роль игры и игрушки
статья на тему
роль игры и игрушки в развитии ребенка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_igry_i_igrushki_v_razvitii_rebyonka_doshkolnogo_vozrasta.docx.docx | 21.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
на тему: «Роль игры и игрушки
в развитии ребёнка дошкольного возраста».
Игра* - термин иногда употребляется как синоним игровой деятельности, но в отличие от игровой деятельности, не рассматривает этапы развёртывания (потребность, мотив, цель, структуру, «конструирующие моменты игры» (Д.Б. Эльконин) и т.д.) и онтогенез данной деятельности, а характеризует разные виды детских игр, в основном, через группировку или классификацию.
Игровая деятельность * – ведущая деятельность ребёнка дошкольного возраста, реализующая его потребность в социальной компетенции (мотивом игры является «быть как взрослый» и определяющая специфику социальной ситуации развития ребенка: освоение социальной позиции «Я и общество» через моделирование основных типов отношений между людьми (взрослый – ребёнок, взрослый – взрослый, ребёнок - взрослый) в игровой, воображаемой ситуации.
В игре ребёнок существует сразу в двух ипостасях ( как играющего ребёнка и как персонажа игры в соответствии с принятой на себя ролью) и конструирует «Образ себя» и «Образ мира» с двух соответствующих точек зрения. Это определяет формирование психологических новообразований, которые являются основными для этапа дошкольного детства: становление моделирующих видов деятельности, иерархии мотивов поведения и умений произвольно управлять своим поведением, формирование механизмов эмоциональной и интеллектуальной децентрации, внутренней позиции личности ребёнка – дошкольника и пространственно – временного смещения.
Конструирующие моменты игровой деятельности:
Воображаемая ситуация Игровые правила Игровая роль
Динамика игровой деятельности на протяжении дошкольного детства, согласно Д.Б. Эльконину, заключается в изменении соотношения между ними: от «скрытого» правила и «открытых» воображаемой ситуации и игровой роли к «открытому» игровому правилу и «скрытым» воображаемой ситуации и роли.
*(Дошкольное образование словарь терминов/ [Сост. Виноградова Н.А. и др.] - М.: Айрис-пресс, 2005. – 400с.)
«Игра имеет в жизни ребенка такое же значение,
как у взрослого — деятельность, работа, служба.
Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе,
когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля
происходит, преж де всего, в игре».
(А.С. Макаренко)
Игра — что может быть интереснее и значимее для ребенка? Это и радость, и познание, и творчество. Это то, ради чего ребенок идет в детский сад. Игровая деятельность является ведущей для дошкольника. Игра — это жизнь ребенка, его существование, источник развития мораль ных качеств личности, его развитие в целом.
- В игре формируется произвольное поведение, активизируются познавательные процессы.
- В игре развивается способность к воображению, образному мышлению. Это происходит потому, что ребенок воссоздает в игре то, что ему интересно, с помощью условных действий.
- В игре ребенок воссоздает действия взрослого и приобретает опыт взаимодействия со сверстниками.
- В игре он учится подчинять свои желания определенным тре бованиям это важнейшая предпосылка воспитания воли.
- В игре значительно легче подчиниться правилу, связанному с выполнением взятой на себя роли.
- В игре ребенок развивается духовно. В.А. Сухомлинский счи тал, что духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он засушенный цветок.
Игра начинает входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста. В год у ребенка появляются подражательные действия. Он «читает», говорит по телефону, играет в кухне с посудой.
По мере взросления игры становятся более сложными: дети под ражают профессии родителей, знакомых, сами «становятся родите лями».
Наблюдая за игрой ребенка, многое можно узнать о его жизни, потому что все свои чувства, переживания он переносит на игруш ки. По играм можно судить о взаимоотношениях в семье, об интере сах и склонностях ребенка. Все, что необходимо человеку в жизни, обучении, общении, творчестве, берет начало в детской игре. Понаблюдайте за игрой малыша, и вы увидите, что необходимо ребёнку в данный момент для его развития.
Игра – для малыша это своеобразный способ обучения, подготовка к более сложной «взрослой» жизни. Проживая игровые ситуации, как бы «пропуская» их через себя ребенок учится общаться, устанавливает для себя нормы и правила поведения в тех или иных ситуациях, учится взаимодействовать с окружающим миром и познает его законы даже не осознавая, что в будущем все это станет фундаментом для построения его дальнейшей жизни.
«Игрушка должна быть трамплином для ребячьей мечты»
Лев Кассиль
У игрушки много сторон – педагогическая, эстетическая, нравственная, производственная, экономическая, культурная, социальная, психологическая и т.д. Все это разные стороны таких, казалось бы, простых предметов, но так ли просты они? Во многом ко всему, что касается детства, у нас, взрослых отношение часто несерьёзное. Взрослые, может быть, и не задумываются какие игрушки они покупают, какие дарят детям, какие игрушки приносят в детский сад.
Для ребёнка игрушка – неотъемлимая часть его жизни и поэтому требует к себе самого серьезного внимания!
Что такое игрушка?
Игрушкой может стать все что угодно. Свойство быть игрушкой не привязано жёстко к внешне материальным признакам того или иного предмета. Его попадание в класс «игрушек» обусловлено отношением к нему играющего человека. Именно человек превращает предмет в истинную игрушку в процессе игры с ним.
Роль истинной игрушки может получить любой предмет, если он:
- привлекателен – вызывает желание общаться с предметом, смотреть на него манипулировать им;
- доступен для овладения – определяется возможностями играющего встроить этот объект в своё жизненное пространство;
- не воспринимается в данный момент как «серьезная вещь» - то есть на него не распространяется общепринятые правила обращения с «серьёзными» предметами.
