«Некоторые особенности развития детей 5 – 6 лет и функциональная подготовка ребенка к школе»
консультация (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Некоторые особенности развития детей 5 – 6 лет и функциональная подготовка ребенка к школе»
Дети быстро взрослеют, вслед за этим так же быстро уходят светлые чувства, связанные с общением новорожденного с родителями, потом первых слов и первых шагов, первого стихотворения и т.д. Этап развития – это самое удивительное в жизни родителей и важно не пропустить этих минут.
И вот для вас наступает время, когда ребенок может осознать, что у других людей тоже есть права , чувства и личная жизнь. До какого-то момента ему позволительно было считать, что солнце всходит только для него одного , но сейчас нужно готовить почву для других понятий: солнце одно и у всех есть права на его свет и тепло, и вот теперь мы пожинаем первые плоды воспитания. Кому не знакомы эти фразы:
- сиди спокойно!
- не шуми…
- не мешай…
- кому было сказано!?
И я, наверное, не ошибусь, если скажу, что наиболее часто в практике воспитания Вам встречается слово (может быть Вы догадались?) – «нельзя!», и оно, это слово, очень редко произносится спокойным, ровным голосом, обычно оно звучит в приказном тоне, гневно и раздраженно.
На эти эмоции дети отзываются соответственно: сердятся, злятся, кричат, плачут, настаивая на своем, проявляют природное упрямство. А что, если в этом случае использовать принцип отвлечения?
Пример для улицы:
- сколько окон на 1 этаже?
- сколько этажей в доме?
Какое время года на улице? Почему?
Идем домой:
- давай вместе посчитаем ступеньки!
Игра «найди предмет» (по описанию)
В доме:
- игра «Объедини понятием» : ель, дуб, береза… - ? (это деревья); - фломастер, ручка, карандаш… ( это пишущие предметы); - ложка, вилка… - (это посуда).
-игра «Найди противоположное слово»
Холодно - (жарко), темно - (светло), день – (ночь), чистый – (грязный).
Это все – развивающие игры, которые помогут и вам, и вашему ребенку начать подготовку к школе, в которую входит не только обучение письму, чтению, счету, это не только покупка школьных принадлежностей, это – функциональное развитие ребенка, которое в дальнейшем поможет ему успешно справиться со школьной программой.
Функционально готовя ребенка к школе, вы стимулируете физиологические и психические процессы в организме ребенка, а это значит, вы развиваете мелкую моторику пальцев, координацию движения рук , пальцев, зрительного аппарата, развития памяти, внимания, мышления, воображения, речи, а также знание и понимание окружающего мира.
Вы знаете, что физическое состояние (здоровье) ребенка очень важный фактор в развитии ребенка, однако психическое и умственное развитие также важны, и если уделять в день 10-15 минут на занятия с ребенком, то за интеллектуальное развитие своего сына или дочери, в дальнейшем, вы можете быть спокойны.
Главное в занятиях не количество часов, а регулярность.
Занятия должны проходить в игровой форме, с интересом и азартом (без подзатыльников и шлепков).
Конечно, хорошо, если ребенок до школы уже умеет читать, считать, но это лишь навык (это можно сравнить с катанием на велосипеде – один раз научившись, уже не забудешь!).
Вы будете развивать ребенка, если опираясь на этот навык, будете продолжать совершенствовать функциональные структуры организма.
Обучение чтению и письму, счету не должно быть самоцелью, а должно идти как одно из направлений, с учетом многогранности процесса развития ребенка. Если не совершенствовать функциональные механизмы речи, внимания, памяти, мышления, то различие между ребенком, который научился читать рано, и тем, который научился читать поздно, сотрется к 3 – 4 классу, а возможно, что другие дети и перегонят его. Вот почему наравне с чтением и счетом нужно расширять кругозор ребенка, его понимание мира и законов природы и общества.
Сегодня я покажу и расскажу несколько вариантов развивающих игр, которые вы можете использовать при занятиях с детьми:
Игра «Найди картинку» (может подойти детское лото, картинка с фруктами, овощами, животными, как дикими, так и домашними, картинки на кубиках, все, что есть дома).
Вы описываете одну из картинок, а ребенок, разглядывая их, пытается определить, о чем идет речь.
Задание можно варьировать от простого к сложному. А на начальном этапе вместо картинок можно описывать игрушки, которые у вас есть дома. Можно с ребенком меняться местами, и теперь ребенок дает описание , а вы отгадываете.
Загадки. Очень интересно работать!
Можно использовать загадки 2-х видов – общепринятые (из детских книг и пр.) и те, которые вы придумаете сами. Но работая со 2-м видом загадок, необходимо соблюдать несколько принципов:
- В загадках должны содержаться характерные признаки предмета, объекта, действия;
- Количество существенных признаков должно определяться возрастом (от 1 до 3 – 4-х признаков);
- Сам предмет и признаки должны быть знакомы ребенку.
Например: составляем загадку про мышку.
Берем несколько признаков:
1. маленькая,
2. длинный хвост,
3. серая (серенькая),
4. любит сыр;
5. очень боится кошки;
6. живет в норке.
А теперь возьмем 2 – 3 (или 4) признака, и получаем загадку:
1,2,4; 1,3,5
1,2,3,5; 3,1,6,4
1,2,5 1,3,2,6
Теперь можно попробовать самим составить загадку про зайца по следующим признакам:
- Живет в лесу
- Белый (беленький)
- Серый (серенький)
- Пушистый с длинными ушами
- Летом серый, зимой белый
- Любит капусту, морковку
- Боится волка и лису
- Трусишка
- Бегает прыжками прыг-скок
Игры со словами развиваю интеллект, в таких играх ребенок проявляет сообразительность и внимание, увеличивает словарный запас и учится оперировать словами и правильно употреблять их.
