Консультация для родителей
консультация (старшая группа) по теме

Баталова Татьяна Ивановна
Уважаемые родители!
Вы познакомитесь с упражнениями  и проблемными ситуациями   для  организации   экспериментирования детей   с  участием  взрослых в домашних условиях.
  
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 11.docx4.19 КБ
Файл 21.docx3.87 КБ
Файл 31.docx3.25 КБ
Файл 41.docx8.79 КБ
Файл 51.docx5.39 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Тема :  «Упражнения и проблемные ситуации  для  организации   экспериментирования  с  участием  взрослых.

  • «Как и почему вода льется?» (Вода льется из разных сосудов по разному: из широкого - большим потоком, из узкого - тоненькой струйкой; от воды летят брызги; вода принимать ту форму сосуда, в который налита; если воду лишь переливать из одного сосуда в другой, ее останется столько же; воды станет меньше, если ее отлить.)

  • «Можно ли удариться об воду?», «Как из воды сделать значок?» (Вода может быть в виде жидкости, пара, льда; для этого необходима определенная температура. Использовать лист бумаги.)
  • «Почему стучит крыша?», «Как увидеть пар?» (Вода испаряется и ее становится меньше.)
  • «Почему идет дождь?», «Почему идет снег?» (Конденсация пара на крыше чайника, на блюдце, если накрыть блюдцем чашку.)
  • «Можно ли унести воду в решете?» (Различные материалы пропускают воду, фильтрация с использованием различных материалов и веществ.)
  • «Измеряем воду» (Вода в различных емкостях: литр и килограмм. Молочные бутылки емкостью 0,5 л.); «Поровну ли в емкостях воды, как это проверить? Как узнать, сколько воды в непрозрачном сосуде?»
  • «Бывает ли жидкий камень?» (Парафин, пластилин, лед железо, стекло, олово.)
  • «Зачем нужен нос?» (Воздух и запах.)
  • «Как увидеть воздух?», «Откуда дует ветер» (Флюгер).
  • «Почему летит мыльный пузырь?» (Что летает, не летает - мыльный пузырь, воздушный шарик, воздушный змей, пух, парашют.)
  • «Как сделать подарок ослику Иа?» (Использовать резину - сжимается, принимает прежний вид; растягивается, принимает прежний вид; губку, эластичный вид, автомобильную покрышку; бинт растянулся, он стал длиннее, но губка сжалась, изменила форму. Как сделать, чтобы резины стало больше, меньше?)
  • «Почему глина лепится?» (Глина, пластилин, пластик принимают разную форму. Можно раскатать и скатать снова - меняется форма, а не количество.)
  • «Волшебный гвоздик». (Магнит, свойства магнита - притягивает другой железный предмет. Почему магнит отталкивает? Стороны света, действие компаса
  • «Как сделать из мухи слона?» (Увеличительное стекло)


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Тема «Дачный  курорт »

Уважаемые родители!

Великолепное  время - лето. Не  только  на  море,  на  курорте  или в  деревне  у  бабушки ребенка можно занять и увлечь интересным делом. Поездка  на  дачный  участок имеет  огромное  значение в  воспитании  ребенка.  Прежде всего попросите его помочь вам, только делайте это на полном серьезе, без всяких там сюсюканий, тем более что он действительно окажет вам помощь. Если вы делаете посадку, то попросите его подержать подготовленные к посадке семена или разгрести грядку, или самому положить в подготовленную лунку семечко. При этом рассказывайте ему о своих действиях, например, можно так: «Мы положим семечко в землю и засыплем его землей. Когда солнышко будет светить и нагреет землю, семечку станет тепло и оно начнет расти, захочет посмотреть на солнышко и выглянет из земли зеленый росточек, вот такой. (При этом нужно показать какую-нибудь травинку.) Если росточку понравится, он будет становиться все больше и больше и может превратиться в такое дерево (показать ребенку одно из деревьев на участке) или поменьше. Еще я хочу, чтобы он принес нам вкусный плод, и ты его будешь кушать».