- Удовлетворяет возрастные потребности развития ребёнка;
- Способен стать символическим объектом для личностных проекций - когда возможен перенос своих переживаний, чувств, мыслей и поступков на свою игрушку как осознанно, так и на подсознательном уровне.
Слово «игрушка» - для многих служит синонимом безделушки, забавы. В то время как это особый предмет, имеющий огромную власть, обладающий способностью обучать. И от того как мы относимся к выбору игрушек для своего ребёнка, умеем ли правильно организовать игру, направить его действия, развернуть сюжет зависит будущее наших детей.
«Игрушка не только отражает культуру своего времени,
вкусы и пристрастия людей,
она – зеркало экономической политики,
законов рыночного производства».
Тенденции развития современного рынка игрушек.
Значение игр и игрушек для развития ребенка в дошкольном возрасте часто недооценивается даже педагогами. Большинство родителей не пони мают, насколько важны правильно подобранные игрушки для формирования личности ребенка. Как и в какие игры должен играть ребенок? Информацию об этом родители получают в основном из рекламы, которая отражает интересы фирм-производителей, далеко не всегда совпадающие с интересами ребенка.
Отсутствие общей и правовой культуры в формировании игровой среды ребенка в России приводит к агрессивному наступлению на наш рынок игровой продукции как с Запада, так и с Востока.
В дошкольном возрасте есть сензитивные периоды развития способностей ребенка, когда правильный подбор развивающих игр и игра в них с ребенком определяют очень многое. Вместо учета особенностей психофизического развития детей, особенно дошкольников, развитие рынка игрушек происходит по привнесенным извне тенденциям. Выделим две из них.
Дешевизна в сочетании с крикливой яркостью и шумностью - визитная карточка игрушечных фирм из Юго-Восточной Азии. Гораздо более доро гие натуралистичные модели людей, животных, машин, самолетов, героев мультфильмов и кинофильмов (всего, что окружает в повседневной жиз ни) - продукция западных фирм. Современные западные игрушки все чаще и дальше уходят от детской игры в сторону потребительства и механического использования заложенных производителем операций. Ребенку кажется, что он манипулирует игрушкой, а на самом деле сама игрушка навязывает ему определенные действия, вырабатывая эмоциональную зависимость маленького человека от электронного устройства.
Главные качества дет ской игры: свобода действий, эмоциональная насыщенность, творческая активность, изобретательность - при этом совершенно не требуются и не развиваются.
Очевидность проблемы ясно выражена и актуальность поиска решения данного вопроса бесспорна. Стоит ли задуматься, как и чем играют наши дети и попытаться разобраться в данном вопросе – решать Вам.
Основные психолого-педагогические требования к игрушке.
Игрушка приносит максимальную пользу, если она культуросообразна и способствует принятым в обществе нормам и духовно-нравственным ценностям.
Игрушка вредна, если она:
- Провоцирует ребёнка на агрессию и жестокость;
- Вызывает страх или тревогу;
- Имеет грубый натурализм;
- Унижает человеческое достоинство;
- Вызывает психологическую зависимость в ущерб полноценному развитию ребенка;
- Искажает восприятие окружающей действительности.
Игрушка полезна, если она:
- Безопасна;
- Привлекательна;
- Эстетична;
- Соответствует возрастным возможностям ребёнка;
- Полифункциональна (предоставляет возможность для развития способностей ребенка: физических, духовных, нравственных и т.д.);
- Выполнена из экологически чистых материалов;
- Упакована.
ПРАВИЛА ВЫБОРА ИГРУШКИ
- Игрушка радует Вас и Вашего малыша, вызывает положительные эмоции;
- Игрушка не утомляет и не перегружает ребёнка;
- Игрушка отвечает индивидуальным особенностям развития ребёнка и его потребности в игре.
- Игрушка вызывает интерес, обладает игровой динамикой, стимулирует к активному действию с ней;
- Игрушка расширяет кругозор и побуждает ребёнка к познавательно-исследовательской деятельности;
- Игрушка воспитывает художественный вкус ребёнка.
Уважаемые взрослые,
помните, что самые лучшие игрушки сами по себе
не заменят детям общения с вами!
Ссылка на источник: http://www.scienceforum.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание на тему" Роль игры и игрушки в жизни дошкольника"
Задачи :Дать разъяснительное представление родителям о роли игры и игрушек в жизни детей.Дать знания родителям о значении игрушки, её роли в игре ребёнка.Вооружить знаниями о целесообразном педагогиче...
Консультация для родителей"Роль игры и игрушки в воспитании"
Огромная роль в развитии и воспитании ребёнка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. В.А Сухомлинский подчёркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовн...
«Роль игры и игрушки в развитии речи детей»
Место игры и игрушки в педагогическом процессе развития речи детей. Задачи развития речи детей...
Учебно методическая разработка по теме "Роль игры и игрушки в речи детей"
Данная учебно- методическое пособие будет интересно воспитателям дошкольного образовательного учреждения. В статье рассказывается о том, что игры оказывают большое влияние на развитие речи...
Родительское собрание на тему: "Роль игры и игрушки в жизни дошкольника"
Родительское собрание...
Роль игры и игрушки в развитии личности ребенка.
Цель: формировать знания о значении игрушки, ее роли в жизни ребенка; вооружить знаниями о целесообразном педагогическом подборе игрушек....
«Роль игры и игрушки в воспитании детей младшего дошкольного возраста»
Развитие богатого эмоционального мира ребёнка немыслимо без игрушек. Именно они позволяют ребёнку выразить свои чувства, исследовать окружающий мир, учат общаться и познавать себя. Вспомните свои люби...