Игр со словами очень много, и у родителей есть возможность перестраивать их и изобретать новые.
Перечислю некоторые:
- «Кто больше назовет предметов…» (одежды, посуды, мебели и пр.)
- «Кто большое назовет слов на букву» (к,м,с,р…)
- Игра «Найди ошибку» Доски на гору везем, будем строить новый Ком (дом). Мишка плачет и ревет, просит пчел, чтоб дали Лед (мед). Между гор издалека течет бурная Щека (река).
- Игра «Составь предложение» Называете по одному слову ( нпр. Ребенок – кот, вы - шкаф), затем по очереди составляете предложение с этими словами:
Кот запрыгнул на шкаф. Кот спрятался за шкаф.
Игры со счетным материалом (счетные палочки или спички, с которых предварительно необходимо удалить серную головку):
- Составить треугольник из 3 спичек (затем из 5,6,7,8,9,10)
- Составить прямоугольник из 4 спичек (затем 6,8 – 2х видов), 10 (2 видов), 12 (3х видов).
- Составь окружность из 10,12,16 спичек.
- Составь звездочку из 10,20,30 спичек
- Составь 2 треугольника из 5 спичек
- Составь 3 треугольника из 7 спичек
- Составь 4 прямоугольника из 9 спичек (несколько вариантов)
- Составь из 6 спичек пятиугольник, затем раздели его на 2 части 2-я спичками.
Интересно можно обыграть изучение времени: когда вы уходите с ребенком гулять, то обязательно проговаривайте (и показывайте): «сейчас уже четыре часа , посмотри на часы, мы идем на улицу на полтора часа, на один час тридцать минут» а придя домой, вы обязательно скажите «мы гуляли полтора часа, это один час и тридцать минут и сейчас на часах пять часов и тридцать минут или половина шестого», за один раз ребенок не запомнит все сказанное вами, но вы не переживайте, просто ежедневно в течение дня можно проговаривать определенные действия, связанные со временем (обед, ужин, просмотр телепередач, ваша занятость, готовка обеда и прочее), вас приятно удивит сюрприз, когда ребенок в школе без труда будет разбираться со временем и для него не составит труда выполнение задач и примеров, заданных на дом.
И возвращаясь к началу нашего разговора, хочу сказать, что, обучая и воспитывая детей, необходимо считаться с волей детей, исключая из воспитания такие приемы, как насилие, соблазн и подкуп, потому что свобода в отношениях располагает людей к пониманию. С совместными играми вы целенаправленно воспитываете в ребенке самостоятельность в будущем, и когда ваш ребенок пойдет в первый класс, то вас не будет удивлять вопрос, что он какой – то несамостоятельный. Потому что самые характерные черты проявляются до 4-х лет, а вообще воспитание детей после семи лет стоит под большим вопросом, и те характерные черты, уже проявившиеся у вашего ребенка, уже не исправить это и будет «критический период», когда «завтра будет поздно».
Игровой путь обучения ребенка – это самая доступная и совершенная методика из всех существующих, проигрывая со своим ребенком различные игровые ситуации, вы на время тоже становитесь детьми, и очень удивительно, но в данный момент чувствуешь, что не надо торопить взросление ребенка. Лучше побыть подольше в радостном мире детства, где царят покой и взаимность, где сияет безусловная любовь. Любовь и взаимопонимание – это источник любого предприятия, будь то обучение или простой отдых. Желаю вам успехов! Пусть наши дети вырастут лучше нас!
Живет в лесу |
Белый (беленький) |
Серый (серенький) |
Пушистый с длинными ушами |
Летом серый, зимой белый |
Любит капусту, морковку |
Боится волка и лису |
Трусишка |
Бегает прыжками прыг-скок |
Живет в лесу |
Белый (беленький) |
Серый (серенький) |
Пушистый с длинными ушами |
Летом серый, зимой белый |
Любит капусту, морковку |
Боится волка и лису |
Трусишка |
Бегает прыжками прыг-скок |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 6 – 7 ЛЕТ. ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ: ПОЛЕЗНЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ.
Готовность к школе включает в себя физическую, социальную и психологическую готовность.Физическая готовность определяется уровнем развития основных функциональных систем организма ребёнка и сост...
Развитие мелкой моторики как этап подготовки ребенка к школе
Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Под этим выражением подразумевается движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о совместной координации рук ...
Особенности развития детей-сирот, воспитывающихся в доме ребенка
Огромную роль в развитии играют биологические и социальные факторы...
Развитие мелкой моторики в период подготовки ребенка к школе.
Один из важных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе является развитие мелкой моторики....
Презентация к родительскому собранию «Особенности развития детей 6–7 лет. Подготовка к школе»
В возрасте 6 -7 лет у детей складываются предпосылки для начала систематичного школьного обучения. У них возрастает познавательная активность, интерес к миру, желание узнавать новое. Де...
«Развитие мелкой моторики рук как подготовка ребенка к школе»
Цель: познакомить родителей с понятием мелкой (тонкой) моторики рук и важностью её развития.Задачи:раскрыть понятие мелкой моторики;раскрыть влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей...
Особенности развития детей 6-7 лет Подготовка к школе: Полезные игры и упражнения.
Презентация предназначена для родителей воспитанников подготовительной группы....