Каждый раз, когда вы приезжаете с ребенком на свой участок, первым делом нужно предложить ему посмотреть, не появился ли росточек. Как только вы увидите появившийся росточек, обрадуйтесь. Когда вы сажаете не семена, а рассаду, необходимо также объяснять ребенку свои действия. Если высаживаете рассаду помидоров, то пусть ребенок подносит вам по одному стебельку. Если сломает нечаянно, возьмите в руки сломанный стебелек и скажите: «Я думаю, этот не будет жить и не принесет нам плода, он сломался, но давай попробуем все же его посадить». И посадите наряду с другими хотя бы один сломанный. Через несколько дней, когда вы снова пойдете со своим ребенком к грядке с уже окрепшими стеблями помидоров, покажите ему на сломанный стебелек и напомните, что он был сломан при посадке. При этом не разговаривайте с ребенком назидательным тоном.

На следующий год ребенку нужно предложить свою собственную грядку, чтобы дать возможность делать на ней все, что он захочет. Ни в коем случае нельзя ребенка заставлять или исправлять сделанное им. Можно лишь спрашивать у него, чтобы он хотел. Оказать помощь можно, лишь спросив у него разрешение поработать с ним совместно. Когда будете высевать злаковые, дайте ему бросить на грядку своей ручкой зерна.

Так ребенок проявит интерес к растительному миру. Дело не только в том, что он будет знать и чувствовать, как и что растет. Главное - он начнет думать, анализировать.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Тема «Роль семьи в развитии поисково - исследовательской активности ребенка».

Советы родителям по развитию поисково — исследовательской активности ребенка

Роль семьи в развитии поисково-исследовательской

активности ребенка

Известно, что ни в одну воспитательную или образовательную задачу нельзя решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. И родители должны осознавать, что они воспитывают своих детей собственным примером. Каждая минута общения с ребенком обогащает его, формирует его личность.

В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды наглядной агитации я убеждаю родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, доказываю, насколько правы те, кто строит свое общение с ребенком как с равным, признавая за ним право на собственную точку зрения, кто поддерживает познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности.

Мне хотелось бы, чтобы родители следовали мудрому совету В. А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».



Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Элементарная поисковая деятельность

в детском саду»

Маленькие дети любознательны. Среди вопросов, которыми они одолевают родителей и воспитателей, немало таких, как: Зачем чирикают воробьи? Как спят рыбы?» и т.п.

Те взрослые, которые отмахиваются от «докучных» вопросов ребенка, совершают непоправимое: они задерживают его умственный рост, тормозят духовное развитие.

Наш долг не только отвечать детям на их бесконечные вопросы, но и активно пробуждать их пытливость, чтобы число этих вопросов росло. Необходимо помнить, что самые большие потери интеллектуального фонда происходят на ранних стадиях в младенчестве и дошкольном детстве.

Организация в дошкольном учреждении элементарной поисковой деятельности поможет нам ввести детей в мир познания природы, пробудить их умственные способности, приобщить к красоте окружающего мира.

Несмотря на наглядно - образный характер своего мышления, дети могут познавать не только внешние стороны природных объектов и явлений, но и некоторые несложные взаимосвязи и закономерности. Показать детям такие взаимосвязи, раскрыть доступные их пониманию причины происходящих явлений - одна из важнейших задач воспитания.

Известно, что ознакомление с природой дает наиболее оптимальные результаты при условии; если оно будет носить действенный характер. Нужно дать детям возможность «Общаться», «Действовать» с объектами природы. Такими возможностями обладает эксперимент. Он позволяет дать детям более полную информацию об изучаемых явлениях или объектах, повысить наглядность или доступность материала, сделать процесс обучения наиболее эффективным и, наконец, наиболее полно удовлетворить естественную любознательность дошкольников.

В условиях детского сада может быть использован только элементарный опыт. Его элементарность заключается; во-первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям. Во-вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируется элементарное понятие и умозаключение.

