассоциация, и он находит нужный предмет. Возьмите большую сумку для покупок. Попросите принести вам вещи, чтобы положить их в сумку. Каждый раз называйте лишь один предмет, который ребенок будет доставать из сумки по вашей просьбе.
- «БЕЛОЧКИ».
Читайте стихотворения и используйте ручки для этой игры.
Раз, два, три, четыре, пять, - пришли белки поиграть. (выпрямляют пять пальцев)
Одна куда-то подевалась (спрячьте руку за спину) - четыре белочки осталось (выпрямляют четыре пальца)
А теперь скорей смотри (спрячьте руку за спину), их осталось только три (выпрямляют три пальца)
Ну и ну, какая жалость (спрячьте руку) – только две у нас осталось (выпрямляют два пальца)
Эта новость так грустна (спрячьте руку) – осталась белочка одна (выпрыгивает 1 палец)
- «НАЙДИ ТАКУЮ ЖЕ».
Для этой игры возьмите пару ботинок, пару варежек, две одинаковые цветные салфетки и т.д. перемешайте несколько таких предметов и помогите ребенку их правильно подобрать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы на тему: "Социализация личности дошкольников через привитие навыков культурного поведения"В опыте отражена работа с детьми в подготовительной группе по социально- нравственному воспитанию: формы работы, основные задачи, работа с родителями.
Содержание 1. Сведения об авторе.2. Условия формирования опыта. 3. Теоретическая интерпретация опыта.3.1. Актуальность опыта.3.2. Новизна опыт...
Организация работы по повышению правовой компетентности родителей Методическое пособие для воспитателей и специалистов ДОУ по работе с родителями
Предлагаемое методическое пособие подготовлено с целью оказания помощи педагогам дошкольных образовательных учреждений в работе с родителями по формированию у них правовой и педагогической...
Совместная работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников. Работа с родителями
Важным аспектом в системе экологического образования в детском саду является работа с родителями как постепенный и непрерывный процесс....
Методические рекомендации для педагогов ДОУ по работе с родителями воспитанников «Совместная эколого – оздоровительная работа с детьми и родителями»
Материал содержит методические рекомендации для педагогов ДОУ по работе с родителями воспитанников. Раскрывает цель, задачи и основные принципы работы с родителями по экологическому воспитанию детей д...
Работа с родителями. Статья: « Проектная деятельность в работе с родителями»
Работу с родителями веду параллельно, с самого начала выявления ипривития детям интереса к музыке. По мере возможности изучаю условияжизни ребёнка; выявляю индивидуальные с...
Работа с родителями. Методические рекомендации по теме: «Работа с родителями»
Работа с родителями. Методические рекомендации по теме:«Работа с родителями»...
Справка-анализ по теме: «Работа с родителями: анализ плана работы с родителями, индивидуальных стендов для родителей, организация групповых мероприятий с родителями».
В перспективном плане работы с родителями педагоги отражают совместную работу с семьями воспитанников. В плане воспитатели отмечают формы организации общения с указанием тематики (родительское собрани...