В-третьих, в такой работе используется обычное бытовое и игровое оборудование:

  • Воспитатель должен просто и четко формулировать стоящую перед детьми задачу (что хотел узнать), например: тепло травке под снегом или нет?
  • Чтобы заметить происходящие изменения, следует брать 2 объекта: 1 опытный, другой - контрольный, например, один посевы овса поливать, другие - нет.
  • Необходимо осуществлять руководство опытом: продумывать вопросы, обращать внимание на существенное, учить рассуждать, сравнивать факты.
  • Один и тот же опыт лучше проводить дважды, чтобы дети все осознавали до конца и убедились в правильности выводов, а также в

повторном опыте могли поучаствовать дети, которые в первый раз не проявили к нему интереса.

5. При организации и проведении опытов нужно сделать все возможное, чтобы не принести вреда живым объектам.

Опыт используется как способ решения познавательной задачи. Эти задачи могут быть выдвинутыми детьми. Практически они ставят их постоянно, задавая взрослым свои вопросы «Почему» и «Отчего». Например, на запрет не есть снег, дети говорят: «А почему нельзя есть снег?» Бесполезно объяснять им, что снег холодный, можно заболеть. «А мне не холодно, а я закаленный» вот такие будут ответы. Бесполезно утверждать, что снег грязный: он такой белый, чистый, сверкающий... Убедительно и наглядно эту проблему я решаю путем расстановки опыта. Так, поместив снег в белую миску, предлагаю посмотреть, что с ним будет после некоторого времени. Дети видят, что снег тает и образуется грязная вода. Кто положил сюда грязь. Никто! «Значит, снег был грязный», - делают вывод дети.

Познавательную задачу я могу поставить сама. Так готовясь к посадке семян и рассады цветов на клумбу, спрашиваю детей: Как нужно подготовить землю?

Иногда проблемная ситуация может быть обнаружена совместно.

Так прочитав сказку Одоевского «Мороз Иванович», спрашиваю: Почему рукодельница пожалела травку, а Мороз Иванович хитро улыбнулся и сказал, что травке под снегом не холодно. Почему он так сказал? Но ведь у рукодельницы от снега руки закоченели! Так холодно под снегом или нет? Дети вовлекаются в проблемную ситуацию и удивляются: «Как же так, Мороз Иванович укрывает травку снегом, а у рукодельницы от снега руки закоченели?!» Постепенно удивление перерастает в любопытство, а оно - в познавательный процесс. И тут наступает время спросить детей: «А как мы узнаем: тепло под снегом или холодно?» Это будет следующим этапом: поиск пути решения проблемы. Способы, предложенные детьми, могут быть самыми невероятными: «Закопайте меня в снег, я посижу там и скажу, тепло или холодно». Из всех способов может быть выбран самый, подходящий, причем его могу предложить и я сама.

Необходимо, чтобы все условия опыта были одинаковыми, кроме одного, который влияет на конечный результат. Это условие должно быть выделено. Например, где будет лучше расти овес: в темном или светлом месте?» Берем с детьми два одинаковых ящика с одинаковой почвой, с одинаковыми всходами овса. Договариваемся поливать одинаковым количеством воды из одинаковых леек. Разница же будет в том, что один ящик поставим на светлом подоконнике, другой - в темном месте.

Поскольку опыт - это наблюдение в специально созданных условиях, то он может быть кратковременным или длительным.

Кратковременные наблюдения использую для установления свойств различных объектов природы, для их распознавания. Так, перед выносом

термометра на улицу, предлагаю посмотреть на шкалу термометра и запомнить, где она находиться.

Выйдя на улицу, наблюдаем, как столбик опускается вниз. Почему это так происходит? Делаем вывод - термометр измеряет температуру воздуха. Любые изменения приводят к тому, что столбик жидкости либо поднимается, либо опускается, показывая тем самым температуру воздуха. Длительные наблюдения при установлении причин природных явлений, связей, отношений, процессов роста и развития, например, условия прорастания семян, роль света, воды, подкормки для роста растений. В этих случаях длительное наблюдение необходимо разбивать на ряд кратковременных и последовательно провести их. Например, чтобы установить роль света для растений, сажали с детьми две одинаковые луковицы, поливали. Один поставили на шкаф, другой - на подоконник. Повторные наблюдения проводили, когда у луковицы на окне чуть «проклюнется» зелень.

В процессе длительного опыта нужно напомнить детям познавательную задачу, например, «Зачем мы эту луковицу поставили в шкаф? Что мы хотим узнать?» Наиболее яркие изменения в ходе длительного опыта зарисовываем. Когда опыт завершен, переходим к заключительному этапу. Детям предлагаю сравнить два объекта, используя дневник наблюдений, которые велись. Например, в опыте по сказке «Мороз Иванович» предлагаю детям сравнить воду в двух бутылках одна сторона на скамейке «открытая всем ветрам», а другая была закопана в сугроб. Дети убеждаются, что во второй бутылке вода теплее. «Чем же была защищена вода в бутылке от морозного ветра?» «Что мешало ему добраться до нее и заморозить?» И дети делают вывод: «Снег» После этого предлагаю детям подумать: почему люди сгребают снег на клумбы, газоны, под деревья и кусты.

Таким образом, в организации и проведении опытов можно четко выделить четыре этапа:

  • Постановка проблемы.
  • Поиск пути решения проблемы.
  • Проведения наблюдения
  • Обсуждение итогов и формулировка вывода.

При наличии у детей некоторого опыта, сформированного через наглядно - действенные методы; использую для проверки или для решения познавательных задач эвристические беседы, которые дают возможность установить причины разнообразных природных явлений при помощи рассуждений, направляя мысли детей в нужное русло. Например, во время прогулки при оттепели, что снег стал влажным, липким, если его сжать в руке - потечет вода. Ночью наступило похолодание, и на другой день образовался наст. Рассмотрев его с детьми, предлагаю догадаться, что случилось со снегом и почему. В ходе беседы выясняем, каким снег был вчера. «Мокрым, немного талым», - вспоминают дети.

Я предлагаю детям не только усваивать общие закономерности, но и видеть их конкретные проявления.

Элементарные опыты в самую разнообразную детскую деятельность игру, труд, прогулку и т.п. Например, пропалывая грядки, провела простейший опыт: половину грядки с редисом пропололи, а другую пропололи на 3-4 дня позже. Выдернутые спустя некоторое время редиски будут сопоставлены, сделан вывод: там, где сорняков нет редис крупнее, а с другой стороны ему мешают расти сорняки. Или в играх с водой выясняем с детьми, какие предметы в воде тонут, а какие нет, из чего прочнее запруды - из песка или глины, камней.

В уголке природы проводим опыты с семенами, растениями, животными. Например, поздней осенью, когда заметно похолодало и идет снег, выкапываем в клумбе кустики цветов и, посадив их в цветочный горшок, вносим с детьми в группу. Позже сравниваем их с теми, что остались на клумбе, делаем вывод об условиях роста растений.

Опыты могут быть включены и в другие виды деятельности. При этом познание природы детьми не будет происходить путем сообщения им какого - либо объема знаний, а станет такой же творческой деятельностью, как например игра.

Работая несколько лет по этой теме, я сделала вывод, что при постоянной работе с детьми постановка поисковых задач заставляет детей не просто услышать, что-то и через некоторое время даже забыть, не просто отвечать на вопросы, а с помощью опыта получить знания, установить связи. Знания, полученные таким способом, лучше и крепче усваиваются детьми. У них активизируется мыслительная деятельность, вызывается интерес к поиску, к самостоятельному решению задач, к догадкам на некоторые вопросы.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Тема «Особенности организации опытно- экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста ».

Особенности организации опытно-экспериментальной деятельности

Старшая группа. При правильной организации работы у детей старшей группы формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать на них ответы. Теперь инициатива по проведению экспериментов переходит в руки детей. Дети, стоящие на пороге шести лет, должны постоянно обращаться к воспитателю с просьбами: «Давайте сделаем так...», «Давайте посмотрим, что будет, если...» Роль воспитателя как умного друга и советчика возрастает. Он не навязывает своих советов и рекомендаций, а ждет, когда ребенок, испробовав разные варианты, сам обратится за помощью. Да и то не сразу даст ответ в готовом виде, а постарается разбудить самостоятельную мысль детей, с помощью наводящих вопросов направить рассуждения в нужное русло. Однако такой стиль поведения будет эффективным лишь в том случае, если у детей уже выработан вкус к экспериментированию и сформирована культура работы. В противном случае имеет смысл строить педагогический процесс по системе, описанной для средней группы.

В старшей группе возрастает роль заданий по прогнозированию результатов. Эти задания бывают двух видов: прогнозирование последствия своих действий и прогнозирование поведения объектов. Например: «Ребята, сегодня мы с вами посеяли семена, из которых вырастут новые растения. Как вы думаете, какими они будут через 10 дней?» Каждый рисует рисунок, в котором отражает свои представления. Через 10 дней, сверяя рисунки и реальные растения, устанавливают, кто из ребят оказался наиболее близок к истине. Иллюстрацией второго случая является такой пример: «Слава, ты собираешься посадить хомячка в эту коробку. Подумай, что надо сделать, чтобы он не убежал».

Выполнение работы. При проведении опытов работа чаще всего осуществляется по этапам: выслушав и выполнив одно задание, ребята получают следующее. Однако благодаря увеличению объема памяти и усилению произвольного внимания можно в отдельных случаях пробовать давать одно задание на весь эксперимент и затем следить за ходом его выполнения. Уровень самостоятельности детей повышается.

Расширяются возможности по фиксированию результатов. Шире применяются разнообразные графические формы, осваиваются разные способы фиксации натуральных объектов (гербаризация, объемное засушивание, консервирование и пр.). Поддерживаемые доброжелательным интересом со стороны взрослого, дети учатся самостоятельно анализировать результаты опытов, делать выводы, составлять развернутый рассказ об увиденном. Но мера самостоятельности (по крайней мере, по сравнению со взрослым) пока невелика. Без поддержки со стороны педагога — хотя бы молчаливой — речь детей постоянно прерывается паузами.

Ребятам старшей группы становятся доступными и двух-, и трехчленные цепочки причинно-следственных связей, поэтому им надо чаще задавать вопрос «Почему?». И сами они в этом возрасте становятся почемучками: подавляющее большинство вопросов начинается с этого слова. Появление вопросов такого типа свидетельствует об определенных сдвигах в развитии логического мышления. Воспитатель своими вопросами стимулирует этот процесс. Например, спрашивая, почему на нашем игровом участке не растет трава, он может получить довольно длинную логическую цепочку: «Раз мы бегаем по участку, почва стала твердой (первое звено), значит, растение не может раздвинуть ее своими корнями (второе звено)», или: «Почему наша астра цветет зимой?» — «Мы выкопали ее из земли, принесли в комнату, насыпали в ящик хорошую почву, поставили в теплое место, все время поливаем. У нее есть все условия, чтобы ей хорошо себя чувствовать». Здесь мы пронаблюдали шесть звеньев логической цепочки.

В старшей группе начинают вводиться длительные эксперименты, в процессе которых устанавливаются общие закономерности природных явлений и процессов. Сравнивая два объекта или два состояния одного и того же объекта, дети могут находить не только разницу, но и сходство. Это позволяет им начать осваивать приемы классификации.

Поскольку сложность экспериментов возрастает и самостоятельность детей повышается, необходимо еще больше внимания уделять соблюдению правил безопасности. В этом возрасте дети довольно хорошо запоминают инструкции, понимают их смысл, но из-за несформированности произвольного внимания

часто забывают об указаниях и могут травмировать себя или товарищей. Таким образом, предоставляя детям самостоятельность, воспитатель должен очень внимательно следить за ходом работы и за соблюдением правил безопасности, постоянно напоминать о наиболее сложных моментах эксперимента.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...